Главная ИА РА ША БА СП

102 гвардейский истребительный авиационный Выборгский полк ПВО

[124 истребительный авиационный полк ПВО]


102nd guards fighter «Vyborg» air-defence regiment (124th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       07.04.1940–20.04.1940: 124 истребительный авиаполк сформирован в Белорусском Особом военном округе (аэр. Балбасово, 15 км юго-зап. г. Орша) на базе 1 эскадрильи 70 иап.
       07.07.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 255 124 иап преобразован в 102 гвардейский истребительный авиационный полк.
       02.07.1944: За отличие в боях с немецко-финскими захватчиками при прорыве линии Маннергейма и овладении городом и крепостью Выборг приказом ВГК № 0173 102 гиап присвоено почетное наименование «Выборгский».
       08.07.1960: 102 гиап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194128.06.19419 садВВС ЗОВО / Западного фронта
10.07.194121.09.19416 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
21.09.194107.04.19427 ИАК ПВОЛенинградский фронт
07.04.1942март 1943 г.Ленинградская армия ПВО
13.06.194315.10.19447 ИАК / 2 ГИАК ПВО

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено боевых вылетов – 5497, проведено воздушных боев – 188, сбито самолетов противника – 73 (бомбардировщиков – 22, истребителей – 48, разведчиков – 2).

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194162 МиГ-3 и 27 И-16
21.09.194118 МиГ-3
25.10.194112 МиГ-3 (из них 3 неисправных)
31.12.194122 МиГ-3 (из них 7 неисправных)
13.06.1943самолеты «Азрокобра»


1. И-16 (июнь 1941 г.)

.
И-16 тактический номер 6 из 2-й эскадрильи 124-го ИАП, заводской № 521А198. Самолёт 25 мая 1941 г. разбит в аварии мл. лейтенантом Н. И. Лысенко на аэродроме Замбрув. Реконструкция по фото из аварийного акта (художник Владимир Камский).
I-16 fighter of 2 squadron 124 IAP Red army airforce.



2. МиГ-3 (июнь 1941 г. - март 1943 г.)

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Поврежденные и уничтоженные МиГ-3 из состава 4-й эскадрильи 124-го ИАП, аэродром Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года.
Destroyed and damaged MiG-3 planes.

Боковик военный самолёт СССР боевая раскраска.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 номер 1 (художник Владимир Камский).

«воздушные рабочие войны» Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Истребители МиГ-3 №№ 5 и 7 на аэродроме Высоко-Мазовецк, июнь 1941 года.
MiG-3 planes numbers 5 and 7.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Советские авиаторы на аэродроме Левашово под Ленинградом. На заднем плане - истребитель МиГ-3 в капонире.
Soviet aviators and MiG-3 aircraft at Levashovo airfield, Great Patriotic war photo.


Боевое использование.
Пронин Александр Георгиевич рядом с самолетом МиГ-3.
.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 с бортовым номером 01 выполнена А.Казаковым.
MiG-3 plane board number 01.


WWII photo in combat.
Младший лейтенант Петр Афанасьевич Белый, командир звена младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев, командир звена младший лейтенант Михаил Павлович Барсов, комэска-2 старший лейтенант Александр Георгиевич Пронин, командир звена младший лейтенант Анатолий Авксентьевич Король, предположительно, младший лейтенант Алексей Пантелеймонович Васильев.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
Заместитель командира эскадрильи Дмитрий Михайлович Занин, комэска-2 Александр Георгиевич Пронин, Николай Иванович Цисаренко, Григорий Яковлевич Иванченко рядом с МиГ-3 на аэродроме Левашово, Ленинградская область, ноябрь 1941.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Комэска-2 Александр Георгиевич Пронин, командиры звеньев Михаил Павлович Барсов и Анатолий Авксентьевич Король, замкомэска-2 Дмитрий Михайлович Занин на фоне МиГ-3 б/н 44 на аэродроме Левашово, фото 29.12.1941.
102 гиап (124 иап) ПВО ТС (противоздушной обороны территории страны) - самолеты и эмблемы.
MiG-3 plane board number 44 in winter camouflage, the drawing by A.Kazakov.


Фото снимок ВОВ.
Николай Александров, командир звена младший лейтенант Михаил Барсов, неизвестный старший лейтенант, Николай Цисаренко у самолёта МиГ-3 с частично белым коком винта. 124 ИАП ПВО, Волховский фронт, 1942 год.
Soviet pilots near MiG-3 warplane, photo of 1942.



3. «Аэрокобра» (13.06.1943 - 15.10.1944)

P39.
Вручение полку гвардейского знамени. На заднем плане - истребители «Аэрокобра» с тактическими номерами 46, 30, 96, 66, 77, 99, 94, 44, 55.

Б: писать, что это машина Цисаренко, я бы не стал. К: это реально машина цисаренко
Soviet aircraft P-39 tactical number 44, the drawing by A.Kazakov.



Soviet aircraft P-39 tactical number 46, the drawing by A.Kazakov.

color profile
Реконструкция внешнего вида истребителя «Аэрокобра» с бортовым номером 57 выполнена А.Казаковым.

Р39.
Майор А.С. Шустов, майор Сергей Степанович Бухтеев, капитан Александр Георгиевич Пронин, старший лейтенант Николай Иванович Цисаренко у самолёта Р-39 с номером 55 и белым коком воздушного винта.
нет щелей на люке доступа к боезапасу. Наверно совсем ранние версии P39Q
Soviet aircraft P-39 tactical number 55, the drawing by A.Kazakov.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
102 GIAP commander G.A. Pronin near P39 Airacobra № 96.

Russian AA defence. Ленобласть
Комполка гвардии майор А. Г. Пронин. Левашово, 1943 г.
Cobra color profile
Soviet aircraft P-39 tactical number 96, the drawing by A.Kazakov.


Только фамилия в текстовке под фото написана неправильно, имя отчество отсутствует.
Написано Ж_и_л_е_остов, а надо Ж_е_л_и_остов  Михаил Яковлевич Первый слева. Я- его дочь - Силкина( девичья Желиостова) Елена Михайловна.
Младший лейтенант Желиостов Михаил Яковлевич, младший лейтенант Анатолий Григорьевич Иванов, младший лейтенант Болдырев, старший лейтенант Николай Петрович Александров, Дмитрий Андрианович Шпигун, Н.А. Крицын, Владимир Горбачев в капонире рядом с «Аэрокоброй» (предположительно - номер 33).
colorized bw pix
Colored wartime picture of Soviet pilots near P-39 fighter. Click to enlarge.

P39 color profile
Soviet aircraft P-39 tactical number 33, the drawing by A.Kazakov.


воздушный гламур - бортовая живопись и окраска фото ВМВ
«Аэрокобра» с наклеенной на дверку журнальной страницей с фотографией женщины в купальнике.

П39 цветной боковик
Soviet aircraft P-39 tactical number 66, the drawing by A.Kazakov.


.
«Аэрокобры» №№ 16, 24, 40, 33 на аэродроме Левашово.


5. Supermarine Spifire (в боях не применялся)
28.05.1945–12.06.1945 Перевооружение на английские самолеты «Спитфайр».








Источники: В. Анохин, М. Быков, А. Казаков, М. Тимин, В. Камский.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.