Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

9 истребительный авиационный ордена Ушакова Клайпедский Краснознаменный полк ВВС ВМФ


9th navy fighter aviation «Klaipeda» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       08.05.1938 - 9 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Черноморского флота (аэр. Очаков).
       05.09.1942 на комплектование полка обращена 87 оиаэ.
       22.07.1944 - За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума ВС СССР 9 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       05.04.1945 - За отличие в боях за овладение городом Клайпеда (Мемель) приказом ВГК № 056 9 иап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Кпайпедский».
       20.04.1945 - За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при мужество и отвагу Указом Президиума ВС СССР 9 Краснознаменный иап ВВС ВМФ награжден орденом Ушакова II степени.
       01.11.1947 Переименован в 18 истребительный авиационный полк ВМФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947).
       21.03.1960–10.06.1960 18 иап расформирован в Таллинской дивизии ПВО (аэр. Рапла).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.1941начало сентября 1941 г.62 иабрВВС Черноморского флота
21.10.194115.10.194221.10.1941–29.10.1941: 2 эскадрилья на самолетах Як-1 действовала в составе Фрайдорфской авиагруппы
20.05.194319.05.194411 шабр / 11 шад
03.06.194409.05.194511 шад (ШАНДКД)ВВС Краснознаменного Балтийского флота

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка:
Совершено боевых вылетов – более 10 000;
Сбито самолетов противника – 297 (из них на ЧФ – 233, на КБФ – 64).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав
01.06.194140 И-16, 16 И-153, 17 И-15бис
03.07.1942исправные 6 Як-1, 1 И-16, 2 И-153 ; неисправныe 2 И-15бис , 1 ЛаГГ-3
20.05.1943Самолеты ЛаГГ-3
30.06.194331 Як-1, из них 9 исправных
31.07.194316 Як-1, из них 14 исправных
июль 1944 г.Самолеты ЛаГГ-3 и Як-9
начало 1945 г.27 Як-9 и 16 ЛаГГ-3


       На вооружении полка стояли И-15, И-153, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Як-9, МиГ-15, МиГ-17.
       05.09.1942 На укомплектование полка обращена 87 отдельная истребительная эскадрилья ВВС ЧФ.
       В 1943 году отличительными признаками истребителей полка были белые "косынка" и параллельная ее краю диагональная полоса на вертикальном оперении.


1. И-15бис и И-153 (июнь 1941 г. — 1942 г.)

WWII Russian navy biplane photo I153
Редько Владимир Лукич у истребителя И-153 "Чайка" с авто-стартером.
The I-153 fighter of 9 iap Red navy airforce.


И153 действующая армия фото ВОВ СССР автостартер
Биплан И-153 с тактическим номером 5 под Николаевым, лето 1941 г.
The I-153 fighter of 9 iap Red navy airforce.



2. И-16 (июнь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
29.07.1942 - несколько И-153 и И-16 принято из 3 иап ВВС ЧФ.


3. Як-1 (октябрь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
8 июня 1943 г. принята матчать из
6 гиап ВВС ЧФ.

Командный состав 9-го истребительного авиаполка в Геленджике 1943  1-й справа Гершенгорн Л.Л. пропагандист полка Як-1б, кмк, из числа Саратовских именных Яков Защитникам. WW2 foto yak1
Командный состав полка на фоне Як-1б (с дарственной надписью) в Геленджике, 1943 г. 1-й справа - пропагандист полка Гершенгорн Л.Л. Увеличение фото - по клику.
The aviators aside the Yak-1B warplane. Click to enlarge the picture.



4. ЛаГГ-3 (январь 1942 г. — февраль 1945 г.)

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь 9 авп ЧМФ.
ЛаГГи №№ 20 и 31 перед взлетом.
Soviet LaGG-3 fighters at the airfield. Great Patriotic war photo.

ЛаГГ-3 бн 20 из состава 9 иап ВВС ВМФ, Новороссийск, весна-лето 1944 г.  Самолет несет обозначения (косая одиночная полоса на киле), отличные от остальных известных ЛаГГ-3 полка, сфотографированных в тот же период времени
ЛаГГ-3 № 20, Новороссийск, весна-лето 1944 г. Рисунок М.Быкова.

действующая армия фото ВОВ СССР
Л-т. Ф.Н. Герасименюк и ст.л-т. Ставицкий на ЛаГГ-3 с ЭБО полка.

ЛаГГ3 9 авп ЧФ Боевое использование в ВОВ
Истребитель ЛаГГ-3 номер 24. На вертикальном оперении - стандартные обозначения 9 ИАП ЧФ. Снимок сделан в Новороссийске весной 1944 г.

потерялось. А может не было и боковик сделан по словесному описанию и аналогии. Не помню, уже 20 лет прошло
The LaGG-3 plane bort number 30 of 9 IAP Black sea fleet.


wartime picture USSR.
Самолет ЛаГГ-3 66-й серии завода № 31, несущий стандартный камуфляж образца 1943 г.
комдив
Командир 2 штурмовой авиационной дивизии полковник Манжосов с лётчиками 9 иап ЧФ. Фото 1944 г.
The LaGG-3 warplane board number 32.


лагг3 РККФ военный самолёт
Шитов Юрий Павлович в кабине ЛаГГ-3, фото 1943 г. На фюзеляже - восемь отметок побед, бортовой номер 43, личная эмблема (лев в сердце), советский опознавательный знак позднего образца, технические надписи ('люк электро аккумуляторов', 'аэродромное питание' и др.).
profile Russian identification mark LaGG3 in combat fleet unit
Реконструкция внешнего вида истребителя ЛаГГ-3 б/н 43. Автор - М.Ю.Быков.
The LaGG-3 aircraft of Russian Shitov ace.


9th navy fighter aviation «Klaipeda» regiment
Герой Советского Союза Герасимов Филипп Филиппович.
Hero of Soviet Union F.F. Gerasimov near the LaGG-3.

Фото ВОВ ГСС Сталинские соколы черноморья и балтики в бою за Родину
Герасимов Ф.Ф. рядом с ЛаГГ-3 с номером 41, рисунком молнии, белым рулём направления (балтийский ЭБО).
цветной профиль Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
The LaGG-3 aircraft of А.А.Gerasimov ace, color profile by M.Tessitori.



5. Як-9 (июль 1944 г. — май 1945 г.)

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР в период Великой Отечественной войны
Летчик-истребитель старший лейтенант Ледяев В.Ф., фото 1945 г.

У Лагга не было створок, закрывающих колеса и «бороду» воздухозаборника подмышкой у центрального тоже видно, так что точно Як, М-ка судя по отсутствию торчащего ствола пушки. 9 иап ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы ВОВ
Лётчики капитан Берстовский А.Ф., Платонов И.С., капитан Безлатный П.А., фото 1945 г.

       История полка

       К 08.05.1938 г. на основании приказа Ком. ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. на аэр. Очаков был сформирован 9-й истребительный авиаполк двухэскадрильного состава (приказ НК ВМФ СССР №0036 от 20.08.1938 г.). На вооружение он получил истребители И-16, И-153 (1-я АЭ) и И-15бис (2-я АЭ).
       С июля 1939 г. 9-й ИАП был включен в состав формируемой 62-й ИАБ ВВС ЧФ.
       К июню 1941 г. в составе 9-го ИАП имелось уже пять авиационных эскадрилий, две из которых еще находились в стадии формирования.
       С началом Великой Отечественной войны полк стал выполнять боевые вылеты в район Одессы и Николаева.
       По состоянию на 01.08.1941 г. 9-й ИАП составом 13/13 Як-1, 33/31 И-16, 10/10 И-153, 21/19 И-15бис базировался на аэродромах Кульбакино, Сливны и Очаков.
       В начале сентября 1941 г. в составе 9-го ИАП на аэр. Евпатория числилось 1/1 Як-1, 17/7 И-16, 2/1 И-153, 4/2 И-15бис и он, потерявший с начала войны в воздухе и на земле 51 самолет, убыл в Ейск на переформирование и перевооружение. При этом часть личного состава и авиатехники полка была обращена на формирование 7-го ИАП ВВС ЧФ.
       В период с 21.10.1941 г. по 29.10.1941 г. 2-я АЭ полка на самолетах Як-1 (еще не завершив переучивание) приняла участие в боевых действиях в составе Фрайдоровской авиагруппы ВВС ЧФ.
       В начале ноября 1941 г. ч.с. полка базировалась на аэр. Херсонес в Севастополе, защищая город и ВМБ от налетов вражеской авиации.
       В декабре 1941 г. в Севастополь перебросили еще одну эскадрилью полка.
       С января 1942 г. оставшаяся часть 9-го ИАП завершила переучивание на самолеты ЛаГГ-3 и Як-1, после чего ее также перебросили под Севастополь, где разгорались ожесточенные бои за город. К началу мая полк всем составом базировался на севастопольских аэродромах Херсонес и Куликово Поле.
       В последних числах июня 1942 г. при оставлении Севастополя советскими войсками остатки полка перелетели в Анапу.
       По состоянию на 03.07.1942 г. в боевом составе полка осталось всего 12 истребителей различных типов, из которых только 9 самолетов были исправны. Они базировались: на аэр. Анапа (4/4 Як-1, 1/1 И-16, 1/0 ЛаГГ-3, 2/0 И-15бис, 2/2 И-153), на аэр. Анапская (1/1 Як-1) и на аэр. Гудаута (1/1 Як-1).
       05.09.1942 г., на укомплектование 9-го ИАП был обращен личный состав и авиатехника расформируемой 87-й ОИАЭ ВВС ЧФ, которая базировалась на кавказском аэр. Атари.
       14.10.1942 г. 9-й ИАП снова был отведен в тыл (в с. Безенчук Куйбышевской обл.) на переформирование на базе ВМАУ им. Сталина.
       С 20.05.1943 г. полк, имея на вооружении самолеты Як-1 и ЛаГГ-3, вошел в состав вновь сформированной 11-й штурмовой авиационной бригады (с июля 1943 г. – 11-я ШАД) ВВС ЧФ.
       С июня 1943 г. 9-й ИАП стал прикрывать с аэр. Геленджик и Анапа ВМБ Геленджик от налетов воздушного противника.
       С июля по ноябрь 1943 г. полком было сбито 59 самолетов противника при потере 16 своих самолетов.
       В начале декабря 1943 г. полк, понесший значительные потери, был в очередной раз направлен в тыл на аэр. Гудаута на перевооружение на ЛаГГ-3.
       28.01.1944 г., завершив перевооружение, 9-й ИАП вернулся на аэр. Геленджик.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 9-го ИАП 11-й ШАД, базирующегося на аэродромах Геленджик, Мысхако и Сокологорное, числилось 45/43 ЛаГГ-3, 1/1 И-16, 1/- УТИ-4, 1/1 УТ-1 и 43 летчика.
       В начале апреля 1944 г. 9-й ИАП перебазировался на аэр. Скадовск, где поступил в оперативное подчинение командиру 13-й ПАД ВВС ЧФ. Истребители полка прикрывали пикировщики Пе-2 дивизии, наносящие удары по кораблям и судам противника на подступах к Крымскому полуострову, чтобы сорвать доставку пополнений и эвакуацию из Крыма немецко-румынских войск.
       10.04.1944 г. была освобождена Одесса и 16 апреля 9-й ИАП перебазировался с аэр. Скадовск на Школьный аэродром Одесского аэроузла, чтобы содействовать на приморском направлении советским войскам, наступающим на юге Украины и в Молдавии.
       Для усиления группировки штурмовой авиации на Балтике командование ВМФ приняло решение о перебазировании на этот театр 11-й ШАД ВВС ЧФ. В ее составе на Балтику был направлен и 9-й ИАП.
       29.05.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0380 от 12.05.1944 г. 9-й ИАП (35 ЛаГГ-3) в составе 11-й ШАД был перебазирован на Балтику, где разместился на аэр. Куммолово.
       На основании приказов НК ВМФ №0380 от 12.05.1944 г. и Ком. БФ №0016 от 03.06.1944г. 9-й ИАП вместе с дивизией был включен в состав ВВС Балтийского флота. Перебазирование полка совпало с перевооружением его на истребители Як-9. Если на 01.07.1944 г. в его боевом составе числилось 38 ЛаГГ-3, то до конца месяца в него поступило не менее 15 новых истребителей Як-9. После освоения личным составом они стали привлекаться для выполнения боевых вылетов. Главной задачей истребителей стало прикрытие штурмовиков 47-го ШАП 11-й ШАД ВВС БФ, наносящих удары по финнам в ходе Выборгско-Петрозаводской наступательной операции советских войск.
       22.07.1944 г. Указом ПВС СССР №698/605 (объявленный приказом НК ВМФ №0596 от 22.07.1944 г.) за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 9-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       К сентябрю 1944 г. полк перевооружился на истребители Як-9, но самолеты ЛаГГ-3 в количестве не менее 8 шт. еще оставались в его боевом составе и активно использовались в качестве разведчиков и для контроля результатов ударов штурмовиков 11-й ШАД.
       По окончании боев на Карельском перешейке и выходом с 19.09.1944 г. Финляндии из войны 9-й ИАП совместно с 47-м ШАП ВВС БФ был перенацелен на Таллинское направление, а после его освобождения 22 сентября – на Мемельское направление.
       После выхода советских войск к побережью Балтийского моря в районе Паланги 9-й ИАП в составе дивизии с 29.09.1944 г. перебазировался с аэр. Куммолово на аэр. Сууркюль, а 25 октября - на аэр. Паланга.
       По состоянию на начало 1945 г. в 9-м ИАП на аэр. Паланга числилось 27 Як-9 и 16 ЛаГГ-3.
       05.04.1945 г. за большой вклад, внесенный личным составом при освобождении города Мемель (ныне Клайпеда), приказом ВГК №056 (объявлен приказом НК ВМФ №0196 от 21.04.1945 г.) полку было присвоено почетное наименование «Клайпедский».
       20.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0215 от 25.04.1945 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 9-й ИАП был награжден орденом Ушакова II-й степени.
       09.05.1945 г. 9-й ИАП выполнил свой последний боевой вылет на прикрытие 47-го ШАП наносящего удар по позициям противника в Либаве.
       Всего за годы войны летчики полка уничтожили в воздухе 270 самолетов противника. Из этого числа 206 самолетов было уничтожено на Черном море и 64 самолета над Балтикой.
       После окончания Великой Отечественной войны 9-й ИАП 11-й ШАД, вооруженный истребителями Як-9, остался базироваться на аэр. Паланга.
       С сентября 1945 г. по март 1946 г. полк базировался на аэр. Нойтиф (ныне Коса).
       В марте 1946 г. 9-й ИАП был принят в состав Северобалтийского флота.
       В декабре 1946 г. 9-й ИАП был переименован в 18-й истребительный авиационный полк ВВС 8-го ВМФ (бывш. СБФ).
       В июле 1948 г. 18-й ИАП перебазировался с аэр. Паланга на аэр. Ласнамяэ в черте г. Таллин.
       В декабре 1950 г. 18-й ИАП был передислоцирован с аэр. Ласнамяэ на аэр. Сууркюль (Эмари).
       В начале 1950-х годов полк перевооружился с Як-9 на реактивные истребители МиГ-15, а в середине 1950-х годов – на МиГ-17.
       С 01.03.1956 г. 18-й ИАП на аэр. Сууркюль в составе 90-й ИАД (бывш. 11-я ШАД) вошел во вновь сформированный 9-й ИАК ВВС БФ.
       С 01.02.1957 г. 18-й ИАП в составе 90-й ИАД был исключен из ВВС БФ и передан на аэр. Сууркюль в Таллинскую дивизию отдельного Прибалтийского корпуса ПВО.
       В феврале 1958 г. управление 90-й ИАД было расформировано, а 18-й ИАП стал подчиняться непосредственно командиру Таллинской дивизии ПВО.
       В 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 18-й ИАП ПВО на аэр. Сууркюль был расформирован.

       Командиры полка

       Полком командовали: В.А.Русаков (март-май 1938 г.), Константин Павлович Малинов (июнь 1938 г. – январь 1940 г.), И.М.Сотников (март-август 1940 г.), К.П.Малинов (август 1940 г. – июль 1942 г., снят), Д.Е.Нихамин (в июне 1942 г., ВрИД), Константин Павлович Бухтияров (июль 1942 г. – август 1942 г., погиб), И.Яковлев (в июле 1942 г. ВрИД), Константин Федорович Попов (август–декабрь 1942 г.), Автандил Давидович Джапаридзе (декабрь 1942 г. - февраль 1945 г.), А.М.Кухаренко (февраль 1945 г. – январь 1949 г.), К.А.Питерцев (август 1949 г. – июль 1951 г.), Г.А.Романов (июль 1951 г. – декабрь 1953 г.), ГСС П.Ил.Павлов (декабрь 1953 г. – сентябрь 1958 г.).






9-й истребительный авиационный Клайпедский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ЧФ/БФ (18-й истребительный авиаполк ВВС ВМФ)
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Перечень № 18 органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Черноморского флота и Азовской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

9 Краснознаменный истребительный авиационный ордена Ушакова Клайпедский полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.