Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

67 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Барановичский полк

[436 истребительный авиационный полк]


67 guards fighter «Baranovichi» regiment (436 fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       03.08.1941–06.08.1941 436 истребительный авиационный полк сформирован в Харьковском военном округе (г. Лебедин Сумской обл.) из состава 215 скоростного бомбардировочного авиаполка по штату 015/174 (приказ ВВС ХВО № 0113 от 03.08.1941).
       23.08.1942 в 22 зиап МВО (Иваново) переформирован по штату 015/284.
       18.03.1943 за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 128 436 иап преобразован в 67 гвардейский истребительный авиационный полк.
       08.01.1944 в г. Новозыбков Брянской обл. в Резерве СВГК для пополнения и переформирования по штату 015/364.
       13.04.1944 за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 67 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       27.07.1944 за отличие в боях за овладение городом Барановичи приказом ВГК № 0225 67 гиап присвоено почетное наименование «Барановичский».
       10.03.1947 67 гиап расформирован вместе с 22 гиад (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
13.10.194118.01.19426 ИАК ПВОмосковская зона ПВО
18.01.194204.02.1942Находился в оперативном подчинении ген.-м-ра Горбацевича, осуществляя прикрытие 1 гв. кавкорпуса ген.-м-ра Белова на ЗФ
04.02.194218.03.1942ВВС 31 армииКалининский фронт
01.06.194212.06.1942235 иад1 ВАЗападный фронт
12.06.194212.07.19428 ВАЮго-Западный фронт
12.07.194223.08.1942Сталинградский фронт
22.11.194216.03.1943239 иад6 ВАСеверо-Западный фронт
01.06.194302.09.19431 гиад16 ВАЦентральный фронт
01.06.194409.05.1945273 иад6 ИАК1 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнен 8836 боевой вылет. В воздушных боях сбито 359 самолетов противника, при штурмовках уничтожено: танков – 23, БРМ-9, орудий – 10, точек ЗА– 21, автомашин – 256, автоцистерн – 7, тягачей – 17, мотоциклов – 170, повозок – 55, паровозов – 3, вагонов – 17.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
прикрытие войск 3838 1523 833 1144 237 101
штурмовка 468 253 89 85 41
сопровождение ША 1810 10 568 69 6 1157
разведка 271 64 110 21 44 32
перехват 240 84 69 17 25 44
опер. перелеты и спецзадания 461 59 216 69 117 -
прикрытие переправ и других объектов 436 25 98 265 48
свободная охота 389 223 166
сопровождение БА 648 154 180 314 -
сопровождение РА 276 36 240
Итого 8836 1993 2064 1683 1267 1829
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 229 13 75 64 33 44
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях359 32 127 116 36 48
Итого359 32 127 116 36 48
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях35 2 16 11 5 1
сбито ЗА 6 - 1 - 2 3
уничтожено на аэр-х 2 2 - - - -
не вернулось с боевого задания 16 1 2 10 2 1
Итого боевые 59 5 19 21 9 5
в авиакатастрофах 5 - - - 3 2
в авариях, связанных с БР 11 - - 6 4 1
в небоевых авариях 13 - - 5 7 1
списано по износу 2 - - - 1 1
Итого небоевые 31 - - 11 15 5
Всего 90 5 19 32 24 10
Потери летного состава
Летчики532241487

По типам самолетов потеряно:
5 Як-1; 2 И-16; 17 «Харрикейн»; 9 «Киттихаук»; 53 «Аэрокобра»; 4 По-2


       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении


1. Як-1 (13.10.1941 – 25.12.1941)
25.12.1941 Передал 14 Як-1 в 11 иап и 163 иап.


2. И-16 (18.01.1942 – 18.03.1942)
18.01.1942 получено 16 И-16 из 171 иап.


3. «Харрикейн» (01.06.1942 – 23.08.1942)
27.03.1942–22.05.1942 переучивание на английские истребители «Hurricane» в 22 зиап Московского ВО.
13.07.1942 принято 18 «Харрикейнов» из 191 иап и 180 иап.

.
Летчики полка на фоне "Харрикейна" б/н 8. Слева направо: Латышев В.А., Новичков С.М., Горшков, Панов А.Б., Пятницкий В.П., Апухтин В.Ф.
Soviet pilots aside the Hurricane aircraft.



4. «Киттихаук» (22.11.1942 – 16.03.1943)
23.08.1942–22.11.1942 переучивание на американские истребители «Kittyhawk» в 22 зиап МВО (г. Иваново).
16.03.1943 сдано 10 «Киттихауков» в 46 иап.

Senior Lieutenant N.F. Kuznetsov.
однозначно утверждать, что это самолет Кузнецова Николая Фёдоровича, нельзя, т.к. в тот период в составе полка было минимум двое пилотов с подходящим счетом - Кузнецов и Головков, а снимались на фоне этого Киттихаука все, кому ни лень.
Постановочные фото группы летчиков полка на фоне Р-40 "Киттихаук" б/н 23 с отметками побед.
русский военный самолёт СССР. схема боевой окраски ВВС РККА в ВОВ.
The pilots of 436th IAP of Red army airforce.

67 ГИАКП цветной боковик исторической окраски. 14 или 15 звездочек (6+6+2/3)
Истребитель Р-40К № 23, рисунок М.Быкова.

Russian p40k in combat.
Ст. л-т Добровольский Василий Митрофанович у «Киттихаука», фото декабря 1942 г.
Senior Lieutenant V.M. Dobrovolskiy near the P-40 plane.



5. «Аэрокобра» (01.06.1943 – 09.05.1945)
Освоение самолетов P-39 «Airacobra» проходило во фронтовых условиях.
16.04.1943 получено 30 «Аэрокобр» в 45 зап Сибирского ВО (г. Красноярск).
18.07.1943 получено 7 самолетов из 30 гиап.

Полковыми знаками в 67 гиап являлись красные кок и "пилотка" с белым кантом, эмблемы ВВС на дверцах являлись дивизионными знаками 273 иад (30 гиап, 67 гиап, 352 иап).

бортовая живопись и окраска, фото ВМВ. 67-th GvIAP wartime picture. на маленьком фото, похоже, и не Кузнецов в кабине
Кузнецов Николай Фёдорович (справа) и его самолёт «Аэрокобра».
Russian ace Kuznetsov and his P-39 Airacobra plane, Great Patriotic war photo.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Авиатехники и механики у истребителя P-39 с белой молнией на фюзеляже. Фотография 1945 г.
Soviet technicians near the P39 aircraft in 1945.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР. Цветной боковик. 42-9050
Самолет P-39 с бортовым номером 67, серийным номером 429050. Рисунок А. Казакова.
The red spinner and cap are markings of 67 GIAP in 273 IAD.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Авиатехник Скобенников Л.Н. катается на велосипеде по аэродрому Ной-Руппен на фоне «Аэрокобры», 1945 г.

       Командиры полка

06.08.1941 – 16.05.1942 к-н, м-р Мордвинов Михаил Дмитриевич
16.05.1942 – 12.09.1944 м-р, п/п Панов Алексей Борисович (погиб)
09.10.1944 – 31.12.1945 м-р, п/п Безуглов Константин Ефимович












Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР (Военно-воздушные силы Советского Союза) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.