Главная ИА РА ША БА СП

2 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Печенгский полк ВВС ВМФ им. Б.Ф.Сафонова

[2 гвардейский Краснознаменный смешанный авиаполк ВВС ВМФ, 72 смешанный авиаполк ВВС ВМФ]


2nd guards navy fighter «Pechenga» regiment (72nd navy mixed aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Сформирован 23.12.1939 на основании приказа Наркома ВМФ СССР как 72 смешанный авиаполк на Северном флоте (аэр. Ваенга), став первым полком ВВС СФ.
       16.09.1941 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 72 сап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       18.01.1942 За мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецкими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР № 10 72 сап ВВС ВМФ преобразован во 2 гвардейский смешанный авиационный полк ВВС ВМФ.
       18.06.1942 Приказом НК ВМФ СССР № 01376 2 гвардейскому Краснознаменному сап присвоено имя его командира Б.Ф. Сафонова (погиб 30.05.1942 в воздушном бою).
       14.10.1942 Преобразован во 2 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.
       31.10.1944 За отличие в боях за овладение городом Петсамо (Печенга) приказом ВГК № 0354 2 гиап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Печенгский».
       28.04.1948 Переименован в 174 гвардейский истребительный авиационный полк (циркуляр НМГШ ВМС № 0056 от 10.04.1948).
       01.09.2001 174 гиап расформирован (азр. Мончегорск Мурманской обл.).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194130.10.1942ВВС Северного флота
30.10.194201.06.19436 иабр
февраль 1944ноябрь 19446 иад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне уничтожен 361 самолет противника в воздушных боях, и 47 - на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
       Собственные безвозвратные потери составили 109 (боевые – 87 / небоевые – 22) самолетов и 67 (боевые – 53 / небоевые – 14) летчиков.
       Потери по типам: 6/1 И-15бис, 6/5 И-16, 12/3 И-153, 6/1 МиГ-3, 19/1 «Харрикейн», 10/3 «Киттихаук», 28/8 «Аэрокобра». В потери не включены летчики и самолеты бомбардировочных эскадрилий 72 сап, а также самолеты, списанные по износу.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении


1. И-15бис (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
20.03.1942 - все И-15бис переданы на формирование 27 иап ВВС СФ.


2. И-153 (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
20.03.1942 - все "чайки" переданы на формирование 27 иап ВВС СФ.


3. И-16 (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
22.06.1941 - в строю было три И-16 тип 24.
10.07.1941 - в состав полка прибыли десять И-16, половину из которых составляли пушечные машины тип 28.
20.03.1942 - эскадрилья на И-16 передана в 78 иап ВВС СФ.

72 ап. russian wartime photo . ишак Снимок ВОВ 72 кап.
Истребители И-16 тип 24 в июле 1941 года на аэродроме Ваенга-1. Обшивка хорошо отполирована и блестит.
- номер 11: машина ст. лейтенанта Александра Коваленко с надписями на бортах «За Сталина!» и «За Коммунизм!», за кабиной установлен фотопулемет ПАУ-22;
- номер 13: машина мл. лейтенанта С.Сурженко с надписью «За СССР!».
На бортах первого сафоновского И-16 были лозунги «Смерть фашизму!» и «За ВКП(б)!».
color profile airplane USSR.
I-16 type 24 fighters of 72 sap of Red navy Northern fleet. Drawing by M.Bykov.


камуфляжная окраска.
Борис Сафонов на аэродроме Ваенга на фоне самолета И-16 тип 24 старшего лейтенанта Александра Коваленко с лозунгом «За Сталина!». Фото 06.07.1941.
боевая раскраска
Colorized picture of Boris Safonov near I-16.


Soviet I-16 fighter Za SSSR! (For USSR)
Soviet I-16 fighter "Za SSSR!" (For USSR).


.
I-16 warplane "Za Stalina!" (For Stalin).


72 сап .
Разбитый И-16 номер 13. Реконструкция окраски выполнена А.Казаковым.
72 сап .
И-16 номер 13, летчик - лейтенант Г.В. Антипин, Ваенга, лето 1941 г. Реконструкция окраски выполнена А.Казаковым.

72-й кап (авп) РККФ.
Пушечный истребитель И-16.
I-16 plane in Great Patriotic war photo.


image ww2 photograhy insignia.
Второй истребитель Бориса Сафонова И-16 тип 28 (тактический номер 51 - по материалам Ю.Рыбина). Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.
Soviet I-16 type 28 warplane.



4. СБ (июнь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
14.10.1942 - бомбардировщики переданы на укомплектование 24 мтап ВВС СФ. УСБ ВОВ.
Советский бомбардировщик СБ и британский истребитель «Харрикейн» 151-го крыла Королевских ВВС на аэродроме Ваенга, 1941 год. Увеличение фотографии по клику.
Soviet BS bomber and British Hurricane Mk.IIb-Trop fighter of 151 Wing RAF. Click to enlarge the picture.



5. МиГ-3 (июль 1941 г. — апрель 1943 г.)
16.07.1941 - приняты 10 истребителей МиГ-3 с экипажами из ВВС Черноморского флота.
Апрель 1943 - 3 МиГ-3 переданы в состав 12 оиаэ ВВС КБФ.
WW2 foto USSR.
Самолёт МиГ-3 на взлёте.
Soviet MiG-3 fighter.

цветной профиль элементы быстрого опознования в воздухе - ЗБИ.
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

1941 в описании, 1942 в назании файла.
Слышал, что для прочности покрытия (грубо говоря, чтобы не облуплялось) в белила добавляли алюминиевую пудру.
Probably silver (metallic alluminium powder) often added to whitewash to get it stronger.
Лейтенант Захар Артемович Сорокин на фоне истребителя МиГ-3. Увеличение фото по клику.
Russian pilot Sorokin near his MiG-3. Click to enlarge the picture.



6. ДБ-3Ф (ноябрь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
11.11.1941 - в состав полка включено звено ДБ-3Ф, прибывшее из 1 минно-торпедного авиаполка ВВС Балтфлота.
23.03.1942 - принято 6 ДБ-3Ф из 4 мтап ВВС Тихоокеанского флота.
14.10.1942 - бомбардировщики-торпедоносцы переданы на укомплектование 24 мтап ВВС СФ.

торпедоносное звено Гарбуза выделенно из состава 1 МТАП КБФ.
Погрузка бомб в самолет ДБ-3Ф (Ил-4).
Soviet DB-3F (Il-4) bomber of 6 squadron 2 GSAP.

.
Комэск 6 АЭ 2 ГКСАП капитан Гарбуз Иван Яковлевич, стрелок-радист старшина Вышинский Андрей Евстафьевич, стрелок младший сержант Мексин П.А., штурман капитан Ларин Иван Тимофеевич.


7. «Харрикейн» . (два периода эксплуатации: сентябрь-октябрь 1941 г. и 20.03.1942-01.06.1943)
Сентябрь-октябрь 1941 г. - получены около 90 английских истребителей «Hawker Hurricane» от убывающего с фронта 151 авиационного истребительного крыла ВВС Великобритании, воевавшего в Советском Заполярье.
14.10.1941 - все «Харрикейны» переданы вместе с летным составом во вновь сформированный 78 иап ВВС СФ.
20.03.1942 - принят из 78 иап ВВС ВМФ весь летный состав с самолетами «Харрикейн».
01.06.1943 - «Харрикейны» вновь переданы в 78 иап ВВС СФ.
серийный номер неизвестен, 78 иап или 2 гкап ВВС СФ.
Истребитель «Hurricane» № 92, 1942 г. Самолет перевооружен в СССР (2хШВАК и 2хУБ), а также вооружен РС.
хурик.
Истребитель «Hurricane» бортовой номер 92. Osprey Publishing.
Hurricane fighter of Northern Soviet fleet.



8. «Киттихаук» (апрель 1942 г. — июнь 1943 г.)
Апрель-июнь 1942 г. - получены на вооружение 24 американских истребителя Curtiss Р40 «Kittyhawk».
01.06.1943 - «Киттихауки» сданы в ремонт.

защитники Советского Заполярья. военный самолёт Киттихок.
Самолет Р40Е с бортовым номером 12 и белым коком.
P40E warplane number 12.

Боевое использование.
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.
P40E aircraft color profile by M.Bykov.


гксап ГКАП ГАП СФ.
Истребители Р40Е на взлёте.
P40E fighters.



9. «Аэрокобра» (октябрь 1942 г. — май 1945 г.)
15.10.1942 - получены первые 12 американских истребителей Bell P39 «Airacobra, личный состав полка приступил к их освоению.
01.04.1943 - в боевом составе полка имелось 24 «Аэрокобры».
Июнь 1943 - все «Аэрокобры» переданы в 255 иап ВВС СФ.
Февраль 1944 - полк полностью укомплектован новыми «Аэрокобрами».
Airacobra I BX225 in combat
Старший сержант Гридюшко Е.А. на фоне "кобр". Истребители северного флота ВМФ СССР были с белыми коками.

WWII photo aviation in combat. п39м. п39.
Ас Климов Павел Дмитриевич на крыле своего самолета Р39М с подвешенным дополнительным топливным баком. Фото мая 1943 г. Увеличение по клику.
Pilot Klimov and his P39M Airacobra fighter. Click to enlarge the pictures.

цветной боковик кобра ВОВ.
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым. Бортовый номер 05 - по данным В.Романенко "Аэрокобры над Кубанью".

П-39 ГСС звёздочки.
Советские пилоты на фоне истребителя «Аэрокобра» с 14 победными отметками. 4-й слева - Н.А.Бокий, 6-й слева - П.Д.Климов.
Soviet pilots near P39 fighter.


боковой профиль оливка.
«Аэрокобра» Р-39М номер 02 с 7 победными звездочками.
Bell P39M fighter in USSR.

2 гв. ап CФ ЖБД журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

2 ГвИАП
«Аэрокобра» тактический номер 11, серийный номер закрашен, так же как и белый круг под звездой.
P-39M of 2 giap Northern fleet.


гриф.
Н. М. Диденко с сослуживцами рядом со своим истребителем.
Ace Didenko near his Airacobra fighter with the nose art.











Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВМС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.