Главная ИА РА ША БА СП

26 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

[26 истребительный авиационный полк ПВО]


26th guards fighter air-defence regiment (26th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       20.03.1938–25.04.1938 — 26 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском Военном округе (аэр. Горелово) на основе 10 отдельной истребительной авиаэскадрильи (приказ Командующего ЛВО № 007 от 19.03.1938).
       22.11.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 26 иап преобразован в 26 гвардейский истребительный авиационный полк.
       1979 год — Преобразован из апиб в бомбардировочный авиационный полк.
       1989 год — 26 гвардейский бап расформирован в 1 ВА КДВО (аэр. 10-й участок, г. Хабаровск).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
30.11.193913.03.194054 иабрВВС 7 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194105.07.194154 иадВВС ЛВО / Северного фронта
05.07.194107.04.19427 иак ПВОСеверный / Ленинградский фронтполк переориентирован на выполнение боевых задач в ночное время
07.04.194215.10.19447 иак / 2 гиак ПВО Ленинградская армия ПВОЛенинградский фронт

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: Совершено боевых вылетов – 4523, сбито самолетов противника – 3, при штурмовках уничтожено 6 автомашин. Свои боевые потери: летчиков – 1, самолетов – 1.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 8648 боевых вылетов (в т.ч. ночью – 2076), проведен 191 воздушный бой (в т.ч. ночью – 34).
       В воздушных боях сбито 80 самолетов противника (в т.ч. ночью – 24) и 1 аэростат наблюдения, 27 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен ущерб наземным войскам противника (уничтожено автомашин – 141, повозок – 20, ж/д эшелонов – 5, прожекторов – 20, складов боеприпасов – 2, подавлено батарей – 20).
       Собственные безвозвратные боевые потери составили 57 самолетов и 35 летчиков.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
1939-1940истребители И-16
22.06.194152 истребителя (из них 9 неисправных): три аэ на И-16, одна аэ на И-153
10.10.1941одна аэ на истребителях старых типов (И-16 и И-153), одна аэ на самолетах новых типов (МиГ-3 и Як-1)
25.10.19419 И-16 (из них 4 неисправных), 4 И-153 (1), 4 МиГ-3 (4), 2 Як-1 (0)
31.12.19419 И-16 (из них 2 неисправных), 3 И-153 (2), 5 МиГ-3 (2), 2 Як-1 (2)
15.12.194218 «Харрикейн», 2 МиГ-3, 3 И-16
06.05.1943истребители «Харрикейн»
24.06.1943истребители «Харрикейн» (две аэ) и «Спитфайр»-V (одна аэ)
30.06.194429 Як-9 и 7 «Харрикейн»


1. И-16 (30.11.1939 — 01.05.1943)
Самолёты полка имели трёхзначные белые номера на борту фюзеляжа, начинающиеся с «2».

военный самолёт СССР.
И-16 тип 5 из 2-й эскадрильи 26-го ИАП. Потерпел аварию 30 января 1941 г. на аэродроме Углово. Пилот - лейтенант М.И. Крикунов. Художник - Александр Казаков.
I-16 warplane tactical number 229 of 26th IAP Red army airforce.



2. И-153 (июнь 1941 г. — 1942 г.)
16.09.1941 Принял 7 И-153 от 194 иап.


3. МиГ-3 (июль — апрель 1942 г.)


4. Як-1 (август — декабрь 1941 г.)
Три истребителя Як-1 получены в конце августа 1941 г.


5. «Харрикейн» (10.11.1942 — 30.06.1944)
10 ноября 1942 г. получены 10 истребителей Hawker Hurricane британского производства для укомплектования матчастью третьей эскадрильи.

Soviet Hurricane plane with the RS-82 rockets in ordnance. GPw photos.
Лётчик и техник 26 ИАП перед "Харрикейном", оснащённым направляющими для РС-82 под крыльями, 1942 г.
Soviet Hurricane plane. Great Patriotic war photo.


камуфляжная окраска.
Hurricane warplane of 26 GIAP in 1944.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
"Харрикейн" из состава 26 ГИАП в экспозиции выставки вооружения в Ленинграде, посвящённой победе в Великой Отечественной войне, 1945 г.


6. «Спитфайр» Mk.VB (июнь — конец 1943 г.)
24 июня 1943 г. одна эскадрилья получила 8 машин Supermarine Spitfire.


7. «Аэрокобра» (январь — февраль 1944 г.)
17 января 1944 г. получены 4 истребителя Bell P-39 Airacobra производства США.

Фото снимок ВОВ.
Советский истребитель Р39 «Аэрокобра» с белым бортовым номером 53, справа стоит комполка В.А. Мациевич.
Soviet P39 aircraft № 53.


Боевое использование фото ВМВ.
Командир 26 ГИАП Василий Антонович Мациевич рядом с "Аэрокоброй".


8. Як-1б (февраль — весна 1944 г.)
10 февраля 1944 г. получены 3 истребителя Як-1Б.

9. Як-9 (март 1944 г. — начало 1945 г.)
14 марта 1944 г. получены 28 истребителей Як-9.
В начале 1945 года все "Яки" переданы на укомплектование авиачастей 7-й Воздушной Армии.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Самолёты Як-9Д «От трудящимися Вологодской области» и Як-1Б б/н 39, фото марта 1944 г.
Soviet Yak-9D and Yak-1B warplanes.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
А. Кузнецов у истребителя.


10. «Спитфайр» Mk.IX (с 20 февраля 1945 г.)

WWII photo in combat.
Герой Советского Союза Василий Антонович Мациевич

«воздушные рабочие войны».
Spitfire fighter serial number MJ858.


WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
"Спитфайр" Mk.IX из состава 26-го Гв.ИАП, 1945 г.

Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Soviet pilot near Spitfire fighter of 26 GIAP.


Материальная часть и тактические обозначения самолетов войск противовоздушной обороны территории страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Офицеры у истребителя Spitfire с молнией на фюзеляже.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Построение инженерно-технического состава 26-го Гв.ИАП в 1945 г. На заднем плане - истребители "Спитфайр" Mk.IX со знаками гвардии на гарготах.








Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru

Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.