Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

15 истребительный авиационный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова полк ВВС КА


15th fighter air «Orsha» regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       В октябре 1919 г. из трёх бывших авиаотрядов Российского Императорского Воздушного флота (3 КАО, 7 КАО, 8 КАО) был cформирован 2 истребительный авиадивизион РККВФ.
       В октябре 1920 г. авиадивизион стал 2 истребительной авиаэскадрильей Авиаэскадры №1.
       В мае 1921 г. стала 2 отдельной истребительной авиаэскадрильей.
       3.7.1925 2 оиаэ присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
       В декабе 1926 г. эскадрилья была переименована в 7 отдельную истребительную авиаэскадрилью.
       В мае 1935 г. 7 оиаэ переименована в 106 иаэ Белорусского ВО.
       В июне 1938 г. в Белорусском военном округе на основе 106 истребительной авиаэскадрильи им. Ф.Э. Дзержинского в составе 70 авиабригады ВВС БВО сформирован 15 истребительный авиационный полк (приказ ВВС КА № 0079 от 02.06.1938).
       21.07.1941–13.08.1941 При 1 Высшей школе штурманов ВВС КА в Московском ВО (г. Рязань) переформирован по штату 015/134.
       25.01.1942–03.06.1942 В 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Чебоксары, затем г. Арзамас) переформирован по штату 015/174.
       01.01.1943–20.02.1943 В 20 зиап Сибирского ВО (ст. Коченево) полностью переформирован по штату 015/284.
       01.06.1944–15.06.1944 В резерве СВГК (г. Курск) переформирован по штату 015/364.
       06.07.1944 За отличие в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша приказом ВГК № 0182 15 иап присвоено почетное наименование «Оршанский».
       25.07.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками.за овладение городом Вильнюс и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 15 иап награжден орденом Красного Знамени.
       28.05.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 15 Краснознаменный иап награжден орденом Суворова III степени.
       20.02.1949 Переименован в 899 истребительный авиаполк в составе 263 (бывш. 278) иад 24 ВА ГСОВГ (директива ГШ ВС СССР № орг/1/120016 от 10.01.1949).
       01.07.1981 Преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
       01.07.1993 Преобразован в штурмовой авиационный полк.
       01.05.1998 Получил наименование 899 гвардейский Оршанский дважды Краснознаменный ордена Суворова штурмовой авиационный полк им. Ф.Э. Дзержинского после переформирования в апреле 1998 г. 899 шап и 20 гбап в один полк. Получил также все регалии 20 гбап (бывшего 20 гиап).
       1993-2003 гг. Принимал активное участие в боевых действиях в Таджикистане (1993-2003), в 1-й и 2-й Чеченских кампаниях (1994-1995 и 1999-2000 гг.) и в миротворческих операциях в Абхазии с 01.09.1992 по 28.04.1994.
       Осенью 2009 г. 899 гвардейский шап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.
       Летом 2014 г. главнокомандующий ВВС объявил о воссоздании в 2017 г. 899 гвардейского авиационного Оршанского полка имени Дзержинского.

       Подчиненность и участие на фронтах

       17.09.1939–28.09.1939 В составе Витебской авиагруппы ВВС 3 армии Белорусского фронта принимал участие в освобождении Западной Белоруссии на самолетах И-16.

ДатыПодчиненностьПримечание
17.02.194013.03.1940Особая авиабригадагруппа советских войск в Эстониисоветско-финляндская война
22.06.194112.07.19418 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронта
15.08.194123.08.19418 садВВС Северного фронта
23.08.194119.12.19418 садВВС Ленинградского фронта
09.06.194206.07.1941266 иад2 ВАБрянский фронт
04.09.194223.09.1942288 иад8 ВАСталинградский фронт
24.10.194225.12.1942266 шад8 ВАСталинградский фронт
19.04.194322.06.1943278 иад3 ИАК4 ВАСеверо-Кавказский фронт
01.09.194301.06.1944278 иад3 ИАК8 ВАЮжный фронт
22.06.194404.08.1944278 иад3 ИАК1 ВА3 Белорусский фронт
21.11.194409.05.1945278 иад3 ИАК16 ВА1 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

Результаты боевой работы:

       За время участия в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 509, проведено воздушных боев – 4, сбито самолетов противника – 1, своих потерь нет.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 10360 боевых вылетов. В воздухе уничтожено 537 самолетов и 1 аэростат противника, и 43 самолета уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (орудия ПА – 10, автомашины – 431, автоцистерны – 14, тягачи – 7, прицепы – 2, повозки – 152, паровозы – 11, вагоны – 8, радиостанции – 1, катера – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну19411942 1943 1944 1945
штурмовка войск противника534182128122732
штурмовка аэродромов1856829862
на разведку80210629130244293
на блокировку аэродромов473116
на свободную охоту412409720570
на прикрытие войск5830101247313549542037
на сопровождение18234422264707132
на прикрытие аэродромов3598537237
на перехват27120514502
другие б/вылеты9563824
Итого103602080802226625232681
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Всего5809534176105170
сбито в воздухе537783416491170
уничтожено на аэродромах4317012140
Истребители
сбито в воздушных боях3513588261165
уничтожено на аэродромах853
Бомбардировщики
сбито в воздушных боях149371772194
уничтожено на аэродромах231247
Разведчики
сбито в воздушных боях263896
уничтожено на аэродромах862
Прочие типы
сбито в воздушных боях1131151
уничтожено на аэродромах422

Свои потери За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов
сбито в воздушных боях6923171964
сбито ЗП11
сбито ЗА13715
уничтожено на аэродромах444022
не вернулось с боевого задания571917885
разбито на аэродромах при эксплуатации1616
Итого20010536291515
Небоевые потери самолетов
авиакатастрофы1032131
аварии1555221
списано по износу211
Итого2787363
Всего22711343322118
Потери летного состава
Летчики109392020118

По типам самолетов потеряно: 7 И-16; 14 И-153; 4 И-15бис; 87 МиГ-3; 26 ЛаГГ-3; 17 Ла-5; 14 Як-7б; 19 Як-1; 20 Як-9; 16 Як-3; 3 По-2.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

Эмблемы авиаполков 3 ИАК ВВС КА (265 иад: 291 иап, 402 иап он, 812 иап; 278 иад: 15 иап, 43 иап, 274 иап): крылатая звезда в 1943-44 гг., и крылатый меч в 1944-45 гг.


Реконструкция окраски истребителя И-15бис (заводской номер 5553, тактическй номер 8), январь 1941 г. Автор - И. Злобин.

1. И-153 (17.02.1940 — 12.07.1941)
На 22.06.1941 имелось 61 МиГ-3, 15 И-153 и 8 И-16.

Чайки
Реконструкция окраски истребителей И-153 (№ 8 - 1939 г., № 23 - зима 1939-40 гг.). Автор - И. Злобин.


Реконструкция окраски истребителя И-153 (№ 6), 1941 г. Автор - И. Злобин.

ЖБД 15 иап ВВС КА в ВОВ - самолеты и эмблемы
Истребитель И-153 "Чайка" с тактическим номером 6 после вынужденной посадки, фото 1941 г.

ВОВ фото и153 действующая армия
Самолёт И-153 № 28 с мотором М-62, аэродром Каунас.
The I-153 biplane with the M-62 engine, perhaps of 15th IAP. Photo of 1941.

15 iap VVS USSR i153 WW2 profile GPW
The I-153 aircraft № 28, drawing by T. Tuomanen.


2. И-16 (22.06.1941 — 12.07.1941)
На 22.06.1941 имелось 61 МиГ-3, 15 И-153 и 8 И-16.

3. МиГ-3 (22.06.1941 — 19.11.1941)
На 22.06.1941 имелось 61 МиГ-3, 15 И-153 и 8 И-16.
25.10.1941 Имел в боевом составе 15 МиГ-3 (из них 2 неисправных).

Цветовая система обозначений: 1-я эскадрилья – красные номера, 2-я эскадрилья – голубые, 3-я эскадрилья – жёлтые, 4-я эскадрилья – белые.

Каунас Хвост №11 на переднем плане это машина 31-го ИАП, а №8 который во всей красе, это 15-й ИАП
МиГ-3 с тактическим номером 8 на аэродроме Каунас. Увеличение фотографии - по клику.
The MiG-3 number 8 plane at Kaunas airfield. Click to enlarge the picture.



The MiG-3 aircraft of 15 IAP Red army airforce:

Авария МиГ-3 (заводской номер 2373, тактический 5 белый) на аэродроме Каунас 06.06.1941МиГ-3 фото 15 ИАП
МиГ-3 фото 15 ИАП13 МиГ-3 фото 15 ИАП
МиГ-3 фото 15 ИАПцветная фотография ВОВ СССР

Рисунки М. Тесситори по исследованиям М. Тимина:
15 ИАП ВВС КА Самолеты МиГ-3 ВОВ СССР
МиГ3 боковики 15 ИАП ВВС РККА
МиГ-3 боковик профиль 15 ИАП
МиГ-3 боковик профиль 15 ИАП
МиГ-3 боковик профиль 15 ИАП
МиГ-3 боковик профиль 15 ИАП
МиГ-3 15 ИАП Эмблемы и знаки. Материальная часть.
МиГ-3 боковик профиль 15 ИАП
Russian warplane MiG3
МиГ-3 боковик профиль 15 ИАП
4. ЛаГГ-3 (09.06.1942-06.07.1942 и 24.10.1942-26.12.1942)
25.01.1942–03.06.1942 освоены в 1 зиап МВО.

5. Ла-5 (04.09.1942 — 23.09.1942)
26.08.1942–31.08.1942 освоены во 2 зиап МВО.
09.09.1942 принято 12 Ла-5 от 240 иап.

6. Як-7б (01.09.1943 — 18.09.1944)
01.01.1943–20.02.1943 освоены в 20 зиап СибВО.

7. Як-1б (01.09.1943 — 04.08.1944)

Як-1Б 15 иап Чубарев А.Д. у своего самолета после очередного боя рассказывает своим товарищам о проведенном бое
Чубарев А.Д. у своего самолета после очередного боя рассказывает своим товарищам о проведенном бое.

8. Як-9Т (01.09.1943 — 04.08.1944)

Сталинские соколы в бою.
Моргунов Сергей Николаевич (второй слева) с боевыми товарищами у Як-1Б № 32. На заднем плане - Як-9Т с номером 18.

ВОВ Действующая армия СССР в бою
Рисунок А. Салимгареева.

9. Як-3 (21.11.1944 — 09.05.1945)

ww2 foto Yak3 airplane in action Red army VVS 15 IAP
Soviet pilots and the Yak-3 fighter.


15-й Краснознаменный истребительный авиационный Оршанский ордена Суворова полк военно-воздушных сил Красной армии. Фотографии и история
Ситковский Александр Николаевич на фоне Як-3.
Jak-3 15th fighter air «Orsha» regiment WWII profile
The Yak-3 tactical number 14 of Sitkovsky pilot, drawing by M. Bykov.


фото знак крылатый меч 15 киап ВВС КА в ВОВ
А.Н. Ситковский с сослуживцем рядом с Як-3.
Sitkovsky near Yak-3 warplane. Great Patriotic war photo.



Это фото уже из 15-го ИАП (куда он был переведён в конце августа 1944 года), в 43-м ИАП як3 появились уже после войны
Герой Советского Союза старший лейтенант Меркулов Владимир Иванович, заместитель командира эскадрильи.

       Послевоенная матчасть

       В мае 1948 г. авиаполк перевооружен на истребители Ла-9.
       10.02.1950 приступил к переучиванию на реактивные самолеты МиГ-15.
       В апреле 1956 г. приступил к переучиванию на сверхзвуковые истребители МиГ-19.
       1966 г. Освоил самолеты МиГ-21.
       03.04.1989 Приступил к переучиванию на Миг-27.
       01.07.1993 Перевооружен полк на штурмовики Су-25.

знак Отличный самолёт
МиГ-21СМТ (с бортовым номером 16 и знаком Отличный самолёт) из состава 899 АПИБ. Латвия, аэродром Лиелварде, 1980-е годы.


МиГ-23УБ (с номером 87 и эмблемой Крылатый меч).


МиГ-27Д (с номером 27 и эмблемой Крылатый меч).

       Командиры полка

02.07.1938 – 06.02.1942 м-р Бобрик Владимир Лукич
_.02.1942 – 28.06.1942 м-р Калачев Владимир Николаевич (погиб)
28.06.1942 – 26.12.1942 к-н Тарасов Павел Тимофеевич
20.01.1943 – _._.1947 м-р, п/п Исаков Николай Васильевич





15 КИАП (ИАКП)

Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Михаил Тимин - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах».
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

15 Краснознаменный истребительный авиационный Оршанский ордена Суворова полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.