Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

176 гвардейский истребительный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк ВВС КА

[19 истребительный авиационный полк]


Free hunters: 176th guards fighter «Proskurov» regiment (19th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       19 истребительный авиаполк сформирован 22.03.1938 в Ленинградском военном округе (аэр. Горелово Ленинградской обл.) на основе 58 и 70 отдельных истребительных авиаэскадрилий и 33 ораэ с включением в состав 54 легкой (истребительной) авиабригады ВВС ЛВО.
       11.04.1940 За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 19 иап награжден орденом Красного Знамени.
       03.04.1944 За отличие в боях с немецкими захватчиками при освобождении городов Проскуров, Каменец-Подольский, Чертков, Гусятин и Залещики приказом ВГК № 078 19 иап присвоено почетное наименование «Проскуровский».
       09.08.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны немцев западнее Ковеля и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 19 иап награжден орденом Александра Невского.
       19.08.1944 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 0270 19 иап преобразован в 176 гвардейский истребительный авиационный полк.
       11.06.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками за овладение столицей Германии городом Берлин и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 176 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       26.03.1960–31.05.1960 176 гвардейский истребительный авиационный полк расформирован вместе с 98 гиад.
       1966 год - По ходатайству Трижды ГСС Кожедуба И.Н. регалии 176 гиап переданы 234 иап МВО, сформированному в 1951 г. из летчиков 176 гиап, не убывших в Корею, который стал именоваться 234 гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк (директива ГШ ВС СССР от 11.05.1966).
       1989 год - 234 гиап переименован в 237 гвардейский центр показа боевой техники (ЦПБТ).
       Осень 2009 года - 237 гв. ЦПБТ расформирован в Кубинке в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
30.11.193913.03.194054 иабрВВС 7 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194107.07.19413 иад ПВОСеверная зона ПВО
07.07.194117.10.19417 ИАК ПВОСеверный / Ленинградский фронт
25.02.194226.04.19422 Резервная авиагруппа СВГКВолховский фронт
02.01.194319.03.1943269 иад2 ВАВоронежский фронт
08.01.194406.06.19441 Украинский фронтотдельный истребительный авиаполк свободных охотников
06.06.194407.07.194416 ВА1 Белорусский фронт
07.07.194419.08.19446 ВА
19.08.1944январь 194516 ВА
январь 194509.05.19453 ИАК
31.03.195130.01.1952324 иад64 ИАКконфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: выполнено 3646 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 3 в воздушных боях и 2 на аэродромах. При штурмовках уничтоженно: паровозов – 74, вагонов – 150.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 8522 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 389 в воздушных боях и 56 на аэродромах. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 2, батареи ЗА – 2, автомашины – 265, автоцистерны – 7, повозки – 213, паровозы – 36, вагоны – 30), собраны важные разведданные.
       Собственные безвозвратные потери составили 111 (из них 88 - боевые потери) самолетов и 56 летчиков (из них 54 - боевые потери).

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие объектов28262826
на прикрытие войск7317350315193
на штурмовку43711743165112
на сопровождение26182179
на прикрытие аэродромов47640246190
на разведку2701294299
на свободную охоту352119201601
Итого85223145257100423031713
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Всего445116343131152
сбито в воздушных боях38976343119148
уничтожено на аэродромах564000124
Истребители
сбито в воздушных боях2844021284146
уничтожено на аэродромах844
Бомбардировщики
сбито в воздушных боях8428124301
уничтожено на аэродромах48408
Прочие типы
сбито в воздушных боях218751
ПотериЗа войну1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях 60 44 2 3 10 1
сбито зенитной артиллерией 6 - - 2 3 1
уничтожено на аэродромах 2 - - - - 2
не вернулось с боевого задания 20 13 3 1 - 3
Итого боевые 88 57 5 6 13 7
авиакатастрофы 3 - 2 - 1 -
аварии 4 - 3 - 1 -
списано по износу 16 - 1 5 6 4
Итого небоевые 23 - 6 5 8 4
ВСЕГО 111 57 11 11 21 11
Потери летного состава
Летчики56308783

По типам самолетов потеряно: 12 И-16; 4 И-153; 25 МиГ-3; 27 ЛаГГ-3; 26 Ла-5; 17 Ла-7.

       Результаты боевой работы в корейской войне: выполнено 3646 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 107 (бомбардировщиков – 10, истребителей-бомбардировщиков – 15, истребителей – 81, разведчиков – 1). Свои потери: летчиков – 5, самолетов – 15.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194150 И-16, 20 И-153, 15 МиГ-3


И-15бис (30.11.1939 — середина декабря 1939 г.)

Цветной профиль СФВ.
Реконструкция окраски И-15бис на лыжном шасси (тактический номеро 173, серийный номер 4616) Я.И.Андреева. Художник - И.Злобин.
The skied I-15bis biplane (bort number white 173).



И-153 (июль — июль 1941 г.)
Июль 1941 г. - 4-я эскадрилья на И-153 передана в 192 иап.


И-16 (июль — июль 1941 г.)
Самолёты полка имели трёхзначные белые номера на борту фюзеляжа, начинающиеся с 1.
В июле 1941 г. 5-я эскадрилья на И-16 передана в 195 иап.

USSR
Старков М.П. с боевыми друзьями у истребителя И-16, июль 1941 г.
Russian pilot Starkov aside the I-16 airpalne.



МиГ-3 (июнь — декабрь 1941 г.)
12.09.1941 - принято 5 экипажей с самолетами МиГ-3 от 35 иап 7 ИАК ПВО.

история и боевой путь части. создана по личному указанию маршала авиации Новикова.
Бригадный коммисар Ф.Ф. Веров и лейтенант Титоренко Дмитрий Степанович у МиГ-3 6 июля 1941 г.
Soviet aircraft MiG-3 in July 1941.


Фото МиГа ВОВ петропавловка.
Истребители МиГ-3 из состава 7 ИАК ПВО (предположительно - 19 ИАП) над Петропавловской крепостью.
Цветной профиль МиГа ВОВ.
Реконструкция окраски МиГ-3 с белым бортовым номером 67. Художник - А.Петров.
Russian fighter MiG-3 (bort number white 67).



ЛаГГ-3 (июль 1941 г. — июль 1942 г.)
warfire ski VVS USSR GPW
Истребитель ЛаГГ-3 на лыжах на авиабазе Саваслейка, в период нахождения 19 иап во 2 зиап.
The LaGG-3 skied plane of 19 iap Red army airforce at Savasleika Air Base.

Цветной профиль ЛаГГа ВОВ.
Советский истребитель ЛаГГ-3 с красным бортовым номером 95.
The LaGG-3 (red № 95) profile by M.Tessitori.



Ла-5 (январь 1943 г. — июнь 1944 г.)


Ла-7 (июнь 1944 г. — май 1945 г.)
В июне 1944 полк перевооружен (первым в ВВС КА) на истребители Ла-7.
Ла-7 полка отличались красным оформлением капота и большой белой "косынкой" на хвостовом оперении.

Фото снимок Ла-7 ВОВ ЭБИ. Наши ястребки - Сталинские соколы
Истребитель Ла-7 летчика А.С.Куманичкина, май 1945 г.
Цветной боковик Ла-7 ВМВ. Маршальский авиаполк
Самолет Ла-7 с белым бортовым номером 18. Художник - М.Быков.
Soviet fighter La-7 (board number 18).

Фотоснимок Ла-7 ВОВ. Воздушные охотники  176 Гв ИАП ВВС РККА.
Иван Кожедуб с боевыми товарищами у Ла-7 с ЭБО полка. Увеличение фото - по клику.
Ivan Kozhedub near the La-7 featured his unit markings. Click to enlarge the picture.


Фотоснимок Кожедубовский ястребок Ла7 № 27 фото ВОВ.
отдельный иап воздушных охотников. ЖБД 176 ГвИАП - журнал боевых действий, история и боевой путь части

Russian Free hunt WW2 wartime photo.
Истребитель Ла-7 (заводской номер 45210127) дважды героя Советского Союза Кожедуба, май 1945 г. Третья золотая звезда была получена асом уже после Победы.
Freehunt ДГСС 2ГСС 3ГСС ТГСС
Иван Никитович Кожедуб.
Белый кок его самолета, ныне находящегося в музее, не подтверждается фотографиями военного времени.
групповой портрет на ВДНХ (на фоне самолета Ивана Кожедуба) 1945
Самолет Ла-7 Ивана Кожедуба на ВДНХ, 1945 г.
Цветной боковик Ла-7, ЭБО - элементы быстрого опознавания в воздухе.
Истребитель Ла-7 с белым бортовым номером 27. Автор реконструкции внешнего вида - М.Быков.
The La-7 warplane. Great Patriotic war photo.


Фото Советский военный самолёт Ла-7 и медведь ЗБИ.
Лётчик Нечаев С.М. играет с медвежонком на фоне Ла-7 № 28.
Russian pilot Nechaev and the bear.


       Командиры полка

_.10.1940 – 11.10.1942 к-н, м-р Ткаченко Андрей Григорьевич
11.11.1942 – 17.03.1943 м-р Орлов Леонид Александрович (погиб)
_.03.1943 – _.08.1943 м-р Пустовойт Георгий Андреевич
_.08.1943 – 17.03.1944 п/п, п-к Шестаков Лев Львович (погиб)
_.03.1944 – _.12.1945 п/п Чупиков Павел Федорович






Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Маршальский полк: 176 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный орденов Кутузова и Александра Невского Проскуровский полк ВВС КА



Фото «Маршальского авиаполка» свободных охотников. История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.