Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
2 авиационная дивизия особого назначения сформирована на основании директивы Заместителя Народного комиссара обороны СССР
в октябре 1942 года на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве.
Большая часть сил авиадивизии базировалась на аэродроме Монино.
Соединение отвечало за перевозку руководящего и личного состава Вооруженных Сил, а также выполняло ряд других задач.
Дивизия выполняла задания Ставки Верховного Главнокомандования и командования ВВС КА по перевозке руководителей партии,
правительства и Красной Армии, по перебазированию частей и соединений ВВС, по выброске парашютных десантов,
парашютистов в глубокий тыл противника, по доставке боеприпасов партизанам, перевозке грузов различного назначения.
18 августа 1945 года Указом Президиума верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах в годы войны дивизия награждена орденом Красного Знамени.
В 1950 году переименована во 2 Краснознаменную авиадивизию осназ. С конца 1957 года управление дивизии дислоцировалось в аэропорту Шереметьево.
В 1960 году дивизия была свернута в 10 отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения (ОКАБОН)
и перебазирована на аэродром Чкаловский.
31 декабря 1981 года бригада переформирована в 8 авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения (АКДОН).
В 1992 году дивизии присвоено имя Верховного Совета Российской Федерации.
В 2000 году в состав дивизии вошла 206 авиационная база особого назначения.
1 декабря 2009 года авиадивизия была переформирована в 6991 авиационную базу 1 разряда.
1 декабря 2010 года переформирована в 800 Краснознаменную авиационную базу 2 разряда.
С 1 декабря 2014 года соединение именовалось 800 авиабазой осназ.
27 февраля 2017 года 800 авиабаза ВКС вновь переформирована в 8 авиационную дивизию особого назначения.
Состав и участие на фронтах
Основной состав - три транспортных авиаполка: 1 трап ОН, 2 трап ОН, 3 трап ОН;
1 апс ? - 02.1943; 9 иап 04.06.1942 - 31.03.1943;
5 оаэ ОН 18.08.1943 - 09.05.1945;
105 огаэндр 04.05.1944 - 09.05.1945.
Итоги боевой деятельности авиачасти
В период Великой Отечественной войны основными направлениями боевой работы дивизии являлись:
обеспечение перебазирования соединений фронтовой и авиации резерва ВГК на передовые позиции линии фронта с тыловых аэродромов;
выполнение особо важных и специальных заданий Центрального Комитета партии и Правительства;
выполнение заданий, связанных с обороноспособностью нашей Родины;
доставка медикаментов и срочных грузов армиям;
доставка боеприпасов и оружия войскам и партизанам.
Всего за время Великой Отечественной войны экипажами дивизии было выполнено
111048 самолетовылетов, среди которых 3408 особо важных. Перевезено членов Правительства, маршалов,
генералов, офицеров и других пассажиров 404362 человека и 34019 тонн груза.
Дивизия принимала участие в войне с Японией. Экипажи совершили 1809 самолётовылетов,
в том числе 90 особых и 8 боевых, перевезли 5595 человек и 538 тонн грузов.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
Использовались самолёты Ли-2 и Си-47. Отличительным признаком были "пилотка" в виде изогнутой стрелы,
а также "кремлёвская" звезда на вертикальном оперении.
В центре - Маршал Советского Союза Жуков Г.К., справа от него - летчик-подполковник Смирнов А.Е.; у крыла самолета - бортмеханик Богатырев.
(1 трап 2 авд ОСНАЗ), 1943 г. Другая фотография - по клику.
The Li-2 of 1st transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to view other picture.
Член сельхозартели «Красный Луч» деревни Иваньково-Ленино Алатырского района Андрей Михайлович Сарсков
и Герой Советского Союза майор Федот Никитич Орлов (2 трап 2 авд ОСНАЗ) возле самолета Ли-2,
построенного на личные сбережения Сарскова. 10 июля 1944 г.
Увеличение фотоснимка - по клику.
The Li-2 of 2nd transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to enlarge the picture.
Воздушный корабль Ли-2 "От колхозника А.М. Сарскова" (2 транспортный авиаполк).
Пётр Петрович Шокуров с сослуживцами у самолёта С-47 (3 транспортный авиаполк).
Фото прислал Алексей Шокуров.
Командир корабля П.П. Шокуров (в центре) с сослуживцами на фоне Ли-2 (3 транспортный авиаполк).
Фото прислал Алексей Шокуров.
Пётр Петрович Шокуров в кабине транспортника Ли-2 (3 транспортный авиаполк). Увеличение - по клику.
Фото прислал Алексей Шокуров.
Pilot P.P. Shokurov in the Li-2 cockpit. Click to enlarge the picture.
П.П. Шокуров в кабине Ли-2 (3 транспортный авиаполк). На заднем плане - штурмовики Ил-2. Увеличение - по клику.
Фото прислал Алексей Шокуров.
Pilot P.P. Shokurov in the Li-2 cockpit.
3rd transport regiment of 2nd especial purpose aviation division. Click to enlarge the picture.
Транспортный самолёт Ли-2ВП.
The Li-2VP transport warplane.
Транспортный самолёт Си-47 № 085.
The C-47 number 085.
Прибытие заместителя наркома обороны Н.А. Булганина на один из аэродромов на C-47B-35-DK
(тактический номер 011, серийный номер 44-76866). Увеличение фото - по клику.
The C-47B-35-DK tactical number 011. Click to enlarge the photo.
The C-47B-35-DK № 44-76866 was received by the USSR in Spring 1945. The profile by Tapani Tuomanen.
Транспортный самолёт C-47B (тактический номер 26, серийный номер 44-76998)
C-47B № 44-76998 was delivered to USSR on 2 June 1945.
2nd ADON (Detached Division of Special Purpose) – VIP transport unit.
The profile by Tapani Tuomanen.
Выгрузка легковых машин Виллис из транспортного самолета С-47 (серийный номер 44-76469).
Дальневосточный фронт, август-сентябрь 1945 г.
Другая фотография - по клику.
The C-47 plane number 476469. Click to view other photo.
Хрущёв, Булганин и другие на фоне Ил-14п (тактический № 001, серийный № 4340306) с ЭБО 2 АДОН.
Другая фотография - по клику.
The Il-14p plane number 001. Click to view other photo.
Посадка Ил-14п (тактический № 004, серийный № 4340306) с ЭБО 2 АДОН на аэродром г. Рубцовск.
17 июня 1955 года. Увеличение фото - по клику.
The Il-14p plane number 004. Click to enlarge the picture.
Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру на Алтае, 1955 год.
Ил-14п (тактический № 004, серийный № 4340306). Увеличение фото - по клику.
The Il-14p plane number 004. Click to enlarge the picture.
Приезд маршала Жукова в Армавирское летное училище 10 ноября 1955 г. Ил-14п (тактический № 007, серийный № 4340304) с ЭБО 2 АДОН.
Благодарность за информацию - Харин В.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.