Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

65 гвардейский истребительный авиационный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова полк ВВС КА

[653 истребительный авиационный полк]


65 guards fighter «Orsha» regiment (653 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       11.11.1941–17.11.1941: 653 истребительный авиаполк сформирован в Закавказском военном округе (г. Армавир) из летчиков-инструкторов Армавирской ВАШП по штату 015/174.
       В марте 1942 г. реорганизован в полк 3-эскадрильного состава (штат 015/134).
       10.06.1942: На основании приказа Командующего 5 ВА, 1 эскадрилья полка убыла в состав 742 ббап, полк вновь стал 2-эскадрильным штата 015/174.
       08.09.1942: В 8 запасном авиаполку Приволжского ВО (пос. Багай-Барановка Саратовской обл.) переформирован по штату 015/284.
       18.03.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 128 653 иап преобразован в 65 гвардейский истребительный авиационный полк.
       02.09.1943: За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 65 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       06.04.1944–19.06.1944: в резерве СВГК (аэр. Луги Калининской обл.) переформирован по штату 015/364.
       06.07.1944: За отличие в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша приказом ВГК № 0182 65 гиап присвоено почетное наименование «Оршанский».
       22.10.1944: За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника юго-восточнее Риги и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 65 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       В феврале 1949 г. переименован в 741 гвардейский истребительный авиаполк 170 гиад (бывш. 4 гиад) 24 ВА ГСОВГ (директива ГШ ВС СССР № орг/1/120016 от 10.01.1949).
       В 1961 году 741 гиап переформирован в 486 гвардейский зенитно-ракетный полк с сохранением всех регалий.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
20.11.1941январь 1942 г.71 иадВВС 51 отдельной армии
январь 1942 г.20.05.1942ИАГКрымский фронт
22.10.194202.04.1943274 иад1 ИАК3 ВАКалининский фронтс 11.02.1943 2 эскадрилья действовала на Северо-Западном фронте, будучи оперативно подчинена штабу 32 гиап 210 иад
09.05.194307.10.19434 гиад1 ГИАК15 ВАБрянский фронт
05.11.194330.11.19432 Прибалтийский фронт
30.11.194306.04.19443 ВА1 Прибалтийский фронт
20.06.194416.07.19441 ВА3 Белорусский фронт
16.07.194403.03.19453 ВА1 Прибалтийский фронт
03.03.194503.04.194515 ВА2 Прибалтийский фронт
12.04.194509.05.194516 ВА1 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 7690 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 329 самолетов противника, при штурмовках уничтожено: самолеты - 2, танки – 33, БРМ – 2, орудия – 110, минометы – 134, точки ЗП – 152, автомашины – 266, повозки – 57, паровозы – 2, вагоны – 3, цистерны – 4.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск236951963842476622
на штурмовку10631210071826
на сопровождение ША2138667481324
на сопровождение БА270284212674
по перевозкам противника1212
на свободную охоту62656
на прикрытие действий ША и БА228228
на штурмовку аэродромов88
на блокировку аэродромов1042084
на сопровождение КРА452916
на разведку9191774828
на разведку погоды402841610
на перехват21416591372
на облет района боевых действий18613254
на сопровождение РА32923
Итого7690549186116033282396
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 2871212513812
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях38111611
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах211
Прочих типов - сбито в воздушных боях422
Итого3312414315212
сбито в воздушных боях3292314315112
уничтожено на аэродромах21010
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях3978231
сбито ЗП211
сбито зенитной артиллерией532
уничтожено на аэр-х7241
не вернулось с боевого задания20713
Итого боевые7322121272
авиакатастрофы422
аварии33
списано по износу91521
Итого небоевые161771
ВСЕГО8932821343
Потери летного состава
Летчики5811623171

По типам самолетов потеряно:
21 И-15бис; 16 Як-1; 8 Як-7б; 44 Як-9.


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

Знаком 1 ГИАК ВВС РККА были две наклонные белые полосы на хвостовом оперении. Дивизионным признаком 4 гиад были красные коки воздушных винтов. Нумерация бортов по системе 4 гиад: 64 гиап (1 - 40), 65 гиап (41 - 89), 66 гиап (81 - 120).


1. И-15бис (20.11.1941 — 20.05.1942)
25.11.1941 Имел в боевом составе 20 И-15бис.
10.06.1942 1 эскадрилья полка (7 И-15бис) убыла в состав 742 ббап.


2. Як-1 (22.10.1942 — 07.10.1943)
15.07.1942–11.10.1942 освоение истребителей Як-1 в 8 запасном авиаполку Приволжского ВО (пос. Багай-Барановка Саратовской обл.).

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
М.Н. Зворыгин и Г.П. Прокофьев.


3. Як-7Б (09.05.1943 — 07.10.1943)
09.05.1943 Для восполнения потерь в дополнение к Як-1 получено некоторое количество Як-7б.

65 гв иап
Килаберидзе Александр Николаевич.
Alexander Kilaberidze.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
И. Дубов и И.И Ветров у Як-7Б. Фото 18 июля 1943 г., деревня Болото.
I. Dubov and I. Vetrov aside the Yak-7b aircraft.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР 65 гвиап
Летчики 1 аэ 2 августа 1943 г. на аэродроме Выползово.


4. Як-9 (05.11.1943 — 03.04.1945)
07.10.1943–04.11.1943 Як-9 освоены в Резерве СВГК (аэр. Борыково, МВО).

Все самолеты о звездами нового типа, где снег - это Як-9, зима 1943/44 или даже весна 1944.
на фото 47-го если слева и Килаберидзе, то справа точно не Ветров - орденов нет, а у него уже летом 1943-го было 2 ОКЗ.
Летчики полка у Як-9 б/н 47 Килаберидзе А.Н.
Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
The Yak-9 aircraft of Kilaberidze ace. Drawing by M.Bykov.


Фото снимок Як9 ВОВ - камуфляжная окраска.
А.Н. Килаберидзе в кабине Як-9 с рисунком дракона и надписями «За брата Шота», «На запад». Фотоснимок 1944 г., Полоцк.
A.N. Kilaberidze ace in his Yak-9 plane, Great Patriotic war photo.


За достоверность Як9У не поручусь, но Гринюк обычно не лажает. Но это уже 100% после войны, 1946, если не 47-48.
Реконструкция послевоенной окраски самолета Як-9У с бортовым номером 40. Автор - Д.Гринюк.
The Yak-9U warplane of 65 GIAP Red army aiforce.



5. Як-3 (12.04.1945 — 09.05.1945)
03.04.1945–12.04.1945 перевооружение на истребители Як-3 на аэр. Шяуляй.


       Командиры полка

11.11.1941 – 31.12.1945 к-н – п/п Зворыгин Михаил Никифорович







Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

65 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Оршанский полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.