Air division of Black sea of Russian Imperial navy
В 1916 г. Авиационный отдел службы связи Черного моря состоял из дивизиона гидрокрейсеров с четырьмя корабельными авиаотрядами,
трех районов службы связи по 3 авиастанции (авиаотряда), нескольких береговых авиаотрядов,
и отряда дирижаблей и змейковых аэростатов.
В конце ноября 1916 г. вышел приказ начальник Морского штаба ВГК №428 от 30.11.1916 г. в соответствии с которым
предписывалось сформировать на Балтийском и Черноморском флотах по одной воздушной дивизии.
Во исполнение этого приказа в декабре 1916 г. на Черном море, на основании приказа Ком. ЧФ №227 от 31.12.1916 г.
«О формировании Воздушной дивизии Черноморского флота» приступили к формированию нового авиационного соединения, а в январе 1917 г. оно было объявлено сформированным.
В начале января 1917 г. вышел приказ начальника ВДЧМ №2 от 01.01.1917 г. о переименовании:
Управления Авиации и Воздухоплавания – в Штаб Черноморской воздушной дивизии,
отряда дирижаблей – в 3-й воздушный дивизион,
дивизиона гидрокрейсеров – в (4-й) дивизион корабельной авиации,
Южного воздушного района - в 5-й воздушный дивизион
гидрокрейсеров – в авиационные корабли,
базы корабельной авиации – в воздушную станцию «Бухта Нахимова»,
гидростанции в бухте Круглой – в воздушную станцию «Круглая бухта»,
1-го, 2-го, 3-го прибрежного отряда – в 1-й, 2-й, 3-й воздушные отряды,
1-го корабельного отряда – в 4-й воздушный отряд,
2-го корабельного отряда – в 7-й воздушный отряд,
3-го корабельного отряда – в 5-й воздушный отряд,
Сухумского отряда – в 11-й воздушный отряд,
отряда в Платане – в 12-й воздушный отряд.
По состоянию на 12.01.1917 г. дислокация ВДЧМ была следующая:
Штаб дивизии разместился в Килен-бухте Севастополя.
В 1-ю воздушную бригаду со штабом в Круглой бухте (б. Омега) Севастополя вошли части Северо-Западного воздушного района, сведенные в два прибрежных дивизиона (Бухта Круглая и Одесса) по два отряда с 24 гидроаэропланами, базирующиеся на две авиастанции:
- Бухта Круглая (авиапосты Ялта, Евпатория, Ак-Мечеть) – 1-й ВДН;
- Одесса (авиапосты Отарик, Золокары, Кларовка, Тендра) – 2-й ВДН. После того, как в Севастополе был сформирован новый 2-й ВДН с сентября 1917 г. воздушный дивизион в Одессе стал именоваться 3-м ВДН.
Приказом по ВДЧМ №5 от 01.01.1917 г. согласно приказу начальника Морского штаба Верховного Главнокомандующего №428 от 30.11.1916 г. отряд дирижаблей (4 дирижабля) и змейковых аэростатов был переименован в 3-й воздушный дивизион дирижаблей (в Севастополе) и змейковых аэростатов (в Балаклаве).
Одновременно с 1-й ВБР формировался 4-й дивизион корабельной авиации (гидроавиатранспорты «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и «Румыния»). Он базировался на б. Нахимова. Начальником дивизиона назначили капитана 1-го ранга Д. Чайковского. По боевой организации этот дивизион подчинялся непосредственно командующему флотом. В хозяйственном отношении 4-й ВДН замыкался на штаб первой бригады.
Во 2-ю воздушную бригаду со штабом в Батуме вошли части Южного воздушного района, сведенные в три дивизиона (5-й, 6-й и 7-й) по три отряда с 54 гидроаэропланами, базирующиеся на три авиастанции:
- Батум (авиапосты Платане, Ризе, Сухум, Поти) – 5-й ВДН,
-Туапсе (авиапосты Сочи и Гагры) - 6-й ВДН;
- Керчь (авиапосты Геленджик, Анапа и Феодосия) – 7-й ВДН.
Начальником Воздушной дивизии был назначен капитан 1 ранга М.И.Федорович, а ст. лейтенант И.И.Стаховский, возглавлявший до этого времени черноморскую авиацию стал начальником 1-й воздушной бригады. Начальником 2-й воздушной бригады стал капитан 1 ранга И.С.Кузнецов (январь-август). Приказом по ВДЧМ №3 от 01.01.1917 г. были назначены начальниками воздушных отрядов:
По 1-му ВДН (лейтенант Лучанинов):
- в 1-й ВО – лейтенант Косоротов,
- во 2-й ВО – лейтенант Корнилович,
- в 3-й ВО – лейтенант Лучанинов.
По 2-му ВДН:
- в 4-й ВО – лейтенант Марченко,
- в 5-й ВО – лейтенант Рагозин.
По 4-му ВДН (прапорщик Ткач):
- в 7-й ВО – лейтенант Крыгин,
- в 8-й ВО – лейтенант Ламанов,
- в 10-й ВО – лейтенант Эссен,
По 5-му ВДН (лейтенант Юнкер): Приказом по ВДЧМ №7 от 01.01.1917 г. Южный Воздушный район был переименован в 5-й ВДН 2-й ВБР, но до завершения формирования он подчинялся непосредственно начальнику ВДЧМ.
- в 11-й ВО – штаб-ротмистр Римский-Корсаков,
- в 12-й ВО – прапорщик Негеревич.
К апрелю 1917 г. переведенные в Севастополь в ноябре 1916 г. румынские пароходы «Король Карл», «Дакия», «Император Траян» и «Принчипесса Мария» были переоборудованы и включены в подкласс вспомогательных крейсеров (посыльных кораблей). Вначале предполагалось вооружить четырьмя летающими лодками, но из-за нехватки гидроаэропланов, они имели не более двух самолетов.
В мае 1917 г. на основании приказа по ВДЧМ №835 от 29.04.1917 г. был расформирован 3-й ВДН (дирижаблей). На основании приказа по дивизии №1551 от 05.07.1917 г. 2-й ВДН был переименован в 3-й ВДН, а бывший 3-й ВДН (дирижаблей) до его ликвидации предписано именовать Отрядом дирижаблей ЧВД.
В июле 1917 г. на воздушной станции б. Нахимова начал формироваться 13-й отряд истребителей (начальник отряда лейтенант Г.А.Фриде, с сентября – лейтенант В.М.Марченко). На его вооружение поступили восемь истребителей «Ньюпор».
В июле 1917 г. в б. Нахимова базировались три корабельных авиаотряда во время пребывания в главной базе гидрокрейсеров. Воздушная станция в Круглой бухте использовалась для стационарного базирования трех береговых авиаотрядов.
Здесь также находились штабы 1-й воздушной бригады и ее дивизионов. На воздушных станциях в Сухуме, Батуме, Платане базировалось по 4 гидроаэроплана, а на воздушных постах в Трапезунде и Ризе - по 2 колесных аэроплана.
На основании приказа по ЧВД №1781 от 15.08.1917 г. 13-й ИАО был перебазирован в Одессу.
К сентябрю 1917 г. была проведена реорганизация Воздушной дивизии Черного моря. Она включала в себя:
1-й воздушный дивизион (корабельной авиации с базой в б. Нахимова), состоящий из 1-го и 2-го действующих гидроотрядов и 3-го и 4-го ГАО не завершивших формирование;
2-й воздушный дивизион (база в Круглой бухте), состоящий из 5-го и 6-го действующих гидроотрядов и 7-го ГАО, не завершившего формирование;
3-й воздушный дивизион (бывш. 2-й ВДН, база в Одессе), состоящий из 8-го и 9-го действующих гидроотрядов и 10-го ГАО, не завершившего формирование;
4-й воздушный дивизион (база в Батуме), состоящий из 11-го и 12-го гидроотрядов и 13-го истребительного отряда (готовился перебазированию в Румынию).
На середину декабря 1917 г. Воздушная дивизия Черного моря еще располагала 104 летающими лодками (24 М-5, 60 М-9, 4 М-11, 16 М-15), а также 9 истребителями «Ньюпор»-17. На это количество самолетов имелось всего 74 летчика.
Состав Черноморской ВД на декабрь 1917 г.
Отряд корабельной авиации: гидрокрейсер «Авиатор», гидрокрейсер «Румыния».
1-й воздушный дивизион:
Корабельная авиация (Севастополь, б. Нахимова)
1-й воздушный отряд;
2-й воздушный отряд;
Воздушная станция – б. Нахимова.
2-й воздушный дивизион (Севастополь, Круглая Бухта):
5-й воздушный отряд;
6-й воздушный отряд (резервный);
Воздушная станция – Круглая Бухта;
Воздушная станция – Евпатория;
Воздушная станция – Ак-Мечеть.
3-й воздушный дивизион (Одесса):
8-й воздушный отряд (Сулин);
9-й воздушный отряд (резервный, Одесса);
13-й воздушный отряд (по его сформировании, Килия);
Воздушная станция – Одесса;
Воздушный пост – Сулин;
Воздушный пост – Золокары;
Воздушный пост – Отарик.
4-й воздушный дивизион (Батум):
11-й воздушный отряд;
12-й воздушный отряд;
Воздушная станция – Батум;
Воздушный пост – Сухум;
Воздушный пост – Поти;
Воздушный пост – Ризе;
Воздушный пост – Палатана;
Воздушный пост – Эллеу.
Воздушная дивизия Черного моря расформирована в апреле 1918 г.
Воздушной дивизией Черного моря командовали: Михаил Иосифович Федорович (январь-август 1917 г.),
Николай Иванович Черниловский-Сокол (август 1917 г. - апрель 1918 г.).
Летающая лодка М-2 № 29 на берегу.
Летающая лодка М-2 № 29 на берегу.
Летающая лодка М-5 (бортовой № 32).
Фото - Онлайн библиотека Царское Село. Увеличение - по клику.
The M-5 flying boat. Click to enlarge the picture.
Летающая лодка М-5 (бортовой № 47).
Фото - Онлайн библиотека Царское Село. Увеличение - по клику.
The M-5 flying boat. Click to enlarge the picture.
Летающая лодка М-5 с бортовым номером 35, фото 1915 г.
Летающая лодка М-5 с бортовым номером 37, фото 1916 г.
Подъем летающей лодки М-5 № 37 на борт крейсера «Алмаз».
Буксировка летающих лодок М-9 к гидроавиатранспорту. Увеличение фото - по клику.
The M-9 flying boats. Click to enlarge the picture.
Д. Григорович и подпоручик Е. Погосский на корпусе летающей лодки М-9 из 2-го морского отряда Черноморского флота, 1917 год.
Летающие лодки М-9 (видны номера 160, 156) в Одессе, 1918 г.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Черноморская воздушная дивизия / ВД ЧМ / ВДЧМ / авиация ЧФ (Черноморского флота) /
Русский императорский военно-морской флот / Российский императорский флот
Источник информации: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах. История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов РИА и РИФ в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.