Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

30 гвардейский истребительный авиационный ордена Суворова Барановичский полк

[180 истребительный авиационный полк]


30 guards fighter «Baranovichi» regiment (180 fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       20.03.1941–10.06.1941: 180 истребительный авиационный полк сформирован в Московском военном округе (аэродромы Шаталово и Поворино Смоленской обл.)
       22.11.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 180 иап преобразован в 30 гвардейский истребительный авиационный полк.
       27.07.1944: За отличие в боях за овладение городом Барановичи приказом ВГК № 0225 30 гиап присвоено почетное наименование «Барановичский».
       28.05.1945: За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 30 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       06.08.1959: 30 гиап расформирован в 1 гиад 30 ВА ПрибВО (директива МО СССР № орг/4/71509 от 06.03.1959; директива ГШ ВВС № 336634 от 11.06.1959).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
24.06.194115.07.194161 иадМВОВстреч с воздушным противником не имел
17.08.194101.01.194246 садВВС 30 АрмииЗападный фронт
01.01.194225.03.1942Калининский фронт
12.06.194212.07.1942235 иад8 ВАЮго-Западный фронт
24.03.194318.07.19431 гиад16 ВАЦентральный фронт
20.10.194307.11.1943Белорусский фронт
07.11.194312.1943273 иад6 ИАК1 Белорусский фронт
01.06.194409.05.1945

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнен 9661 боевой вылет. В воздушных боях уничтожено 381 самолетов противника, при штурмовках уничтожено: самолетов - 4, точки ЗА – 15, автомашины – 820, повозки – 170, паровозы – 16, вагоны – 62, цистерны – 18.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск229967753951254031
на сопровождение БА119427943617924258
на сопровождение ША1314138941082
на прикрытие РА1128104
на разведку1872702588334122126
на свободную охоту314116198
на перехват47418471184296
на штурмовку8544512131828
на очистку воздуха3333
на прикрытие переправ1357857
на прикрытие ж/д станций3434
на разведку погоды3377811
на спецзадание56316919414258
перелет на опер.аэродромы43064236130
Итого966127122199161213921746
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 2664147325195
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях1122739388
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах44
Прочих типов - сбито в воздушных боях321
Итого3857090705996
сбито в воздушных боях3816690705996
уничтожено на аэродромах44
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях3039945
сбито ЗА321
не вернулось с боевого задания351341044
прочие1165
Итого боевые792218191010
авиакатастрофы712211
аварии, связанные с б/работой12174
другие небоевые611211
Итого небоевые2533496
ВСЕГО1042521231916
Потери летного состава
Летчики38821874

По типам самолетов потеряно:
7 И-16; 20 МиГ-3; 5 ЛаГГ-3; 13 «Харрикейн»; 59 «Аэрокобра»; 2 По-2


       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Известный боевой состав:
16.08.1941: две эскадрильи - МиГ-3, третья – И-16.
январь 1942: в одной аэ - МиГ-3, во второй – ЛаГГ-3.
12.06.1942: истребители «Харрикейн».
24.03.1943: самолеты «Аэрокобра».


1. И-16 (17.08.1941 – конец 1941 г.)


2. МиГ-3 (17.08.1941 – 25.03.1942)

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Пилоты у самолета МиГ-3 с подвесными пулеметами БК.

военный самолёт СССР схема боевой окраски.
Лётный состав 180-го ИАП у истребителя МиГ-3, зима 1941–42 гг.

Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Боевое использование МИГов.
Soviet pilots aside MiG-3 fighters.



3. ЛаГГ-3 (конец 1941 г. – 25.03.1942)


4. «Харрикейн» (12.06.1942 – 13.07.1942)
25.03.1942–10.06.1942: освоение в 22 зиап МВО (г. Иваново).
13.07.1942: передача оставшейся матчасти в 436 иап.

Харитон . «воздушные рабочие войны»
Пилоты у «Харрикейна», перевооруженного пулеметами БК и пушками ШВАК, фотоснимок лета 1942 года.
Pilots of 180 IAP Red army airforce near Hurriacane plane.



5. «Аэрокобра» (24.03.1943 – 09.05.1945)
20.07.1942–13.03.1943: освоение в 22 запасном истребительном авиаполку Московского ВО.
18.07.1943: передача 7 самолетов в 67 гиап.

Полковыми знаками в 30 гиап являлись голубые кок и "пилотка" с белым кантом, эмблемы ВВС на дверцах являлись дивизионными знаками 273 иад (30 гиап, 67 гиап, 352 иап).

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска ВВС СССР.
Т.И. Карлов у Р-39 б/н 41.
T.I.Karlov near Airacobra in 1944.


WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
В. Кудинов и Н. Крючков на крыле истребителя Р-39.
V.Kudinov and N.Kryuchkov at Airacobra bort number 43 in 1945.


Regimental markings WWII photo in combat.
Н.И. Иванов у «Аэрокобры» № 44 в 1945 г.
N.I.Ivanov near Airacobra in 1945.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
Soviet technicians M.Romashko, P.Bakovitch, I.Metelev aside P-39 tactcial number 46 in 1945.


Soviet technicians P39 board number 47.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Личный состав полка у Р-39 № 73.
P-39 board number 73, Great Patriotic war photo

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Лётчики 1 аэ 30 гиап: Меркулов, Бондаренко, Гончаров, Зайцев, Диваков, Киселёв, Грищенко;
Давыдов, Глушко, Мамонов, Ибатуллин, Балмыкин, Бондаренко.

Советский.
Истребитель «Аэрокобра» бортовой номер 83.

.
П.В. Лебедев и Т.И. Карлов у «Аэрокобры» № 89 в 1945 г.
P.V.Lebedev and T.I.Karlov near P-39 plane in 1945.


84.
Ренц Михаил Петрович с сослуживцами у P-39N1 с надписью «За погибших братьев»
.
Реконструкция внешнего вида "Аэрокобры" № 84 командира эскадрильи 30-го Гв.ИАП Михаила Ренца. Рисунок М.Быкова.
У машин полка были голубые коки винтов и "пилотки" с белым кантом на вертикальном оперении, а также знаки ВВС на дверцах.

.
Техники 1-й эскадрильи у самолета Р-39 (серийный № 42-20414, бортовой № 93) с изображением игральных карт масти пик - дама, семерка, туз.
бортовая живопись и окраска фото ВМВ. .
Личный состав 30-го Гв.ИАП во главе с комполка Ибатулиным у истребителя «Аэрокобра», на котором летал командир звена Александр Павлович Филатов.
30 ГвИАП
P-39Q5 serial number 4220414 of Russian ace Alexander Filatov. Drawing by M.Bykov.


.
Лётный состав 30-го Гв.ИАП у истребителя «Аэрокобра» (серийный № 42-9625, бортовой № 95), на котором в 1944–45 гг. летал командир полка Ибатулин Хасан Мингеевич.
30th GvIAP WW2 foto.
P-39N1 of 30 GIAP commander Ibatulin. Drawing by M.Bykov


30 giakp
Airacobra plane with "Death to fascism!" slogan, photography of 1945.

Цветной боковик кобры 30 ГИАКП.
Р-39 с бортовым номером 86 и надписью «Смерть фашизму !». Рисунок А.Казакова.

       Командиры полка

_.03.1941 – 13.10.1941 к-н, м-р Сергеев Александр Петрович (погиб)
_.10.1941 – 18.12.1943 м-р, п/п Хлусович Иван Михайлович
18.12.1943 – 31.12.1945 м-р, п/п Ибатулин Хасан Мингеевич












Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР (Военно-воздушные силы Советского Союза) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.