Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС КБФ

Боевое Знамя красное 17 Отдельной морской дальнеразведывательной авиационной эскадрильи КБФ.

17th detached navy longrange reconnaissance aviation squadron of Soviet Baltic fleet

       История части

       С 05.04.1945 г. согласно циркуляру НГМШ №0266 от 05.03.1945 г. и директивы НШ БФ №1/ОМ/336 от 10.03.1945 г. на аэр. Паланга начала формироваться 17-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (противолодочной обороны) Юго-Западного морского оборонительного района. Эскадрилья формировалась на базе личного состава и авиационной техники 29-й ОАЭ ПЛО, 44-й и 45-й АЭ 15-го ОРАП и 22-го ОАЗ СпН ВВС Балтийского флота. По штату эскадрилья должна была иметь 12 Бе-4, 6 Як-9 и 4 По-2, но в мае месяце в ней числилось всего 8 самолетов разных типов. Формирование 17-й ОСАЭ ПЛО было завершено к 26.04.1945 г.
       В июне 1945 г. эскадрилья перебазировалась с аэр. Паланга на аэр. Нойтиф в Восточной Пруссии (ныне аэр. Коса Калининградской области). В это время эскадрилья была вооружена 6 Бе-4, 2 PBN-1 «Номад», 2 По-2 и Як-9.
       Эскадрилья успела принять участие в боевых действиях последнего этапа Великой Отечественной войны, совершив несколько вылетов на воздушную разведку в район о. Борнхольм. 11.05.1945 г. экипаж мл. лейтенанта Н.С.Мелокумова на самолете PBN-1 «Номад» доставил группу советских парламентеров в порт Ренне для вручения ультиматума сопротивлявшимся на о. Борнхольм немецким войскам.
       С 30.08.1946 г. 17-я ОСАЭ перебазировалась на аэр. Пютниц, близ г. Рибниц-Дамгартен в Германии.
       С 05.01.1947 г. 17-я ОСАЭ ПЛО была переформирована в 17-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью ВВС Югобалтийского флота. В дополнение к имеющимся самолетам PBN-1 «Номад» и Бе-4 в нее поступило 5 самолетов PBY-6A «Каталина».
       С 14.10.1947 г. эскадрилья перешла на новый штат и стала числиться в составе ВВС 4-го ВМФ, в который был переименован Югобалтийский флот.
       С 28.05.1948 г. 17-я ОМДРАЭ начала перебазирование из Дамгартена к новому месту дислокации на аэр. Коса.
       С середины 1953 г. эскадрилья начала получать на вооружение новые летающие лодки Бе-6, постепенно заменившие PBN-1 «Номад».
       В мае 1954 г. закончилось переучивание личного состава, а в сентябре перевооружение эскадрильи на новые самолеты было завершено. Всего в составе эскадрильи имелось 10 Бе-6.
       С 01.11.1960 г. 17-я ОМДРАЭ ВВС БФ, вооруженная самолетами Бе-6 была переформирована в 17-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью.
       По состоянию на 01.01.1961 г. в эскадрилье имелось 10 самолетов Бе-6.
       В 1960-1962 гг. планировалась перевооружить эскадрилью на самолеты Бе-10, для чего даже были углублены ковш и фарватер гидроаэродрома, и 10 реактивных летающих лодок Бе-10 с Черного моря готовились к передаче на Балтику. Однако этим планам не суждено было сбыться, в первую очередь из-за категорически отрицательной позиции командующего Авиацией БФ ГСС генерал-лейтенанта авиации С.А.Гуляева.
       С 27.04.1961 г. 17-я ОДПЛАЭ была переформирована в 17-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью дальнего действия.
       20.05.1968 г. 17-я ОПЛАЭ ДД получила дополнительно 4 самолета Бе-6 из ВВС СФ. Всего в составе части стало 14 самолетов данного типа, в т.ч. 11 Бе-6 и 3 Бе-6пс.
       18.01.1970 г. летно-технический состав 17-й ОПЛАЭ ДД был откомандирован в 33-й УЦ Авиации ВМФ (г. Николаев) для теоретического переучивания и практического освоения полетов на новом противолодочном авиационном комплексе Бе-12. 07.08.1970 г. в 33-м УЦ АВМФ было завершено.
       08.08.1970 г. первые шесть самолетов Бе-12 перелетели с аэр. Очаков на аэр. Коса. 20.10.1970 г. на аэр. Коса прибыл 7-й по счету самолет Бе-12, а 28 ноября – 8-й самолет. Вскоре все самолеты Бе-6 были списаны и разделаны на металлолом. 22.05.1971 г. в эскадрилью прибыл 9-й самолет Бе-12.
       01.10.1971 г. 759-й ОМТАП и 17-я ОПЛАЭ ДД Авиации БФ были переформированы в одну часть – 49-ю отдельную противолодочную авиационную Таллиннскую Краснознаменную орденов Ушакова и Нахимова эскадрилью дальнего действия. При этом эскадрилья получила Боевое Знамя и награды от 51-го МТАП, прославленного в годы Великой Отечественной войны и расформированного в 1960 г.
       В ноябре-декабре 1972 г. в эскадрилью прибыли 10-й и 11-й самолеты Бе-12.
       С получением 27.11.1973 г. 12-го самолета было закончено перевооружение части на Бе-12, а в 1974 г. в состав эскадрильи был включен Бе-14 – специализированный спасательный вариант данного самолета.
       В ноябре 1976 г. эскадрилья полностью укомплектовалась авиатехникой, получив 14-й самолет - Бе-12пс.
       С 04.06.1981 г. эскадрилья стала именоваться 49-я отдельная противолодочная авиационная Таллиннская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова эскадрилья.
       В период с 3 августа по 2 сентября 1995 г. 49-я ОПЛАЭ была перебазирована с аэр. Коса на аэр. Храброво Калининградской области для постоянного совместного базирования с 397-й ОТАЭ ВВС БФ.
       01.09.1996 г. 49-я ОПЛАЭ и 397-я ОТАЭ ВВС БФ были переформированы в один смешанный авиационный полк. В состав полка вошла противолодочная эскадрилья (9 Бе-12) и транспортная эскадрилья на самолетах (9 Ан-26). После переформирования полк стал именоваться 316-м отдельным смешанным авиационным Таллиннским Краснознаменным орденов Ушакова и Нахимова полком.
       К 01.05.1998 г. 316-й ОСАП (9 Ан-26 и 9 Бе-12) был переформирован в 398-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью (самолеты Ан-26). Новой части также передали «в наследство» награды (ордена Красного Знамени, Ушакова и Нахимова) и почетное наименование («Таллинский») 51-го МТАП ВВС БФ. Самолеты Бе-12 были поставлены на хранение на аэродроме Храброво и в 2001-2002 гг. – утилизированы.

       Материальная часть

       На вооружении части стояли самолеты: PBN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина», Як-9, По-2, Бе-4, Бе-6, Бе-12пл, Бе-12пс, Бе-14, Ан-26, Ту-134.

       Командиры части

      Эскадрильей командовали: И.Г.Мирошниченко (в апреле 1945 г., ВрИД), И.С.Сычев (апрель 1945 г. – март 1947 г.), Ф.А.Корзин (март 1947 г. – март 1954 г.), И.В.Бобров (март 1954 г. – август 1955 г.), Б.И.Аристархов (август 1955 г. – ноябрь 1960 г.), Г.М.Никонов (ноябрь 1960 г. – февраль 1963 г.), Н.Н.Ткачев (февраль 1963 г. – февраль 1967 г.), Н.Г.Дмитриев (февраль 1967 г. – март 1971 г., снят), Ю.Н.Татарников (декабрь 1970 г. – март 1971 г., ВрИД), П.И.Бойко (март 1971 г. – январь 1975 г.), В.А.Цоколов (январь 1975 г. – декабрь 1976 г.), В.С.Русаков (декабрь 1976 г. – декабрь 1981 г.), В.М.Иринархов (декабрь 1981 г. – ноябрь 1985 г.), А.Д.Ахмедьянов (ноябрь 1985 г. – август 1988 г.), А.М.Косарев (август 1988 г. – декабрь 1991 г.), Н.П.Сомов (декабрь 1991 г. – сентябрь 1995 г.), В.И.Малков (сентябрь 1995 г. – август 1996 г.), Г.Кудрявцев (сентябрь 1996 г. - 1998 г., в составе 316-го ОСАП), Н.Дубровский (с 1998 г., к-р 398-й ОСАЭ).





17-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья (316-й отдельный смешанный авиационный Таллиннский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк, 49-я отдельная противолодочная авиационная Таллиннская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова эскадрилья Дальнего Действия, 17-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья Дальнего Действия, 17-я отдельная дальняя противолодочная авиационная эскадрилья, 17-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья ПЛО ЮЗМОР)
разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья

Благодарность за информацию - Павел Левшов.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.