Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

19 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС КА

[145 истребительный авиаполк]


19th guards fighter regiment (145th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       29.12.1939–17.01.1940: 145 иап сформирован в ВВС 9 Армии путем включения в состав авиаполка двух эскадрилий из 38 иап и одной аэ из 20 иап.
       25.03.1940 В состав полка прибыла эскадрилья из 80 иап, тем самым окончательно завершено формирование полка по штату 15/21.
       24.08.1941: Переформирован по штату 015/134.
       01.11.1941: Переформирован по штату 015/174.
       04.04.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 102 145 иап преобразован в 19 гвардейский истребительный авиаполк.
       18.04.1942: Переформирован по штату 015/134.
       01.01.1943: Переформирован по штату 015/284.
       Февраль 1944 г.: Переформирован по штату 015/364.
       10.07.1960: преобразован в авиаполк истребителей-бомбардировщиков.
       23.03.1993–13.05.1993: вновь преобразованием в истребительный авиационный полк.
       Осень 2009 года: 19 гиап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.01.194013.03.1940АГ п-ка ФилинаВВС 9 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19411 садВВС ЛВО / Северного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194115.02.1942ВВС Карельского фронта
15.02.194219.04.1942ВВС 14 армииКарельский фронт
19.04.194220.05.1942ВВС 19 армии
20.05.194226.11.1942ВВС 14 армии
26.11.194213.01.1945258 иад / 258 сад / 1 гсад / 16 гиад7 ВА

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1125, проведено воздушных боев – 4, сбито самолетов противника – 5. Свои потери: 5 летчиков.

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнен 9941 боевой вылет, проведено 256 групповых воздушных боев. В воздушных боях уничтожено 226 самолетов противника (бомбардировщиков – 25, истребителей – 189, разведчиков – 10, прочих типов – 2) и 2 аэростата. Уничтожено при штурмовках: орудий – 19, точек ЗА – 33, автомашин – до 268, повозок – до 108, паровозов – 1, вагонов – 3, катеров – 7, барж – 5.
       Собственные безвозвратные боевые потери составили 99 самолетов, небоевые - 130. Потери летного состава - 53 летчика (погибло в воздушных боях – 41, погибло при бомбежке – 1, не вернулось с боевого задания – 8 , сбито зенитной артиллерией – 2, погибло в авиакатастрофах – 3).
       По типам самолетов потеряно: 56 И-16, 3 МиГ-3, 40 ЛаГГ-3, 13 «Харрикейн», 25 «Киттихаук», 92 «Аэрокобра».

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
17.01.1940: 23 И-15бис (две аэ) , 13 И-16 (одна аэ).
22.06.1941: 56 И-16 (из них 4 неисправных), из них 37 штук И-16 тип 5
18.05.1942: 16 «Аэрокобр» (две аэ) , 10 «Киттихауков» (одна аэ).
25.06.1943—13.01.1945: самолеты «Аэрокобра» (три аэ)


1. И-15бис (17.01.1940 – 13.03.1940)


2. И-16 (17.01.1940 – 1941)

СФВ 145 иап ВВС КА лыжный моноплан
Миронов В.П. (слева) с боевым товарищем у самолета И-16 на лыжном шасси. Предположительно, фото сделаны в советско-финляндскую войну на аэродроме Алакурти.
The skied I-16 plane.



ww2 foto pursuit squadron airplane.
Командир эскадрильи Гальченко Л.А. в кабине И-16 тип 10 б/н 23, фото 7 июля 1941 года на аэродроме Шонгуй.
По клику командир звена Миронов В.П. у этого же самолета .
Soviet ace Galchenko in the I-16 type 10 cockpit.

Click to view ace Mironov near the same plane.

color profile I16 19th guards fighter regiment (145th aviation unit)
Soviet warplane I-16 type 10 № 23. Profile by M.Bykov.


Фото снимок ВОВ действующая армия
Личный состав 2-я эскадрильи 145 ИАП у истребителя И-16 в июле 1943 года на аэродроме Шонгуй: Беликов; (комсорг); комиссар Забержинский; Гальченко; Миронов; Тумаков; Олисов; Ваулин; Дрягин.
The I-16 aircraft, Great Patriotic war photo.


Боевое использование ишачков.
Гальченко Леонид Акимович, Олисов Александр Петрович, Миронов Виктор Петрович у И-16 с белым коком воздушного винта. Шонгуй, 1941 год.

WWII photo in combat VVS USSR
Командир 2-й эскадрильи капитан А.П. Зайцев (слева) рядом с И-16 тип 17, лето 1941 года.

военный самолёт ВОВ.
И-16 тип 5 из 3-й эскадрильи, поломанный на посадке 26 сентября 1941 года младшим лейтенантом А.И. Чехловым.
The I-16 type 5 fighter bort number 14.



3. МиГ-3 (12.07.1941 – 16.11.1941)
12.07.1941: получено 4 истребителя МиГ-3 из резерва ЛВО.

МИГ3 Фото ВОВ Гальченко с сослуживцами
Аэродром Шонгуй, 20.09.1941. У самолёта МиГ-3, слева-направо: старший лейтенант Олисов Александр Петрович, лейтенант Ваулин Вячеслав Петрович, старший политрук Забержинский Борис Александрович, лейтенант Дрожжин Василий Иванович, капитан Гальченко Леонид Акимович, лейтенант Зачек Павел Сергеевич, лейтенант Мохиладзе Василий Иванович, младший лейтенант Дрягин Алексей Александрович, младший лейтенант Кулаковский Фёдор Степанович, старший лейтенант Беликов Василий Иванович, старший лейтенант Дмитриев Пётр Григорьевич, капитан Семёнов Александр Александрович.


4. ЛаГГ-3 (20.07.1941 – 29.04.1942)
20.07.1941: получено 15 самолетов с авиазавода № 21 (12 ЛаГГ-3 3-й производственной серии с вооружением 3x12,7-мм БС + 2x7,62-мм ШКАС; и три ЛаГГ-3 4-й серии c вооружениеm 1x20-мм ШВАК + 1x12,7-мм БС БС + 2x7,62-мм ШКАС).
01.12.1941: получено 12 самолетов ЛаГГ-3 с авиазавода № 21.

Бочков Иван Васильевич, летчик 145-го ИАП ВВС 14-й армии Карельского фронта, ГСС 1942
Бочков Иван Васильевич у самолёта ЛаГГ-3, Карельский фронт.

Наши ястребки - Сталинские соколы.
Истребитель ЛаГГ-3 с бортовым номером 54, на котором в августе 1941 г. летал командир эскадрильи капитан Александр Зайцев. Рисунок М.Быкова.
Soviet LaGG-3 №№ 54 and 61 fighters.



5. Curtiss Kittyhawk (17.05.1942 – 25.06.1943)
17.05.1942 Получены американские истребители «Киттихаук» на вооружение 2 АЭ. Двузначные номера начинались на "2" и наносились на вертикальное оперение.
25.06.1943: все «Киттихауки» переданы другим частям 7 ВА.

боевая раскраска Р40
Григорий Дмитрюк (четвертый слева) с боевыми товарищами, 1942 г.
Grigoriy Dmitryuk (the fourth from the left) in front of his P-40.


Гончаренок Д. С. после боевого вылета с инженером АЭ Б. Палес / Советская камуфляжная окраска Р-40
Летчик Гончаренок Д.С. с инженером АЭ Б. Палес у самолета Киттихаук.
Soviet pilot Goncharyonok.


из архива Гайдаенко, хотя насчет зубастого 100% гарантий я бы не дал, т.к. Гайдаенко еще и в 20 гиап тоже послужил и как раз на Киттихауках там летал. А в 19 гиап он летал на кобрах.
Истребитель Р-40 с "зубастой пастью" и белым коком винта.
собирательный образ Киттихаука из 19 гиап. 
Окраска смонтирована по фрагментарным фото разных самолетов 2-й эскадрильи полка (скорее всего, но это не точно, есть вероятность, что это один аппарат). 
Номера Киттихауков 2 АЭ, которые она использовала с мая 1942 г., начинались на 2, 
а номера 1 и 3 АЭ, летавших на ранних моделях Аэрокобр - на 1 и 3 соответственно. 
В июне 1943-го все Кертиссы были сданы в другие авиачасти 7 ВА, а 2 АЭ также получила Аэрокобры.
Окраска смонтирована по фрагментарным фото разных самолетов 2-й эскадрильи полка (есть вероятность, что это - один аппарат). Тактический номер на киле - предположительный и сделан с использованием шрифта цифр от других машин.

19th GvIAP photo in WWII.
Пилоты у P-40, фото 1943 г.

19 Gv IAP foto WW2
Карпенко Михаил Федорович на фоне самолета с отметками побед.
Pilot Karpenko and his planes.

P40 19 GIAP Wartime picture
Карпенко Михаил Федорович на фоне самолета с отметками побед.


4. Hawker Hurricane (06.02.1942 – 17.05.1942)


6. Bell Airacobra (12.05.1942 – 13.01.1945)
В первый период эксплуатации «Аэрокобр» обоих полков 1 гсад (258 иад/сад): 19 и 20 гиап, отличием были большие двузначные номера на вертикальном оперении, чаще всего - белые. Номера начинались на "1", "2", "3" соответственно номеру эскадрильи.

ex-RAF USSR
Один из первых доставленных в Советский Союз в январе 1942 г. истребителей Аэрокобра I (серийный номер AN619, тактический - 34). На нем летал летал младший лейтенант В.В. Габринец.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Самолет "Аэрокобра I" лётчика Бочкова (тактический № 12, серийный № AH682).

действующая армия фото ВОВ СССР
Истребитель Р-400 Аэрокобра № 11.

Bell Airacobra
Filippov, Fomchenkov, Kutahov and Timofeyev with Fomchenkov’s Airacobra I board number 12 serial number BX237.
заводской номер.
Самолет Р-400 Аэрокобра № 12.

действующая армия Фотографии и история  Р400
Комполка майор Георгий Рейфшнейдер у самолета Аэрокобра с хвостовым номером 12.

Кобра ранних серий № 14 Фотография
P-400 с тактическим номером 14 на аэродроме в Сегеже, фото 1942 г.

>Аэрокобра-1 с тактическим номером 16 лётчика Кривошеева
Аэрокобра I № 16 лётчика Кривошеева. Рядом запечатлён либо Иван Бочков, либо Ефим Кривошеев.
История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Soviet plane P400 tactical number 16.


одна из двух машин, которую 20 гиап получил от 19 гиап для обучения летчиков на новый тип в апреле 1943-го
Летчики 20 ГИАП на фоне «Аэрокобры» из состава 19 ГИАП, фото весны 1944 г.
The P39 aircraft № 17, Great Patriotic war photo.


Кобра в бою Фотография ВОВ
Бочков Иван Васильевич на фоне Аэрокобры № 19, фото 1942 г.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Габринец В.М. на фоне отметок воздушных побед.
19 гвардейский истребительный авиаполк
Увеличение фотографии - по клику - Габринец Владимир Максимович на крыле Аэрокобры Р-400.
Gabrinets pilot at his P-400 plane's wing, photo 1942. Click to enlarge the picture.


Дмитрюк Григорий Федосеевич с сослуживцами Р39
Дмитрюк Григорий Федосеевич с сослуживцами, фото 17 июля 1944 г.

действующая армия СССР фото ВОВ
Russian ace Kutahov.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Командир эскадрильи гвардии майор Кутахов (в центре) на аэродроме Шонгуй в 1943 году.
19-й гвардейский истребительный авиационный полк. Фотографии и история 19 гиап (145 иап) 19-й гвардейский истребительный авиационный полк. Фото ВОВ 19 гиап (145 иап)
Кутахов Павел Степанович на фоне Аэрокобр с победными звездочками.

Гайдаенко у своего самолета «Аэрокобра»
И.Д. Гайдаенко на фоне Аэрокобры с победными звездочками.
19 Гв.ИАП бортовая живопись фото ВМВ. Красотулечка 19 ГвИАП.
Комэск Иван Дмитриевич Гайдаенко в кабине своей "Красатулечки".
Ivan Gaydayenko in his Airacobra's cockpit.


у более поздних моделей номера были цветные с белым кантом.
«воздушные рабочие войны» 19 гиап (145 иап) Военно-воздушных сил Красной армии
Истребитель P-39M-1, поломанный при рулёжке на аэродроме Шонгуй 6.5.1944.

ВВС в боях за родину
Летно-технический состав 19 ГИАП после вручения им правительственных наград командующим 7-й воздушной армией, аэродром Шонгуй, 1943 г. На переднем плане - командир эскадрильи майор Кутахов П., командир полка Новожилов А., командир авиадивизии Шанин Г., командующий армией Соколов И.
The Р-39 Airacobra plane of 19th GIAP Red army airforce.


это вроде построение всей дивизии, так что, возможно, это самолеты 19 гиап
Самолеты «Аэрокобра» дивизии на аэродроме, предположительно - 19 гиап. Виден хвостовой номер 05.

Фронтовые друзья. 1943 г.
Советские авиаторы у «Аэрокобры», 1943 г.

полк на 99% 19 гиап. У меня есть фото кобры с номером 34 (для сайта не посылал, т.к. качество совсем дрянь), там 4-ка по начертанию такая же как и на этой 44. А то, что появились самолеты с номерами на 4, 5 и т.д. после перехода на 364 штат это логично, потому что 12 машин в десяток номеров никак не влезает :) Возможно, стало 10-29 на 1-ю аэ, 30-49 на 2-ю, 50-69 на 3-ю, но подвердить или опровергнуть это пока нечем
Это уже поздняя кобра, когда Киттихауков давно не осталось (их в июне 1943 уже все убрали), так что нумерация как угодно могла гулять. А на штат 4х аэ 19 гиап при кобрах не переходил. Может машина управления полка, их 4 штуки было по штату 015/364, как раз 41, 42, 43, 44. Ну это так, догадки. А вообще, с увеличением числа самолетов в АЭ до 12 такие фокусы с разделением номеров по десяткам уже не могли прокатить
Техники у самолета «Аэрокобра» № 44, четвертый справа - Горелов А.Я. Предположительно - 19 гиап, 1944 г. Увеличение фото - по клику.
The Р-39 Airacobra (tactical number 44) probably of 19th GIAP. Click to enlarge the picture.



7. Як-9 (освоение начато весной 1945 года, после исключения из действующей армии)


       Командиры полка

01.07.1941 – 10.08.1941 п-к Шмельков Николай Иванович
15.08.1941 – 28.11.1942 п/п Рейфшнейдер (Калугин) Георгий Александрович
28.11.1942– 31.12.1945 м-р, п/п Новожилов Алексей Ефимович







19 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС КА

Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия. М. Тимин - Два капитана, или жаркое лето в холодном краю.
Ю. Рыбин - «Черная кошка» приносит успех.
Также благодарности - Виктор Миронов (сын), Антон Павлов, Мурманская гос.обл. универсальная научная библиотека.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.