1 отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ
17 транспортный авиационный отряд
1st detached navy mixed air squadron (17th navy aviation especial transport detachment)
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
В 1937 г. инженер В.С.Вахмистров предложил вариант своего «Звена»
(основывавшегося на использовании самолета-носителя, несущего истребители для увеличения их радиуса действия)
который получил наименование «Звено–СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик).
В 1938 г. было представлено «Звено-СПБ» в следующем варианте:
носитель ТБ-3М-34ФРН + два истребителя И-16 тип 5, несущие по две бомбы ФАБ-250. В том же году «Звено-СПБ» было принято на вооружение. Планировалось, что к 01.02.1940 г. в строй вступят 20 СПБ для ВВС, и 20 СПБ для ВМФ.
Для реализации этих планов согласно приказу НК ВМФ №0208 от 13.04.1940 г. было предписано в составе
ВВС Балтийского флота сформировать Отдельное испытательное авиазвено. Срок окончания формирования был установлен 20.05.1940 г.
В апреле 1940 г. во исполнение этого приказа (с уточнением) на аэр. Клопицы начал формироваться отряд Особого Назначения, в который из ВВС РККА передали 3 самолета ТБ-3М-34РН.
По мере получения соответствующего оборудования для подвески истребителей и самих истребителей данный отряд ОсНаз предполагалось развернуть в
отдельную авиационную эскадрилью Специального Назначения (еще одна
такая эскадрилья создавалась в составе ВВС ЧФ).
Эскадрилья СпН должна была иметь авиаотряд самолетов ТБ-3 (4 шт.) и пять авиазвеньев истребителей И-16 (16 шт.). Пока ожидались поставки истребителей и оборудования самолеты ТБ-3 использовались для транспортных перевозок в интересах флота.
В конце апреля 1940 г. приказом Ком ВВС БФ №038 от 22.04.1940 г. было предписано формируемый ОАО ОсНаз подчинить командиру 8-й АБ.
По состоянию на начало июня 1940 г. в отряде было только 4 ТБ-3М-34РН. Ни одного истребителя в часть не поступило.
Приказом командира 8-й АБ авиаотряд СпН самолетов ТБ-3 подчинили во всех отношениях командиру 1-го МТАП.
Директивой НШ Авиации ВМФ №49544сс от 05.06.1940 г. отменялось формирование отдельной эскадрильи ОсНаз ВВС БФ. Вместо этого надлежало выделить одну из лучших АЭ из состава истребительных полков и из нее сформировать АЭ ОсНаз, оставив ее в подчинении командиру ИАП.
Приказом НК ВМФ №00154 от 19.06.1940 г. предписывалось дальнейшую разработку звена конструкции Вахмистрова прекратить. Четыре комплекта
деталей звена СПБ установить на самолеты ТБ-3М-34РН эскадрильи ОсНаз ВВС ЧФ. Формирование авиационной эскадрильи СпН на КБФ – прекратить. Самолеты ТБ-3М-34РН использовать как транспортные. Личный состав и матчасть отряда самолетов ТБ-3 предназначаемого для АЭ СпН обратить на формирование к 20.07.1940 г. в Клопицах
17-го отдельного транспортного авиационного отряда. Формируемый отряд включить в состав 8-й АБ с непосредственным подчинением командиру бригады. Формирование авиаотряда было возложено на командира 8-й АБ ВВС БФ.
Вскоре отряд был передислоцирован на аэр. Котлы, где базировалось управление 8-й авиабригады.
Приказом по ВВС БФ №076 от 03.07.1940 г. было предписано транспортный авиационный отряд из 8-й АБ временно передать в распоряжение Управления ВВС БФ с перебазированием на аэр. Юлемисте.
На 01.08.1940 г. в отряде на аэр. Юлемисте имелось 3/3 ТБ-3, 1/- У-2.
06.09.1940 г. в отряд передали один из четырех самолетов ТБ-3М-34РН 3-й АБ ВВС ЛенВО на которых в 1936-40 г.г. на оз. Ильмень проводились испытания планеров Специального Назначения (ПСН-1 и ПСН-2) с торпедами для Авиации ВМФ.
По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе 17-й ОТАО числилось 4/3 ТБ-3М-34 и 3/2 У-2 и 3 экипажа.
К началу Великой Отечественной войны в составе 17-го ОТАО базирующегося на аэр. Юлемисте числилось 4/3 ТБ-3, 2/2 ПС-84, 2/2 У-2.
В начале июля 1941 г. отряд перебазировался с аэр. Юлемисте на аэр. Клопицы, а в августе – на аэр. Котлы.
07.07.1941 г. один ТБ-3 отряда был уничтожен на аэр. Пярну в результате бомбового налета немецкой авиации.
18.07.1941 г. на аэр. Лагсберг перелетели 2 ПС-84 и 2 ТБ-3 17-го ОТАО ВВС БФ, которые доставили технический состав, оборудование необходимое для обслуживания 73-го БАП и авиационные бомбы, дефицит которых остро ощущался в частях ВВС БФ на Таллинском направлении.
24.07.1941 г. 3 Р-5 17-го ОТАО в сопровождении 3 И-153 13-й ОИАЭ доставили реактивные снаряды «РС-82» с аэр. Низино на аэр. Лагсберг для истребителей 10-й АБ.
По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 17-го ОТАО числилось 17 самолетов разных типов, в т.ч.: 4 ПР-5, 5 ТБ-3, 3 ПС-84, 1 У-2 и 4 Ш-2.
04.08.1941 г. самолет ТБ-3 отряда доставил на аэр. Кагул (с посадкой на аэр. Лагсберг) личный состав и оборудование для обслуживания бомбардировщиков ДБ-3 «Особой группы полковника Преображенского».
В последующие дни такие перелеты стали регулярными. Самолеты ТБ-3 из состава 17-го ОТАО по нескольку раз в день выполняли перелеты с аэродромов Беззаботное и Низино на Кагул (иногда с посадкой на аэр. Лагсберг). Для их прикрытия привлекались истребители из состава частей, базирующихся в районе Таллина и на о. Эзель.
08.08.1941 г. при перелете с аэр. Лагсберг на восток огнем с земли в районе Раквере был подбит самолет ПС-84, пилотируемый летчиком командиром запаса Блоха. Летчик совершил аварийную посадку. Также в этот день был потерян самолет Р-5 отряда
В сентябре 17-й ОТАО передислоцировали на тыловой аэр. Богослово. В отряде к этому времени числилось 7 самолетов (ТБ-3, ПС-84 и У-2).
В начале осени 1941 г. самолеты ТБ-3 отряда выполняли задачи доставки грузов в блокированный Ленинград.
В ноябре 1941 г. 17-й ОТАО (4 ТБ-3) был исключен из состава ВВС БФ и передан в Особую Северную авиационную группу ГВФ.
Согласно приказу НК ВМФ №072 от января 1942 г. отряд вновь был включен в состав Балтийского флота с базированием на аэр. Богослово.
В июле 1942 г. отряд потерял 2 самолета. В октябре в его составе вновь было 4 самолета.
В январе 1943 г. отряд получил еще 1 самолет и вплоть до переформирования в 1-ю САЭ имел в составе 5 самолетов различных типов.
С февраля 1943 г. по февраль 1944 г. 17-й ОТАО базировался в Новой Ладоге (в июле 1943 г. он временно базировался на аэр. Приютино). Отряд выполнял военно-транспортные задачи, перевозил людей и грузы в осажденный Ленинград и обратно. Среди авиаторов этот маршрут иногда называли «воздушной Дорогой Жизни».
С марта 1944 г. отряд базировался на аэр. Гражданка, а в мае, вслед за наступающими частями, передислоцировался на аэр. Гора-Валдай.
02.08.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0479 от 09.06.1944 г. 17-й ОТАО вместе с 16-м ОСАНАЗ (16 санитарное авиационное звено)
и 23-м ОАЗСВ (23 авиазвено связи) был расформирован.
Его личный состав и авиационная техника были обращены на укомплектование транспортного отряда
1-й смешанной авиационной эскадрильи ВВС БФ базирующейся на аэр. Гора-Валдай.
К 30.07.1944 г. 1-я ОСАЭ была сформирована.
Ее главной задачей которой являлось обеспечение наступления сил флота, включая доставку боеприпасов, продовольствия и других грузов, решения задач связи, а также доставка раненых и больных в тыл.
Организационно новая авиационная часть состояла из трех авиационных отрядов: транспортного (Ли-2, С-47), управления (У-2, УТ-2) и санитарного (С-2, Ще-2).
В октябре 1944 г. 1-я ОСАЭ была передислоцирована с аэр. Гора-Валдай на аэр. Юлемисте в Таллине.
В апреле 1945 г. 1-я САЭ базировалась в Паланге, находясь ближе к местам боев, а в мае, после окончания войны в Европе она вернулась на аэр. Юлемисте.
К апрелю 1946 г. на основании приказа Ком. ЮБФ №0021 от 26.01.1946 г. 1-я ОСАЭ была перебазирована на аэр. Девау, расположенный в городской черте Кенигсберга и включена в состав ВВС Югобалтийского ВМФ (с 1947 г. ВВС 4-го ВМФ). На вооружении эскадрильи числилось 20 самолетов различных типов:
4 «Дуглас» С-47 и Ли-2, 1 А-20 «Бостон», 2 самолета-лаборатории Ли-2 и Ил-4, два истребителя, 2 УТ-2, 5 По-2, 4 С-2 (Всего 81 человек личного состава).
К началу 1947 г. на вооружении эскадрильи стояли самолеты: «Дуглас» C-47, Ли-2, По-2, С-2, Ще-2, УТ-2.
С 10.07.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0032 1-я ОСАЭ была переформирована в
233-й отдельный транспортный авиаполк. Организационно полк состоял из 3-х АЭ: 1-я АЭ – тяжелых транспортных самолетов (С-47 и Ли-2),
2-я АЭ – легких транспортных самолетов (7 По-2 и 2 С-2, Ще-2, УТ-2), 3-я АЭ – самолетов особого назначения (1 А-20 «Бостон», 5 Як-7 и Як-9).
На основании приказа ГК ВМС №0199 от 19.05.1947 г. и приказа ком. ВВС 4-го ВМФ №0182 от 28.06.1947 г. 10 июля был определен Днем части.
02.03.1948 г. на основании циркуляра ГШ ВМС №0024 от 02.03.1948 г. 233-й ОТАП был переформирован в
81-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью ВВС 4-го ВМФ, базирующуюся на аэр. Девау.
Тогда же вместо самолетов Ще-2 в составе самолетного парка появляются учебно-боевые самолеты Як-11.
В 1949 г. на вооружение поступают легкие транспортные самолеты Як-12.
К концу 1950 г. были списаны все самолеты По-2.
С 01.03.1956 г. в составе ВВС БФ сформирован 9-й ИАК. Туда была передана 81-я ОТАЭ и одновременно
переформирована в 263-й отдельный транспортный авиационный полк. Местом дислокации полка был аэр. Девау.
В начале 60-х годов в полку числилось от 20 до 22 экипажей, подготовленных днем и ночью при любых метеоусловиях. Его экипажи готовились перевозить личный состав и грузы с основного и грунтовых аэродромов, осуществлять выброску десантов и диверсионных групп.
В конце 50-х годов в составе полка на аэр. Девау имелись самолеты Ли-2, Ил-14, Як-12, Як-18.
Основными типами самолетов полка в 60-80-е годы были: Ли-2, Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26.
С 1967 г. по 1997 г. в состав полка входил неотдельный разведывательный авиационный отряд 2 самолета Ан-12рр. Самолеты Ан-12рр 263-го ОТАП осуществляли радиотехническую разведку, как над Балтийским морем, так и над территорией дружественных государств Организации Варшавского Договора - ПНР и ГДР.
В октябре 1969 г. в полку сформирована неотдельная смешанная эскадрилья самолетов: 2 Ан-12рр, 3 Ан-12 и 5 Ан-2.
01.10.1971 г. 263-й ОТАП перебазировался на аэр. Храброво. В это время на его вооружении стояли самолеты Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-12рр, Ан-14, Ан-26, Ан-24 (в том числе один самолет-салон) и Ту-134 командующего Балтийским флотом.
По состоянию на 01.01.1981 г. 263-й ОТАП двухэскадрильного состава на аэр. Храброво имел на вооружении самолеты Ан-12, 2 Ан-12рр, Ан-24, Ан-26, Ан-2 и один Ан-14.
В 80-е годы экипажи полка выполняли вылеты для обеспечения деятельности авиагруппы 145-й ОПЛАЭ ВВС БФ, решающей задачи боевой службы с аэр. Аден и Эль-Анад в Индийском океане.
01.10.1995 г. 263-й ОТАП переформировали в 397-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью
на самолетах Ан-26 с базированием на аэр. Храброво.
01.09.1996 г. 397-я ОТАЭ на самолетах Ан-26 и 49-я ОПЛАЭ на самолетах Бе-12 были переформированы в
смешанный авиационный полк. В его состав вошли: противолодочная эскадрилья на самолетах Бе-12, и транспортная эскадрилья на самолетах Ан-26, Ту-134а.
После переформирования он стал именоваться 316-м отдельным смешанным авиационным Таллиннским Краснознаменным орденов Ушакова и Нахимова полком,
приняв Боевое Знамя, награды и почетные наименования от прославленного в годы войны 51-го МТАП ВВС БФ.
01.05.1998 г. в связи со списанием самолетов Бе-12 противолодочной эскадрильи 316-й ОСАП был переформирован
в 398-ю отдельную транспортную авиационную Таллиннскую Краснознаменную орденов Ушакова и Нахимова эскадрилью на самолетах Ан-26 и Ту-134а с дислокацией на аэр. Чкаловск.
С 01.12.2009 г. 398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья была обращена на формирование
7053-й авиационной Таллиннской Краснознаменной орденов Ушакова и Нахимова базы Морской Авиации Балтийского флота.
Базирование новой части оставалось на аэр. Храброво.
С 01.03.2010 г. 7053-я АвБ прекратила свое существование, а ее личный состав и авиатехника вошли структурным подразделением в составе
7054-й гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознаменной базы им. И.И.Борзова МА БФ.
В 2010 г. транспортная эскадрилья была расформирована. Вместо нее сформировали авиационный отряд самолетов
Ан-26 и Ту-134, а к 2011 г. это подразделение было частично перебазировано из Храброво на аэр. Чкаловск.
Материальная часть
На вооружении части в разное время стояли самолеты следующих типов:
ТБ-3, ПС-84, Р-5, Р-6, Ли-2, У-2,
Ил-4, «Дуглас» C-47, С-2, Ще-2, Ут-2,
Як-11, Як-12, Як-18, Ил-14, Ан-2, Ан-12, Ан-14, Ан-12рр, Ан-24, Ан-26, Ту-134, Ту-134а, Бе-12.
Самолёт Ли-2 из 263 ОТАП, памятник в Храброво. Увеличение фото - по клику.
The Li-2 plane of 263 OTAP. Click to enlarge the photo.
Самолёт Ил-14 б/н 05 из состава 263 ОТАП на аэр. Храброво. Увеличение фото - по клику.
The Il-14 plane of 263 OTAP at Hrabrovo airfield. Click to enlarge the photo.
Самолёт Ан-26 (бортовой номер 23), 398 ОТАЭ, Храброво.
Командиры
Командирами части в различные годы были:
Н.С.Фомичев (март 1940 г. – июль 1944 г.),
Н.М.Каминский (январь 1943 г. - февраль 1944 г., погиб),
ГСС И.Н.Пономаренко (июль 1944 г.), А.З.Пятков (с июля 1944 г., в феврале 1945 г.), Д.Иванов (был в июле 1945 г.),
П.И.Васянин (был в 1945 г.), В.П.Сечкин (1945-46 гг.), Ф.С.Корзин (1946 г. – ноябрь 1947 г.), В.В.Николаев (ноябрь 1947 г. - 1951 г.), В.И.Лизунов (1951-55 гг.), В.И.Онучак (1955-56 гг.),
И.В.Красовский (1956-68 гг.), В.С.Хотулев (1968 г. – июнь 1972 г.), К.Н.Воскресенский (июнь 1972 г. – октябрь 1974 г.),
Н.П.Алексеев (октябрь 1974 г. – ноябрь 1975 г.), А.И.Лифаненко (ноябрь 1975 г. – ноябрь 1977 г.), В.А.Цоколов (ноябрь 1977 г. - 1985 г.),
А.А.Михайлов (1985-88 гг.), А.Р.Симанов (декабрь 1988 г. – декабрь 1997 г.), Н.А.Дубровский (декабрь 1997 г. - 2010 г.), В.Кичигин (с 2010 г.)
1-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья,
7054-я гвардейская авиационная Новгородско-Клайпедская Краснознаменная база им. маршала авиации И.И. Борзова МА БФ,
398-я отдельная транспортная авиационная Таллиннская Краснознаменная орденов Ушакова и Нахимова эскадрилья,
316-й отдельный смешанный авиационный Таллиннский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк,
397-я отдельная транспортная авиаэскадрилья,
263-й отдельный транспортный авиаполк,
81-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья,
233-й отдельный транспортный авиационный полк,
17 трао (трао, отао, отрао, ао он) / 17-й отдельный транспортный авиационный отряд,
Отряд Особого Назначения / авиаотряд осназ,
ОАЭ СпН
Благодарности: Левшов П.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений военно-воздушных сил военно-морского флота.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки транспортных самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.