Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

29 гвардейский истребительный авиационный Волховский полк ВВС КА

[154 истребительный авиационный полк]

боевое Знамя красное 29 гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС КА

29 guards fighter «Volhov» regiment (154 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       13.08.1940–20.11.1940: 154 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском военном округе (г. Пушкин).
       22.11.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 154 иап преобразован в 29 гвардейский истребительный авиационный полк.
       04.05.1943: За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО СССР № 207 29 гиап присвоено почетное наименование «Волховский».
       31.05.1960: 29 гиап расформирован в 5 дивизии ПВО (Карелия).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194123.08.194139 иадВВС ЛВО / Северного фронта Великая Отечественная война
23.08.194120.09.1941ВВС Ленинградского фронта
20.11.194112.03.1942ВВС Ленинградского фронта
12.03.194201.12.1942ВВС 8 армииЛенинградский фронт
01.12.194205.09.1944275 иад13 ВАЛенинградский фронт
05.09.194428.09.19441 гсад7 ВАКарельский фронт
28.09.194414.11.1944324 иад
03.03.195003.10.1950106 иад ПВОШанхайская группа войскправительственная командировка в КНР
21.11.195024.01.195150 иад64 ИАКворуженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнен 13061 боевой вылет. В воздушных боях уничтожено 429 самолетов противника и 2 аэростата наблюдения, при штурмовках уничтожено: самолеты - 29, автомашины – 138, мотоциклы - 1, повозки – 19, паровозы - 7, вагоны – 32, бензоцистерны - 1, склады боеприпасов – 1, дома – 19, подавлено точек ЗА - 77.
       Собственные безвозвратные потери составили: летчиков – 76, самолетов – 127.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944
по войскам противника5252
по аэродромам противника932766
пр ж/д объектам противника1066100
на разведку844209103106426
на свободную охоту165315480
на перехват678 (в т.ч. 25 - ночью)39724615
на сопровождение448410277652026671
на прикрытие войск26931845162001793
на прикрытие объектов ПВО380918431413352200
прочие12850708
Итого боевых вылетов130613795314428613136
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944
Истребители - сбито в воздушных боях 23133505692
Истребители - уничтожено на аэродромах1414
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях19118532298
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах1515
Разведчики - сбито в воздушных боях752
Итого4588010880190
сбито в воздушных боях4295110880190
уничтожено на аэродромах2929
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944
сбито в воздушных боях6212101822
сбито зенитной артиллерией101162
уничтожено на аэродромах55
не вернулось с боевого задания1912313
Итого боевые9630142527
авиакатастрофы124125
аварии197633
Итого небоевые 3111758
ВСЕГО12741213035
Потери летного состава
Летчики7618102225

По типам самолетов потеряно:
27 И-16; 8 МиГ-3; 13 «Томагаук»; 15 «Киттихаук»; 37 Як-7б; 27 Як-9Д.


       Результаты боевой работы в Китае: совершено боевых вылетов – 80, сбито самолетов ВВС Гоминьдана – 2. Свои потери (небоевые): 1 МиГ-15 и 1 летчик.

       Результаты боевой работы в Корее: совершено боевых вылетов – около 800, проведено воздушных боев – 29, сбито самолетов противника – 37 (из них: бомбардировщиков – 5, истребителей и штурмовиков – 31, разведчиков – 1), сбито самолетов противника предположительно – 10. Свои потери (боевые): летчиков – 4, самолетов – 5.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Известный боевой состав:
22.06.1941 30 И-16 (все исправны).
01.12.1941 19 «Томагауков» (из них 2 неисправных).
31.12.1941 15 «Томагауков» (из них 8 неисправных).
01.01.1943 12 «Киттихауков», 4 МиГ-3, 1 Як-1.
10.01.1943 истребители Як-7Б
05.01.1944 истребители Як-9Д


1. И-16 (22.06.1941 – 20.09.1941)

29 гиап (154 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Летчики Петров Г.Г. и Сторожаков А.Н. у И-16 в 1941 г.
Russian pilots Petrov and Storozhakov of 154 IAP near the I-16.



2. МиГ-3 (27.06.1941 – 20.09.1941 ; весна 1942 - январь 1943)
27.06.1941–04.07.1941: получены 14 МиГ-3 из резерва ВВС Ленинградского фронта.
В течение весны–лета 1942 года в полк поступило несколько МиГов.

Фотографии и история 29 гиап (154 иап) Военно-воздушных сил Красной армии
Замкомэск Герой Советского Союза Сторожаков А.Н. рядом с самолётом МиГ-3, 1941 г. Увеличение фото - по клику.
Click to enlarge: Storozhakov A.N. near the MiG-3 aircraft.


ГСС
Герой Советского Союза Владимир Матвеев рядом с самолётом МиГ-3.
HSU Matveev aside the MiG-3 aircraft.


МиГ-3 б/н 60 надо, видимо, относить к Управлению 39 иад, т.к. летал на нем комдив Литвинов
Комдив Литвинов Борис Иванович в кабине МиГ-3 б/н 60 (возможно, принадлежащем не полку, а управлению дивизии).
ГСС
Командир 39 иад Литвинов и летчики 154 иап на фоне МиГ-3. Другая фотография - по клику.

The MiG-3 plane № 60, drawing by Massimo Tessitori.


3. Curtiss Р-40 (20.11.1941 – 29.01.1943)
20.09.1941–20.11.1941: переучивание на американские истребители «Томагаук» в 27 запасном истребительном авиаполку Архангельского ВО (г. Кадников Вологодской обл.)
В течение весны–лета 1942 года для восполнения потерь материальной части в полк поступали истребители «Томагаук» и «Киттихаук».
29.01.1943: передача всех самолетов «Киттихаук» в 196 иап 275 иад.

окраска фото ВМВ.
Soviet P-40C fighter.


154 иап (предп.) ВВС 8 армии, Ленинградский фронт, 1942 Tomahawk IIB
Самолёт Р-40С (Tomahawk IIB) с бортовым номером 75. ВВС 8 армии, Ленинградский фронт, 1942 г. Предположительно - 154 иап.
цвет.
The P-40C № 75 color profile by Tapani Tuomanen.


Самолёт Р40Е с тактическим номером 34. Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину
Самолёт Р-40Е с тактическим номером 34.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину P40E board number 50 of Pokryshev WW2 foto 29 guards fighter «Volhov» air regiment (154 fighter aviation unit)
The P-40E board number 50 of Pokryshev P.A.

.
Реконструкция внешнего вида Р-40Е № 50, на котором летал Покрышев Пётр Афанасьевич. Художник - М.Быков

Р-40Е Киттихаук, 154 ИАП, ст. лейтенант Н.А. Зеленов, весна-лето 1942 годаИстребительная авиация СССР
Зеленов Николай Андрианович на крыле своего Р-40Е с отметками сбитых самолетов.
Regimental markings WWII photo in combat.
«Киттихаук» б/н 79, на котором весной-летом 1942 года на Ленфронте летал Зеленов Н.А. Художник - М.Быков.
The P-40E board number 79 of Zelenov N.A.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Командир 154-го ИАП майор Александр Матвеев у «Киттихаука» с победными звёздочками на фюзеляже, лето 1942 г.
154 IAP commander A.Matveev. Great Patriotic war photo.

фото ВОВ ВВС СССР
П.А. Покрышев у самолета Р-40 с белым тактическим номером 65.
Pokryshev P.A. ace aside his P-40 plane.

Реконструкция внешнего вида Р40Е № 65
Реконструкция внешнего вида Р-40Е № 65. Художник - М.Быков.

. .
.

Штурман полка Пилютов П.А., комэски Покрышев П.А. и Зеленов Н.А. на фоне истребителей P-40 разных модификаций и с различными вариантами окраски коков в белый цвет.


Pilyutov, Pokryshev, Zelenov and the P40 planes of different models and different styles of the white spinners.

29 ГвИАП моноплан Р40
Истребитель Р-40 с бортовым номером 34.

29 GvIAP P40 fighter board number 55
The P-40 fighter board number 55.



4. Як-7б (январь 1943 г. – январь 1944 г.)
04.01.1943–10.01.1943 перевооружение на истребители Як-7б на аэр. Плеханово (Ленинградская обл.).

авиационная бортовая живопись.
Где-то писали, что это кошка, причем с какой-то там даже историей. Я хотел сначала для книжки этот Як-7 нарисовать, но не слишком достоверные сведения о его б/н. Вроде 34, и в этом случае есть фото другого борта, но возможно и нет.
П.А. Покрышев у своего истребителя Як-7б в зимнем камуфляже и с рисунком кота. Снимок марта 1943 г.
Pokryshev P.A. and his Yak-7B airplanes in winter camo.


Jak-7B in action
Техник по вооружению Вендров Л.С. у Як-7Б № 64 летчика Чиркова А.В. Аэродром Плеханово, март 1943 г.

Yak7b ftr USSR
Поверка шасси на уборку. Самолёт Як-7Б с рисунком масти пик. Аэродром Плеханово, март 1943 г.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Истребители Як-7Б №№ 68, 27, 21 в зимней камуфляжной окраске на аэродроме Плеханово весной 1943 г.
Soviet Yak-7B airplanes in winter camo.


VVS USSR GPW
Гвардии майор А.В. Чирков рядом с истребителем Як-7. Другой кадр из серии по клику.
Chirkov A.V. and his Yak-7 warplane № 14. Click to another frame of the seria.

.
Як-7Б с белым тактическим номером 14 и знаком гвардии.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action
Як-7Б из 29-го гвардейского истребительного авиаполка на аэродроме Углово. Ленинградский фронт.
Soviet Yak-7B planes of 29 GIAP Red army airforce.

.
Истребители Як-7Б №№ 14 и 38.

военный самолёт СССР схема боевой окраски.
Истребитель Як-7Б б/н 34, фото марта-апреля 1943 г.

Як7Б командира 29 ГвИАП п/п Матвеева
Як-7Б командира 29 ГИАП п/п Матвеева А.А., весна 1943 г.
боковик Як7
The Yak-7B of 29 GIAP commander Matveev A.A. Profile by M.Bykov.


29 ГИАП (гвардейский истребительный авиаполк). П. Д. Зюзин, Кочетков, Богданов, Хворов
Лётчики П.Д. Зюзин, Кочетков, Богданов, Хворов. Фотоснимок 1943 г.

29 GvIAP USSR
Летчик-истребитель Федор Михайлович Чубуков, декабрь 1943 г.

yak7-73 на старте 15-а ИАП командира полка, дважды Героя Советского Союза П. А. Покрышева
Полковник, дважды Герой Советского Союза П.А. Покрышев в Як-7 № 73, июнь 1944 г. Другое фото - по клику.
P.A. Pokryshev in the Yak-7 fighter. Click to view other picture.

.

29th Gv IAP USSR
Моторист за подготовкой самолета Як-7. Ленинградский фронт, 1944 г.

день в музее
Як-7Б, выставленный как машина П.А. Покрышева в музее обороны и блокады Ленинграда. Фотоснимок середины 1945 г.
Soviet Yak-7B bort number 33.

Самолет дважды Героя Советского Союза Покрышева
Тот же самолёт, фотоснимок 1948 г.


5. Як-1М (с октября 1943 г.)
В октябре 1943 г. авиаконструктор А.С. Яковлев подарил истребитель Як-1М (предсерийный Як-3) П.А. Покрышеву.

Як-1М, который подарил Яковлев (есть довольно много фоток где он презентует машину Покрышеву). 
Покрышев ушел в 159 иап, а самолет остался, летал на нем, ЕМНИП, комполка Дворник.
Истребитель Як-1М с тактическим номером 29.


6. Як-9 (январь – ноябрь 1944 г.)
03.01.1944-05.01.1944: перевооружение на истребители Як-9Д .
15.11.1944: передано 30 самолетов Як-9Д в 20 гиап.
Февраль 1945 г.: получено четыре самолёта Як-9У.

       Отличительным признаком истребителей 275 ИАД ВВС КА (14 гиап, 29 гиап, 159 иап, 191 иап, 196 иап) были белые коки винтов и рули направления.

ГСС.
Летчики 3 авиационной эскадрильи. Третий справа - Зюзин Пётр Дмитриевич.
Другое фото серии - по клику. Карельский перешеек, июль 1944 г.
Squadron commander Zuzin P.D. with his crew. Click to view othe picture.



Архиреев О.В. в кабине самолета Як-9 № 88 «Дагестанец» построенного на средства, собранные жителями Дагестана. Фотоснимок лета 1944 г.
.
Архиреев Олег Владимирович на крыле истребителя б/н 49.
Russian ace Oleg Arhireev.

Даг
Самолет Як-9 № 88 «Дагестанец». Рисунок А.Салимгареева.

Як-9, совершивший вынужденную посадку в районе Ховинкюля (ныне поселок Петровское) 30 августа 1944. из 29-го гвардейского иап  гвардии лейтенантом Михаил Матвеевич Волков . фото 2 сент
Як-9Д б/н 18, совершивший вынужденную посадку 30 августа 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.
Click to enlarge: the ditched Soviet Yak-9D fighter.

29 ГвИАП исторический формуляр авиачасти
Як-9Д, Карельский фронт, 30 августа 1944 г. Увеличение фотографии - по клику.
Click to enlarge: the ditched Yak-9D plane of 29 GIAP Red army airforce.


Як-9Д № 18, реконструкция окраски выполнена И. Злобиным.

видимо Як9Д. Действующая армия.
Пилоты (П.Д. Зюзин с лётчиками эскадрильи) у самолёта Як-9. Апрель 1944 г.
видимо Як-9Д.
Командир звена Зюзин Пётр Дмитриевич и старший техник Стародуб Иван Иванович, фото 1944 г.

29 ГвИАП
Истребитель Як-9 с тактическим номером 35.


Истребитель Як-9Т "Белоглинский колхозник" с эмблемой головы оленя. После освобождения от немецко-фашистской оккупации жители Белоглинского района собрали деньги на строительство нескольких самолетов.

Фото снимок ВОВ Советская камуфляжная окраска. Боевое использование як9у
Артисты московского театра им. Вахтангова с лётчиками полка у самолёта Як-9У во время торжественного вручения машин. Аэродром Пушкино, г. Москва. Февраль 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The artists and the pilots near the Yak-9U fighter. Click to enlarge the picture.


Церемония вручения як9у 29 гиап ВВС КА фото ВОВYak9U 29th GvIAP photo in WWII
Вахтанговцы передают самолёты лётчикам, февраль 1945 г. К-н Ф.М. Чубуков, л-т Б.А. Логинов, режиссёр Р.Н. Симонов, л-т О.В. Архиреев, л-т П.И Емельянов на фоне Як-9У № 14. 22 февраля 1945 г.
Soviet Yak-9U fighters in 1945.

Церемония вручения як9у 29 гвиап ВВС КА фото ВОВ
Церемония вручения дарственных самолетов от театра им. Вахтангова.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. .
Як-9У с номером 14, красной полосой, надписью «Вахтанговец» на правом борту и эмблемой головы оленя.
The Yak-9U «Vahtangovets» featured the deer emblem and the red line. Author - D.Grinyuk.

Подобный олень был изображен на Ил-2 214 шап, а также на танках Т-34 96 тбр.

Логинов Борис, Архиреев Олег Владимирович, Кибирев Михаил. Заполярье. Рядом с самолетом с эмблемой дивизии «Северный олень». 1944
Логинов Борис, Архиреев Олег, Кибирев Михаил. Увеличение фотографии - по клику.
Russian pilots near the Yak-9U fighter. Click to enlarge the picture.


Зимой 1945 г. в состав 29 ГвИАП 324 ИАД были переданы 4 истребителя Як-9У, приобретенные на средства коллектива театра им. Вахтангова
Летчики л-т О.В. Архиреев и мл. л-т К.Т. Бойков на истребителе «Вахтанговец» № 32. Аэродром Степыгино. Февраль 1945 г.
История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.29-й гвардейский истребительный авиационный Волховский полк. Фотографии и история.
Истребитель Як-9У с красным бортовым номером 16.
Soviet Yak-9U fighter and crew.


shutov Soviet Yak-9U fighter and crew
Шутов Евгений Михайлович на плоскости Як-9У с красной диагональной полосой на вертикальном оперении.


7. МиГ-15 (03.03.1950–03.10.1950 и 21.11.1950–24.01.1951)

       Командиры полка

13.08.1940 – 10.11.1941 п-к Антонов Николай Дмитриевич
10.11.1941 – 18.05.1943 п/п Матвеев Александр Андреевич
28.05.1943 – 12.12.1943 п/п Пилютов Петр Андреевич
29.12.1943 – 31.12.1945 м-р Дворник Александр Филиппович








Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Боевой путь 29 гв. иап. Отчеты о боевых действиях с 22.06.1941 по 22.11.1942 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 22054, Опись: 0143393с, Дело: 0001.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.