Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

104 гвардейский истребительный авиационный Краковский ордена Александра Невского полк ВВС КА

[298 истребительный авиационный полк]


104th guards fighter «Krakow» regiment (298th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Май 1941 г. — 298 истребительный авиаполк начал формироваться в Одесском военном округе (г. Вознесенск) (директива штаба ВВС КА от марта 1941 г.).
       24.08.1943 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР №" 264 298 иап преобразован в 104 гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.02.1945 — За отличие в боях за овладение городом Краков приказом ВГК № 015 104 гиап присвоено почетное наименование «Краковский».
       26.04.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Нейссе и Леобшютц и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 104 гиап награжден орденом Александра Невского.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
19.07.194115.09.1941ВВС Южного фронта
15.09.194112.01.194245 садВВС 18 армииЮжный фронт
12.01.194225.03.1942ВВС 12 армии
25.03.194220.05.1942
16.02.194321.08.1943219 бад4 ВАСеверо-Кавказский фронтработал как полк сопровождения
21.08.194311.01.19449 гиад8 ВАЮжный фронт / 4 Украинский фронт
07.05.194408.07.19445 ВА2 Украинский фронт
08.07.194431.07.19447 иак8 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.19452 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 10676 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 423 самолета противника, на аэродромах при штурмовках - 14 самолетов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие войск 4151 232 306 1780 1071 762
на разведку погоды 33 4 6 19 4
на разведку 1566 402 299 679 69 127
на свободную охоту 173 70 64 49
на перехват 729 408 295 7 11 13
на прикрытие объектов 393 119 181 53 6 34
на сопровождение ТА 46 3 8 34 4
на штурмовку 1110 509 456 14 6 125
по связи 6 4 2
на сопр-е фоторазведчиков 12 12
на сопровождение 1854 715 504 617 18
на расчистку воздуха 129 113 16
на облет района БД 103 103
на прикрытие разгрузки войск 100 100
на прикр. автострады и переправ 271 271
Итого боевых вылетов10676 2387 2052 3386 1458 1393
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 239 10 10 121 51 47
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях 178 18 3 130 25 2
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах 14 2 3 7 2
Прочие - сбито в воздушных боях 6 4 2
Итого 437 34 16 260 76 51
Сбито в воздушных боях 423 32 13 253 76 49
Уничтожено на аэродромах 14 2 3 7 0 2

Свои потериЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов сбито в воздушных боях39 8 3 25 3
сбито зенитной артиллерией 9 3 2 4
уничтожено на аэродромах 3 2 1
не вернулось с боевого задания 49 4 3 15 12 15
Итого 100 17 8 44 15 16
Небоевые потери самолетов авиакатастрофы 10 2 1 3 2 2
аварии 11 4 2 2 3
списано по износу 41 8 3 16 10 4
Итого 62 14 6 21 15 6
ВСЕГО 162 31 14 65 30 22
Потери лётчиков
62 17 8 27 10 10
       По типам самолетов потеряно: 45 И-16; 1 Як-1; 117 «Аэрокобра»; 10 УТИ-4; 7 По-2; 2 УТ-1.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


       На вооружении полка стояли самолеты И-16, Як-1, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-17, Як-25п, Як-28п.

1. И-16 (19.07.1941 — 20.05.1942)
19.07.1941 : получение первых истребителей И-16.
20.05.1942 : передача 5 оставшихся И-16 в 647 смешанный авиаполк.


2. «Аэрокобра» (16.02.1943 — 11.05.1945)
20.10.1942–16.02.1943 : перевооружение на американские истребители Bell P39 Airacobra в 25 запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул АэССР).
«Аэрокобры» различных модификаций использовались до Победы.
Белая «пилотка» на вертикальном оперении - знак полка (16 гиап, 100 гиап, 104 гиап) в 9 гиад ВВС КА.

Вото ВОВ 298 авп.
Летчики 298 иап у P-39K на аэродроме Кореновская в апреле 1943 года: Н.Лобанов, П.Едник, М.Комельков, К.Вишневецкий, М.Лиховид, А.Закалюк, А.Вильямсон.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части
Истребитель «Аэрокобра» P-39D-2 летчика мл.лт. Едник.
Airacobra aircraft of pilot Ednik.


298 iap WWII photo.
Летчик 298 ИАП В.М. Дрыгин у истребителя «Аэрокобрa», фото 1943 г.
V.M.Drygin near the Airacobra plane, photo 1943.


История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Герой Советского Союза В.М. Дрыгин с товарищами 12 июня 1943 г.
Russian ace Drygin and his comrades.

боевая раскраска 24611
Реконструкция внешнего вида Р-39L-1 бортовой номер 28, серийный номер 42-4611. Художник - М.Быков.

WWII photo Russian identification mark.
Командир полка И.А. Тараненко и его заместитель В.Г. Семенишин поздравляют капитана Василия Михайловича Дрыгина с присвоением ему ордена Александра Невского 6 мая 1943 г.

Владимир Семенишин на крыле истребителя «Аэрокобрa» (серийник 424420) с отметками побед
Владимир Семенишин на крыле истребителя «Аэрокобрa» с отметками побед.
Цветной боковик р39 24420
Реконструкция внешнего вида Р-39К бортовой номер 30, серийный номер 42-4420. Художник - М.Быков.

32400 Кубанская мясорубка в воздухе. WW2 foto soviet craft in combat 432400
Полухин Александр Михайлович у истребителя «Аэрокобрa» с бортовым номером 39 и изображением ласточки.
Soviet warplane Airacobra bort number white 39, serial number 43-2400, and gull painting.


экипаж капитана Закалюка Фото ВОВ 104 гв иап. ww2 foto.
Капитан Закалюк с сослуживцами на фоне «Аэрокобры» с рисунком орла.
Zakaliuk ace and his P39N0 featured the eagle painting.

28787 Цветной боковик 104 гвиап Военно-воздушных сил Красной армии
Реконструкция внешнего вида Р-39N-0 тактический номер 04, серийный номер 42-8787. Художник - М.Быков.

P-39Q-25 бн 35, сн 44-32273 из состава 104 гиап, на котором зимой-весной 1945 г. в Германии летал командир эскадрильи капитан А.И. Луканцев.
P-39Q-25 б/н 35, с/н 44-32273, на котором зимой-весной 1945 г. в Германии летал командир эскадрильи капитан А.И. Луканцев. Художник - М.Быков.

Zakaluk ace in the Airacobra cockpit with the tiger painting104 ГвИАП тигриные зубы
Асы Закалюк и Полухин, самолет Р39 с рисунком тигра.
Zakaliuk and Poluhin ace in the Airacobra cockpit with the tiger painting.


Наши ястребки - Сталинские соколы.
Закалюк А.С. на крыле самолета P-39L Airacobra, аэродром Кореновская.

действующая армия СССР фото ВОВ
Герой Советского Союза Комельков М.С. около истребителя, фото 1945 г.

Боевое использование Кобр в СССР.
Танцы авиаторов на фоне «Аэрокобры» с частично видимым изображением музыканта.

104 ГвИАП в бою
Личный состав полка во главе с командиром (подполковник Владимир Иванович Бобров).

       История полка


       В конце июня 1941 г. по приказу Ставки ВГК на аэр. Вознесенск под Николаевом был сформирован 298-й истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами И-16.
       В действующей армии 298-й ИАП числится с 01.07.1941 г., входя в 45-й САД ВВС Южного фронта. В том же месяце он стал подчиняться непосредственно командованию фронта, а с сентября его вновь вернули в состав 45-й САД.
       С января по конец марта 1942 г. 298-й ИАП 45-й САД входил в состав ВВС 12-й армии. На вооружении полка в это время стояли истребители Як-1.
       До июня 1942 г. полк входил в состав вновь сформированной 229-й ИАД 4-й ВА.
       В июле-августе 1942 г. 298-й ИАП в боевых действиях не участвовал, т.к. находился в 6-м ОУТАП на пополнении.
       В августе 1942 г. в составе 229-й ИАД полк был переведен на Закавказский фронт, где воевал до середины октября.
       18.10.1942 г. 298-й ИАП вывели в тыл для переформирования и перевооружения на базе 25-го ЗАП на аэр. Аджикабул в Азербайджане.
       С 10.01.1943 г. укомплектованный личным составом полк приступил к переучиванию на истребители Р-39 «Аэрокобра» По окончанию перевооружения полк получил 11 истребителей Р-39К и 21 Р-39D «Аэрокобра».
       С 17.03.1943 г. 298-й ИАП вступил в боевые действия с аэр. Коpеновская, на Кубани.
       За период с 17 марта по 20 августа 1943 г. полк выполнил 1625 боевых вылета с налетом 2072 часов, провел 111 воздушных боев, в которых было сбито 167 и подбито 29 самолетов противника. При этом свои потери составили 30 «Аэpокобp» сбитыми и 11 подбитыми.
       21.08.1943 г. полк вошел в состав 216-й САД 8-й ВА Северо-Кавказского фронта, в которой воевал на протяжении всей битвы над Кубанью. За отличия в боях на Кубани приказом НКО СССР №264 от 24.08.1943 г. 298-й ИАП был преобразован в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк. Тогда же 216-я САД была преобразована в 9-ю гв. ИАД.
       В начале января 1944 г. полк в составе дивизии перебазировался на аэр. Черниговка восточнее Большого Токмака.
       С 06.04.1944 г. 9-я гв. ИАД была включена в состав 7-го ИАК РВГК.
       02.05.1944 г., завершив переформирование, 104-й гв. ИАП начал перебазирование из Черниговки через Николаев на аэр. Гальжбиевка в районе Ямполя Винницкой области для действий в составе 5-й ВА 2-го УкрФр.
       С 21.05.1944 г. местом дислокации полка стал аэр. Хенешти в 15 км от с. Стефанешты, на котором базировался штаб дивизии и 16-й гв. ИАП.
       14.04.1945 г. 104-й гв. ИАП был перебазирован на Бурау и принял участие в Берлинской операции.
       26.04.1945 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Нейссе и Леобшютц и проявленные при этом доблесть и мужество 104-й гв. ИАП был награжден орденом Александра Невского.
       В начале мая 1944 г. 9-я гв. ИАД, принимавшая участие в Ясско-Кишиневской операции всем составом перебазировалась на Западную Украину. Местом дислокации 104-го гв. ИАП стал аэр. Стефанешты.
       В середине июня 1944 г. полк в составе дивизии был передан во 2-ю ВА 1-го Украинского фронта и перебазировался на аэр. Михалувка (район г. Броды).
       К 20.06.1944 г. 104-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Безноса.
       С 7 июля 1944 г. полк в составе 9-й гв. ИАД перешел в подчинение командованию 2-й ВА 1-го УкрФр.
       10.07.1944 г. полк перебазировался на аэр. Иващюки Ровенской области.
       С 14.07.1944 г. 104-й гв. ИАП в составе 9-й гв. ИАД 7-го ИАК участвовал в Львовско-Сандомирской наступательной операции.
       20.07.1944 г. 104-й гв. ИАП вместе с 16-м гв. ИАП и 100-м гв. ИАП перебазировались на польский аэр. Незнанув. Но уже 24 июля новым местом базирования полка стал аэр. Гуйче в 7 км. северо-восточнее Равы-Русской.
       02.08.1944 г. полни 9-й гв. ИАД перебазировались в Польшу: 100-й гв. ИАП и 104-й гв. ИАП на аэр. Ежов, а 16-й гв. ИАП — на аэр. Макшишув в районе Сандомира.
       С 11.01.1945 г. 104-й гв. ИАП базировался на аэр. Боржимув (Польша),
       19.02.1945 г. приказом ВГК №015 за отличия в боях по освобождению г. Краков (Польша) 104-му гв. ИАП было присвоено почетное наименование «Краковский».
       В конце марта 1945 г. полк в составе дивизии перелетел на аэр. Аслау – ближе к Берлину. Там в условиях весенней распутицы для выполнения полетов пришлось использовать участок автобана, который был специально дооборудован для этих целей.
       14.04.1945 г. 104-й гв. ИАП был перебазирован на аэр. Бурау и принял участие в Берлинской операции, а спустя несколько дней новое перебазирование – на аэр. Ютербог в 60 км от Берлина.
       22.04.1945 г. полк в составе дивизии перелетел на аэр. Нойхаузен южнее Коттбуса.
       07.05.1945 г. 104-й гв. ИАП в составе 9-й гв. ИАД был перебазирован на аэр. Гроссенхайн (район Дрездена).
       С 18.05.1945 г. полк перебазировался на австрийский аэродром Рейса-Канитц.
       За мужество и героизм, проявленные личным составом полка в годы войны полк был награжден орденом Александра Невского.
       С 04.06.1945 г. 104-й гв. ИАП базировался на аэр. Абсдорф в Австрии, входя в состав 6-го гв. ИАК 2-й ВА Центральной группы войск.
       С 29.07.1946 г. полк перебазировался на австрийский аэр. Фельм (Мюнхендорф). К концу года полк перевооружился на самолеты Р-63 «Кингкобра».
       18.03.1949 г. 104-й гв. ИАП 9-й гв. ИАД 2-й ВА был переименован в 892-й гвардейский истребительный авиационный полк 237-й гв. ИАД 59-й ВА Южной (бывш. Центральной) группы войск. В это время полк базировался на аэр. Парндорф.
       В мае 1949 г. полк перебазировался на аэр. Винер-Нойштадт в восточной Австрии.
       С октября 1952 г. полк в составе 237-й гв. ИАД из 59-й ВА передается в 54-й ИАК 30-й ВА Прибалтийского военного округа, и перебазируется на аэр. Нивенское (бывш. Йезау) под Калининградом. К этому времени он перевооружился на реактивные истребители МиГ-15.
       В мае 1953 г. на основании приказа МО СССР №0084 от 25.04.1953 г. 892-й гв. ИАП 237-й гв. ИАД вооруженный самолетами МиГ-15 на аэр. Нивенское был передан в состав ВВС 4-го ВМФ.
       В начале 1955 г. 892-й гв. ИАП перевооружился на истребители МиГ-17.
       В 1957 г. 1-я АЭ полка перевооружилась на перехватчики Як-25п.
       В марте 1960 г. 892-й гв. ИАП из расформируемой 237-й гв. ИАД был передан в состав Балтийской дивизии Прибалтийского К ПВО (с 20.05.1960 г. 3-я дивизия ПВО).
       Летом 1960 г. 1-я АЭ полка на перехватчиках Як-25п была передислоцирована на аэр. Даугавпилс (Латвия). На замену ее из Даугавпилса, на аэр. Нивенское была передислоцирована 3-я АЭ 372-го ИАП на истребителях МиГ-17.
       В 1966 г. 892-й гв. ИАП был перевооружен на перехватчики Як-28п. Полк входил в состав 3-й дивизии ПВО 27-го корпуса ПВО.
       С 10.10.1972 г. после расформирования 3-й дивизии ПВО 892-й гв. ИАП был переподчинен непосредственно управлению 27-го корпуса ПВО в Риге.
       30.06.1976 г. 892-й гв. ИАП вооруженный перехватчиками Як-28п был расформирован.
       Полком командовали: Александр Петрович Прудников (июль-октябрь 1941 г.), ГСС Иван Андреевич Тараненко (октябрь 1941 г. – июль 1943 г.), ГСС Владимир Григорьевич Семенишин (июль 1943 г. – сентябрь 1943 г., погиб), Павел Павлович Крюков (май 1944 г. – 1945 г.), Владимир Иванович Бобров (в 1945 г.), П.И.Хорунжий (с 1951 г. до декабря 1959 г.), К.С.Столярский (декабрь 1959 г. - 1960 г.), А.Т.Колесников (после 1964 г.), Маликов (был в 1969 г.), Тимохин (1971-73 гг.).





Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

104 гвардейский истребительный авиационный Краковский ордена Александра Невского полк ВВС КА


История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.