Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

20 гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС КА

[147 истребительный авиационный полк]


20th guards fighter regiment (147th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       29.12.1939–17.01.1940 : 147 иап сформирован в ВВС 14 армии путем включения в состав двух эскадрилий из 5 сап и по одной аэ из 26 иап, 38 иап и 9 лшап.
       24.08.1941 : Переформирован по штату 015/134.
       01.11.1941 : Переформирован по штату 015/174.
       04.04.1942 : За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 102 147 иап преобразован в 20 гвардейский истребительный авиаполк.
       18.04.1942 : Переформирован по штату 015/134.
       01.01.1943 : Переформирован по штату 015/284.
       22.02.1943 : За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
       Указом Президиума ВС СССР 20 гиап награжден орденом Красного Знамени. В документах встречаются сокращения 20 гиакп, 20 гикап.
       В феврале 1944 г. переформирован по штату 015/364.
       10.07.1960 : преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
       05.04.1994 : преобразован в бомбардировочный авиационный полк - 20 гбап.
       01.05.1998 : 20 гвардейский бап расформирован с передачей части личного состава и всех регалий в 899 штурмовой авиаполк (бывший 15 иап).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.01.194013.03.1940ВВС 14 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19411 садВВС ЛВО / Северного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194115.02.1942ВВС Карельского фронта
15.02.194226.11.1942ВВС 14 армииКарельский фронт
26.11.194213.01.1945258 иад / 258 сад / 1 гсад / 16 гиад7 ВА

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 830 (на разведку – 136, на штурмовку – 269, на прикрытие войск – 40, на сопровождение бомбардировщиков – 68, прочее – 317). Свои потери: боевые – 5 (И-15бис), небоевые – 6 (5 И-15бис, 1 И-153).

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 8768 боевых вылетов, проведено 183 групповых воздушных боя. В воздушных боях уничтожено 197 самолетов противника (бомбардировщиков – 32, истребителей – 152, разведчиков – 11, прочих типов – 1). Уничтожено при штурмовках: танков – 6, орудий – 18, минометов – 21, автомашин – 241, легковых автомобилей – 6, автобусов – 2, автоцистерн – 1, тракторов – 1, повозок – 404, складов боеприпасов – 8, складов ГСМ – 3, барж – 3, катеров – 2, лодок – 3, переправ – 3.
       Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 54, самолетов – 104.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
17.01.1940: И-15бис (четыре аэ) , И-153 (одна аэ).
22.06.1941: 34 И-153 и 19 И-15бис.
01.10.1941: 6 МиГ-3 и 10 И-153.
22.04.1942: (исправными) 1 И-16, 5 МиГ-3, 7 «Харрикейнов», 11 «Томагауков».
22.10.1942: 2 МиГ-3 (исправных), 17 «Томагауков» (из них 14 неисправных).
01.02.1943: 2 МиГ-3, 6 «Харрикейнов», 15 «Киттихауков» и «Томагауков».
01.08.1943: 3 Ла-5, 18 «Киттихауков».
февраль 1944 г.: 30 «Аэрокобр»


1. И-15бис (январь 1940 г. – конец июля 1941 г.)


2. И-153 (январь 1940 г. – конец декабря 1941 г.)

Чайка №20 в которой сидит будущий командир 7 ИАП Голицын, сфотографирована еще в его бытность комэском 147 ИАП
Комэск 147 ИАП Голицын в кабине истребителя И-153 "Чайка" № 20 в зимней маскировочной окраске.
Squadron commander Golitsyn in I-153 plane.



3. МиГ-3 (июль 1941 г. – февраль 1943 г.)
12.07.1941: получено 4 истребителя МиГ-3 из резерва ЛВО.

мигарь СССР
МиГ-3 с тактическим номером 11, аэродром Мурмаши, 1941 г.
The MiG-3 fighter tactical number white 11.



4. «Харрикейн» (ноябрь 1941 г. – март 1943 г.)
Ноябрь 1941 г.: получены английские истребители Hawker «Hurricane» и начато их освоение.
01.05.1942: все «Харрикейны» сданы.

Цветной боковик.
«Харрикейн 2b», аэродром Мурмаши, февраль 1942 г.
Hurricane IIb, serial number Z2751, bort number white 44. Osprey Publishing.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
The Hurricane IIb, serial number Z3326, bort number white 47. Osprey Publishing.



5. «Томагавк» и «Киттихаук» (декабрь 1941 г. – февраль 1944 г.)
Декабрь 1941 г.: получены 3 американских истребителя Curtiss P40 «Tomahawk» и начато их освоение.
01.05.1942: в дополнение к 12 «Томагаукам» получены 19 самолетов «Киттихаук».
Февраль 1944 г.: 15 «Киттихауков» переданы в другие полки.

20 гиап (147 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Р-40 с тактическим номером 51 комэска-1. Вынужденная посадка на аэродроме Озерская, 9.12.1941.
The P-40 fighter tactical number white 51.


боевая раскраска 2МВ
Soviet P40 (tactical number 51), drawing by Tapani Tuomanen.


Фото снимок ВОВ Р40С
Р-40С б/н 58 лётчика А. С. Хлобыстова с повреждениями крыла в результате двух таранов 8 апреля 1942 г.

A. Hlobystov's damaged P-40С fighter after his successful return from a sortie during which he ramed two enemy aircraft. The picture of 8 April 1942, Murmashi airfiled.

камуфляжная окраска P40C
Soviet P40 tactical number 58, drawing by Tapani Tuomanen.


Мурманское направление, аэродром Мурмаши. 1942-й год. Американский истребитель Кёртисс P-40Е Киттихоук (Curtiss P-40E Kittyhawk) 20-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС 14-й Армии Карельского фронта
Обслуживание двигателя P-40E, Мурманское направление, аэродром Мурмаши, 1942 год. Увеличение фото - по клику.
The P-40E Kittyhawk plane. Click to enlarge the picture.


ГСС фото ВОВ на аэродроме
Ace Hlobystov aside the P-40 plane. Click to enlarge the picture.



Командир звена Герой Советского Союза Алексей Хлобыстов.

госкомобр
Уполномоченный Гос.комитета обороны СССР Папанов И.Д. с офицерами ВВС 14 армии у самолета Хлобыстова.

20th guards fighter air regiment (147th fighter aviation unit) WWII photo in combat.
Истребитель P-40C «Томагавк» № 64 после аварии.
Warhawk color profile.
The Tomahawk (tactical number 64) color profile by M.Bykov.



Soviet P40 (tactical number 65).

Томахок
Бойцы батальона по обслуживанию аэродромов обучаются отражению десанта противника.

20 гиап Летчик-истребитель, комсомолец Шилков. Аэродром Крикково
Летчик-истребитель Шилков. Аэродром Крикково, июль-август 1944 г.

20 гиап (147 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Лётчик Михаил Ефимович Бычков фоне Р-40 с отметками групповых и личных побед (звёздочки разного цвета).

20th GvIAP ww2 foto pursuit squadron airplane.
Командир эскадрильи Георгий Громов, будущий Герой Советского Союза, у самолёта «Киттихаук», весна 1943 г.
G. Gromov ace near Kittyhawk plane board number 70.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

действующая армия СССР
Киттихаук (Curtiss P 40E) б/н 80, лето 1942 г. Самолет был получен 20 апреля 1942 г. и закреплен за летчиком сержантом Бычковым М.Е., который, отлетав на машине почти год (очевидно, вместе с другими пилотами полка), 23.03.1943 разбил ее в аварии на аэродроме Кица (самолет был уже окрашен в зимний камуфляж из пятен легкосмываемых белил). Рисунок М.Быкова.
действующая армия СССР

«воздушные рабочие войны»
Торжественное построение личного состава полков 1-й Гвардейской САД (преобразована из 258-й САД 24.08.1943) по случаю вручения дивизии Гвардейского знамени, осень 1943 г. На заднем плане «Киттихауки» 20 Гв.ИАП и другие самолёты дивизии.
бортовая живопись фото ВМВ.
«Киттихаук» с рисунком птицы. По всей видимости, самолет позже был передан в 152 иап.
The Kittyhawk fighter with the bird emblem.

ВВС СССР в боях за Родину.
Soviet P40 № 35, drawing by Tapani Tuomanen.



6. Ла-5 (лето 1943 г. – февраль 1944 г.)
Февраль 1944 г.: 3 Ла-5 переданы в другие полки.

ГСС фото ВОВ Ла5Ф
Комполка Кутахов П.С. у истребителя Ла-5Ф.
20th GIAP commander Kutahov aside the La-5F.


слева И. И. Михайлов, И. И. Разумов. Г. В. Громов, И. М. Жариков, И. Я. Жученко
И.И. Михайлов, И.И. Разумов, Г.В. Громов, И.М. Жариков, И.Я. Жученко у истребителя Ла-5Ф с белым коком.

технари
Построение техсостава на фоне Як-1М и Ла-5Ф, аэродром Мурмаши, 1945 г.


6. «Аэрокобра» (апрель – июль 1943 г.; февраль 1944 г. – январь 1945 г.)
Апрель 1943 г.: получены первые 2 американских истребителя Bell «Airacobra».
Февраль 1944 г.: получены 30 истребителей «Аэрокобра».

20 ГвИАП Боевое использование П39.
Майор П. Кутахов у своего истребителя.

Летчики после боевого вылета. 1944
Лётчики эскадрильи «Комсомолец Заполярья» у истребителя Р39 № 18, 1944 г.

Похоже самолет из бывших ленинградских, смытый белый руль поворота со звездой как бы намекает на 196 иап
«Аэрокобра», вероятно переданная из 196 иап (судя по остаткам белой краски на руле направления). На истребителе - изображение орла и победные звёздочки.
The P39 aircraft, Great Patriotic war photo.


20 гиакп ЭБО
Механик Батищев и лётчик Савинов Владимир Ильич у Р39 № 32. Увеличение фотографии - по клику.


7. Як-1 и Як-9
Конец ноября 1944 г.: начато освоение самолетов Як-1Б и Як-9, полученных от 29 гиап.
Первое полугодие 1945 г.: полное перевооружение на самолеты Як-9.

Наши ястребки - Сталинские соколы.
Командование и техперсонал 20 гиап у истребителя Як-9 летом 1945 г. Третий слева в третьем ряду - комполка подполковник П.С. Кутахов.
The crew of 20 GIAP near the Yak-9 warplane, photography of summer 1945.


женщины на войне
Девушки-оружейницы эскадрильи «Комсомолец Заполярья» с командованием. Третий слева в первом ряду - командир полка Герой Советского Союза Кутахов, 1945 г.
The crew of 20 GIAP near the Yak-9 warplane, photography of summer 1945.


Весной 1945 20 гиап, уже исключенный из действующей армии, перевооружили с иностранной матчасти на отечественную, которую полк получил от 29 гиап (в основном, от других частей, видимо, тоже). 
На это фото попал тот самый Як-1М, который Яковлев лично подарил 2ГСС Покрышеву еще в 1943 г. 
Покрышев поломался на УТИ-4 и ушел командовать 159 иап, а самолет остался. На нем летал командир 29 гиап Дворник. 
После предыдущего командира полка Матвеева сложилось традиции, что командир летает на самолете с б/н как у полка и на Як-1М нарисовали номер 29. Ну а потом вместе с другими Яками передали в 20 гиап.
Як-1М б/н 29, переданный из 29 гиап, аэродром Мурмаши.
The Yak-1M warplane, photography of 1945.


       Командиры полка

16.09.1940 – 24.08.1941 п-к Головня Михаил Михайлович
24.08.1941 – 30.12.1941 к-н Дюжев Владимир Иванович
30.12.1941 – 18.05.1942 м-р Шевелев Павел Захарович
18.05.1942 – 25.11.1942 п/п Маслов Георгий Павлович
25.11.1942 – 07.05.1944 м-р, п/п Семянистый Михаил Васильевич
07.05.1944 – _._.1946 м-р, п/п Кутахов Павел Степанович







20 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС КА

Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - Камуфляж самолетов ВВС РККА в 1941 году.
Сведения о состоянии ВВС, Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 493.
А. Стец - Мурмаши - воин и труженик.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.