Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

26 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

[26 истребительный авиационный полк ПВО]


26th guards fighter air-defence regiment (26th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       20.03.1938–25.04.1938 — 26 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском Военном округе (аэр. Горелово) на основе 10 отдельной истребительной авиаэскадрильи по штатам 15/828 и 15/806–Д (приказ Командующего ЛВО № 007 от 19.03.1938).
       01.08.1941 — Переформирован по штату 015/134.
       19.09.1941 — Переформирован по штату 015/174.
       10.11.1942 — Переформирован по штату 015/284.
       22.11.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 26 иап преобразован в 26 гвардейский истребительный авиационный полк.
       В апреле 1961 г. 26 гиап преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
       1979 год — Преобразован из апиб в бомбардировочный авиационный полк.
       1989 год — 26 гвардейский бап расформирован в 1 ВА КДВО (аэр. 10-й участок, г. Хабаровск).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
30.11.193913.03.194054 иабрВВС 7 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194105.07.194154 иадВВС ЛВО / Северного фронта
05.07.194107.04.19427 иак ПВОСеверный / Ленинградский фронтполк переориентирован на выполнение боевых задач в ночное время
07.04.194215.10.19447 иак / 2 гиак ПВО Ленинградская армия ПВОЛенинградский фронт

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: Совершено боевых вылетов – 4523, сбито самолетов противника – 3, при штурмовках уничтожено 6 автомашин. Свои боевые потери: летчиков – 1, самолетов – 1.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 8648 боевых вылетов (в т.ч. ночью – 2076), проведен 191 воздушный бой (в т.ч. ночью – 34).
       В воздушных боях сбито 80 самолетов противника (в т.ч. ночью – 24) и 1 аэростат наблюдения, 27 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен ущерб наземным войскам противника (уничтожено автомашин – 141, повозок – 20, ж/д эшелонов – 5, прожекторов – 20, складов боеприпасов – 2, подавлено батарей – 20).
       Собственные безвозвратные боевые потери составили 57 самолетов и 35 летчиков.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап, 403 иап, 404 иап) применялись белые коки и белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ.
       После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.
       Тактические номера на борту фюзеляжа изначально (И-16) трёхзначные белые, начинающиеся с «2», затем - большие белые двузначные.

ДатаИзвестный боевой состав
1939-1940истребители И-16
22.06.194152 истребителя (из них 9 неисправных): три аэ на И-16, одна аэ на И-153
10.10.1941одна аэ на истребителях старых типов (И-16 и И-153), одна аэ на самолетах новых типов (МиГ-3 и Як-1)
25.10.19419 И-16 (из них 4 неисправных), 4 И-153 (1), 4 МиГ-3 (4), 2 Як-1 (0)
31.12.19419 И-16 (из них 2 неисправных), 3 И-153 (2), 5 МиГ-3 (2), 2 Як-1 (2)
15.12.194218 «Харрикейн», 2 МиГ-3, 3 И-16
06.05.1943истребители «Харрикейн»
24.06.1943истребители «Харрикейн» (две аэ) и «Спитфайр»-V (одна аэ)
30.06.194429 Як-9 и 7 «Харрикейн»


1. И-16 (30.11.1939 — 01.05.1943)
10.10.1941 Принято 17 экипажей с самолетами из 195 иап (по документам 195 иап).


Звено лётчиков вместе с командиром, Сторожаковым Алексеем Николаевичем (в центре). Фотоснимок 12.02.1940.

И16 военный самолёт СССР
Самолёт И-16 тип 5 после аварии, бортовой номер 221, серийный номер 521A378.
Damaged I-16 warplane tactical number 221 of 26th IAP Red army airforce.

И-16-5 боковик. 26 гиап (26 иап) ПВО ТС - самолеты и эмблемы
И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи. Потерпел аварию 30 января 1941 г. на аэродроме Углово. Пилот - лейтенант М.И. Крикунов. Рисунок Александра Казакова.


2. И-153 (июнь 1941 г. — 1942 г.)
16.09.1941 Принял 7 И-153 от 194 иап.


3. МиГ-3 (июль — апрель 1942 г.)

в гостях у лётчиков на одном из военных аэродромов Ленинградского фронта. Слева пекарь хлебозавода № 3 П. А. Никитин, второй справа Герой Советского Союза, лейтенант Щербина.
МиГ-3 (заводской № 2289) с тактическим номером 89 заместителя командира 2-й эскадрильи лейтенанта В.А. Кореня. Авария на посадке 14.11.41. Рисунок Александра Казакова.
Soviet MiG-3 plane. Lenigrad front.


в гостях у лётчиков на одном из военных аэродромов Ленинградского фронта. Слева пекарь хлебозавода № 3 П. А. Никитин, второй справа Герой Советского Союза, лейтенант Щербина.
Делегация ленинградских хлебопёков на аэродроме. Слева - пекарь хлебозавода № 3 П.А. Никитин, второй справа - лётчик Николай Гаврилович Щербина.
Soviet MiG-3 plane. Lenigrad front.



4. Як-1 (август — декабрь 1941 г.)
Три истребителя Як-1 получены в конце августа 1941 г.


5. «Харрикейн» (10.11.1942 — 30.06.1944)
10 ноября 1942 г. получены 10 истребителей Hawker Hurricane британского производства для укомплектования матчастью третьей эскадрильи.

Soviet Hurricane plane with the RS-82 rockets in ordnance. GPw photos.
Лётчик и техник перед "Харрикейном", оснащённым направляющими для РС-82 под крыльями, 1942 г.
Soviet Hurricane plane. Great Patriotic war photo.


модернизированный в СССР Ураган б/н 61 белая с пушками КП-20 и реактивными орудиями. 26 ГИАП 7 ИАК ПВО Северный-Лениградский фронт
ШВАК делали варианты КП, МП, СП и ТП. 
крыльевая, синхронная, моторная и турельная пушка. ШВАК появилась позже и названия некоторе время использовались параллельно. 
Так же как с пулеметом Березина - БК, БС и УБС впоследствии. МБ - Этот же самолет, ЕМНИП, потом на выставке по случаю снятия блокады стоял, только уже с полным набором ЭБО 7-го авиакорпуса - белый хвост, кок и гвардейский значок на борту.
Гвардии майор Мациевич и его модернизированный в СССР Hurricane б/н 61 с пушками КП-20 (ШВАК) и реактивными орудиями. Май 1943 года. Другие ракурсы кинокадров по кликам.

камуфляжная окраска 26 гвиап (26 иап) ПВОТС - самолеты и эмблемы
Hurricane warplane of 26 GIAP PVO in 1944.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
"Харрикейн" из состава полка в экспозиции выставки вооружения в Ленинграде, посвящённой победе в Великой Отечественной войне, 1945 г.


6. «Спитфайр» Mk.VB (июнь — конец 1943 г.)
24 июня 1943 г. одна эскадрилья получила 8 машин Supermarine Spitfire.


7. «Аэрокобра» (январь — февраль 1944 г.)
17 января 1944 г. получены 4 истребителя Bell P-39 Airacobra производства США.

Фото снимок ВОВ Р39 в бою. «Ночники»: Фотографии и история 26 гиап (26 иап) ПВО ТС - самолеты и эмблемы
Истребитель Р39 «Аэрокобра» с белым бортовым номером 53, справа стоит комполка В.А. Мациевич.
Soviet P39 aircraft № 53.


Боевое использование Советских самолетов, фотография ВМВ.
Комполк В.А. Мациевич рядом с "Аэрокоброй".


8. Як-1б (февраль — весна 1944 г.)
10 февраля 1944 г. получены 3 истребителя Як-1Б.

9. Як-9 (март 1944 г. — начало 1945 г.)
14 марта 1944 г. получены 28 истребителей Як-9.
В начале 1945 года все "Яки" переданы на укомплектование авиачастей 7-й Воздушной Армии.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Самолёты Як-9Д б/н 11 и Як-1Б б/н 39, фото марта 1944 г.
Soviet Yak-9D and Yak-1B warplanes.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.Як-истребитель Вологда
А. Кузнецов у истребителя «От трудящимися Вологодской области».


10. «Спитфайр» Mk.IX (с 20 февраля 1945 г.)

26th GvIAP WWII photo in combat.
Герой Советского Союза Василий Антонович Мациевич

Спит «воздушные рабочие войны».
The Spitfire fighter serial number MJ858.


WW2 foto USSR pursuit squadron Spit airplane in action.
"Спитфайр" Mk.IX из состава 26-го Гв.ИАП, 1945 г.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Soviet pilot near the Spitfire fighter of 26 GIAP.


История материальной части и тактических обозначений самолетов войск противовоздушной обороны территории страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Офицеры у истребителя Spitfire с молнией на фюзеляже.

26 ГвИАП Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Построение инженерно-технического состава 26-го Гв.ИАП в 1945 г. На заднем плане - истребители "Спитфайр" Mk.IX со знаками гвардии на гарготах.

       Командиры полка

09.01.1941 – 15.04.1942 м-р, п/п Романов Борис Николаевич (погиб)
19.07.1942 – 24.05.1943 м-р Петров Георгий Петрович
25.05.1943 – _._.1948 м-р, п/п Мациевич Василий Антонович








Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах».
Киножурнал "Вечер на Н-ском аэродроме". Оператор В. Страдин.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru



Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

«Ночники». История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.