Главная ИА РА ША БА СП

16 гвардейский истребительный авиационный Сандомирский ордена Александра Невского полк

[55 истребительный авиационный полк]


16th guards fighter «Sandomir» regiment (55th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       12.09.1939–19.01.1940 — 55 истребительный авиаполк сформирован в Киевском Особом военном округе (г. Кировоград) на основе 43, 2, 12 и 17 иап. (директива Командующего ВВС КОВО № 05875 от 12.09.1939)
       07.03.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 55 иап преобразован в 16 гвардейский истребительный авиационный полк.
       01.09.1944 — За отличие в боях при форсировании реки Висла и за овладение городом Сандомир приказом ВГК № 0295 16 гиап присвоено почетное наименование «Сандомирский».
       26.04.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и разгроме войск противника юго-западнее Оппельна и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 16 гиап награжден орденом Александра Невского.
       20.02.1949 — Переименован в 689 гвардейский истребительный авиаполк в составе 237 гиад (бывш. 9 гиад) 59 ВА Центральной группы войск (аэр. Траусдорф) (директива ГШ ВС СССР № орг/1/120016 от 10.01.1949).
       К 01.03.2010 689 гиап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194107.03.194220 садВВС ОдВО / ВВС Южного фронта
07.03.194222.05.1942ВВС 18 армииЮжный фронт
22.05.194229.07.1942216 иад4 ВА
29.07.194213.08.1942Северо-Кавказский фронт
09.04.194301.08.1943216 сад / 9 гиад
01.08.194310.01.19449 гиад8 ВАЮжный фронт / 4 Украинский фронт 15.08.1943 - 21.08.1943 полк в составе 9 гиад был оперативно переподчинен командованию 17 Воздушной армии Юго-Западного фронта
07.05.194408.07.19445 ВА2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19447 иак8 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.19452 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнен 13681 боевой вылет. В воздушных боях уничтожено 587 самолетов противника, на аэродромах при штурмовках - 31 самолет. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск680964378132261330829
на расчистку воздуха143124118
на штурмовку7233642221948
на сопровождение14981058154286
на разведку1949108632535212165
на свободную охоту34518210162
на прикрытие переправ39167324
на прикрытие со штурмовкой2525
на прикрытие РА31238
на перехват670432721223014
на сопровождение ТА852065
на прикрытие автострады5252
на уничтожение аэростата22
на прикрытие аэродрома555843614857
на прикрытие войск и переправ286286
на блокировку аэродромов28244
на прикрытие траур. процессий642
на уничтожение разведчиков2020
на установление связи44
на облет р-на боевых действий6464
Итого1368135831708471518971778
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях36026261866062
Истребители - уничтожено на аэродромах321
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях1952310119385
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах252221
Прочие - сбито в воздушных боях3261214
Прочие - уничтожено на аэродромах321
Итого618814032810267
сбито в воздушных боях587553732610267
уничтожено на аэродромах31263200

Свои потериЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Потери летчиков91 40 11 25 12 4
Боевые потери самолетов сбито в воздушных боях8126433108
сбито ЗА514
уничтожено на аэродромах161141
не вернулось с боевого задания5135574
уничтожено на земле противником11
Итого1547213421512
Небоевые потери самолетов авиакатастрофы15636
аварии2682853
списано по износу3223621
Итого7337813114
ВСЕГО22710921552616
       По типам самолетов потеряно: 30 И-153; 7 И-16; 78 МиГ-3; 15 Як-1; 96 «Аэрокобра»; 1 Ла-7.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

1. И-153 (июнь — сентябрь 1941 г.)

боковик в цвете.
Реконструкция окраски истребителя И-153 «Чайка» № 5 (пилот 3-й эскадрильи младший лейтенант Г.А.Речкалов) сделана по фото из аварийного акта марта 1941 г. Автор - Игорь Злобин.
Fighter I-153 of 55 iap Red army airforce.



2. И-16 (июнь 1941 г. — осень 1942 г.)


3. МиГ-3 (июнь 1941 г. — август 1942 г.)
02.03.1942 - принято 9 МиГ-3 от 146 ИАП.

Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
МиГ-3, на котором в 1941 г. летал будущий Герой Советского Союза Валентин Фигичев. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым по словесному описанию в мемуарах.
Russian MiG-3 aircraft number 8.


Фото ВОВ.
Александр Покрышкин у истребителя МиГ-3 в сильно изношенной зимней окраске, зима-весна 1942 г.
из книги Жукова Один миг из тысячи
МиГ-3 ст. лейтенанта А.И. Покрышкина, 16 гиап, весна 1942 года. Художник - А.Казаков.
Soviet MiG-3 plane number 5.



4. Як-1 (июнь — сентябрь 1942 г.)


WW2 foto soviet craft in combat.
Речкалов Г.А. с боевыми товарищами работают с картой на крыле Як-1. Фото 1942 г.
Soviet Yak-1 aircraft. Great Patriotic war photo.



5. «Аэрокобра» Bell P-39 Airacobra различных модификаций (09.04.1943 — 09.05.1945)


боевая раскраска
Андрей Труд и Вадим Фадеев у Аэрокобры № 37. Фотография весны 1943 г.
16 ГвИАП исторический формуляр авиачасти
Самолет P-39D-2 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, на котором летал будущий Герой Советского Союза Вадим Фадеев. Рисунок М.Быкова.


Летчик Фадеев (в центре) с сослуживцами у Р39 № 27.

Bell P-39D-2 Airacobra white bort number 27, serial number 4138555. Color profile by M.Bykov.


Кубанская этажерка.
Александр Покрышкин на крыле своей «Аэрокобры» с 30 звездочками воздушных побед.

Покрышкинская сотка.
Машина Покрышкина с белым номером 100.

Фото в газете «Сталинскй сокол» от 5.6.1943. 31 отметка побед.

Bell P-39N-0 Airacobra white bort number 100, serial number 429004. Color profile by M.Bykov.


Кубанская мясорубка
P-39L-1 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, на которой Степанов Иван Платонович летал в период боевых действий на Кубани, весна 1943 г.

Soviet P-39L-1 aicraft white bort number 14, serial number 424608, 1943. Drawing by M.Bykov



Клубов Александр Фёдорович рядом с истребителем Р-39 № 125.
Ace Klubov near P-39 fighter of 16 giap Red army airforce.


WWII photo Russian identification mark.
Клубов А.Ф. на плоскости Аэрокобры.

Russian ace Klubov A.F. standing at the Airacobra's wing.



Гвардии майоры А.И. Покрышкин (16 гиап) и Д.Б. Глинка (100 гиап) на фоне истребителя P-39.
Pokryshkin A.I and Glinka D.B. Great Patriotic war photo.


Наши ястребки - Сталинские соколы
Речкалов Г.А. с сослуживцами у своей «Аэрокобры».
Rechkalov G.A. near his plane marked R.G.A. initials.

initial letters
«Аэрокобра» Речкалова Г.А. с 55 победными звездочками и инициалами Р.Г.А вместо номера.


Заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиаполка, дважды Герой Советского Союза Григорий Андреевич Речкалов возле своего самолета Р-39N-0.
Rechkalov and his P-39N0 aircraft.


ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части
Асы 9 гв иад: Клубов Александр Фёдорович, Речкалов Григорий Андреевич, Труд Андрей Иванович, Глинка Борис Борисович. Увеличение фотографии по клику.
Russian aces and P-39 fighter. Click to enlarge.



Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Речкалова.
Wartime B&W picture colored by Klimbim.


ftrs
Речкалов Григорий Андреевич и Труд Андрей Иванович.
Expert pilots Rechkalov and Trud aside P39 fighter.


ЗБО
Командир авиадивизии, трижды Герой Советского Союза, гвардии подполковник Покрышкин у Р39 Речкалова.
Pokryshkin near Rechkalov's Airacobra.


ЭБИ
Летчики 16 гиап во главе с Покрышкиным у «Аэрокобры» Речкалова, август 1944 г.
ЗБИ
Colored wartime picture of Russian pilots near Rechkalov's P39.


ЭБО
P-39N0 Речкалова в июле 1944 г. Рисунок 66misos. Красная «пилотка» с белым кантом и красный кок винта - знаки 16 гиап в 9 гиад.

P-39Q-15 «Аэрокобра»
P-39N0 Речкалова в августе-сентябре 1944 г. Рисунок 66misos.

на фотках речкаловской кобры четко видно пилотку, но кок выглядит так же, как и весь самолет, так что, возможно, он и не красный, а просто камуфляжного цвета
Самолет Р39 Григория Речкалова, на котором он летал на зимой-весной 1945 г.

Боевое использование Кобр в СССР.
P39 с тактическим номером 50 летчика К.В.Сухова.
FAB-100 WW2 foto soviet Cobras in combat.
Sukhov' P-39Q board number „50“ filmed with Pokryshkin.

военный самолёт с ФАБ-100
Проекции самолета P-39N Сухова с подвешенной бомбой. Выполнил 66misos.







Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.