Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

255 Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ


255th navy fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       01.04.1941 — 255 истребительный авиаполк начал формироваться в составе 36 истребительной авиадивизии ВВС Киевского Особого Военного округа (аэр. Брусилов около Киева).
       25.06.1942 — При преобразовании Ударной авиагруппы Ставки ВГК в Особую Морскую авиагруппу СВГК переведен в состав РККФ.
       31.03.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 255 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       30.06.1960 — 255 иап расформирован вместе с управлением 91 иад в Северном корпусе ПВО.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194123.08.194136 иад ВВС Юго-Западного фронта
07.05.194205.07.1942уаг СВГК / омаг СВГК в оперативном подчинении ВВС Волховского фронта
05.07.194205.11.1942омаг СВГК ВВС Северного флота
05.11.1942январь 1943 г.
январь 1943 г.09.05.19455 мтабр / 5 мтад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено 4577 боевых вылетов, проведено 168 воздушных боев, сбито 183 самолета противника (плю 37 - предположительно сбито), сбито 4 аэростата противника, 9 самолетов уничтожено на аэродромах.
       Свои потери (за 1941 г. данных нет): летчиков – 58 (боевые – 48, небоевые – 10); самолетов – 83.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194113 И-16
30.07.194214 ЛаГГ-3 (из них 6 неисправных).
01.01.19439 Як-1 (из них 4 неисправных), 6 ЛаГГ-3 (2), 3 МиГ-3 (3), 1 У-2
01.02.19437 Як-1, 4 ЛаГГ-3, 8 «Аэрокобр», 1 У-2
01.07.194320 «Аэрокобр» (1 и 2 аэ), 4 ЛаГГ-3 (3 аэ), 3 Як-1 (3 аэ), 1 У-2
01.10.194318 «Аэрокобр», 11 «Киттихауков», 1 И-16, 1 УТИ-4, 1 У-2
01.01.194419 «Аэрокобр» (из них 7 неисправных), 1 исправный И-16, 1 У-2
09.05.194539 «Аэрокобр» (из них 3 неисправных), 2 «Тандерболта» (1), 18 Як-7б (2), 1 «Харрикейн», 1 «Киттихаук», 1 Як-7в

Белый кок винта и белая "пилотка" на вертикальном оперении - знаки полка.


1. И-16 (июнь — август 1941 г.)


2. ЛаГГ-3 (май 1942 г. - август 1943 г.)
Начало мая 1942 г. - 20 истребителей ЛаГГ-3 получено в г. Горький на заводе № 21.

ястребок 255 кап ВМС фото ВОВ. журнал боевых действий. история и боевой путь части. Ударной авиагруппы Ставки ВГК.
Советские летчики 255 авп на фоне истребителей ЛаГГ-3 во время нахождения во 2 зиап.

255 авп 5 авд ВМФ ЗБИ знаки быстрой идентификации.
ЛаГГ-3 с тактическим номером 39 на заправке, фотография марта 1942 года. Саваслейка.

WWII photo. Наши ястребки - Сталинские соколы, защитники Советского Заполярья.
Soviet LaGG-3 warplane bort number 85.



3. Як-1 (конец 1942 г. - август 1943 г.)
Октябрь 1942 г. - начато освоение истребителей Як-1.
05.11.1942 - принято от 20 иап ВВС СФ 4 самолета Як-1.

255 авп 5 авд ВМФ - ЗБИ знаки быстрой идентификации.
Истребитель Як-1 летчика Горбачева А.П., потерпевшего аварию при взлете 19.04.1943.
элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Реконструкция окраски истребителя Як-1 с бортовым номером 21. Автор - М.Быков.
Yak-1 fighter in Great Patriotiс war picture.



4. «Аэрокобра» (февраль 1943 г. — май 1945 г.)
Январь 1943 г. - получено 8 американских истребителей Bell P39 Airacobra.
01.06.1943 - получены «Аэрокобры» из 2 гиап ВВС СФ.

Wartime picture
Владимир Бурматов на крыле своей "Аэрокобры" 16 Июля 1943 года. В этот день он сбил вражеский истребитель Ме-109, который пилотировал ас Ханс Добрих из III/JG 5.

WW2 photo
Самолет Аэрокобра.

Cobra in combat.
Истребитель P39M-1 № 14, полученный из 2 гиап, где имел бортовой номер 02. Победные звездочки нанесены в 2 гиап. Аэродром Ваенга-1, зима 1943-44 гг.
В 255 иап в октябре 1943 года на этом самолете летал ст.л-т П.А.Рассадкин.
Цветной боковик Кобра СССР.
Airacobra white number 14 of pilot P.A. Rassadkin. Profile by M.Bykov.


Фото ВОВ военный самолёт
Airacobra fighter № 07 of 255 iap Red navy airforce.



5. «Киттихаук» (август — октябрь 1943 г.)


6. «Тандерболт» (октябрь 1944 г. — май 1945 г.)
29.10.1944 - получен один экземпляр американского истребителя Republic P47 Thunderbolt, который прошел войсковые испытания в полку.
11.1944-12.1944 - полк перевооружен самолетами «Тандерболт», но до конца войны они не использовались, были перебазированы на аэр. Ягодник под Архангельском, где находились в резерве ВВС СФ.
североморцы и П-47.
Летчики 255 иап у самолета P-47 «Тандерболт» в 1945 году на аэродроме Ваенга-1.
Thunderbolt plane of Soviet 255 iap of Northern fleet.


       Командиры полка

_.04.1941 – _.08.1941 Якушин Константин Егорович
_._.1942 – 26.08.1943 Панин Павел Алексеевич (погиб)
_.09.1943 – 17.03.1944 Чертов Николай Герасимович (погиб)
22.04.1944 – 09.05.1945 Тульский Александр Егорович








Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Фото: сайты sk16.ru и waralbum.ru.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВМС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.