Главная ИА РА ША БА СП

21 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Черкасский ордена Кутузова полк

[38 истребительный авиационный полк]


21 guards fighter «Cherkassy» regiment (38 fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Апрель 1938 : сформирован в Ленинградском военном округе (мест. Кречевицы) на базе 25 истребительной эскадрильи как 25 истребительный авиаполк.
       В начале июня 1938 года переименован в 38 истребительный авиационный полк.
       03.05.1942 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 135 38 иап преобразован в 21 гвардейский истребительный авиационный полк.
       21.07.1942 : За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       14.12.1943 : За образцовое выполнение заданий командования при овладении крупным экономическим центром Украины – городом Черкассы – важным узлом обороны немцев на правом берегу Днепра приказом ВГК (б/н) 21 гиап присвоено почетное наименование «Черкасский».
       26.04.1945 : За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ратибор и Бискау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       Март 1947 года : 21 гвардейский истребительный авиационный полк расформирован в составе 23 гиад 2 ВА Центральной группы войск (Австрия) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
19.12.193913.03.194059 иабрВВС 7 армии и 71 Особой авиагруппы советских войск в Эстонии (с 03.01.1940) Северо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19414 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронтаВеликая Отечественная война
23.08.194101.02.19426 садВВС Северо-Западного фронта
01.02.194201.03.1942
01.03.194223.03.1942ВВС 34 АрмииСеверо-Западный фронт
23.03.194231.05.1942ВВС 11 Армии
14.06.194204.02.1943240 иад6 ВА
04.10.194308.07.1944304 иад7 иак5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19448 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.1945304 иад / 23 гиад7 иак / 6 гиак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1869, Сбито самолетов противника – 12. Свои потери: летчиков – 3 (боевые), самолетов – 9 (боевые – 7, небоевые – 2).

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 10549 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 398 самолетов противника. Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 88, самолетов – 168.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника10068649216304
по аэродромам344316244
по ж/д объектам315315
на свободную охоту228410
на перехват58839258266646
на разведку1766614324222
на прикрытие435110561825484872114
на сопровождение37474422943775422092
Итого105493451231593515562292
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 1834533305124
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях19342495844
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах431
Прочие - сбито в воздушных боях223181
Итого40293100889625
сбито в воздушных боях39890100889624
уничтожено на аэродромах430001
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях7811486112
сбито ЗА181431
уничтожено на аэродромах9621
не вернулось с боевого задания2574284
Итого боевые13038579197
авиакатастрофы112621
аварии24610314
списано по износу3111
Итого небоевые38817346
Всего1684674122313
Потери летного состава
Летчики8818464146

По типам самолетов потеряно:
39 И-153; 7 И-16; 61 ЛаГГ-3; 3 Ла-5; 12 Як-1; 46 «Аэрокобра».


       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Известный боевой состав:
На момент начала боевой работы имел в боевом составе 63 И-153 и И-16 (из них 16 неисправных).


1. И-153 (17.09.1939 – 21.10.1941)

2. И-16 (22.06.1941 – 21.10.1941)

3. ЛаГГ-3 (27.12.1941 – февраль 1943 г.)

4. Як-1 (лето 1942 г. – февраль 1943 г.)

5. Ла-5 , единичные экземпляры (конец 1942 г. – февраль 1943 г.)

6. «Аэрокобра» (04.10.1943 – 11.05.1945)
Освоены весной-летом 1943 г. в 45 зап СибВО (г. Красноярск) и 22 зиап МВО (г. Иваново).

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ 21 гв ИАП.
Истребитель P-39 Airacobra с надписью «Красноярский рабочий» и знаком гвардии.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Прошенков Николай Иванович у «Аэрокобры» с надписью «Красноярский колхозник».

ww2 foto pursuit squadron airplane in combat.
Царёв Михаил Петрович у своего истребителя P-39Q-21 либо P-39Q-25 с четырехлопастным винтом.

бортовая живопись фото ВОВ. Nose art in GPW.
Тучинский Валентин Николаевич весной 1945 г.
Soviet ace Tuchinskiy near his P-39N aircraft, Great Patriotic war photo.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
«Аэрокобра» с белым номером 37 и лозунгом «За Одессу». Знаки быстрого опознавания самолётов 23 ГИАД (21 ГИАП, 69 ГИАП, 211 ГИАП): горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления, a также - цветные коки винтов.
Bell P39N Airacobra fighter bort number 37 with slogan "Za Odessu" (for Odessa).










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.