Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

29 гвардейский истребительный авиационный Волховский полк ВВС КА

[154 истребительный авиационный полк]


29 guards fighter «Volhov» regiment (154 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       13.08.1940–20.11.1940: 154 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском военном округе (г. Пушкин).
       22.11.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 154 иап преобразован в 29 гвардейский истребительный авиационный полк.
       04.05.1943: За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО СССР № 207 29 гиап присвоено почетное наименование «Волховский».
       31.05.1960: 29 гиап расформирован в 5 дивизии ПВО (Карелия).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194123.08.194139 иадВВС ЛВО / Северного фронта Великая Отечественная война
23.08.194120.09.1941ВВС Ленинградского фронта
20.11.194112.03.1942ВВС Ленинградского фронта
12.03.194201.12.1942ВВС 8 армииЛенинградский фронт
01.12.194205.09.1944275 иад13 ВАЛенинградский фронт
05.09.194428.09.19441 гсад7 ВАКарельский фронт
28.09.194414.11.1944324 иад
03.03.195003.10.1950106 иад ПВОШанхайская группа войскправительственная командировка в КНР
21.11.195024.01.195150 иад64 ИАКворуженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнен 13061 боевой вылет. В воздушных боях уничтожено 429 самолетов противника и 2 аэростата наблюдения, при штурмовках уничтожено: самолеты - 29, автомашины – 138, мотоциклы - 1, повозки – 19, паровозы - 7, вагоны – 32, бензоцистерны - 1, склады боеприпасов – 1, дома – 19, подавлено точек ЗА - 77.
       Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 76, самолетов – 127.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944
по войскам противника5252
по аэродромам противника932766
пр ж/д объектам противника1066100
на разведку844209103106426
на свободную охоту165315480
на перехват678 (в т.ч. 25 - ночью)39724615
на сопровождение448410277652026671
на прикрытие войск26931845162001793
на прикрытие объектов ПВО380918431413352200
прочие12850708
Итого боевых вылетов130613795314428613136
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944
Истребители - сбито в воздушных боях 23133505692
Истребители - уничтожено на аэродромах1414
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях19118532298
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах1515
Разведчики - сбито в воздушных боях752
Итого4588010880190
сбито в воздушных боях4295110880190
уничтожено на аэродромах2929
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944
сбито в воздушных боях6212101822
сбито зенитной артиллерией101162
уничтожено на аэродромах55
не вернулось с боевого задания1912313
Итого боевые9630142527
авиакатастрофы124125
аварии197633
Итого небоевые 3111758
ВСЕГО12741213035
Потери летного состава
Летчики7618102225

По типам самолетов потеряно:
27 И-16; 8 МиГ-3; 13 «Томагаук»; 15 «Киттихаук»; 37 Як-7б; 27 Як-9Д.


       Результаты боевой работы в Китае: совершено боевых вылетов – 80, сбито самолетов ВВС Гоминьдана – 2. Свои потери (небоевые): 1 МиГ-15 и 1 летчик.

       Результаты боевой работы в Корее: совершено боевых вылетов – около 800, проведено воздушных боев – 29, сбито самолетов противника – 37 (из них: бомбардировщиков – 5, истребителей и штурмовиков – 31, разведчиков – 1), сбито самолетов противника предположительно – 10. Свои потери (боевые): летчиков – 4, самолетов – 5.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
22.06.1941 30 И-16 (все исправны).
01.12.1941 19 «Томагауков» (из них 2 неисправных).
31.12.1941 15 «Томагауков» (из них 8 неисправных).
01.01.1943 12 «Киттихауков», 4 МиГ-3, 1 Як-1.
10.01.1943 истребители Як-7Б
05.01.1944 истребители Як-9Д


1. И-16 (22.06.1941 – 20.09.1941)

29 гиап (154 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Летчики Петров Г.Г. и Сторожаков А.Н. у И-16 в 1941 г.
Russian pilots Petrov and Storozhakov of 154 IAP near the I-16.



2. МиГ-3 (27.06.1941 – 20.09.1941 ; весна 1942 - январь 1943)
27.06.1941–04.07.1941: получены 14 МиГ-3 из резерва ВВС Ленинградского фронта.
В течение весны–лета 1942 года в полк поступило несколько МиГов.

Фотографии и история 29 гиап (154 иап) Военно-воздушных сил Красной армии
Замкомэск Герой Советского Союза Сторожаков А.Н. рядом с самолётом МиГ-3, 1941 г. Увеличение фото - по клику.
Click to enlarge: Storozhakov A.N. near the MiG-3 aircraft.


ГСС
Герой Советского Союза Владимир Матвеев рядом с самолётом МиГ-3.
HSU Matveev aside the MiG-3 aircraft.


ГСС
Литвинов Борис Иванович в кабине МиГ-3 б/н 60.

Командир 39 иад Литвинов и летчики 154 иап на фоне МиГ-3. Другая фотография - по клику.
Soviet pilots near the MiG-3 plane. Click to view othe picture.



3. Curtiss Р-40 (20.11.1941 – 29.01.1943)
20.09.1941–20.11.1941: переучивание на американские истребители «Томагаук» в 27 запасном истребительном авиаполку Архангельского ВО (г. Кадников Вологодской обл.)
В течение весны–лета 1942 года для восполнения потерь материальной части в полк поступали истребители «Томагаук» и «Киттихаук».
29.01.1943: передача всех самолетов «Киттихаук» в 196 иап 275 иад.

окраска фото ВМВ.
Soviet P-40C fighter.


154 иап (предп.) ВВС 8 армии, Ленинградский фронт, 1942 Tomahawk IIB
Самолёт Р-40С (Tomahawk IIB) с бортовым номером 75. ВВС 8 армии, Ленинградский фронт, 1942 г. Предположительно - 154 иап.
цвет.
The P-40C № 75 color profile by Tapani Tuomanen.


Самолёт Р40Е с тактическим номером 34. Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину
Самолёт Р-40Е с тактическим номером 34.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину P40E board number 50 of Pokryshev WW2 foto 29 guards fighter «Volhov» air regiment (154 fighter aviation unit)
The P-40E board number 50 of Pokryshev P.A.

.
Реконструкция внешнего вида Р-40Е № 50, на котором летал Покрышев Пётр Афанасьевич. Художник - М.Быков

Р-40Е Киттихаук, 154 ИАП, ст. лейтенант Н.А. Зеленов, весна-лето 1942 годаИстребительная авиация СССР
Зеленов Николай Андрианович на крыле своего Р-40Е с отметками сбитых самолетов.
Regimental markings WWII photo in combat.
«Киттихаук» б/н 79, на котором весной-летом 1942 года на Ленфронте летал Зеленов Н.А. Художник - М.Казаков.
The P-40E board number 79 of Zelenov N.A.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Командир 154-го ИАП майор Александр Матвеев у «Киттихаука» с победными звёздочками на фюзеляже, лето 1942 г.
154 IAP commander A.Matveev. Great Patriotic war photo.

фото ВОВ ВВС СССР
П.А. Покрышев у самолета Р-40 с белым тактическим номером 65.
Pokryshev P.A. ace aside his P-40 plane.

Реконструкция внешнего вида Р40Е № 65
Реконструкция внешнего вида Р-40Е № 65. Художник - М.Быков.

. .
.

Штурман полка Пилютов П.А., комэски Покрышев П.А. и Зеленов Н.А. на фоне истребителей P-40 разных модификаций и с различными вариантами окраски коков в белый цвет.


Pilyutov, Pokryshev, Zelenov and the P40 planes of different models and different styles of the white spinners.

зубы P-40 (с нарисованной акульей пастью) 154-го истребительного авиаполка
Истребитель Р-40 с нарисованной акульей пастью. Увеличение фотографии - по клику.
The P-40 featured the sharkmouth noseart. Click to enlarge the photo.


29 ГвИАП моноплан Р40
Истребитель Р-40 с бортовым номером 34.

29 GvIAP P40 fighter board number 55
The P-40 fighter board number 55.



4. Як-7б (январь 1943 г. – январь 1944 г.)
04.01.1943–10.01.1943 перевооружение на истребители Як-7б на аэр. Плеханово (Ленинградская обл.).

авиационная бортовая живопись.
Где-то писали, что это кошка, причем с какой-то там даже историей. Я хотел сначала для книжки этот Як-7 нарисовать, но не слишком достоверные сведения о его б/н. Вроде 34, и в этом случае есть фото другого борта, но возможно и нет.
П.А. Покрышев у своего истребителя Як-7б в зимнем камуфляже и с рисунком кота. Снимок марта 1943 г.
Pokryshev P.A. and his Yak-7B airplanes in winter camo.


Jak-7B in action
Техник по вооружению Вендров Л.С. у Як-7Б № 64 летчика Чиркова А.В. Аэродром Плеханово, март 1943 г.

Yak7b ftr USSR
Поверка шасси на уборку. Самолёт Як-7Б с рисунком масти пик. Аэродром Плеханово, март 1943 г.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Истребители Як-7Б №№ 68, 27, 21 в зимней камуфляжной окраске на аэродроме Плеханово весной 1943 г.
Soviet Yak-7B airplanes in winter camo.


VVS USSR GPW
Гвардии майор А.В. Чирков рядом с истребителем Як-7. Другой кадр из серии по клику.
Chirkov A.V. and his Yak-7 warplane № 14. Click to another frame of the seria.

.
Як-7Б с белым тактическим номером 14 и знаком гвардии.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action
Як-7Б из 29-го гвардейского истребительного авиаполка на аэродроме Углово. Ленинградский фронт.
Soviet Yak-7B planes of 29 GIAP Red army airforce.

.
Истребители Як-7Б №№ 14 и 38.

военный самолёт СССР схема боевой окраски.
Истребитель Як-7Б б/н 34, фото марта-апреля 1943 г.

Як7Б командира 29 ГвИАП п/п Матвеева
Як-7Б командира 29 ГИАП п/п Матвеева А.А., весна 1943 г.
боковик Як7
The Yak-7B of 29 GIAP commander Matveev A.A. Profile by M.Bykov.


29 GvIAP USSR
Летчик-истребитель Федор Михайлович Чубуков. декабрь 43 г.

день в музее
Як-7Б, выставленный как машина П.А. Покрышева в музее обороны и блокады Ленинграда. Фотоснимок середины 1945 г.
Soviet Yak-7B bort number 33.

Самолет дважды Героя Советского Союза Покрышева
Тот же самолёт, Фотоснимок 1948 г.


5. Як-1М (с октября 1943 г.)
В октябре 1943 г. авиаконструктор А.С. Яковлев подарил истребитель Як-1М (предсерийный Як-3) П.А. Покрышеву.

Як-1М, который подарил Яковлев (есть довольно много фоток где он презентует машину Покрышеву). 
Покрышев ушел в 159 иап, а самолет остался, летал на нем, ЕМНИП, комполка Дворник.
Истребитель Як-1М с тактическим номером 29.


6. Як-9 (январь – ноябрь 1944 г.)
03.01.1944-05.01.1944: перевооружение на истребители Як-9Д .
15.11.1944: передано 30 самолетов Як-9Д в 20 гиап.
Февраль 1945 г.: получено четыре самолёта Як-9У.

       Отличительным признаком истребителей 275 ИАД ВВС КА (14 гиап, 29 гиап, 159 иап, 191 иап, 196 иап) были белые коки винтов и рули направления.

ГСС.
Летчики 3 авиационной эскадрильи. Третий справа - Зюзин Пётр Дмитриевич.
Другое фото серии - по клику. Карельский перешеек, июль 1944 г.
Squadron commander Zuzin P.D. with his crew. Click to view othe picture.



Архиреев О.В. в кабине самолета Як-9 № 88 «Дагестанец» построенного на средства, собранные жителями Дагестана. Фотоснимок лета 1944 г.
.
Архиреев Олег Владимирович на крыле истребителя б/н 49.
Russian ace Oleg Arhireev.

Даг
Самолет Як-9 № 88 «Дагестанец». Рисунок А.Салимгареева.

Як-9, совершивший вынужденную посадку в районе Ховинкюля (ныне поселок Петровское) 30 августа 1944. из 29-го гвардейского иап  гвардии лейтенантом Михаил Матвеевич Волков . фото 2 сент
Як-9 б/н 18, совершивший вынужденную посадку 30 августа 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.
Click to enlarge: the ditched Soviet Yak-9 fighter.

29 ГвИАП исторический формуляр авиачасти
Як-9 № 18, совершивший вынужденную посадку 30 августа 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.
Click to enlarge: the ditched Yak-9 plane of 29 GIAP Red army airforce.


видимо Як9Д. Действующая армия.
Пилоты у самолёта Як-9.
видимо Як-9Д.
Командир звена Зюзин Пётр Дмитриевич и старший техник Стародуб Иван Иванович, лето 1944 года.

29 ГвИАП
Истребитель Як-9 с тактическим номером 35.

Фото снимок ВОВ Советская камуфляжная окраска. Боевое использование як9у
Артисты московского театра им. Вахтангова с лётчиками полка у самолёта Як-9У во время торжественного вручения машин. Аэродром Пушкино, г. Москва. Февраль 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The artists and the pilots near the Yak-9U fighter. Click to enlarge the picture.


Церемония вручения як9у 29 гиап ВВС КА фото ВОВYak9U 29th GvIAP photo in WWII
Вахтанговцы передают самолёты лётчикам, февраль 1945 г. К-н Ф.М. Чубуков, л-т Б.А. Логинов, режиссёр Р.Н. Симонов, л-т О.В. Архиреев, л-т П.И Емельянов на фоне Як-9У № 14. 22 февраля 1945 г.
Soviet Yak-9U fighters in 1945.

Церемония вручения як9у 29 гвиап ВВС КА фото ВОВ
Церемония вручения дарственных самолетов от театра им. Вахтангова.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. .
Як-9У с номером 14, красной полосой, надписью «Вахтанговец» на правом борту и эмблемой головы оленя.
The Yak-9U «Vahtangovets» featured the deer emblem and the red line. Author - D.Grinyuk.

Подобный олень был изображен на Ил-2 214 шап, а также на танках Т-34.

Логинов Борис, Архиреев Олег Владимирович, Кибирев Михаил. Заполярье. Рядом с самолетом с эмблемой дивизии «Северный олень». 1944
Логинов Борис, Архиреев Олег, Кибирев Михаил. Увеличение фотографии - по клику.
Russian pilots near the Yak-9U fighter. Click to enlarge the picture.


Зимой 1945 г. в состав 29 ГвИАП 324 ИАД были переданы 4 истребителя Як-9У, приобретенные на средства коллектива театра им. Вахтангова
Летчики л-т О.В. Архиреев и мл. л-т К.Т. Бойков на истребителе «Вахтанговец» № 32. Аэродром Степыгино. Февраль 1945 г.
История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.29-й гвардейский истребительный авиационный Волховский полк. Фотографии и история.
Истребитель Як-9У с красным бортовым номером 16.
Soviet Yak-9U fighter and crew.


shutov Soviet Yak-9U fighter and crew
Шутов Евгений Михайлович на плоскости Як-9У с красной диагональной полосой на вертикальном оперении.


7. МиГ-15 (03.03.1950–03.10.1950 и 21.11.1950–24.01.1951)

       Командиры полка

13.08.1940 – 10.11.1941 п-к Антонов Николай Дмитриевич
10.11.1941 – 18.05.1943 п/п Матвеев Александр Андреевич
28.05.1943 – 12.12.1943 п/п Пилютов Петр Андреевич
29.12.1943 – 31.12.1945 м-р Дворник Александр Филиппович








Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Боевой путь 29 гв. иап. Отчеты о боевых действиях с 22.06.1941 по 22.11.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 22054, Опись: 0143393с, Дело: 0001.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.