Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

66 гвардейский истребительный авиационный ордена Суворова Виленский Краснознаменный полк ВВС КА

[875, 429, 160 истребительный авиаполк]


66 guards fighter «Vilnus» regiment (875, 429, 160 fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       08.1940-09.1940: 160 истребительный авиаполк сформирован в Западном Особом военном округе (аэр. Балбасово, Оршанский аэроузел) на самолетах И-153. Включен в состав 43 истребительной авиадивизии ВВС ЗОВО.
       08.1941–09.1941: разделен на два полка по штату 015/134, получил наименование 429 истребительный авиационный полк.
       11.06.1942: Переименован в 875 истребительный авиационный полк.
       18.03.1943: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 128 875 иап преобразован в 66 гвардейский истребительный авиационный полк.
       06.08.1942–16.09.1942: В 16 зиап ПриВО (г. Аткарск) переформирован по штату 015/284
       07.10.1943–04.11.1943: в Резерве СВГК переформирован по штату 015/364.
       10.07.1944: За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Березины, за овладение городом Борисов и проявленные при этом мужество и доблесть Указом Президиума ВС СССР 66 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       25.07.1944: За отличие в боях за овладение городом Вильнюс приказом ВГК № 0213 66 гиап присвоено почетное наименование «Виленский».
       31.10.1944: За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляй (Шавли) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 66 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       20.02.1949: Переименован в 841 гвардейский истребительный авиаполк 170 гиад (бывш. 4 гиад) 24 ВА ГСОВГ (директива ГШ ВС СССР № орг/1/120016 от 10.01.1949).
       В 1981 г. преобразован в гвардейский морской авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (841 гмапиб).
       В мае 1991 г. переформирован в вертолетный противолодочный полк ВВС КЧФ.
       В октябре 1992 г. 841 гвардейский впп расформирован на месте дислокации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194103.08.194143 иадВВС Западного фронта
16.09.1941середина октября 1941 г.6 садСеверо-Западный фронт
середина октября 1941 г.24.02.19424 сад
18.05.194212.07.1942220 иад8 ВАЮго-Западный фронт
12.07.194203.08.1942Сталинградский фронт
22.10.194210.02.1943274 иад1 ИАК3 ВАКалининский фронт
10.02.194302.03.1943210 иад6 ВАСеверо-Западный фронтв оперативном подчинении
09.05.194307.10.19434 гиад1 ГИАК15 ВАБрянский фронт
05.11.194330.11.19432 Прибалтийский фронт
30.11.194306.04.19443 ВА1 Прибалтийский фронт
10.06.194413.07.19441 ВА3 Белорусский фронт
16.08.194403.03.19453 ВА1 Прибалтийский фронт
03.03.194507.04.194515 ВА2 Прибалтийский фронт
07.04.194509.05.194516 ВА1 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 9055 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожен 451 самолет противника, при штурмовках уничтожено: автомашины – 141, эшелоны – 2, батареи ЗА – 51, БРМ - 2.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск49282300442355829102
на разведку601120496729768
на штурмовку78162012536
на сопровождение208146023135495680
на прикрытие ША и БА1294363698233
на перехват221221
на блокировку аэродромов4949
Итого9055350084711393050519
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 363283911615525
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях8811224114
Итого451396115716925
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях513182091
сбито зенитной артиллерией33
уничтожено на аэродромах11
не вернулось с боевого задания55952516
Итого боевые110122345291
авиакатастрофы9144
аварии1222512
списано по износу11
Итого небоевые2233916
ВСЕГО132152654307
Потери летного состава
Летчики8061136225

По типам самолетов потеряно:
8 И-153; 8 ЛаГГ-3; 12 Як-1; 59 Як-7б; 19 Як-9; 26 Як-3


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

Знаком 1 ГИАК ВСС КА были две наклонные белые полосы на хвостовом оперении. Дивизионным признаком 4 гиад были красные коки воздушных винтов. Нумерация бортов по системе 4 гиад: 64 гиап (1 - 40), 65 гиап (41 - 89), 66 гиап (81 - 120).


1. И-153 (22.06.1941 — 03.08.1941)

66 гиап (875, 429, 160 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы .
Поврежденная «Чайка» летом 1941 г., предположительно из состава 160 иап.
Soviet I-153 probably of 160th IAP, photo of summer 1941.

.
I-153 airplane with M-63 engine, bort number 3. Drawing by Tapani Tuomanen.


действующая армия И153
Самолет И-153 с тактическим номером 14.
ftr I153 Russia
The I-153 tactical number 14, drawing by I. Zlobin.



2. ЛаГГ-3 (16.09.1941 — 24.02.1942)
03.08.1941-16.09.1941 освоение в 2 запасном авиаполку Московского ВО (ст. Сейма Горьковской обл.).


3. Як-1 (18.05.1942 — 03.08.1942)
24.02.1942–10.05.1942 освоение в 16 зиап Приволжского ВО (пос. Баланда Саратовской обл.)
Имел в боевом составе 21 Як-1.


4. Як-7Б (09.05.1943 — 07.10.1943)
06.08.1942–16.09.1942 освоение в 16 зиап ПриВО (г. Аткарск).
Имел в боевом составе 32 Як-7б.

.
Замкомэск-3 А.П. Чернобай на фоне своего Як-7б с отметками побед в виде зачеркнутых свастик на свитке. Фотографии начало декабря 1942 г.
Yak-9 aircraft of 875th IAP Red army airforce.



5. Як-9 (05.11.1943 — 13.07.1944 )
07.10.1943–04.11.1943 освоение в Резерве СВГК.

66 ГвИАП в бою.
Лётчик Жучкин Н.Ф., техники Чикишев А. и Тучинский Е.И. Фото в с. Ходатково, начало декабря 1943 г.
Yak-9 aircraft of 875th IAP Red army airforce.


66 Гв.ИАП.
Зайцев Н.А. в кабине Як-9Т, фото 9 марта 1944 г.
Zaitsev in the Yak-9T cockpit. Great Patriotic war photo


Все самолеты о звездами нового типа, где снег - это Як-9, зима 1943/44 или даже весна 1944. № 45. 
Наиболее вероятно, что на зимнем фото не Дубов. Самолет-то с тигром Ветрова и на фото, скорее всего,судя по двум ОКЗ, именно он.
Ветров И.И. (слева) у самолета Як-9 с изображением тигра.
I.I. Vetrov's Yak-9 plane.


Як-9-37 Фотография ВОВ 66 гвиап ВВС СССР
Летчики И.И. Ветров и Н.А. Зайцев у Як-9Т на аэр. Анихово. Май 1944 г.
Як-9-37 Фотография ВОВ 66 гв иап
Техсостав 1 АЭ 66 ГИАП у Як-9Т с рисунком льва. Первый ряд: Жарков, Кирилкин, Глебов, Журавлев, Ложечкин. Второй ряд: Обухов, Резниченко, Макаров.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Як-9Т с белым тактическим номером 85 гвардии майора Ветрова Ивана Ивановича, лето 1944 г. Рисунок М.Быкова.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура.
Личный состав 1 аэ 66 гиап у Як-9Т в июне 1944 г.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Истребитель Як-9П б/н 16 на аэр. Перлеберг, фотоснимок осени 1946 г.
Soviet Yak-9P warplane board number 16.



5. Як-3 (16.08.1944 — 09.05.1945)
13.07.1944–16.07.1944 получены в 8 зиап ПриВО (Багай-Барановка).

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР.
Самолет Як-3 пилота Н.А. Зайцева. Клоссов, май 1945 г.
Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Авиатехник Резниченко И.Ф. на фоне самолетов Як-3 №№ 87 и 86 (на кок винта надет белый чехол). Фото 23 февраля 1945 года на аэр. Иллакяй.
Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Soviet Yak-3 warplane board number 86. Drawing by 66misos.


фото ВОВ 66 ГвИАП.
Д.С. Карпенко в кабине Як-3. Аэродром Шяуляй. Февраль 1945 г.
Soviet Yak-3 airplane bort number 99.


русский военный самолёт СССР схема боевой окраски ВВС РККА в ВОВ.
Д.С. Карпенко (справа) возле Як-3 б/н 103. Аэродром Шяуляй. Февраль 1945 г.
Regimental markings WWII photo in combat.
Реконструкция окраски выполнена А.Павлыгиным.
Soviet Yak-3 airplane bort number 103.


История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Авиатехники Обухов В.Д. и Резниченко И.Ф. на фоне истребителей Як-3 на аэр. Иллакяй 23.02.1945 г.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Когут А., Ветров И.И., Анисимов рядом с Як-3 с красным коком воздушного винта на аэр. Клоссов в мае 1945 г.
Red-nosed Yak-3 plane of 66th GIAP.


«воздушные рабочие войны» фотографии.
Н.А. Зайцев в кабине Як-3. Аэродром Клоссов, Германия. Май 1945 г.

66th GvIAP wartime picture.
Обухов В. и Зайцев Н.А. у Як-3 № 108 на аэр. Перлеберг. Осень 1945 г.


       Командиры полка

_.09.1940 – 05.07.1941 м-р Костромин Анатолий Аникеевич (погиб)
_.08.1941 – 18.10.1941 м-р Романов Николай Алексеевич (погиб)
_.04.1942 – 07.09.1943 к-н – п/п Ковалев Алексей Родионович
07.09.1943 – 09.04.1945 м-р, п/п Пустовойт Григорий Андреевич (погиб)
10.04.1945 – _._.1946 м-р Витковский Иван Петрович








Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru

Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

66 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Виленский полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.