Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

49-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ВМФ


49th navy torpedo bomber aviation regiment

       История полка

      С 08.03.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. и приказа Ком. ТОФ №0033 от 19.03.1942 г. на аэродромах Новонежино и Шкотовский Перевал на базе двух эскадрилий 4-го МТАП и 50-го МТАП началось формирование нового 49-го минно-торпедного авиационного полка трехэскадрильного состава, вооруженного 32 ДБ-3т. Полк включили в состав 29-й авиационной бригады ВВС ТОФ.
      С первых дней своего существования, 49-й МТАП приступил к подготовке летного и технического состава на ДБ-3 для минно-торпедной авиации воюющих флотов.
      С конца июня 1945 г. 49-й МТАП полк получил самолеты А-20 «Бостон» и приступил к переучиванию на них. Однако, к началу войны с Японией этот процесс не был завершен, и летчикам пришлось участвовать в боевых действиях на старых и изношенных самолетах ДБ-3т.
      По состоянию на 09.08.1945 г. в составе полка, базирующегося на аэр. Новонежино имелось 22/19 ДБ-3т и 29 экипажей (в том числе 10 боеготовых). Кроме того, имелось также 46/44 A-20G и A-20K, еще не освоенных экипажами в полном объеме.
      09.08.1945 г. 49-й МТАП начал боевые действия вылетом самолетов ДБ-3т на торпедные удары по кораблям противника в Японском море. В этот день экипажам полка удалось нанести удар по конвою противника в районе м. Дзиосин и потопить японский транспорт «Дайто Мару» (6859 брт).
      10.08.1945 г. пара ДБ-3т 49-го МТАП выполнили вылет на торпедный удар по кораблям противника в районе п. Сейсин – Расин. Результатом этой атаки стало потопление транспорта «Акава Мару» (предположительно). Тогда же полк понес первую боевую потерю – ДБ-3т 3-й АЭ с экипажем мл. лейтенанта В.В.Хомутникова, который был (предположительно) сбит зенитным огнем.
      В тот же день 4 ДБ-3т 49-го МТАП с аэр. Новонежино и 9 Ил-4 4-го МТАП 2-й МТАД с аэр. Романовка под прикрытием 6 Як-9 38-го ИАП нанесли торпедные удары по кораблям и судам противника в районе м. Казакова и м. Болтина.
      Последующие четыре дня полк не летал из-за плохой погоды в районе своих аэродромов, а с 16 августа он переключился на нанесение бомбовых ударов по мостам и железнодорожным станциям на территории Северной Кореи, так как основные порты были уже в наших руках:
      16.08.1945 г. 14 ДБ-3т 49-го МТАП совместно с 25 Ил-4 4-го МТАП и Пе-2 10-й БАД ВВС ТОФ наносили удар по железнодорожной станции Сейсин.
      18.08.1945 г. 14 ДБ-3т 49-го МТАП совместно с 33 ДБ-3т 52-го МТАП и 14 А-20 36-го МТАП 2-й МТАД бомбили станцию Кюссю, мосты возле Ранана и Кейдзио.
      19.08.1945 г. боевые действия ВВС ТОФ на корейском направлении завершились.
      Последние боевые вылеты полк выполнил 22.08.1945 г. против японских судов, осуществляющих эвакуацию своих войск и гражданского населения с юга о. Сахалин на о. Хоккайдо. В этот день две четверки ДБ-3т двумя торпедами потопили японский транспорт «Ноторо Мару». Это была последняя победа и последние боевые вылеты Морской Авиации ВМФ СССР во Второй Мировой войне.
      В 1946 г. самолеты ДБ-3т по мере освоения экипажами «Бостонов» были сняты с вооружения.
      С 15.12.1947 г. 49-й МТАП переводится на единую с ВВС СА четырехэскадрильную структуру.
      С апреля 1949 г. полк перешел на штат трехэскадрильного состава. В связи с тем, что самолеты А-20, полученные по ленд-лизу, подлежали возврату США, полк был снова перевооружен, на весьма изношенные самолеты Ил-4, на которых летал вплоть до перевооружения на реактивную авиатехнику.
      С 01.07.1952 г. личный состав полка прошел переучивание на новые реактивные самолеты Ту-14.
      К 15.11.1952 г. 49-й МТАП должен был передислоцироваться к новому месту базирования на аэр. Западные Кневичи (фактически полк перебазировался только в январе 1953 г.)
      В 1953 г. полк переучился на Ил-28. Однако на его вооружении также оставалось 11 самолетов Ту-14.
      В 1959 г. летно-технический состав 49-го МТАП прошел переучивание на Ту-16.
      30.10.1959 г. в связи с перевооружением на Ту-16 полк переименован в 49-й минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия.
      В конце декабря 1959 г. в полк поступили самолеты Ту-16кс.
      С 01.05.1961 г. на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г. минно-торпедная авиация ВМФ была преобразована в морскую ракетоносную авиацию. При этом 49-й МТАП ДД был переименован в 49-й морской ракетоносный авиаполк.
      С 31.12.1962 г. в состав 49-го МРАП были включена эскадрилья самолетов-заправщиков Ту-16з. Позднее эскадрилья самолетов-заправщиков по мере переоборудования их в постановщики помех была преобразована в эскадрилью радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
      В период обострения обстановки вокруг Кубы (1961-62 гг.) одна эскадрилья полка постоянно находилась в 30-минутной готовности к вылету в ракетном варианте на удар по АУГ ВМС США.
      В начале 1963 г. 49-й МРАП перевооружился на ракетоносцы Ту-16к-10. Однако, эксплуатировал их недолго и спустя три года передал другим частям МРА ТОФ.
      В 1967 г. 49-й МРАП составом двух ракетоносных эскадрилий переучился на ракетные системы К-16 и К-11 с АКР КСР-2 и КСР-11 и носителем Ту-16к-11-16.
      15.07.1971 г. 49-й МРАП был переименован в 183-й морской ракетоносный авиаполк в составе 25-й МРАД (бывш. 3-я МРАД). К этому времени на вооружение полка поступила ракетная система К-26 с АКР КСР-5, КСР-5п и носителем Ту-16к-26.
      В течение 1991 г. летный и технический состав 183-го МРАП проходил переучивание на сверхзвуковые самолеты Ту-22м2 в 33-м ЦБП и ПЛС в Николаеве. Всего с аэр. Веретье (г. Быхов) в декабре того же года было перегнано 20 самолетов, ранее входивших в состав 240-го гв. МРАП ВВС БФ. Их по 10 машин получили 1-я и 2-я АЭ, а на вооружении 3-й АЭ самолетов РЭП остались 7 Ту-16п и 2 Ту-16е.
      В начале 1992 г. в связи со списанием самолетов Ту-16 в полку расформируется 3-я АЭ самолетов радиоэлектронного противодействия.
      01.12.1993 г. 183-й МРАП 25-й МРАД ВВС ТОФ был расформирован. Часть его личного состава и авиатехники передали в 570-й МРАП 143-й МРАД ВВС ТОФ на аэр. Каменный Ручей.

       Материальная часть

       На вооружении полка стояли самолеты ДБ-3т, Ил-4, А-20G и А-20К «Бостон», Ил-28т, Ту-14т, Ту-16к, Ту-16п, Ту-16е, Ту-16з, Ту-22м2, СДК-7 (МиГ-17СДК).

49 авп ВВС ТОФ в СЯВ - самолеты и эмблемы
Фотографии из аварийных актов.
Авария ДБ-3 лётчика Шкаруба К.Ф. на аэродроме Новонежино, 1942 г. Увеличение фото - по клику.
The broken DB-3 plane of 49th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.


49 авп ВВС ТОФ в СЯВ - самолеты и эмблемы
Поломка ДБ-3 (хвостовой номер 5 поверх номера 9) мл. лейтенанта Каняева, 11.05.1944. Увеличение фото - по клику.
The damaged DB-3 plane of 49th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.


49 авп ВВС ТОФ в СЯВ - самолеты и эмблемы
Авария ДБ-3 (летчик Амельков А.Ф.), аэр. Новонежино, 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The damaged DB-3 plane of 49th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.

49 авп ВВС ТОФ в СЯВ Матчасть
Авария ДБ-3 (летчик Амельков А.Ф.), аэр. Новонежино, 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The damaged DB-3 plane of 49th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.


Фотография эскадрильи торпедоносцев в Ново-Нежино. Штурман эскадрильи - Жевакин Семен Иванович
Личный состав эскадрильи торпедоносцев в Ново-Нежино на фоне A-20 Boston, 1945 г. Штурман эскадрильи - Жевакин Семен Иванович. Оборотная сторона фото - по клику.

предп 49-й МТАП ВВС ТОФ Американский самолет Боинг, полученный СССР по лендлизу в 1945 году. Тихоокеанский флот 1945
Самолет A-20 Boston № 4399, Тихоокеанский флот, 1945 г. Предположительно - 49-й МТАП ВВС ТОФ.

49 МРАП
Штурман отряда 49-го МРАП Левшов Владимир Алексеевич (в центре с планшетом) уточняет работу на маршруте членам экипажа Ту-16, аэр. Кневичи Западные, 1968 г. На самолёте видны: серийный номер 6401504, тактический номер 54. Увеличение фото - по клику.
The Tu-16 jet bomber. Click to enlarge the photo.


Мой 44 борт на Кневичах
Реактивный бомбардировщик Ту-16 (борт 44) на Кневичах. Увеличение фото - по клику.
The Tu-16 jet bomber (tactical number 44). Click to enlarge the photo.


       Командиры полка

       Командирами полка в различное время были: Ф.В.Костькин (с марта 1942 г., убыл на СФ, погиб), Морозов (1942 г., погиб на Западе), А.В.Корнилов (1942 г. – май 1943 г.), И.С.Тишин (май 1943 г. - 1947 г.), Г.В.Сериков (1947-49 гг.), С.С.Кирьянов (в 1949 г.), Д.В.Хибин (1950-51 гг.), И.В.Горкушенко (1951-53 гг.), С.С.Сафронов (1953-56 гг.), Х.С.Сохиев (1956 г. – январь 1960 г.), Ю.Н.Антипов (январь 1960 г.- июль 1963 г., погиб), П.Р.Стожаров (июль 1963 г. – октябрь 1967 г.), П.В.Рыжков (октябрь 1967 г. – октябрь 1969 г., снят), А.Д.Соколов (октябрь 1969 г. - 1971 г.), Г.С.Никифоров (1972-74 гг.), В.А.Бугарь (1974-75 гг.), Ф.С.Илющенко (1975-81 гг.), Е.И.Казанцев (1981 г. – август 1983 г.), А.Н.Шеперкин (август 1983 г. - 1989 г.), И.И.Иванов (1989-91 гг.), В.Г.Кулаков (1991 г. – декабрь 1993 г.).





Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.