Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

41 отдельный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ

боевое Знамя красное 41-й отдельный истребительный авиационный полк СТОФ

41 detached navy fighter aviation regiment

       История полка

       С 10.03.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0039 от 02.02.1943 г. в составе ВВС СТОФ был сформирован 41-й отдельный истребительный авиационный полк трехэскадрильного состава. На формирование нового полка была обращена 3-я ИАЭ 42-го САП ВВС СТОФ, базирующаяся на аэр. Постовая в Советской Гавани. Местом дислокации нового полка, вооруженного самолетами И-15бис и И-16 также стал аэр. Постовая. До конца года в полк поступили новые самолеты МиГ-3.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе полка имелось: 8/6 МиГ-3, 14/9 И-16 и 6/2 И-15бис, 2/2 УТИ-4, 2/1 У-2 и 35 летчиков.
       В 1944 г. авиаполк перевооружился на истребители ЛаГГ-3.
       В первой половине 1945 г. полк в дополнение к ЛаГГ-3 получил истребители Ла-7. Эти самолеты на Постовую перегонялись с аэр. Центральная Угловая летчиками 6-го ИАП ВВС ТОФ. К концу июня 1945 г. последние два самолета МиГ-3 в полку (и во всей МА ВМФ) были списаны по износу. Та же участь постигла и более «древние» И-16 и И-15бис.
       К началу войны с Японией 41-й ОИАП базировался на аэр. Постовая, подчиняясь командиру бригады ПВО Северной Тихоокеанской флотилии. Его основной задачей было противовоздушная оборона Главной базы СТОФ – Советской Гавани. Кроме этого, задачей полка было прикрытие пикировщиков 55-го ОПАП при нанесении ими ударов по объектам противника на Южном Сахалине.
       По состоянию на 09.08.1945 г. в боевом составе полка насчитывалось 47/16 Ла-7 и 15/10 ЛаГГ-3. На это количество самолетов имелось только 15 летчиков. Истребители Ла-7 еще не были в достаточной степени освоены летным составом, и в боевых вылетах участия не принимали.
       С 10.08.1945 г. самолеты ЛаГГ-3 полка стали привлекаться для нанесения бомбоштурмовых ударов по объектам обороны противника в районе п. Эсуторо, Торо и Усиро. Для этого на самолеты подвешивались по две 50-кг бомбы.
       Всего до 14.08.1945 г., когда по погодным условиям вылеты прекратились, самолеты ЛаГГ-3 полка успели выполнить 54 самолетовылета на нанесение БШУ.
       16 и 17 августа 1945 г. самолеты ЛаГГ-3 полка привлекались для поддержки морского десанта в п. Торо, выполнив 30 самолетовылетов.
       С 18.08.1945 г. еще одной задачей полка стало прикрытие Пе-2 55-го ОПАП при нанесении ими ударов по объектам противника на Южном Сахалине. Однако продвижение советских войск на юг сделало невозможным сопровождение пикировщиков на удалениях свыше 250 км, и эта задача была возложена на истребители Як-9 других полков. С этого времени полк вернулся к выполнению задач ПВО в районе Главной базы флотилии.
       За время боев на Сахалинском направлении полк боевых потерь и столкновений с самолетами противника в воздухе не имел. Небоевые потери полка составили один самолет Ла-7.
       Всего с 9 по 28 августа 1945 г. летчики 41-го ИАП совершили 95 самолетовылетов по различным задачам (в т.ч. в интересах ПВО ГБ флотилии - 10 вылетов) с налетом 108 час. 35 мин. В результате штурмовых действий было уничтожено 30 автомашин, 8 повозок, 3 зенитные пулеметные точки, 3 склада, 1 мост, 2 пулеметные точки, 1 сторожевой катер водоизмещением 50 т.
       При формировании Сахалинской военной флотилии на базе СТОФ с 05.10.1945 г. 41-й ОИАП был выделен в ее состав.
       С 01.05.1947 г. 41-й ОИАП был передан в состав сформированных ВВС 7-го ВМФ.
       В начале 1949 г. полк переучился на Ла-11 и летом того же года он временно перебазировался с аэр. Постовая на аэр. Знаменское на другой стороне залива Советская Гавань и стал нести боевое дежурство на Ла-11. Там он сменил 42-й ИАП, который убыл в это время на Сахалин.
       В конце 1950 г. полк приступил к теоретическому переучиванию на реактивные истребители МиГ-15. К этому времени полк снова базировался на аэр. Постовая. Практическое освоение нового самолета проходило в начале 1951 г.
       01.02.1951 г. в 41-й ОИАП прибыли первые самолеты МиГ-15 с завода в Комсомольске-на-Амуре.
       Во второй половине 1952 г. 41-й ОИАП получил на вооружение истребители МиГ-17.
       В мае 1953 г. 41-й ОИАП был включен в состав 15-й САД ВВС 7-го ВМФ с дислокацией на аэр. Постовая.
       С 10.06.1953 г. 41-й ИАП 15-й ИАД из расформируемых ВВС 7-го ВМФ был принят в состав 105-го авиационного корпуса ВМС, управление которого перебазировалось к этому времени из Порт-Артура в Советскую Гавань.
       С 01.02.1957 г. 41-й ИАП, вооруженный самолетами МиГ-17, без одной авиационной эскадрильи, на аэр. Постовая был передан из ВВС ТОФ в состав Совгаванской дивизии ПВО Отдельной Дальневосточной армии ПВО страны. На базе эскадрильи 41-го ИАП была сформирована 175-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья.
       В последующие два десятка лет на вооружении полка стояли истребители МиГ-17, МиГ-17ф, МиГ-17п и МиГ-17пф.
       В конце 1979 г. полк с МиГ-17 перевооружается на истребители МиГ-23мл.
       В январе 1980 г. при проведении очередной реформы ПВО из 11-й ОА ПВО был передан в состав вновь сформированной 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС Дальневосточного военного округа. Штаб дивизии базировался п. Хомутово (о. Сахалин).
       В августе 1982 г. полк перебазировался к новому месту дислокации на аэр. Буревестник на о. Итуруп.
       В 1986 г. 41-й ИАП из расформированной 40-й ИАД ВВС ДВО перешел в состав 24-й дивизии ПВО 11-й ОА ПВО. Управление дивизии дислоцировалось в п. Хомутово на Сахалине.
       01.07.1993 г. 41-й ИАП 11-й ОА ПВО, вооруженный самолетами МиГ-23мл и базирующийся на аэр. Буревестник, был расформирован.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли: И-15бис, И-16, УТИ-4, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5УТИ, Ла-7, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-23, Як-11.

Советский Истребитель МиГ-3 41-го ИАП ВВС СТОФ
Истребитель МиГ-3, фото 1943 г.
The pilots and the MiG-3 fighter.


41 оИАП ВВС СТОФ - самолеты и эмблемы РККФ фото СССР
Истребители Ла-7 на аэр. Постовая.
The La-7 warplanes of 41 IAP VMF.


       Командиры полка

       Командиры полка: А.В.Редькин (февраль 1943 г. - ноябрь 1944 г.), А.Я.Дижевский (ноябрь 1944 г. – январь 1948 г.), И.С.Яковлев (январь 1948 г. - ноябрь 1949 г.), И.А.Карпиков (ноябрь 1949 г. – декабрь 1953 г.), Долматеня (был в 1953 г.), В.А.Литвинов (декабрь 1953 г. – сентябрь 1954 г.), ГСС В.П.Покровский (сентябрь-декабрь 1954 г.), В.Л.Петренко (1955-57 гг.), Л.А.Питерский (1957-59 гг.), М.А.Новоселов (1961-64 гг.), М.А.Диваков (1964 г.), Ф.С.Бабенко (1965-1970 гг.), В.В.Лайкин (1970-73 гг.) Г.М.Решетников (1973-74 гг.) Елисеев (1974-76 гг.), Г.И.Алехин (1977-80 гг.), А.И.Рубцов (1980-83 гг.), М.И.Стремус (1983-86 гг.), В.Н.Бойко (1986-87 гг.), В.Н.Кочкин (1987- 90 гг.), А.А.Кириллов (1990-93 гг.).





Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.