Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

11 гвардейский истребительный авиационный Выборгский ордена Кутузова полк ПВО

[44 истребительный авиационный полк ПВО]


11th guards fighter «Vyborg» air-defence regiment (44th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Март 1938 г. — Сформирован как 38 истребительный авиаполк в Ленинградском Военном округе (аэр. Горелово Ленинградской обл.) на основе 12 отдельной истребительной авиаэскадрильи.
       Июнь 1938 г. — Переименован в 44 истребительный авиационный полк.
       07.03.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 44 иап преобразован в 11 гвардейский истребительный авиационный полк.
       02.07.1944 — За отличие в боях с немецко-финскими захватчиками при прорыве линии Маннергейма и овладении городом и крепостью Выборг приказом ВГК № 0173 11 гиап присвоено почетное наименование «Выборгский».
       22.10.1944 — За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и овладение столицей Эстонской ССР городом Таллин (Ревель) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       21.06.1965 — 11 гиап расформирован в 20 иад 25 ВИА ПВО.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
30.11.193913.03.194054 иабрВВС 7 армииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194107.07.19413 иад ПВОСеверная зона ПВОСеверный фронт
07.07.194107.04.19427 иак ПВОСеверный / Ленинградский фронт
07.04.194215.10.19447 иак ПВО / 2 гиак ПВОЛенинградская армия ПВО Ленинградский фронт20.07.1944-10.10.1944: в оперативном подчинении командования 13 ВА.

       Итоги боевой работы авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: Совершено боевых вылетов – 3477, сбито самолетов противника – 3, при штурмовках нанесен значительный ущерб наземным войскам противника. Свои боевые потери - 3 летчика.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 8477 боевых вылетов (на патрулирование над Ленинградом – 926, на патрулирование над ВМБ Кронштадт – 11, на прикрытие Ленинграда – 173, на прикрытие ВМБ Ладожской ВФ – 201, на прикрытие ВМБ Осиновец – 88, на прикрытие наземных войск – 1571, на сопровождение – 1874 на разведку – 685, на разведку аэродромов – 4, на перехват – 138, на штурмовку аэродромов – 43, на штурмовку войск противника – 228, на блокировку аэродромов – 32, прочие – 791).
       В воздушных боях сбит 161 самолет противника и 4 аэростата наблюдения, 29 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен ущерб наземным войскам противника (уничтожено автомашин – 30, спецмашин – 2, повозок – 7, точек ЗА – 6, огневых точек – 32), собраны важные разведданные.

За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Боевых вылетов84773492 2117 1208 1656 2
Воздушных боев296 123 89 73 10 1
Сбито самолетов161 38 37 57 28 1

       Собственные безвозвратные боевые потери составили 90 самолетов и 52 летчика.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194154 исправных истребителя (1, 2 и 3 аэ на И-16, 4 аэ на И-153)
25.10.194131 ЛаГГ-3 (из них 9 неисправных)
31.12.194125 ЛаГГ-3 (из них 10 неисправных)
01.04.1943Самолеты Ла-5


1. И-16 (30.11.1939 — 13.03.1940 ; июнь — сентябрь 1941 г.)


2. И-153 (июнь — июль 1941 г.)
Конец июля 1941 г. - "Чайки" переданы в другие части ВВС Ленинградского фронта.


3. МиГ-3 (июль — сентябрь 1941 г.)


4. ЛаГГ-3 (август 1941 г. — март 1943 г.)
14.09.1941 - принято 2 ЛаГГ-3 от 46 иап.

Wartime picture identification mark .
Самолет ЛаГГ-3 № 25 осенью 1941 г. Сдвижная часть фонаря пилотской кабины на всех машинах демонтирована. Также отсутствуют нижние щитки шасси.
LaGG-3 fighter bort number white 25 of 44 IAP PVO.


WWII photo lagg3 in combat.
Истребители ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП на аэродроме, фотография осени 1941 г. Увеличение по клику.
Soviet LaGG-3 warplane board number white 14. Click to enlarge the picture.

Цветной боковик. элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Реконструкция внешнего вида ЛаГГ-3 с бортовым номером 14. Художник - М.Быков.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
ЛаГГи б/н 35 и 44 на взлете, фото зимы 1941-42 гг. Белые коки винтов стандартны для ленфронта.
Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
Сбитый ЛаГГ-3 с тактическим номером 20.

Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Самолет ЛаГГ-3 из состава 11 гиап на аэродроме, зима 1942–43 гг.
Color profile.
Советский самолет ЛаГГ-3 с тактическим номером 46 и гвардейским знаком. Рисунок М.Быкова


5. Ла-5 : Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН (март 1944 г. — октябрь 1944 г.)

Советский 11 ГвИАП ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны).
Наземный персонал 11-го Гв.ИАП ПВО осваивает матчасть Ла-5 на аэродроме 2-го ЗИАП МВО в январе 1943 г.
La-5 fighters of 11 giap Red army airforce.


Материальная часть и тактические обозначения самолетов войск противовоздушной обороны территории страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Скрипченко Фёдор Петрович на фоне Ла-5 ранней модификации со знаком гвардии на гарготе.
Early version of La-5 fighter. Great Patriotic war photo.


WWII photo la5f in combat.
Котенко Николай Сергеевич с сослуживцами. На борту Ла-5Ф нарисована женщина с цветами. Увеличение фото по клику.
Soviet La-5F warplane. Click to enlarge the picture.

11 GvIAP WW2 colored picture.


6. «Спитфайр»-IХ (весна 1945 г.)

       Командиры полка

10.04.1941 – 10.06.1943 м-р, п/п Благовещенский Всеволод Георгиевич
10.06.1943 – 10.08.1946 м-р, п/п Неуструев Иван Павлович










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.