Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

255 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ

255 истребительный авиаполк ВВС КА

боевое Знамя красное 255 истребительный авиационный Краснознаменный полк

255th navy fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       01.04.1941 — 255 истребительный авиаполк начал формироваться в составе 36 истребительной авиадивизии ВВС Киевского Особого Военного округа (аэр. Брусилов около Киева) по штату 15/21.
       21.12.1941-20.03.1942 во 2 зиап Московского ВО (ст. Сейма Горьковской обл.) переформирован по штату 015/174.
       25.06.1942 — При преобразовании Ударной авиагруппы Ставки ВГК в Особую Морскую авиагруппу СВГК переведен в состав РККФ.
       31.03.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 255 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       В документах встречаются сокращения: 255 ап ВВС ВМФ, 255 авп ВВС СФ.
       30.06.1960 — 255 иап расформирован вместе с управлением 91 иад в Северном корпусе ПВО.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194123.08.194136 иад ВВС Юго-Западного фронта
07.05.194205.07.1942уаг СВГК / омаг СВГК в оперативном подчинении ВВС Волховского фронта
05.07.194205.11.1942омаг СВГК ВВС Северного флота
05.11.1942январь 1943 г.
январь 1943 г.09.05.19455 мтабр / 5 мтад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено 4577 боевых вылетов, проведено 168 воздушных боев, сбито 183 самолета противника (плюс 37 - предположительно сбито), сбито 4 аэростата противника, 9 самолетов уничтожено на аэродромах.
       Свои потери (за 1941 г. данных нет): летчиков – 58 (боевые – 48, небоевые – 10); самолетов – 83.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-40Е «Киттихок», Р-39 «Аэрокобра», Р-47 «Тандерболт», МиГ-15, МиГ-17, У-2.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194113 И-16
30.07.194214 ЛаГГ-3 (из них 6 неисправных).
01.01.19439 Як-1 (из них 4 неисправных), 6 ЛаГГ-3 (2), 3 МиГ-3 (3), 1 У-2
01.02.19437 Як-1, 4 ЛаГГ-3, 8 «Аэрокобр», 1 У-2
01.07.194320 «Аэрокобр» (1 и 2 аэ), 4 ЛаГГ-3 (3 аэ), 3 Як-1 (3 аэ), 1 У-2
01.10.194318 «Аэрокобр», 11 «Киттихауков», 1 И-16, 1 УТИ-4, 1 У-2
01.01.194419 «Аэрокобр» (из них 7 неисправных), 1 исправный И-16, 1 У-2
09.05.194539 «Аэрокобр» (из них 3 неисправных), 2 «Тандерболта» (1), 18 Як-7б (2), 1 «Харрикейн», 1 «Киттихаук», 1 Як-7в

Белый кок винта и белая "пилотка" на вертикальном оперении - знаки полка.


1. И-16 (июнь — август 1941 г.)


2. ЛаГГ-3 (май 1942 г. - август 1943 г.)
Начало мая 1942 г. - 20 истребителей ЛаГГ-3 получено в г. Горький на заводе № 21.

ястребок 255 кап ВМС фото ВОВ. журнал боевых действий. история и боевой путь части. Ударной авиагруппы Ставки ВГК.
Летчики 255 авп на фоне истребителей ЛаГГ-3 во время нахождения во 2 зиап.

Советский 255 авп 5 авд ВМФ ЗБИ знаки быстрой идентификации.
ЛаГГ-3 с тактическим номером 39 на заправке, фотография марта 1942 года. Саваслейка.

В ожидании вылета 255-й истребительный авиаполк
Лётчик Власов А.Ф. на ЛаГГ-3 (вероятно - лето 1942 года).

Наши ястребки - Сталинские соколы, защитники Советского Заполярья.
Soviet LaGG-3 warplane bort number 85.


из альбома Уманского, командира 20 иап СФ. Полк летал на Яках. Думаю фотка сделана в конце 42го, когда 20иап передавал матчасть в 255 иап. И.Уманский в машине П.Панина
И.Уманский в машине П.Панина «Ни шагу назад!». Предположительно - конец 1942 года.
ЛаГГ3 фото ВОВ
Комполка П.А. Панин в кабине истребителя с лозунгом «Стоять насмерть!».

Командующий СФ вице-адмирал Головко осматривает аэродром и самолеты
Аэродром Ваенга с самолетами ЛаГГ-3, впереди - командующий СФ вице-адмирал Головко, весна 1943 года. Другая фотография - по клику.



3. Як-1 (конец 1942 г. - август 1943 г.)
Октябрь 1942 г. - начато освоение истребителей Як-1.
05.11.1942 - принято от 20 иап ВВС СФ 4 самолета Як-1.

255 авп 5 авд ВМФ - ЗБИ знаки быстрой идентификации.
Истребитель Як-1 летчика Горбачева А.П., потерпевшего аварию при взлете 19.04.1943.
элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО 255 иап ВВС СФ - самолеты и эмблемы
Реконструкция окраски истребителя Як-1 с бортовым номером 21. Автор - М.Быков.
The Yak-1 fighter, Great Patriotiс war picture.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО 255 иап ВВС СФ - самолеты и эмблемы
В.А. Бурматов с боевыми товарищами.


4. «Аэрокобра» (февраль 1943 г. — май 1945 г.)
Январь 1943 г. - получено 8 американских истребителей Bell P39 Airacobra.
01.06.1943 - получены «Аэрокобры» из 2 гиап ВВС СФ.

Герой Советского Союза Панин Павел Алексеевич - командир 255-го истребительного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота. 1943.
Комполка Герой Советского Союза Панин Павел Алексеевич, фото 1943 г. Другой снимок - по клику.


HSU WW2 foto p39 in action Wartime picture 255th navy fighter aviation regiment
Летчики около самолета Р-39 Аэрокобра. Лето 1943 года. Увеличение фото - по клику.

 Беззубик Б.И. - инженер-капитан Н-ского истребительного авиполка, внесший ряд рационализаций, увеличивающих радиус действия истребителей
Инженер-капитан Беззубик Б.И., внесший ряд рационализаций, увеличивающих радиус действия истребителей. 1943 г.

Техник-лейтенант Тонконогий Г.А. рисует очередную звездочку на своем самолете. На крыле стоит пилот истребителя мл. лейтенант Бурматов В.А.
Владимир Бурматов на крыле своей "Аэрокобры" 16 Июля 1943 года. В этот день он сбил вражеский истребитель Ме-109, который пилотировал ас Ханс Добрих из III/JG 5.
Техник-лейтенант Тонконогий Г.А. рисует очередную звездочку на своем самолете. На крыле стоит пилот истребителя мл. лейтенант Бурматов В.А.
Техник-лейтенант Тонконогий Г.А. рисует очередную звездочку на самолете мл. лейтенанта Бурматова В.А.

255-й Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. Фотографии и история
Мл. лейт. Попов С.П., мл. лейт. Власов А.Ф., ст. лейт. Рассадкин П.А. и мл.лейт. Бурматов В.А. 1943 г. Другой снимок - по клику.


техник-лейтенант Тонконогий Г.А., на его машине сбито 11 самолетов; ст. сержант Лопатин К.К. (6 свмолетов) и ст. сержант Наумов С.И. (4 самолета)
Техник-лейтенант Тонконогий Г.А. (на его машине сбито 11 самолетов); ст. сержант Лопатин К.К. (6) и ст. сержант Наумов С.И. (4), 1943 г.

Cobra in combat WWII photo. Russian Northern fleet
Истребитель P39M-1 № 14, полученный из 2 гиап, где имел бортовой номер 02. Победные звездочки нанесены в 2 гиап. Аэродром Ваенга-1, зима 1943-44 гг.
В 255 иап в октябре 1943 года на этом самолете летал ст.л-т П.А. Рассадкин.
Цветной боковик Кобра СССР действующая армия
The Airacobra white number 14 of pilot P.A. Rassadkin. The profile by M.Bykov.


255-й Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. Фотографии и история
The Airacobra fighter № 07 of 255 iap Red navy airforce.


Фото ВОВ военный самолёт перед вылетом
Комполка майор Панин Павел Алексеевич с комиссаром Мещеряковым Германом Ивановичем, Ваенга, июль 1943 г. Другая фотография - по клику.


Технический состав 255 краснознаменного ИАП у машин
Технический состав обслуживает Аэрокобру с закрашенным серийным номером, 1944 г.

255th navy fighter aviation regiment USSR GPW
The Airacobra aircraft №№ 02 and 73.


p39 Материалы связанные со службой в ВМФ капитана 1 ранга Комиссарова Ивана Михайловича По звездочкам на борту - вроде как 255. действующая армия СССР
The Airacobra aircraft № 34.


оружие Победы
Ил-2 на фоне Аэрокобры № 30, предположительно - из состава 255 иап, весна 1944 г.

ЖБД - журнал боевых действий 255 иап, история и боевой путь части в ВОВ
Капитан Самарков Ф.Е. у Аэрокобры с изображением ордена Красного знамени и четырьмя победными звездочками, 1944 г. Другой снимок - по клику.



5. «Киттихаук» (август — октябрь 1943 г.)


6. «Тандерболт» (октябрь 1944 г. — май 1945 г.)
29.10.1944 - получен один экземпляр американского истребителя Republic P47 Thunderbolt, который прошел войсковые испытания в полку.
11.1944-12.1944 - полк перевооружен самолетами «Тандерболт», но до конца войны они не использовались, были перебазированы на аэр. Ягодник под Архангельском, где находились в резерве ВВС СФ.

североморцы и П-47 255-й Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. Фотографии и история
Летчики 255 иап у самолета P-47 «Тандерболт» в 1945 году на аэродроме Ваенга-1.
The Thunderbolt plane of Soviet 255 iap of Northern fleet in 1945.



Истребитель P-47D-22 «Тандерболт», октябрь 1944 г. Реконструкция внешнего вида - И.Злобин.

Северный флот в бою
P-47D-22-RE №№ 39 и 23, 1945 г. Реконструкция внешнего вида - И.Злобин.

действующая армия ВОВ СССР сталинские соколы
P-47D-22-RE №№ 42 и 1, 1945 г. Реконструкция внешнего вида - И.Злобин.

       История полка


       01.04.1941 г. для обеспечения ПВО г. Киева на базе 2-го и 43-го истребительных авиационных полков 36-й ИАД Киевского Особого военного округа началось формирование двух новых истребительных полков – 254-го ИАП и 255-го ИАП.
       07.05.1941 г. формирование 255-го истребительного авиационного полка ПВО было завершено. Новый полк, получивший на вооружение самолеты И-16, также вошел в состав 36-й ИАД КОВО.
       К 22.06.1941 г. полк базировался на аэр. Брусилов (Бородянка) в окрестностях Киева.
       С первого дня войны летчики 255-го ИАП отражали налеты немецкой авиации на подступах к Киеву.
       По состоянию на 30.06.1941 г. в полку осталось всего 2 исправных самолета И-16.
       20.08.1941 г. 255-й ИАП ПВО из 36-й ИАД убыл в тыл для переформирования. При этом часть летчиков полка передали в 254-й ИАП, а остатки матчасти достались 2-му ИАП и 254-му ИАП.
       Переформирование полка проходило на базе 2-го запасного авиаполка 2-й ЗАБ на ст. Сейма Горьковской области Московского военного округа. Полк укомплектовали и перевооружили на самолеты ЛаГГ-3.
       С 20.03.1942 г. полк стал именоваться 255-м истребительным авиационным полком.
       С 01.04.1942 г., завершив переформирование, 255-й ИАП двухэскадрильного состава был направлен на Волховский фронт.
       С 07.05.1942 г., 255-й ИАП был включен в Ударную авиагруппу Резерва Ставки Верховного Главнокомандования (УАГ РСВГК), которая обороняла Ленинград. Подразделения полка базировались на Комендантском аэродроме в черте города и аэродромах Левашово и Парголово в пригородах Ленинграда. Основной задачей полка было выполнение ПВО города, но иногда истребители ЛаГГ-3 привлекались для прикрытия штурмовиков. За 2 месяца нахождения в составе УАГ РСВГК полк выполнил 376 боевых вылетов.
       В конце июня 1942 г. 255-й ИАП в составе этой авиагруппы, переименованной к тому времени в Особую морскую авиационную группу (ОМАГ), начал перебазирование в Заполярье.
       К 19.07.1942 г. самолеты полка перелетели на аэр. Ваенга-1 (не менее 18 ед.).
       По состоянию на 30.07.1942 г. в составе 255-го ИАП на аэр. Ваенга-1 имелось 14/8 ЛаГГ-3.
       На 01.10.1942 г. в 255-м ИАП на аэр. Ваенга-1 насчитывалось всего 10/6 ЛаГГ-3. В этом месяце в полк передали самолеты Як-1 из 20-го ИАП ВВС СФ, убывшего на переформирование.
       30.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 г. ОМАГ ВГК была расформирована. Вместе с 24-м МТАП, 121-м ББАП и 29-м ПБАП 255-й ИАП вошел в состав вновь формируемой 5-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС СФ. Его главной задачей стало прикрытие торпедоносцев и бомбардировщиков бригады при нанесении ими ударов по кораблям и береговым объектам противника.
       В начале ноября 1942 г. в 255-й ИАП передали 3 самолета МиГ-3 из 2-го гв. ИАП (в начале 1943 г. эти самолеты были возвращены во 2-й гв. ИАП).
       По состоянию на 01.01.1943 г. в боевом составе полка числилось 9/5 Як-1, 6/4ЛаГГ-3, 3/0 МиГ-3, 1/1 У-2.
       В январе 1943 г. 255-й ИАП получил на вооружение 6 самолетов Р-39N «Аэрокобра».
       По состоянию на 01.04.1943 г. в боевом составе 255-го ИАП на аэр. Ваенга-1 имелось 6/2 Як-1, 5/3 ЛаГГ-3, 6/5 Р-39 «Аэрокобра», и даже один И-15.
       В первой половине марта 1943 г. все самолеты ЛаГГ-3 передали в 3-ю РАЭ 118-го ОРАП ВВС СФ.
       01.06.1943 г. в полк из 2-го гв. ИАП, убывающего на переформирование, передали 14 Р-39 «Аэрокобра» и 11 Р-40Е «Киттихок» Это позволило укомплектовать 1-ю и 2-ю АЭ полка «Аэрокобрами», а 3-я АЭ кроме Як-1 получила на вооружение истребители Р-40 «Киттихок».
       26.08.1943 г. в воздушном бою с истребителями противника погиб командир полка майор П.А.Панин, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
       По состоянию на 01.10.1943 г. в боевом составе полка числилось 18 Р-39 «Аэрокобра»,11 Р-40 «Киттихок»,1 И-16 (был получен из 27-го ИАП), 1 УТИ-4 и 1 У-2.
       25.10.1943 г. 255-й ИАП передал все Р-40Е «Киттихок» (11 штук) в 27-й ИАП ВВС СФ. Вместо нихе в полк включили эскадрилью под командованием капитана Д.Амосова, которую направили на аэр. Ягодник для переучивания на «Аэрокобры». С этого времени полк был укомплектован одним типом истребителей – Р-39 «Аэрокобра».
       По состоянию на 01.03.1944 г. в боевом составе 255-го ИАП числилось: на аэр. Ваенга-1: 17/13 Р-39 «Аэрокобра», на аэр. Ягодник: 4/2 Р-39 «Аэрокобра».
       17.03.1944 г. при выполнении прикрытия А-20 «Бостон» 9-го гв. МТАП, атакующих немецкий конвой, полк потерял три машины. Среди погибших летчиков были командир полка H.Г.Чертов и начальник ВСС полка ГСС капитан В.С.Адонкин…
       31.03.1944 г. Указом ПВС СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом доблесть и мужество» 255-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       В начале июня 1944 г. ВВС СФ пополнились 36-м МТАП, и на 255-й ИАП возложили задачу его прикрытия.
       29.10.1944 г. летчики полка совершили последний боевой вылет. Всего за время боевых действий в составе ВВС ВМФ с 07.05.1942 г. по 01.11.1944 г. летчиками 255-го ИАП ВВС СФ было выполнено 4577 боевых вылетов. В них было сбито 183 самолета и 4 аэростата противника, проведено 130 штурмовок, уничтожено 9 самолетов противника на аэродромах. Собственные потери полка (без учета 1941 г.) составили 58 летчиков (48 – боевые и 10 – небоевые) и 83 самолета.
       Осенью 1944 г. 255-й ИАП ВВС СФ первым в Авиации ВМФ (и один из немногих в ВВС КА) получил на вооружение тяжелые американские истребители Р-47 «Тандерболт». Первые 12 самолетов P-47D-22-RE поступили к 29 октября.
       15.11.1944 г. Ком. ВВС СФ отдал приказ вооружить самолетами Р-47 «Тандерболт 1-ю АЭ 255-го ИАП. Но боевое применение этих самолетов в 255-м ИАП практически не отрабатывалось. Вскоре «Тандерболты» перебазировали на о. Ягодник под Архангельском, где находился резерв ВВС Северного флота.
       По состоянию на 09.05.1945 г. в составе полка на аэр. Ваенга-1 имелось 39/36 Р-39 «Аэрокобра», 1/1 Р-40 «Киттихок», 2/1 Р-47 «Тандерболт», 1/1 «Харрикейн», 1/0 Як-7.
       Вернулись истребители Р-47 в Заполярье уже после Победы. В середине мая 1945 г. началась перегонка на Север дополнительно 26 самолетов Р-47 «Тандерболт», которые также должны были пополнить 255-й ИАП.
       По состоянию на 20.06.1945 г. в составе 255-го ИАП имелось 63/61 Р-47 «Тандерболт». Он стал единственным полком в Авиации ВМФ, полностью вооруженным «Тандерболтами» (5 самолетами была частично вооружена разведэскадрилья 15-го ОРАП на Балтике, и еще 5 самолетов этого типа поступило в ВВС ЧФ).
       В середине 1946 г. полк вновь перевооружился на «Аэрокобры», которые до этого находились на консервации, а «Тандерболты», были переданы на консервацию. Часть самолетов этого типа передали в Ейское ВМАУ (до 30 шт.) и на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ (до 20 шт.). Оставшиеся в Заполярье Р-47 впоследствии уничтожили тракторами прямо на аэродроме.
       В послевоенное время 255-й ИАП, вооруженный снова истребителями Р-39 «Аэрокобра», продолжал оставаться в составе 5-й МТАД ВВС СФ.
       В начале 1951 г. 255-й ИАП двухэскадрильного состава на самолетах Р-39 «Аэрокобра» на аэр. Ваенга-1 передали из 5-й МТАД в состав 91-й ИАД (бывш. 6-я ИАД) ВВС СФ.
       В октябре 1952 г. 255-й ИАП из состава 91-й ИАД ВВС СФ перешел в 122-ю ИАД, которая в свою очередь передавалась в 22-ю ВА ВВС Северного военного округа.
       К 1953 г. полк перевооружился с Р-39 «Аэрокобра» на реактивные истребители МиГ-15.
       В июне 1953 г. 255-й ИАП 122-й ИАД был возвращен в состав ВВС СФ. Место дислокации полка осталось прежним - аэр. Североморск-1.
       В ноябре 1953 г. 255-й ИАП из состава 122-й ИАД был передан в 91-ю ИАД и вместе с ее управлением передислоцирован на недавно построенный аэр. Килп-Явр.
       В середине 50-х годов полк перевооружился с МиГ-15 на истребители МиГ-17.
       В феврале 1957 г. 255-й ИАП на аэр. Килп-Явр в составе 91-й ИАД был передан в Северный корпус ПВО страны.
       30.06.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 255-й ИАП 91-й ИАД на аэр. Килп-Явр, вооруженный истребителями МиГ-17, был расформирован.

       Командиры полка

       Полком командовали: Константин Егорович Якушин (апрель 1941 г. – июль 1942 г.), (ГСС) Павел Алексеевич Панин (июль 1942 г.- август 1943 г., погиб), Г.И.Кубарев (август-сентябрь 1943 г., ВрИД), Николай Герасимович Чертов (сентябрь 1943 г. – март 1944 г., погиб), Александр Егорович Тульский (апрель 1944 г. – февраль 1946 г.), А.В.Полковников (был в мае 1945 г., ВрИД), С.С.Мухин (октябрь 1947 г. – ноябрь 1948 г. и ноябрь 1949 г. – ноябрь 1951 г.).





255 Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. 255 КИАП (ИАКП)
Источники информации: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Фото: сайты sk16.ru, goskatalog.ru, waralbum.ru.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.