Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

9 отдельная истребительная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ

боевое Знамя красное 9-я смешанная истребительная авиационная эскадрилья прикрытия ВВС ВМФ

9th navy detatched fighter aviation squadron

       История части

       К 01.08.1941 г. согласно плану мобилизационного развертывания ВМАУ им. Сталина на основании приказа НК ВМФ №00165 от 03.07.1941 г. была сформирована 9-я истребительная авиационная эскадрилья прикрытия (13 И-16). Местом базирования эскадрильи был аэр. Ейск-Центральный.
       Главной задачей эскадрильи было отражение воздушных налетов немецкой бомбардировочной авиации на Ейск. В сентябре-октябре 1941 г. 9-я ИАЭ совместно с АЭ ПЛС ВМАУ им. Сталина отражала налеты вражеских бомбардировщиков на Ейск, выполнив 131 самолетовылет.
       С конца октября 1941 г. эскадрилья находилась в оперативном подчинении командующему Азовской военной флотилии и принимала участие в боевых действиях флотилии.
       По состоянию на 25.11.1941 г. 9-я ИАЭ базировалась в Ейске и имела в своем составе 10/9 И-16.
       В январе-феврале 1942 г. матчасть составляли 6 И-16, 1 Р-5, 1 УТИ-4; имелось 145 тыс. патронов для ШКАС (Ейск).
       За период с июля 1941 г. по март 1942 г. самолетами эскадрильи было выполнено 2274 боевых вылета, из них на штурмовку 185 вылетов, проведено 20 воздушных боев. Уничтожено 13 самолетов противника, 424 автомашины, 2 паровоза, 2 танкетки, 2 огневые точки, живой силы противника до батальона. Собственные потери эскадрильи составили 3 самолета.
       10.04.1942 г. приказом НК ВМФ 9-я ИАЭ была выведена из состава ВВС ЧФ (АзВФл) и возвращена в подчинение начальнику ВМАУ им. Сталина с перебазированием в г. Моздок.
       04.05.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0367 от 26.04.1942 г. 9-я ОАЭ была расформирована, а ее техника и личный состав были переданы в состав ВВС ЧФ.
       В конце ноября 1942 г. из состава ВМАУ им. Сталина вновь была выделена 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья и с 15.12.1942 г. она была включена в состав Каспийской военной флотилии с перебазированием в Форт-Шевченко на восточном побережье Каспийского моря. В самые тяжелые месяцы битвы за Сталинград, где решающим фактором была возможность подвоза необходимых грузов и вооружения через Каспий по Волге задачей эскадрильи стала ПВО коммуникаций на Каспийском море и объектов флотилии.
       В январе 1943 г. 9-я ОИАЭ была выведена в тыл в с. Борское для переформирования.
       В апреле 1943 г. на основании циркуляра ГМШ №0287 от 13.04.1943 г. эскадрилья завершила формирование на базе ВМАУ им. Сталина.
       15.04.1943 г. 9-я ИАЭ была направлена в состав ВВС СФ. Прибыв в Заполярье, эскадрилья стала базироваться на Новой Земле на аэр. Губа Белушья. Учитывая второстепенность и отдаленность данного театра военных действий, командование ВВС СФ посчитало возможным вооружить 9-й ОИАЭ устаревшими истребителями И-15бис, которые получили из 27-го ИАП ВВС СФ.
       С 04.05.1943 г. 9-я ОИАЭ была включена в состав 3-й авиационной группы БелВФл. Ее передали в оперативное подчинение командиру Новоземельской ВМБ.
       С июня 1943 г. эскадрилья активно включилась в боевую работу. Командование ВМБ стало привлекать эскадрилью для ПВО объектов флотилии на побережье архипелага Новая Земля, прибрежных морских перевозок и для ближней разведки.
       Заявленна одна воздушная победа 25.07.1943 г. (пара Лющинский С.А. + Черный А.Х. сбила Ю-88 у о. Колгуев ).
       В течение последующих шести месяцев непосредственных боевых столкновений с противником самолеты эскадрильи не имели.
       На 01.01.1944 г. 9-я ОИАЭ имела в своем составе 9/3 И-15бис.
       В январе-феврале 1944 г. самолеты И-15бис с аэр. Губа Белушья выполняли воздушную разведку в районе архипелага Новая Земля.
       По состоянию на 01.03.1944 г. в составе 9-й ОИАЭ на аэр. Губа Белушья насчитывалось 9/9 И-15бис.
       15.03.1944 г. 9-я ОИАЭ ВВС БелВФл была переформирована в 9-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью. Кроме истребителей И-15бис в нее включили также летающие лодки МБР-2, которые базировались на гидроаэродроме в Губе Белушьей.
       В марте – апреле самолеты И-15бис и МБР-2 9-й ОСАЭ продолжали решать задачи ПВО, вести воздушную разведку и поиск подводных лодок противника на подходах к своей базе.
       Приказом Ком. СФ от 15.04.1944 г. 9-я ОСАЭ была расформирована, а ее личный состав и техника были обращены на укомплектование истребительной и лодочной эскадрилий вновь формируемого 54-го САП ВВС БелВФл.
       За время пребывания в Заполярье эскадрилья боевых потерь не понесла.

       Командиры эскадрильи

       К.В.Попов (июль-декабрь 1941 г.), Е.А.Кудрявцев (февраль 1943 г. – май 1944 г.).






9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья ВВС ЧФ / 3 АГ БелВФл (9-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС БелВФл) 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья АзВФл , 9-я истребительная авиаэскадрилья прикрытия ВМАУ им. Сталина)
Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru

Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.

Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаэскадрилья, истрэскадрилья.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.