Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

103 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

[158 истребительный авиационный полк ПВО]

103 гиап Боевое Знамя 158-го истребительного авиационного полка ПВО

103rd guards fighter air-defence regiment (158th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       08.1940-11.1940: 158 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском военном округе (аэр. Псков-Кресты) в составе 41 смешанной авиадивизии (директива НКО СССР № 0/4/104725 от 25.07.1940). Летный состав прибыл из 161 резервного авиаполка, инженерно-технический состав – из 49 иап.
       В сентябре 1941 г. переформирован по штату 015/134.
       20.10.1941–26.10.1941: Переформирован по штату 015/174.
       28.06.1943: Переформирован по штату 015/284.
       07.07.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 255 158 иап преобразован в 103 гвардейский истребительный авиационный полк.
       04.03.1961: 103 гиап переформирован в 371 гвардейскую отдельную вертолетную транспортную эскадрилью.
       30.05.1961: 371 гв. овтэ развернута в 332 гвардейский отдельный вертолетный полк.
       Осень 2009 года: 332 гв. овп расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194112.07.19415 садВВС ЛВО / Северного фронта
12.07.194123.08.194139 иадВВС Северного фронта
23.08.194121.09.1941ВВС Ленинградского фронта
21.09.194120.10.19417 ИАК ПВОЛенинградский фронт
25.12.194109.01.19447 ИАК / 2 ГИАК ПВОЛенинградская армия ПВО
01.06.194415.10.19442 ГИАК ПВО

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено боевых вылетов – 6852 (на прикрытие войск – 838, на сопровождение – 2185, на прикрытие объектов – 4099, на штурмовку – 140, на разведку – 485), проведено воздушных самолетобоев – 1396, сбито самолетов противника – 245 (бомбардировщиков – 114, истребителей – 127, неустановленных типов – 9).
       Свои потери: летчиков – 31 (боевые – 29; небоевые – 2); самолетов – 137 (боевые – 106; небоевые – 31).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО ТС (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап, 403 иап, 404 иап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194146 И-16 (из них 3 неисправных) и 20 Як-1 (0)
21.09.194112 И-16
22.11.194122 «Томагаук»
31.12.194120 «Томагаук» (из них 7 неисправных)
01.06.194431 «Аэрокобра»


1. И-16 (июнь - октябрь 1941 г.)
05.10.1941 принял матчасть из 191 иап.
20.10.1941–26.10.1941 передал всю матчасть в 123 иап.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Поврежденный самолет И-16 с тактическим номером 7.
Damaged I-16 fighter tactical number 7.


103 гиап (158 иап) ПВО ТС - самолеты и эмблемы
Истребитель И-16 с красным бортовым номером 11.
Soviet fighter I-16 red tactical number 11, photo of summer 1941.


103 гиап.
Харитонов Пётр Тимофеевич в кабине И-16 с белым бортовым номером 13. Аэродром Кресты, фото 1941 г.
Haritonov P.T. in his warplane I-16 bort number white 13.

и16 военный самолёт СССР схема боевой окраски.
Младший лейтенант П.Т. Харитонов.
camo ftr i16 in ww2
Pyotr Haritonov aside the I-16 type 29 aircraft.


.
Харитонов, Жуков и Николай Яковлевич Тотмин у истребителя И-16 в 1941 году.

.
Лётчик 3-й эскадрильи младший лейтенант Михаил Петрович Жуков на аэродроме Гривочки, 09.07.1941.

i16t29 Герой Советского Союза, лётчик М. П. Жуков.21.07.1941
Герой Советского Союза, лётчик М. П. Жуков у И-16 тип 29, 21.07.1941.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action I-16-29
Лейтенант Андрей Васильевич Чирков у истребителя И-16 тип 29, фото 12.08.1941.

ГСС старшина Тотмин Николай Яковлевич у истребителя И-16
Герой Советского Союза старшина Тотмин Николай Яковлевич у истребителя И-16.
HSU Totmin aside I-16 warplane.

действующая армия СССР
Покрышев Пётр Афанасьевич рядом с И-16. Передняя часть кока истребителя покрашена в белый цвет.
Russian ace Pokryshev P.A. near I-16 plane.



2. Як-1 (июнь - октябрь 1941 г.)

Яковлев Владимир Николаевич у истребителя Як1
Яковлев Владимир Николаевич у истребителя Як-1.
Soviet pilot Yakovlev V.N near Yak-1 aircraft of 158 IAP Red army airforce.



3. Curtiss P-40 (декабрь 1941 г. - сентябрь 1944 г.)
27.10.1941 - переучивание в Учебно-тренировочный центр Ленинградского фронта (г. Сокол Вологодской обл.) на американские истребители «Томагаук».
22.11.1941 - получение 22 самолета «Томагаук».
07.04.1942–10.05.1942 - получение 13 самолетов «Киттихаук» в Ярославле.

103-й гвардейский истребительный авиационный полк противовоздушной обороны территории страны
Харитонов Пётр Тимофеевич у самолета Р-40, весна 1942 г.
Soviet P-40E aircraft № 31.

103 GvIAP WWII photo in combat P40 USSR
Кулаков Леонид Сергеевич рядом самолетом Р40 весной 1943 г.
Kulakov by the side of his Curtiss P40 airplane board number 79.

103th Gv IAP Partorg Smirnov congratulates Kulakov with downing of two He-111
Kulakov and Smirnov near the P-40K plane.

Р-40К.
Реконструкция внешнего вида истребителя P-40K номер 79 (художник - М.Быков).

Медведев Григорий Игнатьевич командир звена 158ИАП, погиб в бою 9 февраля 1943
Командир звена Медведев Григорий Игнатьевич. Фотографию предоставил Шматько Олег. Увеличение - по клику.
Flight commander Medvedev G.I. Click to enlarge the picture.


противоздушная оборона территории страны.
Морозов Аркадий Иванович у истребителя Р-40. По клику - Плякин Владимир Андреевич рядом с этим же самолётом.
Russian ace Morozov A.I. near the Curtiss P-40 aircraft.

Click to view: ace Pliakin V.A. near the same plane.


История материальной части и тактических обозначений самолетов войск противовоздушной обороны территории страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Деменков Сергей Васильевич рядом с самолётом Р-40К, фото 1943 г. Передняя часть кока истребителя покрашена в белый цвет. Другой ракурс фото - по клику.
Russian ace Demenkov S.V. near the P-40K aircraft. Click to view other picture.



4. Bell P-39 (01.06.1944 - 15.10.1944)
Самолеты «Аэрокобра» освоены в г. Кировобад АзССР.
07.04.1944–27.04.1944 Получено 16 самолетов «Аэрокобра».
16.05.1944-21.05.1944 Получено еще 15 самолетов «Аэрокобра».

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска двери
Кротов Владимир Петрович у «Аэрокобры» со знаком гвардии и отметками побед.
Russian ace Krotov of 103 GIAP PVO. Great Patriotic war photo.


«воздушные рабочие войны». № 3
Деменков Сергей Васильевич и самолёт «Аэрокобра».

С.В.Деменков, гвардии старший лейтенант, зам.командира эскадрильи 103 гвардейского
Гвардии старший лейтенант Деменков.
Russian ace Demenkov S.V. and the P-39 Airacobra.
Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину. ГСС
Герой Советского Союза Литаврин на фоне «Аэрокобры» с гвардейским знаком на дверце. 25 октября 1943 г.
HSU Litavrin near his Airacobra with the guardian sign.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Замкомэск-2 Кулаков и комэск-2 Морозов у Р-39 с бортовым номером 055 и с белым коком воздушного винта.
Deputy Squad commander -2 Kulakov and his Squad commander Morozov, photo of 1944.

действующая армия ВОВ СССР
Истребитель Р-39 № 055, весна 1944 г., рисунок М.Быкова.


5. Supermarine Spifire IX (в боевых вылетах не применялся)
25.05.1945 Получено 33 английских самолета «Спитфайр»-IХ.

Spit не спит. ЖБД 103 ГвИАП
Литаврин Сергей Гаврилович на фоне истребителя «Спитфайр»-9 с четырехлопастным воздушным винтом.
HSU Litavrin near the Spifire IX.


       Командиры полка

25.07.1940 – 09.08.1941 м-р Афромеев Аркадий Петрович
09.08.1941 – 01.01.1942 к-н Матвеев Владимир Иванович (погиб)
01.01.1942 – 17.09.1942 к-н, м-р Павлов Константин Георгиевич
17.09.1942 – 30.04.1944 б/к, п/п Пономарчук Степан Ефремович
11.05.1944 – _.07.1946 п/п Бухтеев Сергей Степанович





Источники: В. Анохин, М. Быков, М. Тимин.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.