Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

13-я отдельная корректировочно-буксировочная авиационная Клайпедская Краснознаменная эскадрилья БФ



13th detached navy artillery aviation squadron of Soviet Northern fleet

       История части

       В декабре 1942 г. на основании приказа НК ВМФ №00397 от 14.11.1942 г. и циркуляра НШ БФ №0310 от 04.12.1942 г. был сформирован корректировочный авиационный отряд Береговой обороны БФ. Данный отряд, базирующийся на аэр. Приютино, подчинялся коменданту Береговой обороны БФ. Всего в нем имелось 5/5 самолетов (2/2 Пе-2, 2/2 Як-7 и 1/1 Ил-2).
       Согласно приказу НК ВМФ №00112 от 15.04.1943 г. отряд получил номер и стал именоваться 13-м отдельным корректировочным отрядом.
       По состоянию на 07.05.1943 г. в составе 13-го ОКОРАО имелось 2 Пе-2, 1 Ил-2 и 2 Як-7. Самолеты отряда приступили к систематическим вылетам на аэрофотосъемку позиций артиллерии противника в районы Беззаботного и Гатчины.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 13-го ОКОРАО на аэр. Приютино числилось 2/1 Пе-2 и 2 экипажа, 4/2 Як-7 и 4 летчика, 1/- Ил-2 и 1 экипаж.
       В августе 1943 г. самолеты отряда вели корректировку артогня по позициям артиллерии противника в районе Нового Петергофа и Стрельны, аэрофотосъемку в районе Урицка.
       К 30.09.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0663 от 31.08.1943 г. и циркуляра начальника штаба БФ №0305 от 15.09.1943 г. 13-й ОКОРАО был расформирован. Этим же приказом формируется 13-я отдельная артиллерийская авиационная эскадрилья Береговой обороны с подчинением коменданту Береговой обороны, а в специальном отношении Ком. ВВС БФ. Эскадрилья, вооруженная самолетами Як-7, Пе-2 и Ил-2кор, базировалась на аэр. Приютино.
       К январю 1944 г. количество самолетов в 13-й ОКОРАЭ увеличилось до 13 шт. В это время она частью сил базировалась на островных аэродромах Сескар и Лавенсаари.
       Во второй половине января 1944 г. самолеты Ил-2кор эскадрильи приняли участие в операции советских войск «Январский гром» по полному снятию блокады с Ленинграда. Они корректировали огонь корабельной артиллерии по позициям и глубине обороны противника.
       С февраля 1944 г. эскадрилья базировалась на аэр. Гражданка.
       В марте 1944 г. 13-я ОАРТАЭ снова приступила к выполнению вылетов на аэрофотосъемку позиций финских войск в районе Белоострова, Лемболово и на Карельском перешейке, а также корректировку огня флотской артиллерии. В ее составе кроме самолетов Ил-2кор имелись также самолеты Пе-2. Основной задачей для эскадрильи была корректировка с воздуха артогня 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской Красносельской Краснознаменной бригады БФ.
       В мае 1944 г. эскадрилья с аэр. Гражданка продолжала выполнять вылеты на АФС и корректировку артогня под прикрытием истребителей ВВС БФ.
       К июню 1944 г. 13-я ОАРТАЭ была перебазирована на аэр. Бычье Поле. Ее боевой состав пополнился до 19 самолетов. Самолеты эскадрильи продолжили выполнение вылетов на АФС и корректировку огня артиллерии по финским позициям на северном берегу Финского залива.
       До 09.06.1944 г. были проведены воздушная разведка и вскрытие артиллерийской группировки противника на Карельском фронте (выполнено 9 самолетовылетов). При этом сфотографировано северное побережье Финского залива от Сестрорецка до Сейвясте и весь район Лемболовских озер в глубину до 30 км. Были обнаружены 16 артбатарей 1-3-х орудийного состава, 5 батарей зенитной артиллерии, 1 железнодорожный транспортер, вскрыты оборонительные сооружения переднего края и на глубину 15-20 км. Для пристрелки по станциям, штабам, батареям, прожекторным установкам было произведено 12 самолетовылетов.
       В период с 10 июня по 4 июля 13-я ОАРТАЭ участвовала в активной фазе боев на выборгском направлении на Карельском перешейке. В это время она сделала 29 самолетовылетов на корректировку артогня БО Балтийского флота. Несмотря на плохие метеоусловия, а также интенсивные обстрелы ЗА и наличием ИА противника в воздухе, самолеты эскадрильи корректировали огонь по укреплениям, ДОТам, скоплениям живой силы, по железнодорожным станциям, танкам и автомашинам противника.
       За этот же период самолетами 13-й ОАРТАЭ было произведено 20 самолетовылетов на воздушную разведку. По результатам вылетов было засечено две батареи полевой артиллерии, 10 танков, до десяти зенитных точек и 4-х зенитных батарей. Также проводилось наблюдение за Приморским и Выборгским шоссе.
       Над освобожденной от финнов территорией было выполнено 6 самолетовылетов для определения дорог, мостов, железнодорожных путей пригодных к эксплуатации частями КА.
       Также самолеты Ил-2кор эскадрильи, оборудованные специальной аппаратурой, ставили дымзавесы для прикрытия нашего десанта в ходе Выборгской операции.
       С 4 по 15 июля 1944 г. эскадрилья базировалась на захваченном финском аэродроме Макслахти. Оттуда было выполнено 12 самолетовылетов на корректировку артогня и 5 самолетовылетов на разведку поля боя. В результате корректировки артиллерией Балтийского флота вызвано 20 очагов пожара, уничтожено 2 батареи и подавлен огонь еще трех, потоплена 1 десантная баржа, уничтожено 15-20 автомашин и несколько сотен человек. При выполнении вылетов на разведку поля боя было обнаружено 7 артбатарей, до 9 плавсредств, до 60 машин, до 600 человек живой силы.
       Всего в период Выборгско-Петрозаводской наступательной операции советских войск экипажами 13-й ОАРТАЭ было выполнено 129 самолетовылетов по различным задачам с налетом 87 ч. 12 м.
       В течение всего августа-сентября самолеты Ил-2кор 13-й ОАРТАЭ обеспечивали траление нашими кораблями вод Нарвского залива.
       После завершения Выборгско-Петрозаводской операции эскадрилья переключилась на боевую работу в Прибалтике. Самолеты эскадрильи кроме вылетов на корректировку артиллерийского огня привлекались также к постановке дымовых завес при спасении сбитых летчиков в Нарвском заливе.
       К 01.11.1944 г. эскадрилья частью сил перебазировалась на аэр. Липово.
       В январе 1945 г. 13-я ОАРТАЭ перебазировалась на аэр. Юлемисте, где находилась до апреля 1945 г.
       В январе 1945 г. самолеты Ил-2кор эскадрильи выполняли корректировку артиллерийского огня железнодорожных батарей в районе Мемеля и Либавы.
       После освобождения нашими войсками г. Мемель (28 января) и развертыванием наступления на Кенигсберг основной задачей 13-й ОАРТАЭ стала корректировка огня по ВМБ и порту Либава.
       С отходом немецких войск из Мемеля на косу Курише-Нерунг самолеты эскадрильи с конца января 1945 г. вели корректировку огня нашей артиллерии по силам противника на косе.
       05.04.1945 г. приказом ВГК №056 (объявлен приказом НК ВМФ №0196 от 21.04.1945 г.) за отличия в выполнении заданий командования при освобождении города Мемеля (Клайпеда) 13-й ОАРТАЭ было присвоено почетное наименование «Клайпедская».
       В апреле-мае 1945 г. эскадрилья базировалась на аэр. Паланга и выполняла задачи корректировки огня по ВМБ Либава.
       В мае 1945 г. 13-я ОАРТАЭ насчитывала в своем составе 12 самолетов разных типов и базировалась: аэр. Паланга - 8/8 Ил-2 и 2/2 Як- 7, на аэр. Бычье Поле - 2/2 Пе-2 (в боевом составе эскадрильи в конце войны были также самолеты Як-9).
       В июне 1945 г. после окончания боевых действий в Европе эскадрилья перелетела из Паланги в Либаву на аэр. Гробиня.
       Указом ПВС СССР от 24.05.1945 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.), уже после окончания войны, за образцовое выполнение боевых заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвате ВМБ Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени.
       Приказом НК ВМФ №0017 от 25.02.1946 г. и приказом командующего ЮБФ №0021 от 23.03.1946 г. эскадрилья была включена в состав ВВС Югобалтийского флота.
       Циркуляром ГМШ №0164 от 23.03.1946 г. 13-я ОАРТАЭ была переформирована в 13-ю отдельную корректировочно-буксировочную авиационную Клайпедскую Краснознаменную эскадрилью ВВС ЮБФ.
       12.09.1946 г. согласно приказу Ком. ВВС ЮБФ №0162 от 12.09.1946 г. эскадрилья была передислоцирована с аэр. Гробиня на аэр. Хайлигенбайль (переименован в Покровское, потом в Мамоново Калининградской обл.).
       В 1947 г. на ее вооружении стояли самолеты А-20G «Бостон» и Ил-2.
       Циркуляром ГШ ВМС №0024 от 02.03.1948 г. 13-я ОКОРБУКАЭ ВВС 4-го ВМФ была переименована в 30-ю отдельную буксировочную авиационную Клайпедскую Краснознаменную эскадрилью ВВС 4-го ВМФ. В первой половине года в дополнение к А-20G и Ил-2 на вооружение эскадрильи поступили самолеты Ил-10.
       В первой половине 1950 г. самолеты Ил-2 сняли с вооружения эскадрильи.
       В 1953 г. эскадрилья перевооружилась на самолеты Ту-2.
       Директивой ГШ ВМФ №ОМУ/4/62043сс от 02.09.1954 г. эскадрилья была передислоцирована с аэр. Мамоново на аэр. Дунаевка Калининградской области.
       В середине 50-х годов эскадрилья перевооружилась на самолеты Ил-28.
       В феврале 1957 г. эскадрилья подлежала передислокации с аэр. Дунаевка на аэр. Храброво Калининградской области. Там ее подчинили командиру 128-й гв. МТАД ВВС БФ.
       В марте 1960 г. 30-я ОБУКАЭ Авиации БФ на аэр. Храброво была расформирована.
       К 1961 г. из авиатехники бывшей 30-й ОБУКАЭ на аэр. Дунаевка было сформировано буксировочное авиазвено (позднее - отряд) самолетов Ил-28. Остальные самолеты этой эскадрильи были обращены на укомплектование 4-й АЭ (буксировочной) 15-го ОРАП Авиации БФ на аэр. Храброво.
       Во второй половине 1961 г. этот отряд и 4-я АЭ 15-го ОРАП вошли в состав вновь сформированного на аэр. Храброво 759-го МТАП Авиации БФ, в котором 3-я АЭ также стала числиться буксировочной.
       Правопреемником 30-й ОБУКАЭ в определенной степени можно считать 35-ю ОАЭППСМ Авиации БФ, которая была сформирована в 1967 г. на аэр. Храброво на базе 3-й (буксировочной) АЭ 759-го ОМТАП на самолетах Ил-28.

       Материальная часть

       На вооружении части стояли самолёты Як-7, Ил-2, Ил-10, Пе-2, A-20G Boston, Ту-2, Ил-28.

Старший летчик 35-й отдельной эскадрильи подготовки и пуска самолетов - мишеней в Балтийском небе на ИЛ-28у СССР
Ил-28у № 04 35-й отдельной эскадрильи подготовки и пуска самолетов-мишеней в Балтийском небе, сентябрь 1975 г.
The plane Il-28u of Soviet navy airforce.

       Командиры части

       Частью командовали: Г.А.Шулик (с декабря 1942 г., был в августе 1945 г.), Карташов (в 1951-53 гг.), Кудинов (с 1953 г.), Зайцев (до 1959 г.).






13-я отдельная корректировочно-буксировочная авиационная Клайпедская Краснознаменная эскадрилья БФ

35-я отдельная авиационная эскадрилья подготовки и пуска самолетов-мишеней, 30-я отдельная буксировочная авиационная Клайпедская Краснознаменная эскадрилья КБФ, 13-я отдельная артиллерийская авиационная Клайпедская Краснознаменная эскадрилья, 13-я отдельная корректировочная авиационная эскадрилья БО, 13-й отдельный корректировочный авиационный отряд БО морская артэкадрилья, артавиаэскадрилья, авиааартэскадрилья, артавиаотряд, авиаартотряд, аао, оаао, артао, разведсамолёт

Благодарность за информацию - Павел Левшов.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.