Air division of Baltic sea of Russian Imperial navy
В 1916 г. Авиационный отдел службы связи Балтийского моря состоял из двух районов службы связи
по 4-5 авиастанций (авиаотрядов), а также ОКА.
30.11.1916 г. был издан приказ за подписью начальника МГШ Ставки ВГК адмирала A.И.Русина №428,
вводивший в действие с 13.12.1916 г. вместо устаревшего положения «О Службе авиации в Службе связи» (приказ по Флоту и Морскому ведомству №269 от 16.08.1914 г.)
новое положение «О Службе Морской Авиации и Воздухоплавания Российского Императорского флота». Данное положение еще 05.10.1916 г. одобрил император Николай II.
Приказом предписывалось сформировать на Балтийском и Черноморском флотах по одной воздушной дивизии, и
определялась структура частей и соединений Морской Авиации: четыре - восемь самолетов составляли отряд, два - четыре отряда образовывали воздушный дивизион, два - четыре дивизиона - бригаду, а две и более бригады - воздушную дивизию моря.
В соответствии с положением были изданы приказ командующего Балтийским флотом вице-адмирала А.И.Непенина №968 от 11.12.1916 г. и уточняющий его приказ №2170/оп от 22.12.1916 г.,
согласно которым с 31.12.1916 г. предстояло расформировать отдел Морской авиации Службы связи Балтийского моря и сформировать
Воздушную дивизию Балтийского моря. В состав дивизии должны были войти две Воздушные бригады, в т.ч.:
1-я воздушная бригада Балтийского водного района, приписанная к Морской крепости императора Петра Великого. Штаб бригады располагался в Ревеле. Она должна была состоять из 3-х воздушных дивизионов, по 3 авиационных отряда в каждом:
- 1-й дивизион (отряды А, Б, В);
- 2-й дивизион (отряды Г, Д, Е);
- 3-й дивизион (отряды Ж, З, И).
Воздушные станции в Ревеле, в Бригитовке (с постами в Гапсале, Гогенгольме и Вердере) и в Кильконде (с постами в Цереле и Аренсбурге)
2-я воздушная бригада дислоцирующаяся в Финляндии и приписанная к Свеаборгскому порту. Штаб бригады находился в Гельсингфорсе. Она так же состояла из трех дивизионов:
- 4-й дивизион (отряды Л, М, Н);
- 5-й дивизион (отряды О, П, Р);
- 6-й дивизион (отряды С, Т).
Воздушные станции в Або (с воздушными постами в Люпертэ и Гельсингфорсе), в Дегере (с постами в Эккерэ и Казберге) и в Юнгфрузунде (с постами в Юрмо и Лапвике).
Во всех этих 17 отрядах предполагалось иметь по штату по 6 действующих аппаратов.
Отряд корабельной авиации вместе с авиатранспортом «Орлица» был приписан к Свеаборгскому порту и был девятым по счету отрядом 2-й бригады, но имел по штату 4 самолета. Часть постов 2-й ВБ предполагалось иметь в резерве и реальных действий по их устройству не проводилось. Сказывалась нехватка самолетов (в первую очередь двигателей), а еще больше - нехватка летчиков.
Численность боевого состава воздушной дивизии определялась в 106 самолетов.
Кроме авиационной составляющей дивизии придавались: посыльное судно «Поражающий»; 1-й ВБ – 1 буксир и 6 моторных катеров; 2-й ВБ – 3 парохода, 3 буксира, 3 самоходных баржи и еще 3 баржи и 4 моторных катера. Начальником Воздушной дивизии назначался капитан 1 ранга Б.П.Дудоров.
На 01.01.1917 г. в авиации Балтийского флота числилось 88 самолетов различных типов. Личный состав: 96 офицеров (из них 44 летчика), 1339 нижних чинов (1 летчик).
В ее составе полагалось иметь / числилось:
Планом кампании Балтийского флота на 1917 г. для Воздушной дивизии ставились следующие задачи:
1) Морская разведка для периодического наблюдения за северо-восточной частью Балтийского моря от устья Финского залива до линии: Стейнорт – Готска-Санден – Бокшер – Седерарм – Южный Кваркен и Ботнический залив на север от Оланда.
2) Морская разведка для обследования моря в районах Ирбенский, Передовой и Центральной позиций, Моонзунда и подходов к главным фарватерам.
3) Охрана фарватеров и узкостей от подводных лодок и действия против них совместно с дивизией сторожевых судов.
4) Противодействие воздушной разведке противника и воздушная охрана кораблей, портов и воздушных станций.
5) В зависимости от обстоятельств атака бомбами, минами и артиллерийским огнем – кораблей, береговых сооружений и баз противника.
На выполнение всех этих задач серьезный отпечаток укомплектованность и состояние частей и подразделений Воздушной дивизии. В частности в первой половине 1917 г. Воздушная дивизия Балтийского моря в среднем была укомплектована только на одну треть от положенного (летным составом на 39% и самолетами на 32%). И если в 1-й воздушной бригаде укомплектованность летным составом и самолетами была 59% и 41% соответственно, то во 2-й воздушной бригаде эти показатели были намного меньшими: 17% и 19% соответственно, т.к. она находилась в стадии формирования.
К маю 1917 г. ВДБМ имела следующий состав:
1-я воздушная бригада (по штату 54 самолета). Начальник бригады капитан 2 ранга Б.А.Щербачев.
В бригаде было развернуто 8 отрядов в трех гидродивизионах:
- 1-й гидродивизион (начальник дивизиона в июле-ноябре 1917 г. лейтенант П.А.Туржанский), штаб в Кильконде (отряды «Аз» – пост в Гапсале, «Буки» – пост в Гогенгольме, «Веди» – станция в Ревеле);
- 2-й гидродивизион, штаб в Гапсале (отряды «Глаголь» – станция в Кильконде, «Добро» и «Есть» – посты на Цереле);
- 3-й гидродивизион, штаб в Бригитовке (отряды «Живете» – пост в Вердере, «Земля» – пост в Аренсбурге. Авиаотряд «Иже» в Гапсале развернут не был).
2-я воздушная бригада (по штату 48 самолетов). Начальник бригады капитан 2 ранга С.Ф.Дорожинский. В бригаде имелось три гидродивизиона (все в стадии формирования):
- 4-й гидродивизион, штаб в Дегерэ (отряд «Люди» на станции в Дегерэ. Отряды «Мыслете» и «Наш» с постами в Экере и Казберге развернуты не были);
- 5-й гидродивизион, штаб в Юнгфрузунд (отряд «Он» на станции в Юнгфрузунде. Отряды «Покой» и «Рцы» с постами в Юрмо и Лапвике развернуты не были);
- 6-й гидродивизион, штаб в Або (отряды «Слово» и «Твердо» на постах в Або и Люпертэ развернуты не были).
- отряд корабельной авиации (4 летающие лодки). Командирами отряда были ст. лейтенант Я.И.Нагурский и ст. лейтенант С.А.Петров. По вопросам повседневной деятельности этот отряд и гидроавиатранспорт «Орлица» замыкались на 2-ю воздушную бригаду, но находились в непосредственном распоряжении командующего флотом.
На все 11 авиаотрядов имелось только 48 летчиков. К тому времени самолеты М-9 постепенно заменялись на новые М-15, поставляемых с заводов. Истребительные отряды вооружались гидросамолетами Григоровича М-11 и колесными самолетами «Ньюпор».
01.07.1917 г. приказом по Армии и Флоту №57 капитан 1 ранга Б.П.Дудоров был назначен исполняющим должность первого помощника Морского министра. В командование Воздушной дивизией временно вступил капитан 2 ранга Б.А.Щербачев, пока в том же месяце не был назначен новый начальник - капитан 1 ранга В.В.Ковалевский.
По состоянию на 08.08.1917 г. в составе Воздушной дивизии Балтийского моря имелось 64 самолета, в т.ч.:
1-я воздушная бригада (39 летчиков и 44 самолета):
- авиастанция Бригитовка - 9 летчиков и 8 самолетов;
- авиастанция Гапсаль (ныне Хаапсалу) - 3 летчика и 2 самолета;
- авиашкола в Гапсале - 2 летчика и 2 самолета;
- авиастанция Гогенгольм - 2 летчика и 2 самолета;
- авиастанция Кильконд (ныне Кихельконна) - 9 летчиков и 12 самолетов;
- авиастанция Аренсбург - 5 летчиков и 7 самолетов;
- авиастанция Церель - 9 летчиков и 11 самолетов.
2-я воздушная бригада (17 летчиков и 20 самолетов):
- авиастанция Або - 8 летчиков и 10 самолетов;
- авиастанция Митилуто - 1 летчик и 2 самолета;
- авиастанция Раумо - 3 летчика и 3 самолета;
- авиастанция Дегерэ - 4 летчика и 5 самолетов.
К 01.10.1917 г. силы Воздушной дивизии дислоцировались:
Управление дивизии (г. Ревель).
1-я воздушная бригада (г. Ревель):
1-й воздушный дивизион (Кильконд, о. Эзель):
- воздушный отряд «Аз» (Кильконд) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Буки» (Церель, о. Эзель) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Веди» (Аренсбург, о. Эзель) - 6 гидросамолётов.
2-й воздушный дивизион (г. Гапсаль):
- воздушный отряд «Глаголь» (г. Гапсаль) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Есть» (Вердер) - 6 гидросамолётов.
- воздушный отряд «3емля» (о. Оденсхольм) - 6 гидросамолётов;
- 1-й авиационный отряд сухопутных истребителей (Церель);
- 2-й авиационный отряд сухопутных истребителей (Аренсбург);
К этому времени 3-й ВДН в Бригитовке (отряды «Живете» в Вердере, «Земля» в Аренсбурге, «Иже» в Гапсале) был расформирован, а 4-й, 5-й и 6-й дивизионы 2-й бригады стали соответственно 3-м, 4-м и 5-м ВДН.
2-я воздушная бригада (г. Або, Финляндия):
3-й воздушный дивизион (о. Дегерэ, Аландские острова):
- воздушный отряд «Люди» (о. Дегерэ) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Mыслете» (о. Эккерэ, Аландские острова) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Hаш» (о. Казберг, Аландские острова) - 6 гидросамолётов.
4-й воздушный дивизион (пр-в Юнгфрузунд, район г. Або):
- воздушный отряд «Он» (пр-в Юнгфрузунд) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Покой» (о. Юрмо, район г. Або) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Рцы» (о. Лапвик, район г. Або) - 6 гидросамолётов.
5-й воздушный дивизион (г. Або, Финляндия):
- воздушный отряд «Слово» (г. Або) - 6 гидросамолётов;
- воздушный отряд «Твердо» (Люпертэ, район п-ова Ханко) - 6 гидросамолётов.
Отдельный отряд корабельной авиации (Свеаборг, Финляндия): 4 гидросамолета и авиатранспорт «Орлица».
На середину декабря 1917 г. Воздушная дивизия Балтийского моря располагала 98 самолетами: 74 летающими лодками (40 М-9, 13 М-15, 21 М-16), 24 колесными истребителями «Ньюпор»-21 и 87 летчиками.
В феврале 1918 г. нависла угроза захвата немцами Ревеля, а финнами Гельсингфорса. Фактически все имущество 1-й ВБР за небольшим исключением было захвачено германскими войсками после того, как 25.02.1918 г. последние российские корабли и суда покинули Ревель, перейдя в Гельсингфорс.
В период с 12 марта по 22 апреля 1918 г. был осуществлен «Ледовый поход» Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Спасенную часть имущества 1-й воздушной бригады на тех же кораблях доставили в Петроград (так из Ревеля удалось вывезти только 50 авиамоторов и 4 самолета).
25.03.1918 г. Коморси Республики В.М.Альтфатер издал приказ об эвакуации Воздушной дивизии Балтийского моря вглубь страны.
При отступлении Русской армии и флота из Ревеля и с южного берега Финского залива остатки 1-й ВБР эвакуировались в Гельсингфорс, а 2-й ВБР - в Самару. Вскоре туда убыла и 1-я ВБР за исключением нескольких самолетов, которые летом отправили в Ораниенбаум.
Приказом по Флоту и Морскому ведомству от апреля 1918 г. утвержденным Коллегией НК по МД было предписано гидроавиационные части в Самаре свести в один отряд, который именовать впредь до распоряжения «Отдельным отрядом гидроавиации».
В конце апреля 1918 г. приказом по Флоту и Морском ведомству №335 от 27.04.1918 г. «ввиду прекращения военных действий» Воздушная дивизия Балтийского флота, ранее состоящая из 1-й и 2-й воздушных бригад и отряда корабельной авиации, была
расформирована. На основе остатков авиационных подразделений ВДБМ формируется Воздушная бригада Особого Назначения.
Воздушной дивизией Балтийского моря командовали:
Борис Петрович Дудоров (декабрь 1916 г. - июль 1917 г.), Борис Андреевич Щербачев (июль 1917 г., ВрИД),
Владимир Владимирович Ковалевский 1-й (июль 1917 г. - апрель 1918 г.).
Летающая лодка ФБА в аванпорту Либавы. Увеличение фото - по клику.
The FBA flying boat. Click to enlarge the picture.
Гидроавиатранспорт Орлица с самолетами Ф.Б.А. на борту. Увеличение фото - по клику.
The hydroplane carrier Orlitsa FBA flying boat. Click to enlarge the picture.
Летающая лодка М-5 № 7.
Летающая лодка М-9 № 26.
Летающая лодка М-9 № 33.
Обухов на летающей лодке М-9 № 63 с 37-мм пушкой Гочкис.
Гидроистребитель М-11 № 3. Другой ракурс фото - по клику.
Самолёты М-11 №№ 4 (лейтенанта Рогозина) и 9.
The M-11 fighter flying boat, drawing by A. Vercamer.
Летающая лодка М-15 (бортовой № 1, серийный № 11?1).
Фото - Онлайн библиотека Царское Село. Увеличение - по клику.
The M-15 flying boat. Click to enlarge the picture.
Гидросамолет М-16 № 1207/7 на авиастанции в Гельсингфорсе.
Гидросамолет М-16 № 11 на льду Финского залива.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
ВД БМ / ВДБМ / авиация БФ (Балтфлота) / Воздушная дивизия Балтики
Русский императорский военно-морской флот / Российский императорский флот
Источник информации: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах. История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов РИА и РИФ в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.