Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

21 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Черкасский ордена Кутузова полк

[38 истребительный авиационный полк]


21 guards fighter «Cherkassy» regiment (38 fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Апрель 1938 : сформирован в Ленинградском военном округе (мест. Кречевицы) на базе 25 истребительной эскадрильи как 25 истребительный авиаполк.
       В начале июня 1938 года переименован в 38 истребительный авиационный полк.
       21.10.1941 : во 2 запасном истребительном авиаполку Московского военного округа (ст. Сейма Горьковской обл.) переформирован по штату 015/174.
       03.05.1942 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 135 38 иап преобразован в 21 гвардейский истребительный авиационный полк.
       21.07.1942 : За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       04.02.1943 : во 2 зиап МВО (ст. Сейма) переформирован по штату 015/284.
       14.12.1943 : За образцовое выполнение заданий командования при овладении крупным экономическим центром Украины – городом Черкассы – важным узлом обороны немцев на правом берегу Днепра приказом ВГК (б/н) 21 гиап присвоено почетное наименование «Черкасский».
       26.04.1945 : За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ратибор и Бискау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       Март 1947 года : 21 гвардейский истребительный авиационный полк расформирован в составе 23 гиад 2 ВА Центральной группы войск (Австрия) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
19.12.193913.03.194059 иабрВВС 7 армии и 71 Особой авиагруппы советских войск в Эстонии (с 03.01.1940) Северо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19414 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194101.02.19426 садВВС Северо-Западного фронта
01.02.194201.03.1942
01.03.194223.03.1942ВВС 34 АрмииСеверо-Западный фронт
23.03.194231.05.1942ВВС 11 Армии
14.06.194204.02.1943240 иад6 ВА
04.10.194308.07.1944304 иад7 иак5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19448 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.1945304 иад / 23 гиад7 иак / 6 гиак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1869, Сбито самолетов противника – 12. Свои потери: летчиков – 3 (боевые), самолетов – 9 (боевые – 7, небоевые – 2).

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 10549 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 398 самолетов противника. Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 88, самолетов – 168.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника10068649216304
по аэродромам344316244
по ж/д объектам315315
на свободную охоту228410
на перехват58839258266646
на разведку1766614324222
на прикрытие435110561825484872114
на сопровождение37474422943775422092
Итого105493451231593515562292
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 1834533305124
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях19342495844
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах431
Прочие - сбито в воздушных боях223181
Итого40293100889625
сбито в воздушных боях39890100889624
уничтожено на аэродромах430001
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях7811486112
сбито зенитной артиллерией181431
уничтожено на аэродромах9621
не вернулось с боевого задания2574284
Итого боевые13038579197
авиакатастрофы112621
аварии24610314
списано по износу3111
Итого небоевые38817346
Всего1684674122313
Потери летного состава
Летчики8818464146

По типам самолетов потеряно:
39 И-153; 7 И-16; 61 ЛаГГ-3; 3 Ла-5; 12 Як-1; 46 «Аэрокобра».


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
На момент начала боевой работы имел в боевом составе 63 И-153 и И-16 (из них 16 неисправных).


1. И-153 (17.09.1939 – 21.10.1941)

21 guards fighter «Cherkassy» air regiment (38 fighter aviation unit)
Истребитель И-153 с тактическим номером 16 на лыжном шасси. Март 1940 г.
The skied I-153 fighter tactical number 16, drawing by Tapani Tuomanen..


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Командир 4 эскадрильи капитан В.Г. Каштанов его заместитель лейтенант Г.Л. Лобач. Фото зимы 1939–1940 гг., Таллин.

Пилот адъютант эскадрильи старший лейтенант Ф.Ф. Туркин.
Истребитель И-153 с с заводским № 6753 и тактическим № 18 из 2-й эскадрильи, Таллин, 13 января 1941 года. Реконструкция по фото из аварийного акта, художник - И. Злобин.

2. И-16 (22.06.1941 – 21.10.1941)

3. ЛаГГ-3 (27.12.1941 – февраль 1943 г.)

4. Як-1 (лето 1942 г. – февраль 1943 г.)

5. Ла-5 , единичные экземпляры (конец 1942 г. – февраль 1943 г.)

6. «Аэрокобра» (04.10.1943 – 11.05.1945)
Освоены весной-летом 1943 г. в 45 зап СибВО (г. Красноярск) и 22 зиап МВО (г. Иваново).

В мае 1943 г. на средства трудящихся Красноярского края было приобретено 10 истребителей Р-39 «Аэрокобра», которые были переданы 21 гиап. На бортах были нанесены надписи «Красноярский рабочий» (3 самолета с №№ 25023, 29263, 29286), «Красноярский колхозник» (4 самолета с №№ 29268, 29274, 29302, 29545) и «Красноярский комсомолец» (3 самолета с №№ 29285, 29295, 29300).
№ 29263 «Красноярский рабочий» – сбит в воздушном бою 26.10.43.
№ 29286 «Красноярский рабочий» – не вернулся с боевого задания 23.01.44.
№ 25023 «Красноярский рабочий» – долетал до конца войны.
№ 29268 «Красноярский колхозник» – отправлен в ремонт в сентябре 1943 года.
№ 29545 «Красноярский колхозник» – отправлен в ремонт 17.03.44.
№ 29302 «Красноярский колхозник» – долетал до конца войны.
№ 29274 «Красноярский колхозник» – долетал до конца войны.
№ 29285 «Красноярский комсомолец» – разбит в аварии 12.10.43.
№ 29300 «Красноярский комсомолец» – не вернулся с боевого задания 30.11.43.
№ 29295 «Красноярский комсомолец» – не вернулся с боевого задания 20.10.43.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ 21 гв ИАП.
Лётчики у истребителя P-39 «Красноярский рабочий». Второй слева – Виктор Николаевич Якимов, третий слева – Николай Иванович Прошенков, четвертый слева – Николай Феоктистович Леонов. Увеличение фотографии по клику.
The Airacobra fighter "Worker of Krasnoyarsk" of 21 GIAP Red army airforce. Click to enlarge the photo.

фото ВОВ 21 гиап (38 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Якимов В.Н. 1943 у «Аэрокобры» № 25023 с надписью «Красноярский рабочий» и знаком гвардии, 1943 г. Увеличение фотографии по клику.

фото ВОВ Комсомол Красноярска
Комсомолка колхоза «Гудок» Советского района Красноярского края Кристина Шумкова передаёт купленный ею самолёт «Красноярский комсомолец» Николаю Соболеву. Надпись: «Приобретен на средства колхозницы Шумковой К.С. для гвардии подполковника Соболева». Другой ракурс фото по клику.
The P-39 Airacobra plane of N. Sobolev. Click to view a zoomed frame.


фото ВОВ 21 гиап (38 иап) ВВС КА ЭБО
Авиаторы на фоне истребителя Р-39 «Аэрокобра» с надписью «Красноярский комсомолец» и знаком гвардии.

21-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Черкасский ордена Кутузова полк
Прошенков Николай Иванович у «Аэрокобры» «Красноярский колхозник». Выкадровка по клику.
N. Proshenkov aside Bell Airacobra fighters. Click to zoom.


Виктор Якимов у самолета Красноярский колхозник, который он получил по возвращению из госпиталя
Виктор Якимов у самолета P-39 Airacobra с надписью «Красноярский колхозник» и знаком гвардии.

21 GvIAP ww2 foto pursuit squadron airplane in combat.
Царёв Михаил Петрович у своего истребителя P-39Q с четырехлопастным винтом.
Pilot Tsarev aside his P-39Q plane.


21 гиап (38 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Сергов Алексей Иванович у Р-39 с тактическим номером 51.
Pilot Sergov aside the Airacobra.



Сергов А.И. с сослуживцами на фоне «Аэрокобры».

бортовая живопись фото ВОВ. Nose art in GPW.
Тучинский Валентин Николаевич весной 1945 г.
Soviet ace Tuchinskiy near his P-39N aircraft, Great Patriotic war photo.

21 ГвИАП элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
«Аэрокобра» с белым номером 37 и лозунгом «За Одессу». Знаки быстрого опознавания самолётов 23 ГИАД (21 ГИАП, 69 ГИАП, 211 ГИАП) ВВС РККА: горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления, a также - цветные коки винтов.
Bell P39N Airacobra fighter bort number 37 with slogan "Za Odessu" (for Odessa).

Marks of the farst recognition in 23 giad VVS (21, 69 and 211 giap) - short wide horizontal white lines on the rudder, color propeller spinners and overpainted serial numbers on the tail.


       Командиры полка

_.04.1940 – 28.08.1941 м–р Сиднев Борис Арсентьевич
28.08.1941 – 19.05.1942 м-р Ожередов Павел Иванович (погиб)
04.06.1942 – 05.09.1942 м-р Соболев Николай Григорьевич
05.09.1942 – 01.10.1942 б/к Юдаев Алексей Терентьевич
20.10.1942 – 17.11.1942 м-р Бобров Владимир Иванович
24.11.1942 – 26.12.1942 п/п Конев Григорий Николаевич (погиб)
23.03.1943 – 04.09.1943 п/п Соболев Николай Григорьевич
30.09.1943 – 08.05.1944 м-р Жуйков Георгий Сергеевич
09.05.1944 – 31.12.1945 м-р Сергов Алексей Иванович







Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

21 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Черкасский ордена Кутузова полк

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.