Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

19 гвардейский истребительный авиационный полк

[145 истребительный авиационный полк]


19th guards fighter regiment (145th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       29.12.1939–17.01.1940: 145 иап сформирован в ВВС 9 Армии путем включения в состав авиаполка двух эскадрилий из 38 иап и одной аэ из 20 иап.
       25.03.1940 В состав полка прибыла эскадрилья из 80 иап, тем самым окончательно завершено формирование полка по штату 15/21.
       24.08.1941: Переформирован по штату 015/134.
       01.11.1941: Переформирован по штату 015/174
       04.04.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 102 145 иап преобразован в 19 гвардейский истребительный авиаполк.
       18.04.1942: Переформирован по штату 015/134.
       01.01.1943: Переформирован по штату 015/284.
       Февраль 1944 г.: Переформирован по штату 015/364.
       10.07.1960: преобразован в авиаполк истребителей-бомбардировщиков.
       23.03.1993–13.05.1993: вновь преобразованием в истребительный авиационный полк.
       Осень 2009 года: 19 гиап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.01.194013.03.1940АГ п-ка ФилинаВВС 9 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19411 садВВС ЛВО / Северного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194115.02.1942ВВС Карельского фронта
15.02.194219.04.1942ВВС 14 армииКарельский фронт
19.04.194220.05.1942ВВС 19 армии
20.05.194226.11.1942ВВС 14 армии
26.11.194213.01.1945258 иад / 258 сад / 1 гсад / 16 гиад7 ВА

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1125, проведено воздушных боев – 4, сбито самолетов противника – 5. Свои потери: 5 летчиков.

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнен 9941 боевой вылет, проведено 256 групповых воздушных боев. В воздушных боях уничтожено 226 самолетов противника (бомбардировщиков – 25, истребителей – 189, разведчиков – 10, прочих типов – 2) и 2 аэростата. Уничтожено при штурмовках: орудий – 19, точек ЗА – 33, автомашин – до 268, повозок – до 108, паровозов – 1, вагонов – 3, катеров – 7, барж – 5.
       Собственные безвозвратные боевые потери составили 99 самолетов, небоевые - 130. Потери летного состава - 53 летчика (погибло в воздушных боях – 41, погибло при бомбежке – 1, не вернулось с боевого задания – 8 , сбито зенитной артиллерией – 2, погибло в авиакатастрофах – 3).
       По типам самолетов потеряно: 56 И-16, 3 МиГ-3, 40 ЛаГГ-3, 13 «Харрикейн», 25 «Киттихаук», 92 «Аэрокобра».

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
17.01.1940: 23 И-15бис (две аэ) , 13 И-16 (одна аэ).
22.06.1941: 56 И-16 (из них 4 неисправных).
18.05.1942: 16 «Аэрокобр» (две аэ) , 10 «Киттихауков» (одна аэ).
25.06.1943—13.01.1945: самолеты «Аэрокобра» (три аэ)


1. И-15бис (17.01.1940 – 13.03.1940)


2. И-16 (17.01.1940 – 29.03.1941)

СФВ 145 иап ВВС КА лыжный моноплан
Миронов В.П. (слева) с боевым товарищем у самолета И-16 на лыжном шасси. Предположительно, фото сделаны в советско-финляндскую войну на аэродроме Алакурти.
The skied I-16 plane.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части в ВОВ.
И-16 тип 5 тактический № 11 (серийный № 521А110) из 2-й эскадрильи 145-го ИАП, разбитый в аварии 25 февраля 1941 года младшим лейтенантом П.А. Хижняком (реконструкция по фото из аварийного акта, художник Александр Казаков)

цветной боковик И16 СССР
И-16 тип 10 тактический номер 13 (серийный номер 1021524) из состава 2 эскадрильи, разбитый 26 марта 1941 года (лётчик - лейтенант И.В. Мирошин).
The I-16 type 10 № 13 of 145th IAP Red army airforce. Profile by A.Kazakov.


ww2 foto pursuit squadron airplane.
Командир эскадрильи Гальченко Л.А. в кабине И-16 тип 10 б/н 23, фото 7 июля 1941 года на аэродроме Шонгуй.
Soviet ace Galchenko in the I-16 type 10 cockpit.

Комзвена 19 гиап (145 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Командир звена Миронов В.П. у самолета И-16 тип 10 № 23, Шонгуй. Увеличение фотографии по клику.
Soviet ace Mironov near the I-16 type 10 tactical number 23. Click to enlarge the picture.

color profile I16 19th guards fighter regiment (145th fighter aviation)
Soviet warplane I-16 type 10 № 23. Profile by M.Bykov.


Фото снимок ВОВ действующая армия
Личный состав 2-я эскадрильи 145 ИАП у истребителя И-16 в июле 1943 года на аэродроме Шонгуй: Беликов; (комсорг); комиссар Забержинский; Гальченко; Миронов; Тумаков; Олисов; Ваулин; Дрягин.
The I-16 aircraft, Great Patriotic war photo.


Боевое использование ишачков.
Гальченко Леонид Акимович, Олисов Александр Петрович, Миронов Виктор Петрович у И-16 с белым коком воздушного винта. Шонгуй, 1941 год.

WWII photo in combat VVS USSR
Командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан А.П. Зайцев (слева) рядом с И-16 тип 17, лето 1941 года.

военный самолёт ВОВ.
И-16 тип 5 тактический № 14 (серийный № 521416) из 3-й эскадрильи 145-го ИАП, поломанный на посадке 26 сентября 1941 года младшим лейтенантом А.И. Чехловым. Художник - Александра Казакова)
Профиль ишака в цвете.
The I-16 type 5 fighter bort number 14.



3. МиГ-3 (12.07.1941 – 16.11.1941)
12.07.1941: получено 4 истребителя МиГ-3 из резерва ЛВО.


4. ЛаГГ-3 (20.07.1941 – 29.04.1942)
20.07.1941: получено 15 самолетов ЛаГГ-3 с авиазавода № 21.
01.12.1941: получено 12 самолетов ЛаГГ-3 с авиазавода № 21.

Бочков Иван Васильевич, летчик 145-го ИАП ВВС 14-й армии Карельского фронта, ГСС 1942
Бочков Иван Васильевич у самолёта ЛаГГ-3, Карельский фронт.

Наши ястребки - Сталинские соколы.
Истребитель ЛаГГ-3 с бортовым номером 54, на котором в августе 1941 г. летал командир эскадрильи капитан Александр Зайцев. Рисунок М.Быкова.
Soviet LaGG-3 №№ 54 and 61 fighters.

ЗБИ.
Профили ЛаГГов 145 иап: серийный № 3121359 командира 2-й эскадрильи капитана А.П. Зайцева, разбитый в аварии 29 августа 1941 года и серийный № 3121356 заместителя командира 2-й эскадрильи старшего лейтенанта В.П. Янчевского, разбитый в аварии 26 августа 1941 года. (реконструкция по фото из аварийных актов, художник Александр Казаков).


5. Curtiss Kittyhawk (17.05.1942 – 25.06.1943)
25.06.1943: все «Киттихауки» переданы другим частям 7 ВА.

боевая раскраска Р40
Григорий Дмитрюк (четвертый слева) с боевыми товарищами.
Grigoriy Dmitryuk (the fourth from the left) in front of his P-40.


Советская камуфляжная окраска Р-40
Летчик Гончаренок из 19 гиап у самолета Киттихаук.
Soviet pilot Goncharyonok.


из архива Гайдаенко, хотя насчет зубастого 100% гарантий я бы не дал, т.к. Гайдаенко еще и в 20 гиап тоже послужил и как раз на Киттихауках там летал. А в 19 гиап он летал на кобрах.
Истребитель Р-40 с "зубастой пастью" и белым коком винта.

19th GvIAP photo in WWII.
Пилоты у P-40, фото 1943 г.

19 Gv IAP foto WW2
Карпенко Михаил Федорович на фоне самолета с отметками побед.
Pilot Karpenko and his planes.

19 GIAP Wartime picture
Карпенко Михаил Федорович на фоне самолета с отметками побед.


4. Hawker Hurricane (06.02.1942 – 17.05.1942)


6. Bell Airacobra (12.05.1942 – 13.01.1945)
В первый период эксплуатации «Аэрокобр» обоих полков 1 гсад (258 иад/сад): 19 и 20 гиап, отличием были большие двузначные номера на вертикальном оперении, чаще всего - белые.

ex-RAF.
Один из первых доставленных в Советский Союз в январе 1942 г. истребителей Аэрокобра I (серийный номер AN619, тактический - 34). На нем летал летал младший лейтенант В.В. Габринец.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Самолет "Аэрокобра I" лётчика Бочкова (тактический № 12, серийный № AH682).

.
Истребитель Р-400 Аэрокобра № 11.

Bell Airacobra
Filippov, Fomchenkov, Kutahov and Timofeyev with Fomchenkov’s Airacobra I board number 12 serial number BX237.
заводской номер.
Самолет Р-400 Аэрокобра № 12.

действующая армия Фотографии и история  Р400
Комполка майор Георгий Рейфшнейдер у самолета Аэрокобра с хвостовым номером 12.

Кобра ранних серий № 14 Фотография

>Аэрокобра-1 с тактическим номером 16 лётчика Кривошеева
Аэрокобра I с тактическим номером 16 лётчика Кривошеева. Рядом запечатлён либо Иван Бочков, либо Ефим Кривошеев.
История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Soviet plane P400 tactical number 16.


одна из двух машин, которую 20 гиап получил от 19 гиап для обучения летчиков на новый тип в апреле 1943-го
Летчики 20 ГИАП на фоне «Аэрокобры» из состава 19 ГИАП, фото весны 1944 г.
The P39 aircraft № 17, Great Patriotic war photo.


Кобра в бою Фотография ВОВ
Бочков Иван Васильевич на фоне Аэрокобры № 19, фото 1942 г.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Габринец В.М. на фоне отметок воздушных побед.
19 гвардейский истребительный авиаполк
Увеличение по клику - Габринец Владимир Максимович на крыле Аэрокобры Р-400.
Gabrinets pilot at his P-400 plane's wing, photo 1942. Click to enlarge the picture.


Дмитрюк Григорий Федосеевич с сослуживцами Р39
Дмитрюк Григорий Федосеевич с сослуживцами.

бортовая живопись фото ВМВ. Красотулечка 19 ГвИАП.
Комэск 19-го Гв.ИАП Иван Дмитриевич Гайдаенко в кабине своей "Красатулечки".
Ivan Gaydayenko in his Airacobra's cockpit.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Командир эскадрильи гвардии майор Кутахов (в центре) на аэродроме Шонгуй в 1943 году.
19-й гвардейский истребительный авиационный полк. Фотографии и история 19 гиап (145 иап) 19-й гвардейский истребительный авиационный полк. Фото ВОВ 19 гиап (145 иап)
Кутахов Павел Степанович на фоне Аэрокобр с победными звездочками.
Russian ace Kutahov.


у более поздних моделей номера были цветные с белым кантом.
«воздушные рабочие войны» 19 гиап (145 иап) Военно-воздушных сил Красной армии
Истребитель P-39M-1, поломанный при рулёжке на аэродроме Шонгуй 6.5.1944.

ВВС в боях за родину
Летно-технический состав 19 ГИАП после вручения им правительственных наград командующим 7-й воздушной армией, аэродром Шонгуй, 1943 г. На переднем плане - командир эскадрильи майор Кутахов П., командир полка Новожилов А., командир авиадивизии Шанин Г., командующий армией Соколов И.
The Р-39 Airacobra plane of 19th GIAP Red army airforce.


это вроде построение всей дивизии, так что, возможно, это самолеты 19 гиап
Самолеты «Аэрокобра» на аэродроме, предположительно - 19 гиап. Виден хвостовой номер 05.

полк на 99% 19 гиап. У меня есть фото кобры с номером 34 (для сайта не посылал, т.к. качество совсем дрянь), там 4-ка по начертанию такая же как и на этой 44. А то, что появились самолеты с номерами на 4, 5 и т.д. после перехода на 364 штат это логично, потому что 12 машин в десяток номеров никак не влезает :) Возможно, стало 10-29 на 1-ю аэ, 30-49 на 2-ю, 50-69 на 3-ю, но подвердить или опровергнуть это пока нечем
Это уже поздняя кобра, когда Киттихауков давно не осталось (их в июне 1943 уже все убрали), так что нумерация как угодно могла гулять. А на штат 4х аэ 19 гиап при кобрах не переходил. Может машина управления полка, их 4 штуки было по штату 015/364, как раз 41, 42, 43, 44. Ну это так, догадки. А вообще, с увеличением числа самолетов в АЭ до 12 такие фокусы с разделением номеров по десяткам уже не могли прокатить
Техники у самолета «Аэрокобра» № 44, четвертый справа - Горелов А.Я. Предположительно - 19 гиап, 1943 г. Увеличение фото по клику.
The Р-39 Airacobra (tactical number 44) probably of 19th GIAP. Click to enlarge the picture.



7. Як-9 (освоение начато весной 1945 года, после исключения из действующей армии)


       Командиры полка

01.07.1941 – 10.08.1941 п-к Шмельков Николай Иванович
15.08.1941 – 28.11.1942 п/п Рейфшнейдер (Калугин) Георгий Александрович
28.11.1942– 31.12.1945 м-р, п/п Новожилов Алексей Ефимович








Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия. М. Тимин - Два капитана, или жаркое лето в холодном краю.
Также благодарности - Виктор Миронов (сын), Антон Павлов, Мурманская гос.обл. универсальная научная библиотека.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.