Главная ИА РА ША БА СП

103 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

[158 истребительный авиационный полк ПВО]


103rd guards fighter air-defence regiment (158th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       08.1940-11.1940: 158 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском военном округе (аэр. Псков-Кресты) в составе 41 смешанной авиадивизии (директива НКО СССР № 0/4/104725 от 25.07.1940). Летный состав прибыл из 161 резервного авиаполка, инженерно-технический состав – из 49 иап.
       07.07.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 255 158 иап преобразован в 103 гвардейский истребительный авиационный полк.
       04.03.1961: Переформирован в 371 гвардейскую отдельную вертолетную транспортную эскадрилью.
       30.05.1961: 371 гв. овтэ развернута в 332 гвардейский отдельный вертолетный полк.
       Осень 2009 года: 332 гв. овп расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194112.07.19415 садВВС ЛВО / Северного фронта
12.07.194123.08.194139 иадВВС Северного фронта
23.08.194121.09.1941ВВС Ленинградского фронта
21.09.194120.10.19417 ИАК ПВОЛенинградский фронт
25.12.194109.01.19447 ИАК / 2 ГИАК ПВОЛенинградская армия ПВО
01.06.194415.10.19442 ГИАК ПВО

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено боевых вылетов – 6852 (на прикрытие войск – 838, на сопровождение – 2185, на прикрытие объектов – 4099, на штурмовку – 140, на разведку – 485), проведено воздушных самолетобоев – 1396, сбито самолетов противника – 245 (бомбардировщиков – 114, истребителей – 127, неустановленных типов – 9).
       Свои потери: летчиков – 31 (боевые – 29; небоевые – 2); самолетов – 137 (боевые – 106; небоевые – 31).

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194146 И-16 (из них 3 неисправных) и 20 Як-1 (0)
21.09.194112 И-16
22.11.194122 «Томагаук»
31.12.194120 «Томагаук» (из них 7 неисправных)
01.06.1944самолеты «Азрокобра»


1. И-16 (июнь - октябрь 1941 г.)

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Поврежденный самолет И-16 с тактическим номером 7 из 158 истребительного авиаполка.
Damager I-16 fighter tactical number 7.


.
Истребитель И-16 с красным бортовым номером 11.
Soviet fighter I-16 red tactical number 11, photo of summer 1941.

rata
Реконструция внешнего вида И-16 тип 29 б/н 11.
Soviet fighter I-16 type 29 red tactical number 11 color drawing by A. Kazakov.


.
Харитонов Пётр Тимофеевич в кабине И-16 с белым бортовым номером 13.
Haritonov P.T. in his warplane I-16 bort number white 13.

военный самолёт СССР схема боевой окраски.
Младший лейтенант П.Т. Харитонов.
camo ftr.
Pyotr Haritonov aside I-16 aircraft.

rata
Реконструция внешнего вида И-16 тип 29 б/н 13.
Soviet fighter I-16 type 29 № 13 color drawing by A. Kazakov.


. .
Герой Советского Союза старшина Тотмин Николай Яковлевич у истребителя И-16.
HSU Totmin aside I-16 warplane.

.
Младший лейтенант Михаил Петрович Жуков - летчик 3-й эскадрильи 158-го иап на аэродроме Гривочки, 09.07.1941.
WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.

Лейтенант Андрей Васильевич Чирков у истребителя И-16, фото 12.08.1941.

.
Старший лейтенант Бухтеев С. у истребителя И-16.

.
Харитонов, Жуков и Николай Яковлевич Тотмин у истребителя И-16 в 1941 году.

.
Покрышев Пётр Афанасьевич рядом с И-16. Передняя часть кока истребителя покрашена в белый цвет.
Russian ace Pokryshev P.A. near I-16 plane.



2. Як-1 (июнь - октябрь 1941 г.)

.
Яковлев Владимир Николаевич у истребителя Як-1.
Soviet pilot Yakovlev V.N near Yak-1 aircraft of 158 IAP Red army airforce.



3. Curtiss P-40 (декабрь 1941 г. - сентябрь 1944 г.)
27.10.1941 - переучивание в Учебно-тренировочный центр Ленинградского фронта (г. Сокол Вологодской обл.) на американские истребители «Томагаук».
22.11.1941 - получение 22 самолета «Томагаук».
07.04.1942–10.05.1942 - получение 13 самолетов «Киттихаук» в Ярославле.

.
Харитонов Пётр Тимофеевич у самолета Р-40, весна 1942 г.
ПВО ТС
Истребитель Р-40Е с бортовым номером 31, реконструкция окраски выполнена А.Казаковым.
Soviet P-40E aircraft № 31.


.
Кулаков Леонид Сергеевич рядом самолетом Р40 весной 1943 г.
Kulakov by the side of his Curtiss P40 airplane board number 79.

Р-40К.

Реконструкция внешнего вида истребителя P-40K номер 79 (художник - М.Быков).
Р40К.

Реконструкция внешнего вида истребителя P-40K номер 79 (художник - А.Казаков).
.
Partorg Smirnov congratulates Kulakov with downing of two He-111.


Боевое использование.
Soviet ace Litavrin S.G. aside P-40 fighter featured the white spinner.

WWII photo in combat.
Плякин Владимир Андреевич рядом с Curtiss P-40. Передняя часть кока истребителя покрашена в белый цвет.
Soviet ace Pliakin V.A. near Curtiss P-40 plane.


противоздушная оборона территории страны.
Морозов Аркадий Иванович у истребителя Р-40.
Russian ace Morozov A.I. near P-40 aircraft.


бортовая живопись и окраска фото ВМВ Материальная часть и тактические обозначения самолетов войск противовоздушной обороны территории страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Деменков Сергей Васильевич рядом с самолётом Р-40К, фото 1943 г.
Russian ace Demenkov S.V. near P-40K aircraft.



4. Bell P-39 (01.06.1944 - 15.10.1944)
Самолеты «Аэрокобра» освоены в г. Кировобад АзССР.
07.04.1944–27.04.1944 Получено 16 самолетов «Аэрокобра».
16.05.1944-21.05.1944 Получено еще 15 самолетов «Аэрокобра».

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Замкомэск-2 Кулаков и комэск-2 Морозов у истребителя Р-39 с бортовым номером 055 и с белым коком воздушного винта.
Deputy Squad commander -2 Kulakov and his Squad commander Morozov, photo of 1944.


«воздушные рабочие войны». № 3
Деменков Сергей Васильевич и самолёт «Аэрокобра».
Russian ace Demenkov S.V. and P-39 Airacobra.
Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Кротов Владимир Петрович у «Аэрокобры» со знаком гвардии и отметками побед.
Russian ace Krotov of 103 GIAP PVO. Great Patriotic war photo


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину. ГСС
Герой Советского Союза Литаврин на фоне «Аэрокобры» с гвардейским знаком на дверце.
HSU Litavrin near his Airacobra with the guardian sign.



5. Supermarine Spifire IX (в боях не применялся)
25.05.1945 Получено 33 английских самолета «Спитфайр»-IХ.

Spit не спит. ЖБД 103 ГвИАП
Литаврин Сергей Гаврилович на фоне истребителя «Спитфайр»-9 с четырехлопастным воздушным винтом.








Источники: В. Анохин, М. Быков, М. Тимин.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.