Структура ИА РА ША БА СП

100 гвардейский истребительный авиационный Ченстоховский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк

[45 истребительный авиационный полк]


100th guards fighter regiment (45th fighter regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       01.04.1938 — 45 истребительный авиаполк сформирован в Закавказском военном округе (г. Баку) на основе 120 отдельной истребительной авиаэскадрильи.
       17.06.1943 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 234 45 иап преобразован в 100 гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.02.1945 — За отличие в боях за овладение городами Ченстохова, Пшедбуж и Радомско приказом ВГК № 013 100 гиап присвоено почетное наименование «Ченстоховский».
       26.05.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейссе и овладении городами Котбус, Люббен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 100 гиап награжден орденом Александра Невского.
       04.06.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования при ликвидации группировки немецких войск, окруженной юго-восточнее Берлина, и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 100 гиап награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
25.08.194122.10.1941ВВС Закавказского фронта принимал участие в операции по занятию советскими войсками территории Северного Ирана
10.01.194212.05.194272 иадВВС Крымского фронта
12.05.194228.06.1942236 иадВВС Северо-Кавказского фронта 10.06.1942–28.06.1942 Действовал в оперативном подчинении командования Севастопольского оборонительного района ВВС Черноморского флота
28.06.194211.07.19425 ВАСеверо-Кавказский фронт
11.07.194226.07.1942230 шад
26.07.194220.09.1942216 иад4 ВАСеверная группа войск Закавказского фронта
26.02.194301.08.1943216 сад / 9 гиадСеверо-Кавказский фронт
01.08.194311.01.19449 гиад8 ВАЮжный фронт 15.08.1943-21.08.1943 Вместе с 9 гиад оперативно подчинен командованию 17 ВА Юго-Западного фронта с передислокацией в полосу его действия
07.05.194408.07.19445 ВА2 Украинский фронт находился в оперативном подчинении командования 7 ИАК РСВГК
08.07.194431.07.19447 иак8 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.19457 иак / 6 гиак2 ВА

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнен 8223 боевых вылет. В воздушных боях уничтожено 428 самолетов противника, на аэродромах при штурмовках - 19 самолетов и 1 планер. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск 3738 156 2163 810 609
на расчистку воздуха 163 153 10
на прикрытие действий авиации 275 126 138 11
на сопровождение 1017 776 219 12 10
на разведку 1212 443 97 360 312
на прикрытие объектов 36 16 20
на прикрытие портов 220 220
на перехват 403 223 167 2 11
на прикрытие аэродромов 462 262 151 14 35
на свободную охоту 106 35 53 18
на корректировку артогня 4 4
на блокировку аэродромов 14 8 6
на уничтожение аэростатов 2 2
на прикрытие переправ 224 224
на прикрытие автострады 28 28
на прикрытие г. Прага 34 34
на штурмовку 285 232 31 8 14
Итого 8223 2454 3158 1300 1311
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 282 35 145 74 28
Истребители - уничтожено на аэродромах 7 6 1
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях 133 50 65 13 5
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах 10 7 3
Транспортники - сбито в воздушных боях 9 1 8
Транспортники - уничтожено на аэродромах 2 2
Прочие типы - сбито в воздушных боях 4 1 1 2
Итого 447 100 211 95 41
сбито в воздушных боях 428 87 211 95 35
уничтожено на аэродромах 19 13 0 0 6

Свои потериЗа войну 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов сбито в воздушных боях59 28 25 6
сбито зенитной артиллерией 7 2 2 1 2
уничтожено на аэродромах 11 11
не вернулось с боевого задания 27 8 10 9
Итого 104 49 37 16 2
Небоевые потери самолетов авиакатастрофы 3 3
аварии 12 1 2 6 3
списано по износу 3 3
Итого 18 1 5 6 6
ВСЕГО 122 50 42 22 8
       По типам самолетов потеряно: 50 Як-1; 2 «Киттихаук»; 70 «Аэрокобра».
Потери летчиков: 48 (из них небоевые - 4).

       Типы боевых самолетов, состоявшие на вооружении в 1941-1945 гг.

1. Як-1 (август 1941 г. — сентябрь 1942 г.)
Май 1941 г. - перевооружение на истребители Як-1.
22.05.1942 - принято 12 Як-1 от 237 иап, убывающего с фронта на доукомплектование.


2. «Киттихаук» (февраль — август 1943 г.)
20.09.1942–20.02.1943 - переучивание на американские истребители «Аэрокобра» и «Киттихаук» (две эскадрильи получили «Аэрокобры», одна – «Киттихауки») в 25 запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта.
Август 1943 г. - самолеты Р40 сданы в части ПВО.


3. «Аэрокобра» (26.02.1943 — 11.05.1945)
20.09.1942–20.02.1943 - переучивание на американские истребители «Аэрокобра» и «Киттихаук» (две эскадрильи получили «Аэрокобры», одна – «Киттихауки») в 25 зиап Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул).
Август 1943 г. - полный переход на самолеты Р39.

WW2 foto soviet craft 45 iap in combat.
Истребитель «Аэрокобрa» Бабака Ивана Ильича, на Кубани весной 1943 г.
Кубанская мясорубка в воздухе.
Soviet warplane Airacobra of Ivan Babak ace, 45 IAP, spring 1943.

45 авп
Реконструкция внешнего вида P-39D-2 тактический номер 40, серийный номер 4138416. Художник - М.Быков.

28/48 Огне опасно 8-45-35
Глинка Дмитрий Борисович и его «Аэрокобра», фотографии апреля 1943 г.
P-39K-1 fighter of Dmitry Glinka ace. Great Patriotic war photos.

WWII photo Russian identification mark. ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части
Цветной боковик.
Реконструкция внешнего вида Р-39К-1 бортовой номер 21, серийный номер 424403. Художник - М.Быков.


Глинка Борис Борисович в кабине «Аэрокобры», фото весны 1943 г..

Color profile by M.Bykov of P39K1 of Boris Glinka ace, serial number 424415, tactical number 1.


синий кок? 
видимо, какие-то ветераны рассказывали, тот же Дольников к примеру (покойный В.Вахламов с ним общался).
P-39N-0 «От школьников Мариуполя» капитана И.И.Бабака, январь 1945 г. На капоте изображен ангел с мечом и трубой.
Bell Airacobra of capt. Babak, serial number 429033, bort number white 01. Osprey Publishing.

Боевое использование Кобр в СССР. 100 гвиап
Эта же машина летчика Г.У.Дольникова, Германия, май 1945 г. Надписи на разных сторонах капота «За Ваню Бабака» и «За Петю Гучка».
The same warplane in may 1945. The pilot - G.U.Dolnikov. Osprey Publishing.


ВМВ снимок 100 гв иап
Советские авиаторы у истребителя с надписями «За Петю Гучка» и «За Ваню Бабака».
Soviet pilots near Airacobra. Click to enlarge the picture.

Фото ВОВ
P-39N-0 «От школьников Мариуполя». Белая «пилотка» - знак 100 гиап в 9 гиад.
Soviet P-39 planes. Click to enlarge the picture.




Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru



Главная Полки ИА

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian units.