Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

2 гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк ВВС ВМФ им. Б.Ф.Сафонова

[2 гвардейский Краснознаменный смешанный авиаполк ВВС ВМФ, 72 смешанный авиаполк ВВС ВМФ]



боевое Знамя красное 2-го Гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка Северного флота

2nd guards navy fighter «Pechenga» regiment (72nd navy mixed aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Сформирован 23.12.1939 на основании приказа Наркома ВМФ СССР как 72 смешанный авиаполк на Северном флоте (аэр. Ваенга), став первым полком ВВС СФ.
       16.09.1941 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 72 сап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени. В документах встречается сокращение 72 авп, 72 кап ВВС ВМФ.
       18.01.1942 За мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецкими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР № 10 72 сап ВВС ВМФ преобразован во 2 гсап (гвардейский смешанный авиационный полк ВВС ВМФ). В документах встречаются обозначения 2 гксап (гсакп, гкап, гакп, гап, кгап) ВВС СФ.
       В начале 1942 года штаб полка и одна эскадрилья И-16 располагались на аэродроме Ваенга-2; две бомбардировочные эскадрильи - на Ваенга-1; эскадрилья И-153 вместе с большей частью эскадрильи И-15бис - на аэродроме Челнопушка (Чалмпушка); одно звено И-15бис - на ледовом озере военно-морской базы Иоканьга.
       В соответствии с приказом Командующего ВВС СФ № 0027 от 15 марта 1942 года «Об организации и перемене мест дислокации частями Северного флота» полк обменялся некоторыми эскадрильями с 27 иап и 78 иап ВВС СФ. После 20 марта 1942 года весь полк разместился на Ваенга-1, структура стала такой: 1 аэ - Харрикейн, 2 аэ - Харрикейн и МиГ-3, 3 аэ - Харрикейн, 4 аэ - Пе-2, 5 аэ - СБ, ДБ-3Ф, ТБ-3.
       18.06.1942 Приказом НК ВМФ СССР № 01376 2 гвардейскому Краснознаменному сап присвоено имя его командира Б.Ф. Сафонова (погиб 30.05.1942 в воздушном бою).
       14.10.1942 Преобразован во 2 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. В документах встречаются обозначения 2 гкиап (гкавп, гкиап, гиакп, гкап, гакп), 2 гв. авп, 2 гв. кап ВВС СФ.
       31.10.1944 За отличие в боях за овладение городом Петсамо (Печенга) приказом ВГК № 0354 2 гиап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Печенгский».
       28.04.1948 Переименован в 174 гвардейский истребительный авиационный полк (циркуляр НМГШ ВМС № 0056 от 10.04.1948).
       01.09.2001 174 гиап расформирован (азр. Мончегорск Мурманской обл.).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194130.10.1942ВВС Северного флота
30.10.194201.06.19436 иабр
февраль 1944ноябрь 19446 иад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне уничтожен 361 самолет противника в воздушных боях, и 47 - на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
       Собственные безвозвратные потери составили 109 (боевые – 87 / небоевые – 22) самолетов и 67 (боевые – 53 / небоевые – 14) летчиков.
       Потери по типам: 6/1 И-15бис, 6/5 И-16, 12/3 И-153, 6/1 МиГ-3, 19/1 «Харрикейн», 10/3 «Киттихаук», 28/8 «Аэрокобра». В потери не включены летчики и самолеты бомбардировочных эскадрилий 72 сап, а также самолеты, списанные по износу.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли: И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихок», «Харрикейн», ДБ-3ф, «Хемпден», СБ, Пе-2, ТБ-3, У-2, УТ-1, Як-11, МиГ-15, МиГ-17пф, МиГ-19, Як-25, Як-28п, Як-28пм, Як-28у, Як-28пу, МиГ-25пу, МиГ-31.


И-15бис (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
20.03.1942 - все И-15бис переданы на формирование 27 иап ВВС СФ.


И-153 (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
20.03.1942 - все "чайки" переданы на формирование 27 иап ВВС СФ.

72-й авп СФ фотоснимок Чайка
Летчик лейтенант Васильев Е. на фоне истребителя И-153, фотоснимок июля 1941 г.

В.С. Адонкин - летчик-истребитель авиачасти СФ награжденный орденом Красного Знамени
Летчик В.С. Адонкин рядом с истребителем И-153, 1941-42 гг. Другое фото - по клику.
The pilot Adonkin and his I-153. Click to view other picture.

WWII photo aviation i153
Истребитель И-153 "Чайка" б/н 6. Увеличение фото - по клику.
Soviet fighter I-153 board number 6. Click to enlarge the picture.


Другой ракурс фото. Слева видна масксеть.


И-16 (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
22.06.1941 - в строю было три И-16 тип 24.
На бортах первого сафоновского И-16 были лозунги «Смерть фашизму!» и «За ВКП(б)!».
10.07.1941 - в состав полка прибыли десять И-16, половину из которых составляли пушечные машины тип 28.
20.03.1942 - эскадрилья на И-16 передана в 78 иап ВВС СФ.

72 ап камуфляжная окраска
Истребитель И-16 тип 24 номер 11 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Обшивка хорошо отполирована и блестит.
Машина ст. лейтенанта Александра Коваленко с надписями на бортах «За Сталина!» и «За Коммунизм!», за кабиной установлен фотопулемет ПАУ-22;
боевая раскраска ишачков
Борис Сафонов на аэродроме Ваенга у самолета И-16 тип 24 (серийный номер 24Р21851) старшего лейтенанта Александра Коваленко. За кабиной установлен фотокинопулемёт. Увеличенное оригинальное ч/б фото 06.07.1941 по клику.
Colorized picture of Boris Safonov near I-16 type 24 aircraft. Click to enlarged original B&W photo.

72-й авп СФ фотоснимок
Борис Сафонов на фоне самолета И-16 с лозунгом «За Сталина!». Другой снимок по клику.
The I-16 type 24 warplane "Za Stalina!" (For Stalin). Click to view other picture.


ишак Снимок ВОВ 72 кап.
Истребитель И-16 тип 24 номер 13 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Обшивка хорошо отполирована и блестит.
Машина мл. лейтенанта С. Сурженко с надписью «За СССР!».
Soviet I-16 fighter Za SSSR! (For USSR)
Soviet I-16 type 24 fighter "Za SSSR!" (For USSR).

color profile airplane USSR 72 SAP
The I-16 type 24 fighters of 72 sap of Red navy Northern fleet. Drawing by M.Bykov.


истребитель И-16 72 сап фото ВОВ
Разбитый И-16 (другой самоёт с номером 13).

72-й кап (авп) РККФ в бою фото ВОВ.
Истребитель И-16 тип 28 на взлёте.
The I-16 type 28 plane in Great Patriotic war photo.



Самолет И-16 гвардии подполковника Б.Ф. Сафонова в ЦВММ, 1943-48 гг.

И16 цвет
Самолет И-16 дважды Героя Советского Союза Сафонова в экспозиции 6 зала Центрального военно-морского музея, 2001 г.

I16 image ww2 photograhy insignia.
Второй истребитель Бориса Сафонова И-16 тип 28 (тактический номер 51 - по материалам Ю.Рыбина). Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.
Soviet I-16 type 28 warplane.


Самолет летчика Плотникова после боя. 1941. Ишак либо из 72 сап, либо уже из 27 иап (но тогда это уже 1942) СФ
Самолет И-16 летчика Плотникова после боя, фото 1941 г.

russian wartime photo russian training airplane
Учебно-тренировоный истребитель УТИ-4 тип 15Б, лето 1942 г. Увеличенный фрагмент - по клику.
The UTI-5 type 15B trainer plane. Click to enlage the fragment.



МиГ-3 (июль 1941 г. — апрель 1943 г.)
16.07.1941 - приняты 10 истребителей МиГ-3 с экипажами из ВВС Черноморского флота.
Апрель 1943 - 3 МиГ-3 переданы в состав 12 оиаэ ВВС КБФ.

элементы быстрого опознавания в воздухе - действующая армия
Самолет МиГ-3 № 77.
model mig3 RKKF color
Модель МиГ-3 № 77, автор - С. Красильников.

WW2 foto USSR 2nd guards navy fighter «Pechenga» regiment (72nd navy mixed aviation regiment)
Самолёт МиГ-3 З.А. Сорокина на взлёте. Другое фото - по клику.
Soviet MiG-3 fighter in 1941. Click to view other picture.

1941 в описании, 1942 в назании файла
Лейтенант З.А. Сорокин на фоне истребителя МиГ-3. Увеличение фото - по клику.
Russian pilot Sorokin near his MiG-3. Click to enlarge the picture.

Слышал, что для прочности покрытия (грубо говоря, чтобы не облуплялось) в белила добавляли алюминиевую пудру.
Probably silver (metallic alluminium powder) often added to whitewash to get it stronger.
Захар Артемович Сорокин на фоне истребителя МиГ-3, 1941 г. Другая фотография - по клику.
Russian pilot Sorokin near his MiG-3. Click to view other photo.



СБ (июнь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
15.03.1942 - в бомбардировочных аэ было три Пе-2, десять СБ, четыре ДБ-3Ф, один ТБ-3.
14.10.1942 - бомбардировщики переданы на укомплектование 24 мтап ВВС СФ.


Советский бомбардировщик СБ и британский истребитель «Харрикейн» 151-го крыла Королевских ВВС на аэродроме Ваенга, 1941 год. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet SB bomber and British Hurricane Mk.IIb-Trop fighter of 151 Wing RAF. Click to enlarge the picture.



Погодин К.Д с экипажем у бомбардировщика СБ, 1941 г.

У-СБ ВОВ фотография
Летчик капитан Цецорин А.П. на фоне УСБ (учебный скоростной бомбардировщик), 1941-42 гг.

СБ ВОВ советы
Ст. лейтенант А.А. Коваль у бомбардировщика СБ, 1941-42 гг.


Пе-2

Антоненко Н.М. - капитан, командир авиагруппы бомбардировщиков ПЕ-2 УСБ ВОВ.
Командир эскадрильи пикировщиков капитан Антоненко Н.М., фото 1941-42 гг.

 1941-42 Бомбардировщики подразделения капитана Антоненко
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 с номером 21, фото 1941-42 гг.
The Pe-2 divebomber (tactical number 21).



ДБ-3Ф (ноябрь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
11.11.1941 - в состав полка включено звено ДБ-3Ф, прибывшее из 1 мтап ВВС БФ.
15.03.1942 - в бомбардировочных аэ было три Пе-2, десять СБ, четыре ДБ-3Ф, один ТБ-3.
23.03.1942 - принято 6 ДБ-3Ф из 4 1 минно-торпедного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота.
14.10.1942 - бомбардировщики-торпедоносцы переданы на укомплектование 24 мтап ВВС СФ.

2 ГвКСАП Ил4
Экипаж И.Я. Гарбуза у самолета Ил-4.
The crew of Ivan Garbuz near the Il-4 bomber.


торпедоносное звено Гарбуза выделенно из состава 1 МТАП КБФ.
Погрузка бомб в самолет ДБ-3Ф. Увеличение фото - по клику.
The DB-3F bomber of 6 squadron 2 GSAP. Click to enlarge the picture.

bmr 2 guards navy fighter regiment (72 naval mixed air regiment)
Комэск 6 АЭ 2 ГКСАП капитан Гарбуз Иван Яковлевич, стрелок-радист старшина Вышинский Андрей Евстафьевич, стрелок младший сержант Мексин П.А., штурман капитан Ларин Иван Тимофеевич. Увеличение фото - по клику.


«Харрикейн» . (два периода эксплуатации: сентябрь-октябрь 1941 г. и 20.03.1942-01.06.1943)
Сентябрь-октябрь 1941 г. - получены около 90 английских истребителей «Hawker Hurricane» от убывающего с фронта 151 авиационного истребительного крыла ВВС Великобритании, воевавшего в Советском Заполярье.
14.10.1941 - все «Харрикейны» переданы вместе с летным составом во вновь сформированный 78 иап ВВС СФ.
20.03.1942 - принят из 78 иап ВВС ВМФ весь летный состав с самолетами «Харрикейн».
01.06.1943 - «Харрикейны» вновь переданы в 78 иап ВВС СФ.
серийный номер неизвестен, 78 иап или 2 гкап ВВС СФ.
Истребитель «Hurricane» № 92, фото 1942 г. Самолет перевооружен в СССР (2 ШВАК и 2 УБ), а также вооружен РС. Другое фото - по клику.
The Hurricane fighter of Northern Soviet fleet. Click to view other picture.

хурик в СССР - 2 гиап (2 гсап, 72 сап) ВВС ВМФ
Истребитель «Hurricane» бортовой номер 92. Osprey Publishing.


«Киттихаук» (апрель 1942 г. — июнь 1943 г.)
Апрель-июнь 1942 г. - получены на вооружение 24 американских истребителя Curtiss Р40 «Kittyhawk».
01.06.1943 - «Киттихауки» сданы в ремонт.

шашки P-40E Kittyhawk Curtiss, аэродром Ваенга-1 Герой Советского Союза В.Покровский и Орлов
P-40E Kittyhawk, аэродром Ваенга-1. Герой Советского Союза В.Покровский и Орлов.
защитники Советского Заполярья. военный самолёт Р40Е Киттихок 2 гсап.
Самолет Р40Е с бортовым номером 12 и белым коком.
The P40E warplane number 12.

Боевое использование Р-40Е «Киттихаук» 2 гксап ВВС ВМФ
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.
The P40E aircraft color profile by M.Bykov.


Р40 2 ГКАП ГАП ВМФ СССР.
Истребители Р40Е № 20 на взлёте.
The P40E fighters.

2 гкиап (2 гксап, 72 ксап) ВВС СФ - самолеты и эмблемы
Р-40Е «Киттихок» № 22, лето 1942 г., аэродром Ваенга-1.

Командир эскадрильи орденоносец гвардии старший лейтенант Кузичкин разбирает полет. 2-й гвардейский ИАП. 1943
Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Кузичкин, фото 1943 г.


«Аэрокобра» (октябрь 1942 г. — май 1945 г.)
15.10.1942 - получены первые 12 американских истребителей Bell P39 «Airacobra, личный состав полка приступил к их освоению.
01.04.1943 - в боевом составе полка имелось 24 «Аэрокобры».
Июнь 1943 - все «Аэрокобры» переданы в 255 иап ВВС СФ.
Февраль 1944 - полк полностью укомплектован новыми «Аэрокобрами».

П39М боковой профиль оливка.
«Аэрокобра» Р-39М номер 02 с 7 победными звездочками.
Bell P39M fighter in USSR.

2 гв. ап CФ ЖБД журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

п39.
Pilot Klimov and his P39M Airacobra fighter. Click to enlarge the pictures.

2nd navy GvIAP WWII photo aviation in combat.
Ас Климов Павел Дмитриевич на крыле своего самолета Р39М с подвешенным дополнительным топливным баком. Фото мая 1943 г. Увеличение фотографии - по клику.
цветной боковик кобра ВОВ п-39 2 ГвИАП
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым. Бортовый номер 05 - по данным В.Романенко "Аэрокобры над Кубанью".

2 ГвИАП П-39 ГСС звёздочки.
Пилоты на фоне истребителя «Аэрокобра» с 14 победными отметками. 4-й слева - Н.А.Бокий, 6-й слева - П.Д.Климов.
Soviet pilots near P39 fighter.


2 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Печенгский полк ВВС ВМФ им. Сафонова
«Аэрокобра» тактический номер 11, серийный номер закрашен, так же как и белый круг под звездой.
The P-39M of 2 giap Northern fleet.


парящий гриф.
Н.М. Диденко с сослуживцами рядом со своим истребителем. Увеличение фотоснимка по клику.
Ace Didenko near his Airacobra fighter with the nose art. Click to enlarge the picture.


Aircobra in combat USSR
Группа летчиков: Большаков, Сорокин, Горишный, Кочевский, Мамушкин и Герой Советстского Союза гвардии лейтенант П. Климов.
Airacobra I BX225 in combat
Старший сержант Гридюшко Е.А. на фоне "кобр". Истребители северного флота были с белыми коками.

       История полка

       В декабре 1939 г. в ходе Советско-финской войны из Белорусского Особого военного округа на аэр. Ваенга прибыли:
- 4-я ОИАЭ (сформирована на аэр. Пуховичи в мае 1938 г.) на самолетах И-153;
- 2-я ИАЭ 15-го ИАП им. Дзержинского (аэр. Улла р-н Витебска) на самолетах И-15бис;
- СБАЭ из состава 39-го СБАП (аэр. Пинск) 13-й СБАБ БОВО.
       23.12.1939 г. приказом НК ВМФ №006 из этих эскадрилий был сформирован 72-й смешанный авиаполк ВВС СФ трехэскадрильного состава. Местом дислокации полка стал аэр. Чалмпушка.
       К 29.12.1940 г. в составе полка имелись: управление полка; 1-я ИАЭ самолетов И-15бис; 2-я ИАЭ самолетов И-153; 3-я СБАЭ самолетов СБ.
       Во время Советско-финской войны (декабрь 1939 г. – март 1940 г.) 72-й САП принимал активное участие в боях, ведя воздушную разведку и нанося удары по вражеским объектам. При этом сам полк потерь не имел.
       В начале апреля 1941 г. 72-й САП получил из 5-го ИАП ВВС ЛенВО первые 4 истребителя И-16 тип 24.
       С 29.04.1941 г. учебная группа стала числиться 4-й истребительной эскадрильей полка. Ее возглавил ст. лейтенант Б.Ф.Сафонов.
       19.06.1941 г. летчик 72-го САП ст. лейтенант В.Д.Воловиков на самолете И-153 провел первый воздушный бой с немецким самолетом «Юнкерс» Ju-88 – нарушителем государственной границы СССР. Немецкий самолет хотя и не был сбит, но получил значительные повреждения.
       К 22.06.1941 г. 72-й САП имел в составе 1-й ИАЭ, 2-й ИАЭ и 4-й ИАЭ 28 И-15бис, 17 И-153, 4/3 И-16, а в 3-й БАЭ - 11 СБ.
       24.06.1941 г. командиром 4-й АЭ ст. лейтенантом Б.Сафоновым была одержана первая воздушная победа над врагом: сбит бомбардировщик «Хенкель» Не-111.
       26.06.1941 г. в полк поступило 12 истребителей И-16 тип 24. Таким образом, общее число истребителей И-16 полку стало 16 ед.
       06.07.1941 г. на аэр. Ваенга-1 перебазировали с Балтики 10 самолетов СБ
       12.07.1941 г. 72-й САП получил с Балтики пополнение - 10 И-16 (5 И-16 тип 24 и 5 И-16 тип 28).
       Командующий СФ приказом №00321 от 14.07.1941 г. предписал к 15 июля сформировать в составе 72-го САП еще одну эскадрилью самолетов СБ и Пе-2 (5-я СБАЭ).
       К 15.07.1941 г. в полк поступили от авиапромышленности 10 МиГ-3 и 2 Пе-2.
       С 23.07.1941 г. на основании приказа Ком. СФ №00347 5-я скоростная бомбардировочная авиационная эскадрилья числилась сформированной.
       08.08.1941 г. в 72-й САП прибыло очередное пополнение в виде 10 И-153 с Черноморского флота.
       С сентября по декабрь 1941 г. 72-й САП вел боевые действия совместно с 151-м авиакрылом Королевских ВВС Великобритании, которое на кораблях прибыло из Англии в Заполярье.
       12.09.1941 г. в полк прибыло подкрепление. С Балтийского флота перелетел один Пе-2 и звено (3 ДБ-3Ф). Их включили в состав 3-й бомбардировочной эскадрильи 72-го САП.
       Во второй половине сентября 1941 г. в составе 72-го САП произошла реорганизация. На формирование нового 78-го ИАП ВВС СФ был выделен личный состав 2-й ИАЭ (вместо нее в 72-м САП была сформирована новая 2-я ИАЭ).
       14.10.1941 г. с Балтики на аэр. Ваенга-1 была перебазирована эскадрилья самолетов СБ 57-го БАП ВВС БФ (9 ед.). Это пополнение позволило сформировать в составе полка 6-ю СБАЭ.
       Приказом Ком. СФ №0645 от 19.12.1941 г. был установлен следующий состав полка: 1-я ИАЭ, 2-я ИАЭ и 3-я ИАЭ, 4-я СБАЭ, 5-я БАЭ и 6-я СБАЭ.
       На 01.01.1942 г. в составе 72-го САП ВВС СФ числилось (всего/исправных) самолетов:
- на аэр. Ваенга-1: 10/7 СБ, 3/3 Пе-2, 2/1 ДБ-3ф, 4/2 МиГ-3, 1/1 ТБ-3;
- на аэр. Ваенга-2 16/9 И-15бис, 13/6 И-16;
- на аэр. Чалмпушка: 14/9 И-153.
       18.01.1942 г. Указом ПВС СССР и приказом НК ВМФ №10 «за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 72-й САП одним из первых в Авиации ВМФ был переформирован в 2-й гвардейский смешанный авиационный Краснознаменный полк.
       15.03.1942 г. приказом Ком. ВВС СФ №0027 «Об организации и перемене мест дислокации частями Северного флота» предписывалось: «...
6. Командиру 2-го кгап:
а) передать в подчинение командира 27 иап матчасть и личный состав из 2-й АЭ (И-153) и полностью 3-ю АЭ (И-15бис);
б) передать в подчинение командира 78-го иап матчасть и личный состав 1-й АЭ (“Харрикейн”) и остальную часть 2-й АЭ (И-16);
в) принять в свое подчинение матчасть и личный состав 1-й, 2-й и 3-й АЭ 78-го иап»...
       С прибытием в конце марта в полк шести самолетов-торпедоносцев ДБ-Зф из 4-го МТАП ВВС ТОФ 6-я СБАЭ полка была переформирована в 6-ю минно-торпедную авиационную эскадрилью.
       По состоянию на 01.04.1942 г. 2-й гв. САП базировался на аэр. Ваенга-1 составом:
- Управление полка 1/1 ТБ-3, У-2, УТ-1;
- 1-я, 2-я, 3-я ИАЭ - 50/30 «Харрикейн», 4/3 МиГ-3
- 4-я и 5-я БАЭ - 10/8 СБ, 3/1 Пе-2;
- 6-я МТАЭ - 8/6 ДБ-3.
       К 01.05.1942 г. с прибытием в Заполярье 95-го АП в него передали самолеты Пе-2 5-й БАЭ с экипажами.
       С 05.05.1942 г. полк начал получать истребители Р-40Е «Киттихок». Всего до июля в полк поступило 24 самолета этого типа. Одним из первых новую машину освоил командир полка ГСС подполковник Б.Сафонов, но 30.05.1942 г. он погиб при защите конвоя РQ-16, предположительно из-за отказа двигателя самолета.
       15.06.1942 г. Указом ПВС СССР Борис Феоктистович Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно), став, таким образом, первым в Морской Авиации дважды Героем Советского Союза.
       18.06.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №01376 полку было присвоено имя своего погибшего командира дважды Героя Советского Союза подполковника Сафонова. Через 63 года в целях сохранения славных боевых традиций имя Б.Ф.Сафонова было присвоено 279-му ОКИАП ВВС СФ.
       С 25.06.1942 г. во 2-м гв. САП была проведена реорганизация: 5-я БАЭ, не имеющая матчасти (самолеты СБ подлежали передаче в состав БелВФл) была расформирована, а 6-я МТАЭ переименована в 5-ю МТАЭ полка.
       Постепенно к июлю 1942 г. полк перевооружился на истребители Р-40 «Киттихок» (получил всего 21 самолет), однако самолеты «Харрикейн» также оставались в его боевом составе.
       По состоянию на 01.07.1942 г. в составе 2-го гв. САП ВВС СФ на аэр. Ваенга-1 числилось: 35/5 «Харрикейн»; 21/8 Р-40 «Киттихок», 4/1 МиГ-3, 7/5 СБ; 8/7 ДБ-Зф
       На 30.07.1942 г. в полку на аэр. Ваенга-1 имелось 20/5 Р-40 «Киттихок», 3/0 МиГ-3, 5/4 самолетов ДБ-3ф.
       Состав и дислокация 2-го гв. САП ВВС СФ на 01.10.1942 г.:
- аэр. Ваенга-1: 18/2 Р-40 «Киттихок», 3/1 МиГ-3;
- аэр. Ваенга-2: 3/3 СБ, 2/2 ДБ-3ф;
- аэр. Нарьян-Мар: 1/1 СБ.
       С 14.10.1942 г. На основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 г. 2-й гв. САП был переформирован во 2-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк имени Б.Ф. Сафонова. При этом 4-я бомбардировочная и 5-я минно-торпедная вышли из состава полка. Они послужили основой для формирования нового 24-го минно-торпедного авиационного полка ВВС СФ. После реорганизации 2-й гв. ИАП был включен в состав вновь формируемой 6-й истребительной авиационной бригады ВВС СФ.
       С 15.10.1942 г. полк начал перевооружаться на самолеты Р-39Q «Аэрокобра».
       На 06.11.1942 г. 2-й гв. ИАП базировался на аэр. Ваенга-1: 18/5 Р-40 «Киттихок»; аэр. Ваенга-2: 6/4 «Харрикейн», на аэр. Ягодник: 12/12 Р-39 «Аэрокобра», 14/14 «Харрикейн». В этот день при выполнении боевого задания погиб командир полка майор Туманов Иван Константинович.
       По состоянию на 01.01.1943 г. в полку имелось: 16/2 Р-40 «Киттихок», 9/7 Р-39 «Аэрокобра», 19/10 «Харрикейн».
       На 01.04.1943 г. полк имел 24 Р-39, 9 Р-40Е, 11 «Харрикейн» и 3 МиГ-3.
       03.05.1943 г. в катастрофе самолета погиб командир 2-го гв. ИАП ГСС капитан Сгибнев Петр Георгиевич.
       С 01.06.1943 г. по приказу НК ВМФ 2-й гв. ИАП был перебазирован на аэр. Ягодник под Архангельск для отдыха, переформирования и пополнения самолетами. Самолеты Р-40Е «Киттихок» и Р-39 «Аэрокобра» ранних версий передали в 255-й ИАП ВВС СФ. Вместо них на аэр. Ягодник на вооружение 2-го гв. ИАП начали поступать самолеты «Аэрокобра» P-39N.
       По состоянию на 01.03.1944 г. в составе 2-го гв. ИАП на аэр. Ягодник числилось: 6/3 Р-39 «Аэрокобра» и 1/1 Р-40 «Киттихок»,
       12.03.1944 г. по завершению переформирования и перевооружения 2-й гв. ИАП начал перебазирование с аэр. Ягодник на аэр. Ваенга-1. В этом же месяце полк перебазировался на оперативный аэродром Уж-Губа, расположенный в 17 км от переднего края обороны, а в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции в сентябре 1944 г. 2-й гв. ИАП был перебазирован на полевой аэр. Ура-Губа.
       31.10.1944 г. приказом ВГК №0354 (объявлен приказом НК ВМФ №0834 от 11.11.1944 г.) за активное участие в боях за освобождение Печенгской области, за мужество и героизм, проявленный личным составом в ходе Петсамо – Киркенесской операции 2-му гв. ИАП было присвоено почетное наименование «Печенгский».
       Всего за войну боевой счет полка составил:
- Сбито в воздушных боях – 361 самолет;
- Уничтожено на земле – 47 самолетов;
- Потоплено – 29 различных судов;
- Уничтожено – 40 автомашин, 9 артиллерийских батарей, 4 полевых орудия, свыше 2 тысяч живой силы противника.
       По состоянию на 09.05.1945 г. в полку, дислоцирующемуся на аэр. Ура-Губа, насчитывалось 43/42 Р-39 «Аэрокобра» и один исправный «Харрикейн».
       В начале 1948 г. полк был перебазирован с аэр. Ура-Губа на аэр. Луостари Мурманской области.
       С 29.04.1948 г. 2-й гв. ИАП был переименован в 174-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк им. Б.Ф.Сафонова.
       К апрелю 1950 г. 174-й гв. ИАП перебазировался с аэр. Луостари на аэр. Североморск-1.
       С сентября 1951 г. полк перевооружился на реактивные истребители МиГ-15, а с мая 1953 г. - на самолеты МиГ-17. С августа 1954 г. полк получил на вооружение перехватчики МиГ-17пф.
       В 1956 г. 174-й гв. ИАП перебазируется с аэр. Североморск-1 на аэр. Килп-Явр Мурманской области.
       В феврале 1957 г. 174 гв. ИАП в составе 91-й ИАД ВВС СФ передали в Северный корпус ПВО страны
       С июля 1958 г. полк был перевооружен на самолеты МиГ-19п и МиГ-19пм. С декабря 1959 г. полк получил самолеты МиГ-19с и МиГ-19св.
       30 марта 1960 г. после расформирования управления 91-й ИАД полк вошел в непосредственное подчинение командованию 21-го корпуса 10-й ОА ПВО.
       С августа 1960 г. одна эскадрилья полка была перевооружена на самолеты Як-25м, полученные из 524-го ИАП 23-й дивизии 10-й ОА ПВО. В составе полка стало две эскадрильи перехватчиков МиГ-19 и одна эскадрилья дальних перехватчиков Як-25.
       В 1962 г. 174-й гв. ИАП был перебазирован с аэр. Килп-Явр на аэр. Мончегорск Мурманской области, где и оставался вплоть до своего расформирования в 2001 г.
       С августа 1964 г. полк был перевооружен на самолеты Як-28п и Як-28у. С апреля 1969 г. - на Як-28пм и Як-28пу.
       В конце 1981 г. полк начал переучивание на новые сверхзвуковые перехватчики МиГ-31. К концу 1982 г. перевооружение полка на истребители МиГ-31 было завершено. В качестве учебных в полк поступили самолеты МиГ-25пу.
       С 01.09.2001 г. 174-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк им. Б.Ф.Сафонова, базирующийся на аэр. Мончегорск, был расформирован.

       Командиры полка

       Командирами полка были: В.К.Черных (декабрь 1939 г.- март 1941 г.), ГСС Георгий Павлович Губанов (март 1941 г. – декабрь 1941 г.), Д.М.Беляков (август-октябрь 1941 г., ВрИД), Иван Константинович Туманов (январь–март 1942 г., ВрИД), ДГСС Борис Феоктистович Сафонов (март-май 1942 г., погиб), Иван Константинович Туманов (июнь–ноябрь 1942 г., погиб), ГСС Петр Георгиевич Сгибнев (ноябрь 1942 г. – май 1943 г., погиб), М.В.Семенихин (март - май 1943 г., ВрИД), Дмитрий Федорович Маренко (май 1943 г. – 1947 г.), Антонов (август 1945 г., ВрИД), М.Х.Дугаев (был в 1982-83 г.г.), В.Филиппенко (был в 1998 г.). _.06.1943 – _.05.1945 п/п Маренко Дмитрий Федорович






2-й гвардейский смешанный авиационный Краснознаменный полк им. Б.Ф.Сафонова
2-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк. им Б.Ф.Сафонова
174-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк им. Б.Ф.Сафонова
Источник информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Ю. Рыбин - Чужая доблесть.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

2 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Печенгский полк ВВС ВМФ им. Б.Ф.Сафонова

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.