Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

68 гвардейский истребительный авиационный Клайпедский полк ВВС КА

[46 истребительный авиационный полк]


68 guards fighter «Klaipeda» regiment (46 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       15.05.1938: 46 истребительный авиаполк сформирован в Киевском Особом военном округе (аэр. Скоморохи) при 69 истребительной авиабригаде ВВС КОВО.
       18.03.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 128 46 иап преобразован в 68 гвардейский истребительный авиационный полк.
       05.04.1945: За отличие в боях за овладение городом Клайпеда (Мемель) приказом ВГК № 056 68 гиап присвоено почетное наименование «Клайпедский».
       В марте 1947 года 68 гиап расформирован в 5 гиад 11 ИАК 15 ВА (директива ГШ ВС № орг/1/461242 от 19.02.1947; шифротелеграмма ГШ ВВС № 17/66 от 28.02.1947; приказ Ком-го 15 ВА № 506/ш от 04.03.1947; приказ 11 ИАК № 0045 от 06.03.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194110.07.194114 садВВС КОВО / Юго-западного фронта
10.08.194123.08.19418 иадВВС Северного фронта
22.02.194214.09.1941ВВС Ленинградского фронта
14.10.194130.10.19417 ИАК ПВОЛенинградская зона ПВО
30.10.194130.12.19412 садВВС Ленинградского фронта
24.05.194212.06.1942235 иад1 ВАЗападный фронт
12.06.194212.07.1942235 иад8 ВАЮго-западный фронт
12.07.194228.07.1942235 иад8 ВАСталинградский фронт
15.12.194220.09.1943239 иад / 5 гиад6 ВАСеверо-Западный фронт
20.09.194312.01.1944Передан в оперативное подчинение командования 315 иад 15 ВА Брянского фронта (20.10.1943 переименован во 2 Прибалтийский фронт), боевой работы не вел. В этот же период сводная группа наиболее подготовленных летчиков полка вела боевую работу на Калининском фронте (20.10.1943 переименован в 1 Прибалтийский фронт) в оперативном подчинении штаба 28 гиап 5 гиад 3 ВА.
03.06.194425.02.19455 гиад11 ИАК3 ВА1 Прибалтийский фронт
25.02.194505.05.19453емландская группа войск 3 Белорусского фронта
05.05.194509.05.194515 ВАЛенинградский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 8737 боевых вылета. В воздушных боях уничтожено 252 самолета и 2 аэростата противника, и 55 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также уничтожено: танки – 9, зенитные орудия – 52, автомашины – 378, повозки – 98, паровозы – 4, вагоны – 19, склады – 3.
       Собственные безвозвратные боевые потери составили: летчиков – 76, самолетов – 116.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника5211786940234
по аэр-мам и ж/д объектам21848170
на разведку436205185012151
на свободную охоту746212
на перехват2222
на прикрытие войск356410865444821304148
на сопровождение390230315556814421434
Итого87371820786114028422149
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях1732612408510
Истребители - уничтожено на аэродромах48246
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях74553142
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах55
Прочих типов - сбито в воздушных боях532
Прочих типов - уничтожено на аэродромах22
Итого3078415588763
сбито в воздушных боях2528415568710
уничтожено на аэродромах55002053
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях498513203
сбито зенитной артиллерией199433
уничтожено на аэродромах99
не вернулось с боевого задания3925212
Итого боевые11651729236
авиакатастрофы103133
аварии196472
Итого небоевые29917102
ВСЕГО14560836338
Потери летного состава
Летчики7622530154

По типам самолетов потеряно:
13 И-16, 17 И-153, 30 ЛаГГ-3, 8 «Харрикейн», 24 «Киттихаук», 53 «Аэрокобра»


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
22.06.1941: 56 И-16 и И-153 (из них 10 неисправных).
10.08.1941: самолеты ЛаГГ-3.
25.10.1941: 19 ЛаГГ-3 (из них 4 неисправных).
28.12.1941: 6 ЛаГГ-3 (из них 2 неисправных). 24.05.1942: самолеты «Харрикейн». 15.12.1942: самолеты «Киттихаук». 03.06.1944: самолеты «Аэрокобра».



1. И-153 (22.06.1941 – 13.07.1941)

И-153 из 46-го ИАП ВВС РККА, захваченный противником на аэродроме Млынув
Истребитель И-153 с тактическим номером 2.
Damaged I-153 biplane of 46 IAP at Mlynuv airfield.




2. И-16 (22.06.1941 – 13.07.1941)
16.07.1941 передано И-16 и 1 МиГ-1 в 89 иап (по документам 89 иап).
УТИ4.
И-16 типов 5 и 10, и учебные УТИ-4, разбитые в результате лётных происшествий или оставленные из-за неисправностей на аэродроме Млынув.
Damaged and destroyed I-16 fighters of 46 IAP at Mlynuv airfield.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО И16.



3. ЛаГГ-3 (10.08.1941 – 30.12.1941)
Июль-август 1941 г.: освоение в 11 зиап.
14.09.1941: передача 2 ЛаГГ-3 в 44 иап.
30.12.1941: передача 5 ЛаГГ-3 вместе с экипажами в 563 иап.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска СССР
Лётчик Осипов рядом с ЛаГГ-3 № 486.
Russian pilot Osipov near LaGG-3 plane, Great Patriotic war photo.




4. «Харрикейн» (24.05.1942 – 28.07.1942)
16.01.1942–07.05.1942: освоение в 22 зиап МВО (г. Иваново) самолетов Hawker Hurricane.



5. «Киттихаук» (15.12.1942 – 20.09.1943)
Curtiss Kittyhawk освоены в 22 зиап Московского ВО.
13.03.1943: принято 5 исправных «Киттихауков» с летчиками от 10 иап.
16.03.1943: принято 10 «Киттихауков» от 436 иап.



6. «Аэрокобра» (июнь 1943 г. – 09.05.1945)
Июнь 1943 г.: в боевых условиях начато освоение и перевооружение на самолеты Bell Airacobra.

В 1944-45 годах отличительным признаком истребителей 5 ГИАД были цветные коки винтов и вертикальные полосы. Полковой цвет 28 гиап - белый, 68 гиап - голубой, 72 гиап - красный.

Regimental markings WWII photo in combat.
Самолет «Аэрокобра» с белым бортовым номером 67.
Азрокобра самолёт СССР схема боевой окраски.
P-39Q-15 aircraft color profile by 66misos. Regimental marking was blue propeller spinner and blue band on the rear fuselage. Blue color is AMT-7 paint.


WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Леонид Немов и Икар Печенин у самолета Р-39 б/н 05 в 1944 г.
Soviet Bell P-39 Airacobra of 68th GIAP Red army airforce.


       Командиры полка

10.11.1940 – 20.05.1942 м-р, п/п Подгорный Иван Дмитриевич
20.05.1942 – 25.10.1942 к-н, м-р Осипов Павел Платонович (погиб)
25.10.1942 – 18.04.1943 м-р, п/п Мухин Владимир Сергеевич
18.04.1943 – 06.11.1943 м-р Герасимов Михаил Иванович (погиб)
07.11.1943– 31.12.1945 м-р, п/п Магерин Николай Иванович





Источники: М. Быков, В. Анохин, М. Тимин.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.