Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

34 истребительный авиационный полк ПВО ТС



34th fighter air-defence regiment (PVO)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       02.1938–05.1938 34 истребительный авиационный полк сформирован в Московском военном округе (аэр. Люберцы) на основе 118 и 67 истребительных авиаэскадрилий (директива Командующего ВВС МВО № 155/cc от 27.02.1938).
       20.06.1941 авиаполк укомплектован по штату 15/21 (4 аэ)
       01.08.1941–06.08.1941 Переформирован по штату 015/134 (азр. Люберцы) путем выделения из своего состава 34 экипажей на самолетах МиГ-3 для нового 35 иап. Также передано в 177 иап 16 экипажей на И-16.
       10.01.1942 Переформирован по штату 015/174.
       10.04.1942 Переформирован по штату 015/134.
       15.07.1960 34 иап расформирован вместе со 147 иад на ТОФ (директива ГК ВМФ СССР № ОМУ/1/13030сс от 27.03.1960).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194109.06.19436 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
09.06.194304.07.1943317 ИАД ПВО1 Воздушная истребительная армияМосковский фронт ПВО
04.07.194301.10.1943317 ИАД ПВООсобая Московская армия ПВОЗападный фронт ПВО
09.08.194503.09.1945147 ИАД ПВОПриморская армия ПВОсоветско-японская война

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7811 боевых вылетов (на прикрытие войск – 2516, на прикрытие Москвы – 1226, на прикрытие объектов – 1614, на перехват – 944, на патрулирование в СПП – 384, на штурмовку – 32, на сопровождение БА – 50, на разведку – 17), проведено 241 воздушных боев, в которых сбито 109 самолетов противника (бомбардировщиков – 75, истребителей – 30, разведчиков – 4); по годам: 1941 – 70, 1942 – 24, 1943 – 15. Свои боевые потери: летчиков – 14, самолетов – 17.

       Результаты боевой работы в советско-японской войне: совершено боевых вылетов – 64.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли: У-2, УТ-2, УТИ-4, И-15бис, И-16, МиГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Як-1, Як-7, Як-9у, Як-11, Р-39 «Аэрокобра», МиГ-15, МиГ-17, УТИ МиГ-15.

И-16 (1941 г.)
20.06.1941 имел в боевом составе 27 МиГ-3 и 38 И-16.

Советский Истребитель И16 34й ИАП ПВОТС, фото ВОВ
Сержанты С. Слесарчук, С. Гозин и А. Перевера у И-16 тип 29 с направляющими для реактивных снарядов РС-82. На борту истребителя надпись "За Родину".
Soviet pilots aside the I-16 type 29 fighter.



МиГ-3 (1941-1943 гг.)
30.06.1941 имел в боевом составе 27 МиГ-3 и 30 И-16.
01.08.1941–06.08.1941 выделил из своего состава 34 экипажа на самолетах МиГ-3 для 35 иап.
31.12.1941 Имел в боевом составе 21 МиГ-3.
31.12.1942 Имел в боевом составе 30 МиГ-3.
20.10.1943 Имел в боевом составе 12 МиГ-3 и 13 Як-1.

Советский Истребитель МИГ3 34-й ИАП ПВО ТС, фото ВОВ
Белоусов Тимофей Григорьевич на фоне истребителей МиГ-3.

Сталинские соколы в бою 34-й ИАП ПВО ТС, фото ВОВ
Летчики Ю.С. Сельдяков и Т.Г. Белоусов, фото 1941-42 гг.

ЖБД 34-й ИАП ПВО ТС
Байков Сергей Дмитриевич рядом с МиГ-3.
Baikov ace near the MiG-3 warplane.



Концерт Э.Гилельса на рояле на аэродроме полка. Увеличение фото - по клику.

The grand piano concerto at 34 IAP PVO airfield. Click to enlarge the photo.


Сталинские соколы в бою 34-й ИАП ПВО ТС, фото ВОВ
The MiG-3 fighter at the airdrome, picture of 1943.


USSR zebra зебра
The MiG-3 fighter, drawing by M.Tessitori.



Як-1 (февраль — октябрь 1943 г.)
В феврале 1943 г. получил 8 истребителей Як-1, которыми была перевооружена 3 эскадрилья полка.
20.10.1943 Имел в боевом составе 12 МиГ-3 и 13 Як-1.

Жилтухина Елена Ивановна сержант 34 истребительного авиационного полка ПВО Жилтухина Елена Ивановна сержант 34 истребительного авиационного полка ПВО
Жилтухина Елена Ивановна с однопочанами, Московская область, 1943 год.

Советский Истребитель Як1Б 34-й ИАП ПВО ТС, фото ВОВ
красный кок Коробовского Як-1Б откуда - не вспомнить.
Ст. л-т Коробов В.Ф. возле своего самолета Як-1Б. Москва. 1943 г.
Soviet pilot Korobov near his Yak-1B fighter № 8 at airfield.

WW2 Yak1B ftr 34 IAP Red army airforce.
Russian 34th fighter airdefence regiment in action
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-1Б б/н 8, художник - М. Быков.


«Аэрокобра» (в боевых вылетах не применялся)
В декабре 1943 г. получил 10 американских истребителей P-39 «Аэрокобра», которыми перевооружена 2 эскадрилья полка.


Ла-5 и Ла-7 (09.08.1945 – 03.09.1945)
В марте 1944 г. полностью перевооружен на самолеты Ла-5.
Летом 1945 г. частично перевооружен на истребители Ла-7.

WW2 foto Russian nose art at ftr La5
Урвачев Георгий Николаевич с сослуживцами у истребителя Ла-5 с рисунком пантеры.
The La-5 fighter featured the panther painting.


       История полка


       В марте 1938 г. на основании директивы Ком. ВВС МВО №155/сс от 27.02.1938 г. началось формирование 34-го истребительного авиационного полка. Новая часть формировалась на аэр. Люберцы на базе 118-й ОИАЭ и 67-й ОИАЭ ВВС МВО.
       На вооружении 34-го ИАП стояли самолеты И-15бис, И-16 и УТИ-4. Полк вошел в состав 92-й ИАБ МВО (приказ Ком. МВО №00102 от 09.05.1938 г.).
       В марте 1938 г. вскоре после начала формирования полка эскадрилья под командованием капитана Е.М.Николаенко убыла в спецкомандировку в Китай.
       В мае 1938 г. формирование полка было завершено. Он входил в состав 57-й (бывш. 92-й) истребительной авиабригады ВВС МВО.
       В июне 1939 г. две АЭ и штаб полка были обращены на формирование нового 32-го ИАП и убыли в МНР. Но вскоре после прибытия в Монголию 32-й ИАП был расформирован, а его личный состав поступил на пополнение других полков. Основная часть личного состава из 34-го ИАП была обращена на укомплектование 22-го ИАП ВВС Забайкальского ВО.
       С декабря 1939 г. по февраль 1940 г. 2-я АЭ 34-го ИАП участвовала в боях против Финляндии на Карельском перешейке в составе 148-го ИАП.
       В начале 1941 г. 34-й ИАП, входивший в 24-ю ИАД ВВС МВО, начал освоение самолетов МиГ-3. Укомплектование этими самолетами производилось в марте-апреле (в преддверии к Первомайскому параду). Первые два самолета прибыли в полк 10.03.1941 г.
       К началу Великой Отечественной войны полк базировался в летних лагерях около п. Липицы в пригороде Серпухова.
       C 03.07.1941 г. 34-й ИАП четырехэскадрильного состава включили в 6-й ИАК ПВО Москвы, который формировался на базе 24-й ИАД и других соединений ВВС Московского военного округа. На вооружении полка стояли самолеты 27 МиГ-3 и 30 И-16. Местом базирования полка была южная граница Внуковского аэродрома (г. Москва), куда он перебазировался с началом войны.
       После 22.07.1941 г. одна из эскадрилий 34-го ИАП на самолетах МиГ-3 была перебазирована на аэр. Ржев.
       01.08.1941 г. на базе 2-й АЭ полка и двух ИАЭ 35-го ИАП Батумского района ПВО сформировали новый 35-й ИАП ПВО. При этом некоторое время, до получения своих самолетов, летчики нового полка продолжали эксплуатировать самолеты «материнского» 34-го ИАП. Кроме того, из 34-го ИАП в 177-й ИАП передали 16 И-16.
       В конце августа 1941 г. эскадрилья полка с аэр. Ржев была перебазирована в Москву к месту постоянной дислокации.
       В 1941 г. полк вошел в состав 78-й ИАД ПВО Московского корпусного района ПВО.
       На 31.12.1941 г. в составе полка числилось 21 самолет МиГ-3.
       К началу мая 1942 г. полк имел всего 17 самолетов МиГ-3 и 23 летчика.
       На 31.12.1942 г. в боевом составе полка имелось 30 истребителей МиГ-3
       В феврале 1943 г. 34-й ИАП ПВО получил на вооружение 8 истребителей Як-1, которыми вооружили 3-ю эскадрилью.
       К апрелю 1943 г. полк базировался на подмосковных аэродромах Клин и Алферово.
       С 21.06.1943 г. 34-й ИАП ПВО вошел в состав вновь сформированной 317-й ИАД ПВО 1-й воздушно-истребительной армии Центрального фронта ПВО (бывш. 6-й ИАК ПВО).
       В конце июля 1943 г. полк перевооружился на истребители Як-9, а в декабре летный и технический состав уже освоил Р-39 «Аэрокобра».
       По состоянию на 20.10.1943 г. 34-й ИАП в боевом составе имел 12 МиГ-3 и 13 Як-1.
       В декабре 1943 г. в полк поступило 10 Р-39 «Аэрокобра», на которые перевооружили 2-ю АЭ.
       В марте 1944 г. на вооружение 34-го ИАП ПВО поступили самолеты Ла-5.
       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7811 боевых вылетов (на прикрытие войск – 2516, на прикрытие Москвы – 1226, на прикрытие объектов – 1614, на перехват – 944, на патрулирование – 384, на штурмовку – 32, на сопровождение бомбардировщиков – 50, на разведку – 17), проведено 241 воздушных боев, в которых сбито 109 самолетов противника (бомбардировщиков – 75, истребителей – 30, разведчиков – 4); по годам: 1941г. – 70, 1942 г. – 24, 1943 г. – 15. Свои боевые потери: летчиков – 14, самолетов – 17.
       07.05.1945 г. 34-й ИАП ПВО из 317-й ИАД ПВО передается в состав 147-й ИАД ПВО, управление которой еще в апреле передислоцируется на Дальний Восток.
       К 10.05.1945 г. он прибыл к новому месту дислокации в район г. Спасск-Дальний на аэр. Хвалынка. Здесь задачей полка и дивизии стало прикрытие объектов Дальневосточного Фронта от предполагаемых налетов вражеской авиации со стороны Маньчжурии в предстоящей войне с Японией. Уже через 5 дней полк приступил к полетам с аэр. Хвалынка.
       В июне 1945 г. летный и технический состав приступил к освоению самолетов Ла-7.
       С 09.08.1945 г. с началом войны с Японией 34-й ИАП в составе 147-й ИАД снова стал числиться в составе действующей армии. С первого же дня самолеты полка прикрывали свои объекты и выполняли разведывательные полеты над маньчжурской территорией. Боевых столкновений с противником не было.
       В 1946 г. полк перевооружился с Ла-5 на истребители Як-9.
       К 1948 г. полк вместе с дивизией был перебазирован из-под Спасска-Дальнего в район Ворошилова-Уссурийского (ныне г. Уссурийск). Местом дислокации полка стал на аэр. Коммуна (Колхоз) им. Ленина Михайловского района.
       В сентябре 1950 г. полк, вооруженный 40 самолетами Як-9у планировался к отправке в Корею, однако, «командировка на войну» по ряду причин не состоялась.
       В 1951 г. полк перевооружился на истребители Ла-9, но уже в том же году приступил к переучиванию на МиГ-15.
       25.05.1953 г. на основании приказа МО СССР №0084 от 25.04.1953 г. и директивы ГШ ВМС №ОМУ/3/56323 от 07.05.1953 г. 34-й ИАП 147-й ИАД, базирующийся на аэр. Коммуна им. Ленина и вооруженный самолетами МиГ-15, из 54-й ВА ВВС ПримВО был передан в состав ВВС 5-го ВМФ.
       В середине 50-х годов полк перевооружился на истребители МиГ-17.
       С 15.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/13030 от 27.03.1960 г. 34-й ИАП 147-й ИАД ВВС ТОФ на аэр. Коммуна им. Ленина был расформирован. Боевое Знамя полка было сдано в Центральный Музей Вооруженных Сил.

       Командиры полка


       Командиры полка: Н.А.Сбытов (сентябрь 1938 г. – октябрь 1938 г.), Леонид Григорьевич Рыбкин (октябрь 1938 г. - ноябрь 1941 г.), Николай Александрович Александров (декабрь 1941 г. - сентябрь 1944 г., погиб), В.С.Карелин (сентябрь-декабрь 1944 г.), Василий Иванович Забабурин (декабрь 1944 г. - август 1945 г.), Иван Михайлович Артамонов (август -декабрь 1945 г.), В.Малахов (1945-50 гг.), К.Ф.Артамонов (1950-53 гг.), К.А.Степочкин (октябрь 1953 г. – декабрь 1957 г.) [Так указано в послужном списке К.А.Степочкина, но это не сходится со сроками командования ГСС В.П.Покровского], ГСС В.П.Покровский (май-сентябрь 1954 г.), М.С.Тюрин (1954-56 гг.), Е.В.Кутаков (до июля 1960 г.).






Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Журнал боевых действий 6 иак ПВО. Архив: ЦАМО, Фонд: 20530, Опись: 1, Дело: 21.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.