Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

27 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ


27th navy fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       12.03.1942–20.03.1942 — 27 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Северного флота (аэр. Чалмпушка) на базе двух эскадрилий 2 гсап ВВС СФ.
       03.11.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 27 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       25.05.1948 — Переименован в 405 истребительный авиационный полк (циркуляр НМГШ ВМС № 0042 от 09.04.1948).
       26.04.1960–01.08.1960 — 405 иап расформирован вместе с управлением 330 иад в 26 ВА БВО (аэр. Сморгонь).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
20.03.194230.10.1942ВВС Северного флота
30.10.194209.05.19456 иабр / 6 иад
09.08.194503.09.19452 мтадВВС ТОФ Советско-японская война (вводился в действующую армию). Фактически боевых вылетов не совершал, поскольку в полном составе прибыл на аэр. Новонежино после завершения боевых действий.

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено 4854 боевых вылета, сбито 64 самолета противника (из них: бомбардировщиков – 7, истребителей – 56, разведчиков – 1); также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
       Свои потери: летчиков – 22 (боевые – 13, небоевые – 9); самолетов – 43 (боевые – 26, небоевые – 17), из них по типам: 0/6 И-15бис, 4/4 И-153, 6/0 И-16, 6/3 «Харрикейн», 6/3 «Киттихаук», 4/1 «Аэрокобра».

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли: И-15бис, И-153, И-16, ЛаГГ-3, «Харрикейн», Р-40Е «Киттихок», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», УР-63 «Кингкобра», Як-9д, МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17.

ДатаИзвестный боевой состав
01.04.194215 И-15бис и 14 И-153 (из них 2 неисправных)
10.09.1943Самолеты «Харрикейн»
01.01.19448 «Киттихаук» (из них 3 неисправных), 20 «Харрикейн» (8), 1 И-16 (0)
апрель 1944 г.Самолеты «Киттихаук»
сентябрь 1944 г.Самолеты «Аэрокобра»
22.08.194540 самолетов «Кингкобра»


1. И-15бис (март 1942 г. — май 1943 г.)
20.03.1942 - И-15бис приняты из 2 гсап ВВС СФ.
04.05.1943 - 9 И-15бис сданы в Запасную авиагруппу ВВС СФ.


2. И-153 (март 1942 г. — июнь 1943 г.)
20.03.1942 - И-153 приняты из 2 гсап ВВС СФ.
04.06.1943 - 6 И-153 сданы в ЗАГ ВВС СФ.

ястребок 27 кап ВМС фото ВОВ. журнал боевых действий
"Чайка" номер 86 летчика Игнатьева Н.И., сбитая в апреле 1942 года. Другой кадр по клику.
The I-153, click to view other picture.

красная полоса сомнительная, я бы сказал что это просто какая-то ремонтная лента. Плюс я бы сделал его не зелено-голубым с заменными панелями, а (это логичнее) частично покрашенным в полевых условиях серебристым по типу балтийских чаек 13 иап с Ханко
Soviet skied I-153 warplane № 86, color profile by Tapani Tuomanen.



3. И-16 (июнь 1942 г. — сентябрь 1943 г.)
06.06.1942 - эскадрилья И-16 принята из 78 иап ВВС СФ.
10.09.1943 - 3 И-16 переданы в ПВО и 1 И-16 – в 78 иап ВВС СФ.

wartime ftr picture USSR
The I-16 type 24 fighter damaged in the accident, picture of July 1942.


Цветной боковик И16 27 иап ВВС СФ - самолеты и эмблемы СССР
Реконструкция окраски истребителя И-16 тип 24 с бортовым номером 52, 2 июля 1942 г. Автор - М.Быков.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО. история и боевой путь 27 авп ВМФ
Адонкин Василий Семёнович в кабине И-16 № 53 (либо в период службы в 27 иап, либо - в 78 иап ВВС ВМФ).
Vasiliy Adonkin in the I-16 cockpit, Great Patriotiс war photo.



4. «Харрикейн» (март 1943 г. — февраль 1944 г.)
20.03.1943 - получено 8 английских самолетов «Харрикейн».
28.05.1943 - получено 14 «Харрикейнов».
10.09.1943 - полк полностью перешел на «Харрикейны».
28.10.1943 - 2 эскадрилья передана в 255 иап ВВС ВМФ.


5. «Киттихаук» (октябрь 1943 г. — август 1944 г.)
28.10.1943 - принята эскадрилья из 255 иап ВВС ВМФ.
02.1944-03.1944 - авиаполк полностью перевооружился на самолеты «Киттихаук».


5. «Аэрокобра» (июль 1943 г. — май 1945 г.)
07.1944–08.1944 - авиаполк полностью перевооружился на истребители «Аэрокобра».

может быть 27 ИАП после того как был пересажен на Аэрокобры
Р-39 № 12, предположительно, из состава 27 иап ВВС ВМФ.

       История полка

       К 20.03.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0214 и приказа Ком. СФ №0112 от 12.03.1942 г., на базе 1-й и 2-й ИАЭ 2-го гв. САП базирующихся на аэр. Ваенга-2 (15 И-15бис) и Чалмпушка (14 И-153) в составе ВВС СФ был сформирован 27-й истребительный авиационный полк трехэскадрильного состава. Уже к началу апреля новый полк включился в боевую работу. Его основными задачами стали защита объектов флота от налетов авиации противника и союзных конвоев, направляющихся в Мурманск и Архангельск. Для расширения зоны прикрытия на район горла Белого моря звено самолетов И-15бис (4 ед.) перебазировали на оперативный аэр. Йоканка (ныне Йоканга).
       К 01.04.1942 г. в составе полка насчитывалось:
- на аэр. Ваенга-2 11/11 И-15бис;
- на аэр. Йоканка 4/4 И-15бис;
- на аэр. Чалмпушка 14/12 И-153.
       06.06.1942 г. в полк из 78-го ИАП ВВС СФ была передана АЭ на самолетах И-16 с базированием на аэр. Ваенга-2.
       01.07.1942 г. в боевом составе 27-го ИАП насчитывалось: на аэр. Чалмпушка 4/4 И-153, 7/6 И-15бис и на аэр. Ваенга-2: 8/5 И-16. К этому времени часть эскадрильи истребителей И-153 (9 ед.) из состава полка перебазировалась с аэр. Чалмпушка на аэр. Поной. Там они вошли в оперативное подчинение командиру Йканской ВМБ. К концу июля самолеты И-153 перелетели с аэр. Поной на аэр. Йоканка.
       По состоянию на 30.07.1942 г. в боевом составе полка числилось:
- на аэр. Ваенга-2 11/7 И-16, 7/7 И-15бис;
- на аэр. Йоканка 9/9 И-153.
       Во второй половине августа 1942 г. самолеты И-153 с аэр. Йканка стали привлекаться к боевым вылетам на перехват бомбардировщиков и разведчиков противника в своей зоне ответственности.
       В сентябре 1942 г. часть самолетов И-153 полка была перебазирована на аэр. Ягодник.
       По состоянию на 01.10.1942 г. в 27-м ИАП имелось: на аэр. Ягодник 9/7 И-15бис, на аэр. Ваенга-2 10/4 И-16, 7/7 И-15бис, 3/0 И-153 и на аэр. Йоканка: 8/5 И-153. В этом месяце полк был включен в состав вновь сформированной 6-й истребительной авиабригады.
       По состоянию на 01.01.1943 г. в составе 27-го ИАП числилось 10/5 И-16, 11/8 И-153, 16/12 И-15бис.
       20.03.1943 г. полк получил на вооружение 8 самолетов «Харрикейн».
       По состоянию на 01.04.1943 г. в составе 27-го ИАП насчитывалось:
- на аэр. Ваенга-2 - 7/7 И-16 и 7/5 «Харрикейн»;
- на аэр. Йоканка - 9/7 И-153.
       Вскоре 9 самолетов И-15бис были исключены из боевого состава и к 4 июня переданы в Запасную авиагруппу (ЗАГ) ВВС СФ. Впоследствии эти самолеты были перебазированы на аэр. Рогачево на Новой Земле и стали основой для 9-й ОИАЭ авиации Новоземельской ВМБ.
       28.05.1943 г. полк получил еще 14 истребителей «Харрикейн»
       По состоянию на 01.07.1943 г. в составе 27-го ИАП имелось 5/5 И-16 и около 20 «Харрикейн». Истребители И-16 базировались на аэр. Пумманки и использовались в основном для прикрытия аэродрома от налетов авиации противника.
       В августе 1944 г. истребители И-16 полка выполнили последние боевые вылеты, перед тем, как были исключены из его боевого состава.
       25.10.1943 г. из 255-го ИАП были получены 11 Р-40 «Киттихок». К этому времени 27-й ИАП основным составом был перебазирован на аэр. Кильдин («Харрикейн» и Р-40 «Киттихок»), а истребители И-153 базировались на аэр. Йоканка.
       С 19.12.1943 г. согласно приказу НК ВМФ №0933 от 13.12.1943 г. на базе эскадрильи самолетов И-153 27-го ИАП полка на аэр. Йоканка началось формирование 21-й ОИАЭ в составе 3-й АГ ВВС СФ.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка имелось на аэр. Кильдин: 18/10 «Харрикейн», 6/5 Р-40 «Киттихок»; на аэр. Йоканка – 7/6 самолетов И-153.
       К февралю 1944 г. формирование 21-й ОИАЭ Йоканской ВМБ БелВФл было завершено и самолеты И-153 были исключены из состава 27-го ИАП.
       К марту 1944 г. полк полностью перевооружился на истребители Р-40 «Киттихок», хотя истребители «Харрикейн» еще некоторое время оставались в боевом составе полка.
       По состоянию на 01.03.1944 г. в составе полка числилось:
- на аэр. Кильдин: 7/7 «Харрикейн», 21/19 Р-40 «Киттихок»;
- на аэр. Ваенга-2: 12/12 Р-40 «Киттихок».
       В середине марта 1944 г. основная часть 27-го ИАП на самолетах Р-40 «Киттихок» была перебазирована на оперативный аэр. Пумманки.
       Эскадрилья самолетов Р-40 «Киттихок» полка на аэр. Ваенга-2 стала привлекаться к прикрытию штурмовиков Ил-2 46-го ШАП, действующих с этого же аэродрома.
       В августе 1944 г. 27-й ИАП приступил к переучиванию на истребители Р-39 «Аэрокобра».
       В начале сентября 1944 г. полк приступил к боевым действиям на самолетах Р-39 «Аэрокобра». Самолеты Р-40 «Киттихок» до конца месяца ограниченно использовались в боевых вылетах. Тогда же были списаны и последние в полку истребители «Харрикейн». В это время полк базировался на трех аэродромах: Ваенга-2, Пумманки и Кильдин.
       03.11.1944 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество (за овладение г. Киркенес) 27-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       С ноября 1944 г. полк выполнял вылеты на прикрытие своих аэродромов.
       После мая 1945 г. полк был перебазирован на финский аэр. Луостари.
       За время боевых действий в составе ВВС Северного флота летчиками полка было совершено 4854 боевых вылета, сбито 64 самолета противника, на море и на земле уничтожено: плавсредств - 24, складов - 3, автомашин - 25, тракторов - 1, прожекторов - 1, зенитных пулеметов - 2, повозок - 4, батарей ЗА - 6.
       После окончания боевых действий в Европе руководством НК ВМФ было принято решение по усилению авиации Тихоокеанского флота. В свете этого 27-й ИАП подлежал передаче из ВВС СФ в ВВС ТОФ.
       06.07.1945 г. в соответствии с циркуляром НГМШ №0707 от 04.07.1945 г. 27-й ИАП, вооруженный Р-39 «Аэрокобра», с аэр. Луостари убыл с Севера.
       В июле 1945 г. 27-й ИАП прибыл в Красноярск, где на базе 45-го ЗАП перевооружился на истребители Р-63 «Кингкобра».
       К началу боевых действий против Японии 27-й ИАП не успел, и только 22.08.1945 г. он был принят в состав 2-й МТАД ВВС ТОФ с дислокацией на аэр. Новонежино в Приморском крае. На новом месте на полк была возложена задача истребительного прикрытия торпедоносцев дивизии. Но, так как на корейском направлении боевые действия против Японии к этому времени уже завершились, полк так и не успел выполнить ни одного боевого вылета.
       17.12.1945 г. в Китае в районе Порт-Артура началось формирование 18-й смешанной авиационной дивизии ВВС ТОФ. В состав дивизии был включен 27-й ИАП.
       С 02.11.1945 г. 27-й ИАП начал передислоцирование из Романовки на аэр. Лантоу, который располагался вблизи границы с Кореей в районе г. Даньдун.
       В первой половине декабря 1945 г. перебазирование полка было завершено.
       С 15.12.1947 г. полк перешел на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава. Четвертой эскадрильей в полку стала 2-я АЭ самолетов Як-9д из расформированного на аэр. Тученцзы 61-го гв. ИАП.
       25.05.1948 г. 27-й ИАП был переименован в 405-й истребительный авиационный полк, базирующийся на аэр. Лантоу.
       С 20.04.1949 г. 405-й ИАП был переведен на штат трехэскадрильного состава.
       С декабря 1951 г. по февраль 1952 г. полк перевооружился на реактивные истребители МиГ-15 и перебазировался с аэр. Лантоу на аэр. Тученцзы вблизи Порт-Артура.
       С 25.05.1953 г. 405-й ИАП 509-й ИАД перешел в подчинение командира 55-го ИАК 54-й ВА (бывш. 9-й ВА) Приморского военного округа. В это время он базировался на аэр. Цзиньчжоу.
       К 31.05.1955 г. 405-й ИАП в составе 509-й ИАД был выведен в Советский Союз, оставив китайской стороне всю авиатехнику и имущество.
       В июне 1955 г. 405-й ИАП передали в 26-ю ВА (бывш. 1-я ВА) БелВО на аэр. Береза (Осовцы), где он был включен в состав 330-й ИАД. Там полк получил на вооружение истребители МиГ-17.
       С 1956 г. полк перебазировался с аэр. Осовцы на аэр. Сморгонь.
       01.08.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 405-й ИАП на аэр. Сморгонь был расформирован.

       Командиры полка

       Полком командовали: Николай Игнатьевич Хряшков (апрель 1942 г. – май 1943 г.), В.С.Адонкин (ноябрь 1942 г. – май 1943 г., ВрИД), Алексей Яковлевич Дижевский (май 1943 г. – ноябрь 1944 г.), Александр Николаевич Томашевский (ноябрь 1944 г. – декабрь 1946 г.), Г.Н.Титов (ноябрь 1947 г. – январь 1949 г.), А.С.Епишин (март 1949 г. – август 1950 г.), А.А.Щукин (1950 г.), П.П.Коваль (1950-52 гг.), В.И.Парамонов (ноябрь 1952 г. - февраль 1954 г.).





27-й истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС СФ / ТОФ
405-й истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС 5-го ВМФ / ВВС СА

Источники информации: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.