Главная ИА РА ША БА СП

20 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк

[147 истребительный авиационный полк]


20th guards fighter regiment (147th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       29.12.1939–17.01.1940 : 147 иап сформирован в ВВС 14 Армии путем включения в состав авиаполка двух эскадрилий из 5 сап и по одной аэ из 26 иап, 38 иап и 9 лшап.
       04.04.1942 : За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 102 147 иап преобразован в 20 гвардейский истребительный авиаполк.
       22.02.1943 : За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 20 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       10.07.1960 : преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
       05.04.1994 : преобразован в бомбардировочный авиационный полк.
       01.05.1998 : 20 гвардейский бап расформирован с передачей части личного состава и всех регалий в 899 штурмовой авиаполк (бывший 15 иап).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.01.194013.03.1940ВВС 14 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19411 садВВС ЛВО / Северного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194115.02.1942ВВС Карельского фронта
15.02.194226.11.1942ВВС 14 армииКарельский фронт
26.11.194213.01.1945258 иад / 258 сад / 1 гсад / 16 гиад7 ВА

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 830 (на разведку – 136, на штурмовку – 269, на прикрытие войск – 40, на сопровождение бомбардировщиков – 68, прочее – 317). Свои потери: боевые – 5 (И-15бис), небоевые – 6 (5 И-15бис, 1 И-153).

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 8768 боевых вылетов, проведено 183 групповых воздушных боя. В воздушных боях уничтожено 197 самолетов противника (бомбардировщиков – 32, истребителей – 152, разведчиков – 11, прочих типов – 1). Уничтожено при штурмовках: танков – 6, орудий – 18, минометов – 21, автомашин – 241, легковых автомобилей – 6, автобусов – 2, автоцистерн – 1, тракторов – 1, повозок – 404, складов боеприпасов – 8, складов ГСМ – 3, барж – 3, катеров – 2, лодок – 3, переправ – 3.
       Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 54, самолетов – 104.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Известный боевой состав:
17.01.1940: И-15бис (четыре аэ) , И-153 (одна аэ).
22.06.1941: 34 И-153 и 19 И-15бис.
01.10.1941: 6 МиГ-3 и 10 И-153.
22.04.1942: (исправными) 1 И-16, 5 МиГ-3, 7 «Харрикейнов», 11 «Томагауков».
22.20.1942: 2 МиГ-3, 17 «Томагауков» (из них 14 неисправных).
01.02.1943: 2 МиГ-3, 6 «Харрикейнов», 15 «Киттихауков» и «Томагауков».
01.08.1943: 3 Ла-5, 18 «Киттихауков».
февраль 1944 г.: 30 «Аэрокобр»


1. И-15бис (январь 1940 г. – конец июля 1941 г.)


2. И-153 (январь 1940 г. – конец декабря 1941 г.)

Чайка фото.
Комэск 147 ИАП Голицын в кабине истребителя И-153 "Чайка" № 20.
Squadron commander Golitsyn in I-153 plane.


Чайка боковик.
И-153 (серийный № 6338) из 147 ИАП, разбитый в аварии 19 февраля 1941 года, лётчик младший лейтенант А.М. Григорьев (реконструкция по фото из аварийного акта, художник Александр Казаков).


3. МиГ-3 (июль 1941 г. – февраль 1943 г.)
12.07.1941: получено 4 истребителя МиГ-3 из резерва ЛВО.


4. «Харрикейн» (ноябрь 1941 г. – март 1943 г.)
Ноябрь 1941 г.: получены английские истребители Hawker «Hurricane» и начато их освоение.
01.05.1942: все «Харрикейны» сданы.

Цветной боковик.
«Харрикейн 2b», аэродром Мурмаши, февраль 1942 г.
Hurricane IIb, serial number Z2751, bort number white 44. Osprey Publishing.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Hurricane IIb, serial number Z3326, bort number white 47. Osprey Publishing.



5. «Томагавк» и «Киттихаук» (декабрь 1941 г. – февраль 1944 г.)
Декабрь 1941 г.: получены 3 американских истребителя Curtiss P40 «Tomahawk» и начато их освоение.
01.05.1942: в дополнение к 12 «Томагаукам» получены 19 самолетов «Киттихаук».
Февраль 1944 г.: 15 «Киттихауков» переданы в другие полки.

Фото снимок ВОВ.
Р-40С б/н 58 лётчика А.Хлобыстова с повреждениями крыла в результате двух таранов 8 апреля 1942 г.
The Comissar of the 20 GIAP greets A. Hlobystov near damaged P-40С fighter after his successful return from a sortie during which he ramed two enemy aircraft. The picture of 8 April 1942, Murmashi airfiled.

камуфляжная окраска.
Soviet P40 tactical number 58, drawing by Tapani Tuomanen.


WWII photo in combat.
Истребитель P-40C «Томагавк» № 64 после аварии.
Warhawk color profile.
Tomahawk color profile by M.Bykov.


боевая раскраска.
Soviet P40 tactical number 51, drawing by Tapani Tuomanen.


ww2 foto pursuit squadron airplane.
Командир эскадрильи Георгий Громов, будущий Герой Советского Союза, у самолёта «Киттихаук», весна 1943 г.
G. Gromov ace near Kittyhawk plane board number 70.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.


«воздушные рабочие войны»
Торжественное построение личного состава полков 1-й Гвардейской САД (преобразована из 258-й САД 24.08.1943) по случаю вручения дивизии Гвардейского знамени, осень 1943 г. На заднем плане «Киттихауки» 20-го Гв.ИАП и другие самолёты дивизии.
бортовая живопись фото ВМВ.
Kittyhawk fighter with the bird emblem.

ВВС в боях за родину.
Soviet P40 № 35, drawing by Tapani Tuomanen.



6. Ла-5 (лето 1943 г. – февраль 1944 г.)
Февраль 1944 г.: 3 Ла-5 переданы в другие полки.


6. «Аэрокобра» (апрель – июль 1943 г.; февраль 1944 г. – январь 1945 г.)
Апрель 1943 г.: получены первые 2 американских истребителя Bell «Airacobra».
Февраль 1944 г.: получены 30 истребителей «Аэрокобра».

военный самолёт.
Самолеты «Аэрокобра» на аэродроме. Виден хвостовой номер 05.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
«Аэрокобра» из состава 20 ГИАП весной 1944 г.
P39 aircraft № 17, Great Patriotic war photo.


Боевое использование П39.
Р39 № 18 (цифра 1 - заретуширована).


7. Як-1Б и Як-9
Конец ноября 1944 г.: начато освоение самолетов Як-1 и Як-9, полученных от 29 гиап.
Первое полугодие 1945 г.: полное перевооружение на самолеты Як-9.

Наши ястребки - Сталинские соколы.
Командование и техперсонал 20 гиап у истребителя Як-9 летом 1945 г. Третий слева в третьем ряду - командир полка Герой Советского Союза подполковник П.С. Кутахов.
The crew of 20 GIAP near Yak-9 warplane, photography of summer 1945.











Источники информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Сведения о состоянии ВВС, Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 493.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.