Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

102 гвардейский истребительный авиационный Выборгский полк ПВО

[124 истребительный авиационный полк ПВО]


102nd guards fighter «Vyborg» air-defence regiment (124th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       07.04.1940–20.04.1940: 124 истребительный авиаполк сформирован в Белорусском Особом военном округе (аэр. Балбасово, 15 км юго-зап. г. Орша) на базе 1 эскадрильи 70 иап.
       28.06.1941–10.07.1941 В Москве на Центральном аэродроме переформирован по штату 015/134.
       01.09.1941 Переформирован по штату 015/174, при этом одна эскадрилья передана на формирование 423 иап.
       Весной 1943 г. переформирован по штату 015/284 в 45 запасном авиаполку Сибирского ВО (г. Красноярск).
       07.07.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 255 124 иап преобразован в 102 гвардейский истребительный авиационный полк.
       02.07.1944: За отличие в боях с немецко-финскими захватчиками при прорыве линии Маннергейма и овладении городом и крепостью Выборг приказом ВГК № 0173 102 гиап присвоено почетное наименование «Выборгский».
       08.07.1960: 102 гиап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194128.06.19419 садВВС ЗОВО / Западного фронта
10.07.194121.09.19416 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
21.09.194107.04.19427 ИАК ПВОЛенинградский фронт
07.04.1942март 1943 г.Ленинградская армия ПВО
13.06.194315.10.19447 ИАК / 2 ГИАК ПВО

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено боевых вылетов – 5497, проведено воздушных боев – 188, сбито самолетов противника – 73 (бомбардировщиков – 22, истребителей – 48, разведчиков – 2).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап, 403 иап, 404 иап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194162 МиГ-3 и 27 И-16
21.09.194118 МиГ-3
25.10.194112 МиГ-3 (из них 3 неисправных)
31.12.194122 МиГ-3 (из них 7 неисправных)
13.06.1943самолеты «Аэрокобра»


1. И-16 (июнь 1941 г.)

102nd guards fighter «Vyborg» air-defence regiment (124th air regiment)
И-16 тактический номер 6 из 2-й эскадрильи 124-го ИАП, заводской № 521А198. Самолёт 25 мая 1941 г. разбит в аварии мл. лейтенантом Н. И. Лысенко на аэродроме Замбрув. Реконструкция по фото из аварийного акта (художник - Владимир Камский).
The I-16 fighter of 2 squadron 124 IAP Red army airforce.



2. МиГ-3 (июнь 1941 г. - март 1943 г.)

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Поврежденные и уничтоженные МиГ-3 из состава 4-й эскадрильи 124-го ИАП, аэродром Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года.
Destroyed and damaged MiG-3 planes.

Боковик военный самолёт СССР боевая раскраска.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 номер 1 (художник - Владимир Камский).

«воздушные рабочие войны» Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Истребители МиГ-3 №№ 5 и 7 на аэродроме Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года.
The MiG-3 planes numbers 5 and 7.


История материальной части и тактических обозначений самолетов войск противовоздушной обороны территории страны в период Великой Отечественной войны
The early version MiG-3 plane (white number 5), the drawing by Massimo Tessitori.


102 гиап (124 иап) ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) - самолеты и эмблемы.
The early version MiG-3 plane (blue number 7), the drawing by Massimo Tessitori.


102 гиап (124 иап) ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) - самолеты и эмблемы.
Истребитель МиГ-3 № 7 (предположительно - 124 иап).
The MiG-3 plane (color number 7), probably of 124 IAP, the drawing by Massimo Tessitori.


oct 1944
Трудно было работать лётчикам на полевых аэродромах, особенно в дождливое время. Общими усилиями выкатывали машины Ил-2 на сухое место. Аэродром Кикерино.
как он привязан к 124 иап? А он сидел во-первых долго в Кикерино, в во-вторых наряду с 12 аэ КБФ был одним из поздних операторов. В дату не очень верится, погон не видно. Но впрочем мог и до конца 44-го на аэродроме болтаться доживший, как учебный по отношению к кобрам, или пособие.
Истребитель МиГ-3 № 6 на аэродроме Кикерино. Предположительно - 124 иап.

МиГ-3 c хвостовым номером 6 (бортовой номер виден не полностью, первая цифра - 4) Предположительно - 124 иап. Другая фотография - по клику.
The MiG-3 plane number 6, probably of 124 IAP. Click to view other photo.

боковик мигарь
The early version MiG-3 fighter № 6, the drawing by Massimo Tessitori.


Судя по стилю номера и дополнительному тактическому обозначению на киле - самолет 124 ИАП 9 САД
Транспортировка истребителя МиГ-3 № 13 (предположительно - 124 иап 9 сад). Увеличение фото - по клику.
The MiG-3 plane number 13, probably of 124 IAP 9 SAD. Click to enlarge the photo.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
The early version MiG-3 plane (white number 13), the drawing by Massimo Tessitori.


Боевое использование. 102 гиап (124 иап) ПВО ТС - самолеты и эмблемы
Пронин Александр Георгиевич рядом с самолетом МиГ-3.
The MiG-3 warplane board number 01.


Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Авиаторы на аэродроме Левашово под Ленинградом. На заднем плане - истребитель МиГ-3 в капонире.
Soviet aviators and the MiG-3 aircraft at Levashovo airfield, Great Patriotic war photo.


WWII photo in combat.
Младший лейтенант Петр Афанасьевич Белый, комзвена младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев, комзвена младший лейтенант Михаил Павлович Барсов, комэска-2 старший лейтенант Александр Георгиевич Пронин, комзвена младший лейтенант Анатолий Авксентьевич Король, предположительно, младший лейтенант Алексей Пантелеймонович Васильев.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
Заместитель командира эскадрильи Дмитрий Михайлович Занин, комэска-2 Александр Георгиевич Пронин, Николай Иванович Цисаренко, Григорий Яковлевич Иванченко рядом с МиГ-3 на аэродроме Левашово, Ленинградская область, ноябрь 1941.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Комэск-2 Александр Георгиевич Пронин, командиры звеньев Михаил Павлович Барсов и Анатолий Авксентьевич Король, замкомэска-2 Дмитрий Михайлович Занин на фоне МиГ-3 б/н 44 на аэродроме Левашово, фото 29.12.1941.
The MiG-3 plane board number 44 in winter camouflage.


Фото снимок ВОВ.
Николай Александров, командир звена младший лейтенант Михаил Барсов, неизвестный старший лейтенант, Николай Цисаренко у самолёта МиГ-3 с частично белым коком винта. Волховский фронт, май 1942 г.
Soviet pilots near the MiG-3 warplane, photo of 1942.



3. «Аэрокобра» (13.06.1943 - 15.10.1944)

AEROPROP colorized bw pix Russian AA defence
Младший лейтенант Желиостов Михаил Яковлевич, младший лейтенант Анатолий Григорьевич Иванов, младший лейтенант Болдырев, старший лейтенант Николай Петрович Александров, Дмитрий Андрианович Шпигун, Н.А. Крицын, Владимир Горбачев в капонире рядом с «Аэрокоброй» (предположительно - номер 33). Оригинальная полноразмерная ч/б фотография - по клику.
Colored wartime picture of Soviet pilots near the P-39 fighter. Click to enlarged original B&W photo.


cobras 102 GvIAP.
«Аэрокобры» №№ 16, 24, 40, 33 на аэродроме Левашово.

P39.
Вручение полку гвардейского знамени. На заднем плане - истребители «Аэрокобра» с тактическими номерами 46, 30, 96, 66, 77, 99, 94, 44, 55.

Р39 Кобра
Пронин А.Г., начальник штаба Шустов А.С, заместитель командира Бухтеев, у Р-39 с номером 55 и белым коком воздушного винта. Аэродром Левашово, 1943 г.
По клику - другая фотография у этого самолёта: майор А.С. Шустов, майор Сергей Степанович Бухтеев, капитан Александр Георгиевич Пронин, старший лейтенант Николай Иванович Цисаренко

Слева направо: заместитель командира 124-го ИАП майор Сергей Степанович Бухтеев (17.09.1915 — 36.11.1979), капитан Булачов, заместитель командира 124-го ИАП по политчасти майор Павел Григорьевич Гримов (1911 г.р.), командир эскадрильи — капитан Александр Георгиевич Пронин (23.04.1917 — 24.07.1992), начальник штаба 124-го ИАП — майор Александр Семенович Шустов (1910 г.р.), инженер по вооружению 7-го истребительного авиакорпуса — инженер-майор Андрей Андреевич Кальченко (1905 — 1946). Второй справа — оперуполномоченный отдела контрразведки СМЕРШ 7-го истребительного авиакорпуса по 124-му иап капитан Прохор Иванович Булатов (1909 г.р.) Увеличение фото - по клику. Слева направо: замкомполка майор Сергей Степанович Бухтеев, капитан Булачов, замполит майор Павел Григорьевич Гримов, командир эскадрильи капитан Александр Георгиевич Пронин, начальник штаба майор Александр Семенович Шустов, инженер по вооружению 7 истребительного авиакорпуса инженер-майор Андрей Андреевич Кальченко. Второй справа — оперуполномоченный отдела контрразведки СМЕРШ 7 истребительного авиакорпуса по 124 иап капитан Прохор Иванович Булатов.
The P-39 Airacobra № 57. Click to enlarge the picture.

воздушный гламур - бортовая живопись и окраска фото ВМВ
«Аэрокобра» с наклеенной на дверку журнальной страницей с фотографией женщины в купальнике.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину. Ленобласть.
Комполка гвардии майор А.Г. Пронин у Аэрокобры № 96. Левашово, 1943 г. Приближенный ракурс фото по клику.
102 GIAP commander G.A. Pronin near the P39 Airacobra № 96. Click to enlarge a fragment.



5. Supermarine Spifire (в боевых вылетах не применялся)
28.05.1945–12.06.1945 Перевооружение на английские самолеты «Спитфайр».

Russian spit ftr
Желиостов Михаил Яковлевич в кабине истребителя «Спитфайр-9». Фото прислала Елена Силкина. Увеличение - по клику.
Pilot Zheliostov M.Ya. in the Spifire IX cockpit. Click to enlarge.


       Командиры полка

20.04.1940 – 14.09.1941 м-р Полунин Иван Петрович
14.09.1941 – 11.06.1943 к-н, п/п Трунов Михаил Григорьевич (погиб)
11.06.1943 – _.12.1947 к-н, п/п Пронин Александр Георгиевич





Источники: В. Анохин, М. Быков, М. Тимин, В. Камский.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.