Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

21 гвардейский истребительный авиационный Черкасский Краснознаменный ордена Кутузова полк ВВС КА

[38 истребительный авиационный полк]


21 guards fighter «Cherkassy» regiment (38 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Апрель 1938 : сформирован в Ленинградском военном округе (мест. Кречевицы) на базе 25 истребительной эскадрильи как 25 истребительный авиаполк.
       В начале июня 1938 года переименован в 38 истребительный авиационный полк.
       21.10.1941 : во 2 запасном истребительном авиаполку Московского военного округа (ст. Сейма Горьковской обл.) переформирован по штату 015/174.
       03.05.1942 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 135 38 иап преобразован в 21 гвардейский истребительный авиационный полк.
       21.07.1942 : За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       04.02.1943 : во 2 зиап МВО (ст. Сейма) переформирован по штату 015/284.
       14.12.1943 : За образцовое выполнение заданий командования при овладении крупным экономическим центром Украины – городом Черкассы – важным узлом обороны немцев на правом берегу Днепра приказом ВГК (б/н) 21 гиап присвоено почетное наименование «Черкасский».
       26.04.1945 : За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ратибор и Бискау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       Март 1947 года : 21 гвардейский истребительный авиационный полк расформирован в составе 23 гиад 2 ВА Центральной группы войск (Австрия) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
19.12.193913.03.1940 Особая авиабригада советско-финляндская война
22.06.194123.08.19414 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194101.02.19426 садВВС Северо-Западного фронта
01.02.194201.03.1942
01.03.194223.03.1942ВВС 34 АрмииСеверо-Западный фронт
23.03.194231.05.1942ВВС 11 Армии
14.06.194204.02.1943240 иад6 ВА
04.10.194308.07.1944304 иад7 иак5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19448 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.1945304 иад / 23 гиад7 иак / 6 гиак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1869, Сбито самолетов противника – 12. Свои потери: летчиков – 3 (боевые), самолетов – 9 (боевые – 7, небоевые – 2).

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 10549 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 398 самолетов противника. Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 88, самолетов – 168.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника10068649216304
по аэродромам344316244
по ж/д объектам315315
на свободную охоту228410
на перехват58839258266646
на разведку1766614324222
на прикрытие435110561825484872114
на сопровождение37474422943775422092
Итого105493451231593515562292
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 1834533305124
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях19342495844
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах431
Прочие - сбито в воздушных боях223181
Итого40293100889625
сбито в воздушных боях39890100889624
уничтожено на аэродромах430001
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях7811486112
сбито зенитной артиллерией181431
уничтожено на аэродромах9621
не вернулось с боевого задания2574284
Итого боевые13038579197
авиакатастрофы112621
аварии24610314
списано по износу3111
Итого небоевые38817346
Всего1684674122313
Потери летного состава
Летчики8818464146

По типам самолетов потеряно:
39 И-153; 7 И-16; 61 ЛаГГ-3; 3 Ла-5; 12 Як-1; 46 «Аэрокобра».


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
На момент начала боевой работы имел в боевом составе 63 И-153 и И-16 (из них 16 неисправных).


1. И-153 (17.09.1939 – 21.10.1941)

21 guards fighter «Cherkassy» air regiment (38 fighter aviation unit)
Истребитель И-153 с тактическим номером 16 на лыжном шасси. Март 1940 г.
The skied I-153 fighter tactical number 16, drawing by Tapani Tuomanen..


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Командир 4 эскадрильи капитан В.Г. Каштанов его заместитель лейтенант Г.Л. Лобач. Фото зимы 1939–1940 гг., Таллин.

Пилот адъютант эскадрильи старший лейтенант Ф.Ф. Туркин.
Истребитель И-153 с заводским № 6753 и тактическим № 18 из 2-й эскадрильи, Таллин, 13 января 1941 года. Реконструкция по фото из аварийного акта, художник - И. Злобин.

Сталинские соколы в бою
Лётчики у замаскированной Чайки, осень 1941 г.

Сталинские соколы в бою
Истребитель И-153 с тактическим номером 21 и эмблемой молнии.

знак молния действующая армия СССР фото ВОВ
Истребитель И-153 с тактическим номером 55 и эмблемой молнии.

действующая армия СССР фото ВОВ
Лётчик в кабине. Белое поле вокруг звезды - знак авиации Северо-Западного фронта в 1941 году.

2. И-16 (22.06.1941 – 21.10.1941)

3. ЛаГГ-3 (27.12.1941 – февраль 1943 г.)

4. Як-1 (лето 1942 г. – февраль 1943 г.)

5. Ла-5 , единичные экземпляры (конец 1942 г. – февраль 1943 г.)

6. «Аэрокобра» (04.10.1943 – 11.05.1945)
Освоены весной-летом 1943 г. в 45 зап СибВО (г. Красноярск) и 22 зиап МВО (г. Иваново).

В мае 1943 г. на средства трудящихся Красноярского края было приобретено 10 истребителей Р-39 «Аэрокобра», которые были переданы 21 гиап. На бортах были нанесены надписи «Красноярский рабочий» (3 самолета с №№ 25023, 29263, 29286), «Красноярский колхозник» (4 самолета с №№ 29268, 29274, 29302, 29545) и «Красноярский комсомолец» (3 самолета с №№ 29285, 29295, 29300).
№ 29263 «Красноярский рабочий» – сбит в воздушном бою 26.10.43.
№ 29286 «Красноярский рабочий» – не вернулся с боевого задания 23.01.44.
№ 25023 «Красноярский рабочий» – долетал до конца войны.
№ 29268 «Красноярский колхозник» – отправлен в ремонт в сентябре 1943 года.
№ 29545 «Красноярский колхозник» – отправлен в ремонт 17.03.44.
№ 29302 «Красноярский колхозник» – долетал до конца войны.
№ 29274 «Красноярский колхозник» – долетал до конца войны.
№ 29285 «Красноярский комсомолец» – разбит в аварии 12.10.43.
№ 29300 «Красноярский комсомолец» – не вернулся с боевого задания 30.11.43.
№ 29295 «Красноярский комсомолец» – не вернулся с боевого задания 20.10.43.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ 21 гв ИАП.
Лётчики у истребителя P-39 «Красноярский рабочий». Второй слева – Виктор Николаевич Якимов, третий слева – Николай Иванович Прошенков, четвертый слева – Николай Феоктистович Леонов. Увеличение фотографии - по клику.
The Airacobra fighter "Worker of Krasnoyarsk" of 21 GIAP Red army airforce. Click to enlarge the photo.

фото ВОВ 21 гиап (38 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Якимов В.Н. 1943 у «Аэрокобры» № 25023 с надписью «Красноярский рабочий» и знаком гвардии, 1943 г. Увеличение фотографии - по клику.

Р39 фото ВОВ Комсомол Красноярска
Комсомолка колхоза «Гудок» Советского района Красноярского края Кристина Шумкова передаёт купленный ею самолёт «Красноярский комсомолец» Николаю Соболеву. Надпись: «Приобретен на средства колхозницы Шумковой К.С. для гвардии подполковника Соболева». Другой ракурс фото по клику.
The P-39 Airacobra plane of N. Sobolev. Click to view a zoomed frame.


Р-39 21 гиап (38 иап) ВВС КА ЭБО
Авиаторы на фоне истребителя Р-39 «Аэрокобра» с надписью «Красноярский комсомолец» и знаком гвардии.

21-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Черкасский ордена Кутузова полк
Прошенков Николай Иванович у «Аэрокобры» «Красноярский колхозник». Выкадровка по клику.
N. Proshenkov aside Bell Airacobra fighters. Click to zoom.


Виктор Якимов у самолета Красноярский колхозник, который он получил по возвращению из госпиталя
Виктор Якимов у самолета P-39 Airacobra с надписью «Красноярский колхозник» и знаком гвардии.

21 гиап (38 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Груздев Н.А. на крыле Р-39 с тактическим номером 34, июнь 1944 г.
Pilot Gruzdev at the wing of the P-39 № 34.


21 гв иап ВВС КА Р-39
Гвардии младший лейтенант Василий Алексеевич Фетисов на крыле «Аэрокобры».
Pilot Fetisov at the wing of the P-39.


21 GvIAP ww2 foto pursuit squadron airplane in combat.
Царёв Михаил Петрович у своего истребителя P-39Q с четырехлопастным винтом.
Pilot Tsarev aside his P-39Q plane.


Р39 21 гвиап (38 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Сергов Алексей Иванович у Р-39 с тактическим номером 51.
Pilot Sergov aside the Airacobra.


Второе это половинка от большой фотки, но там самолёта не видно, только лётчики. Рядом с Серговым стоит Груздев. Жалко, конечно, что надпись загорожена головой Сергова
Сергов А.И. с сослуживцами на фоне «Аэрокобры».

С июня 1944 года воевал уже в 21-м Гвардейском ИАП Награждён орденами: Красного Знамени (15.12.1943, 09.06.1944, 12.05.1945, 30.12.1956), Отечественной войны 1-й степени (22.10.1944)
Курипка Николай Владимирович у «Аэрокобр».

бортовая живопись фото ВОВ. Nose art in GPW.
Тучинский Валентин Николаевич весной 1945 г.
Soviet ace Tuchinskiy near his P-39N aircraft, Great Patriotic war photo.

21 ГвИАП элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
«Аэрокобра» с белым номером 37 и лозунгом «За Одессу». Знаки быстрого опознавания самолётов 23 ГИАД (21 ГИАП, 69 ГИАП, 211 ГИАП) ВВС РККА: горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления, a также - цветные коки винтов.
Bell P39N Airacobra fighter bort number 37 with slogan "Za Odessu" (for Odessa).

Marks of the farst recognition in 23 giad VVS (21, 69 and 211 giap) - short wide horizontal white lines on the rudder, color propeller spinners and overpainted serial numbers on the tail.


       Командиры полка

_.04.1940 – 28.08.1941 м–р Сиднев Борис Арсентьевич
28.08.1941 – 19.05.1942 м-р Ожередов Павел Иванович (погиб)
04.06.1942 – 05.09.1942 м-р Соболев Николай Григорьевич
05.09.1942 – 01.10.1942 б/к Юдаев Алексей Терентьевич
20.10.1942 – 17.11.1942 м-р Бобров Владимир Иванович
24.11.1942 – 26.12.1942 п/п Конев Григорий Николаевич (погиб)
23.03.1943 – 04.09.1943 п/п Соболев Николай Григорьевич
30.09.1943 – 08.05.1944 м-р Жуйков Георгий Сергеевич
09.05.1944 – 31.12.1945 м-р Сергов Алексей Иванович







Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

21 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Черкасский ордена Кутузова полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.