3 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
|
3rd navy fighter aviation regiment
С 21.10.1941 г. приказом НК ВМФ №0991 от 11.10.1941 г. на базе расформируемых 93-й и 101-й ОИАЭ ВВС ЧФ
в Геленджике начал формироваться 3-й истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами И-15бис, И-16, И-153.
Полк завершил формирование только к концу ноября и вошел в состав 62-й ИАБ ВВС ЧФ.
В начале декабря 1941 г. 1-я АЭ 3-го ИАП вооруженная самолетами И-15бис под командованием капитана Н.Васильева была перебазирована из Ейска на аэр. Куликово Поле под Севастополь для восполнения потерь Севастопольской авиагруппы.
Позднее в полку восстановили 1-ю АЭ вооруженную самолетами И-16.
С середины января по конец июня 1942 г. 3-я АЭ и часть 2-й АЭ полка базировались в Севастополе, принимая непосредственное участие в боях за город.
С середины февраля 1942 г. полк основным составом базировался на аэр. Анапа, находясь в оперативном подчинении командиру Новороссийской ВМБ.
В мае 1942 г. 1-я эскадрилья 3-го ИАП, вооруженная самолетами И-16 базировалась на Центральном аэродроме г. Ейск, входя в состав Азовской авиагруппы, а две другие эскадрильи располагались на аэр. Гайдук в районе Новороссийска и на аэр. Агой в районе Туапсе.
В июне 1942 г. в полк начали поступать самолеты Як-1.
До июля 1942 г. самолеты полка отражали налеты немецких бомбардировщиков на порт и город Новороссийск.
По состоянию на 03.07.1942 г. 3-й ИАП базировался на аэр. Анапа (8/8 И-16) и аэр. Гайдук (4/0 И-16, 1/0 И-153, 3/3 Як-1).
Вскоре полк передал исправную авиатехнику в 9-й ИАП ВВС ЧФ и с 28 июля был выведен в тыл в резерв ВВС ВМФ. В селе Борское Куйбышевской (ныне Самарской) области на базе 2-го ЗАП ВВС ВМФ полк проходил переформирование и перевооружение.
К 14.03.1943 г. 3-й ИАП завершил переформирование на базе ВМАУ им. Сталина с общей штатной численностью 172 чел. и 33 самолета. Непосредственно из состава училища было выделено 24 самолета. На вооружение полк получил самолеты ЛаГГ-3. Они оставались на вооружении до марта 1944 г.
14.03.1943 г. 3-й ИАП был направлен на Черное море и с 12 апреля вторично включен в состав 62-й ИАБ ВВС ЧФ. Основной задачей его до конца войны было обеспечение ПВО главной базы флота Поти. Полк базировался на аэродроме Мысхако.
23.03.1944 г. 3-й ИАП перебазировался с аэр. Мысхако на аэр. Мериа.
В первой половине 1944 г. полк вел напряженную боевую работу по очищению Керченского полуострова от немецко-фашистских войск, прикрывал Главную базу флота и корабли на переходе морем. Летчиками 3-го ИАП было выполнено 474 боевых вылета, в которых сбито 3 самолета противника. Еще одной задачей полка была перегонка новых самолетов для истребительных частей ВВС ЧФ на прифронтовые аэродромы. Всего было перегнано свыше 100 самолетов без аварий и катастроф.
По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 3-го ИАП, базирующегося основным составом на аэр. Мериа,
имелось 45/40 ЛаГГ-3, 1/1 Ла-5, 1/1 И-15бис, 1/1 И-16, 1/0 У-2.
После освобождения Крымского полуострова советскими войсками в мае 1944 г. 4-я ИАД (бывш. 62-я ИАБ) основным составом перебазировалась туда на аэродромы Сакского аэроузла. При этом 3-й ИАП остался на черноморском побережье Кавказа на аэр. Миха-Цхакая, ставшим теперь уже глубоким тылом для прикрытия с воздуха пунктов базирования флота Батуми и Поти.
По состоянию на сентябрь 1944 г. в боевом составе полка насчитывалось 42/40 ЛаГГ-3, 1 По-2.
С момента вхождения его в состав действующей армии вплоть до окончания боевых действий на Черном море летчики 3-го ИАП ВВС ЧФ сбили 31 самолет противника.
По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 3-го ИАП, базирующегося на аэр. Миха-Цхакая числилось 32/30 ЛаГГ-3, 3/3 Р-47 «Тандерболт», 1/1 УТИ-4, 1/1 По-2. Еще 10 ЛаГГ-3 полка базировалось на аэр. Лазаревская. Всего в полку было 39 летчиков.
По состоянию на 01.01.1945 г. 3-й ИАП основным составом базировался на аэр. Миха-Цхакая.
В период с 4 по 11 февраля 1945 г. самолеты полка вместе с другими истребительными полками ВВС ЧФ осуществляли воздушное прикрытие Ялты, в которой проходила конференция руководителей трех держав антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритании).
В 1946 г. полк перебазировался с аэр. Миха-Цхакая (ныне Сенаки) в Геленджик.
К 03.01.1947 г. 3-й ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ был переименован в
32-й истребительный авиационный полк (второй полк в составе ВВС ЧФ с таким номером). В это время он базировался на аэр. Геленджик.
В конце 1947 г. на волне первых сокращений в Морской Авиации ВМФ 32-й ИАП, как часть, вооруженная устаревшей авиатехникой – самолетами ЛаГГ-3, был расформирован на аэр. Геленджик.
Подчиненность и участие на фронтах
|
В составе действующей армии:
93 аэ: 22.06.1941 - 24.04.1042 ;
101 иаэ 02.09.1941 - 11.10.1941 .
3 истребительный авиаполк :
Даты | Подчиненность | Примечания
| 21.10.1941 | середина февраля 1942 г. | 62 иабр | ВВС Черноморского флота |
| середина февраля 1942 г. | 29.07.1942 | Новороссийская ВМБ |
| 12.04.1943 | 16.09.1944 | — | оперативно подчинялся штабу 4 иад ВВС ЧФ
|
Итоги боевой работы авиачасти
|
Всего за время участия в Великой Отечественной войне совершено более 2000 боевых вылетов.
Сбито в воздушных боях 30 самолетов противника (15 бомбардировщиков и 15 истребителей).
Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
|
На вооружении полка стояли И-15бис, И-16, И-153, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Р-47 «Тандерболт», УТИ-4, По-2.
Дата | Известный боевой состав | Авиавооружение
| 21.10.1941 | И-16 , И-15бис , И-153 |
| январь-февраль 1942 г. | 6 И-15, 8 И-16, 2 УТИ-4, 2 У-2, 1 УТ-1 (штаб и три АЭ)
| 16 ФАБ-50, 24 РС-82. 42 АО-25, 32 АО-15, 23.8 тыс. ШКАС, 26 тыс. ПВ-1
| 03.07.1942 | 3 Як-1 (все исправные), 12 И-16 (из них 4 неисправных) и 1 неисправный И-153 |
| 01.09.1944 | 42 ЛаГГ-3 (из них 2 неисправных) |
|
1. И-15бис (с июня 1941 г. )
2. И-153 (июнь 1941 г. — июль 1942 г.)
29.07.1942 - оставшаяся матчасть передана в 9 иап ВВС ЧФ.
3. И-16 (июнь 1941 г. — июль 1942 г.)
29.07.1942 - оставшаяся матчасть передана в 9 иап ВВС ЧФ.
4. Як-1 (июнь — июль 1942 г.)
Июнь 1942 г. - получено несколько истребителей Як-1.
29.07.1942 - оставшаяся матчасть передана в 9 иап ВВС ЧФ.
5. ЛаГГ-3 (апрель 1943 г. — сентябрь 1944 г.)
Перевооружение во 2 запасном авиаполку ВВС ВМФ (с. Борское Куйбышевской обл.).
Капитан М.Ф. Самозванцев, ст.лейтенант Герой Советского Союза В.А. Михалев,
комполка майор В.И. Мелехов, ст. лейтенант Н.В. Александров на фоне истребителей ЛаГГ-3. Фото 1943 г.
Soviet officers near the LaGG-3 warplanes of 3 IAP Black sea fleet.
На аэродроме: дежурное звено ЛаГГ-3 под зонтами, 1943 г. Видны бортовые номера 54, 56, 58.
Истребитель ЛаГГ-3 лейтенанта Калинина В.А. в готовности к немедленному вылету. Фотография 1943 г.
Полком командовали: Василий Иванович Мелихов (ноябрь 1941 г. – июль 1943 г.),
Константин Павлович Малинов (июль 1943 г. – май 1946 г.).
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
|
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
отдельная истребительная авиационая эскадрилья, истрэскадрилья, истравиаэскадрилья, авиаистрэскадрилья.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.
|