Главная ИА РА ША БА СП

211 гвардейский истребительный авиационный Ярославский орденов Суворова и Кутузова полк

[9 истребительный авиационный полк]


211 guards fighter «Yaroslavl» regiment (9 fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.10.1939–20.10.1939: сформирован в Забайкальском военном округе (г. Чита).
       12.07.1941–13.07.1941: разделен на два авиаполка – 9 иап и 9 «А» иап.
       10.08.1944: За отличие в боях за овладение городами Перемышль и Ярослав приказом ВГК № 0257 9 иап присвоено почетное наименование «Ярославский».
       27.10.1944: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 0341 9 иап преобразован в 211 гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.02.1945: За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками за овладение городами Оппельн, Равич, Трахенберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 211 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       04.06.1945: За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении столицей Германии городом Берлин и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 211 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       16.03.1947: 211 гиап расформирован в составе 23 гиад 2 ВА ЦГВ (Австрия) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.07.194115.08.1941ВВС 21 армииЦентральный фронт
15.08.194115.10.1941Брянский фронт
28.03.194212.04.1942уаг-2 РСВГКСеверо-Западный фронт
04.10.194308.07.1944304 иад7 иак5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19448 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.1945304 иад / 23 гиад7 иак / 6 гиак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 8387 боевых вылетов. В боях уничтожено: самолетов противника – 229, аэростатов заграждения – 3, зенитных точек – 6, автомашин – 35, повозок – 20, вагонов – 4. Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 38, самолетов – 73.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие152411811251371962
на сопровождение БА2895197351334372093
на разведку1939738526
на штурмовку4747
на перехват1851599152
на свободную охоту502444
на спецзадание30222113909
оперативных перелетов461461
Итого838710792261166412672167
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 12343247022
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях918-32483
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах11
Бомбардировщики - сбито пулеметным огнем11
Прочих типов - сбито в воздушных боях121641
Прочих типов - уничтожено на аэродромах11
Итого2291436212228
сбито в воздушных боях2261336212226
уничтожено на аэродромах200002
сбито пулеметным огнем110000
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях3038892
сбито ЗА431
уничтожено на аэродромах44
не вернулось с боевого задания121434
Итого боевые5081211163
авиакатастрофы92142
аварии113431
списано по износу33
Итого небоевые2335573
Всего73111716236
Потери личного состава
Летчики38279173
ИТС21
Прочие11

По типам самолетов потеряно 11 И-16, 20 «Харрикейн», 42 «Аэрокобра».


       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

1. И-16 (22.06.1941 – 15.10.1941)

2. «Харрикейн» (28.03.1942 – 12.04.1942)
26.10.1941–20.01.1942: освоение в 17 запасном истребительном авиаполку Уральского военного округа (г. Молотов) .

3. «Аэрокобра» (04.10.1943 – 11.05.1945)
20.06.1943–12.08.1943: освоение в 22 зиап МВО (г. Иваново).
12.08.43: полк имел на вооружении 32 самолета Р-39.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ
Знаки быстрого опознавания самолётов 23 ГИАД (21 ГИАП, 69 ГИАП, 211 ГИАП): горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления, a также - цветные коки винтов. Серийные номера на вертикальном оперении закрашены.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. Фотоснимок ВОВ.
Заместитель командира эскадрильи (он же штурман 9 иап) лейтенант Ферес Захарович Лепеленко на фоне самолётов P-39 с номерами 10 и 77.
Soviet ace F.Z.Lepelenko. Great Patriotic war photos.


WWII photo cobras in combat.
Механики 9-го ИАП у истребителя «Аэрокобра» б/н 24 Ивана Фанина. Победные звездочки частично перекрывают молнию и номер, на коке винта - белая спираль.
Soviet aviators near Airacobra board number 24.


ww2 foto USSR pursuit squadron airplane.
Истребитель P-39 с белым бортовым номером 93 и 8 отметками побед.


камуфляжная окраска.
Bell P39 Airacobra


военный самолёт СССР.
Газетный снимок от 22.08.1944. Летчики, отличившиеся в бою над Карпатами: мл.л-т Х. Джалилов, л-т М.Кашников, мл.л-т Н.Королев, л-т Н.Васильев, л-т П.Короптюх, л-т В.Западинский.
Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
P39 с белым тактическим номером 67. Серийный номер закрашен, звезда позднего образца нанесена также и на нетипичную позицию - вертикальное оперение.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Авария «Аэрокобры» № 432552 с мотором № 042098 мл.л-та Несонова Алексея Кузьмича 08.04.1945 г. восточнее аэродрома Ельс.










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.

Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru



Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.