Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

115 гвардейский истребительный авиационный Оршанский орденов Кутузова и Александра Невского полк ВВС КА

[146 истребительный авиационный полк]


115th guards fighter «Orsha» regiment (former 146th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       04.02.1940–18.02.1940 — 146 истребительный авиационный полк сформирован в Московском военном округе (аэр. Люберцы) по штату 15/906-Д.
       14.08.1941 — в резерве ВВС ЮЗФ переформирован по штату 015/174.
       15.11.1942 — в резерве командования 1 ВА переформирован по штату 015/284.
       21.08.1943–15.10.1943 — в Резерве СВГК переформирован по штату 015/364.
       03.09.1943 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 266 146 иап преобразован в 115 гвардейский истребительный авиаполк.
       07.03.1944–19.06.1944 — в Резерве СВГК переформирован по штату 015/364.
       06.07.1944 — За отличие в боях за овладение городом и оперативно-важным железнодорожным узлом Орша приказом ВГК № 0182 115 гиап присвоено почетное наименование «Оршанский».
       05.04.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Одер северо-западнее города Бреслау (Бреславль) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 115 гиап награжден орденом Александра Невского.
       28.05.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейссе и овладении городами Котбус, Люббен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 115 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       Май 1992 года — Передан в состав Вооруженных сил Узбекистана, переименован в 61 истребительный авиационный полк.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194117.07.194120 садВВС ОдВО / Южного фронта
17.07.194120.07.1941Южная группа ВВСЮго-Западный фронт
20.07.194114.08.194164 иадВВС Юго-Западного фронта
10.09.194110.12.194119 сад
10.12.194101.03.194276 садВВС Южного фронта
01.03.194230.05.1942УАГ-3 РСВГКЮжный и Юго-Западный фронты
13.08.194201.09.1942234 иад1 ВАЗападный фронт
01.09.194220.09.1942202 иад
26.05.194328.06.19437 гиад2 иак2 ВАВоронежский фронт
28.06.194311.07.19431 ВАЗападный фронт
11.07.194320.08.194315 ВАБрянский фронт
16.10.194306.03.19443 ВАКалининский фронт
20.06.194410.09.19441 ВА3 Белорусский фронт
14.11.194411.05.19452 ВА1 Украинский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 8909 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожен 391 самолет и 1 аэростат противника, 54 самолета при штурмовках аэродромов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника39522813532
по аэродромам прот-ка441628
по ж/д объектам4141
на разведку59914515913212340
на свободную охоту7474
на перехват109453029813317116
на прикрытие войск3813 днем и 14 ночью5983337061221668
на спецзадание4040
на сопровождение279581970210611626
Итого890924172027107714521936
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздухе2863932925766
Истребители - уничтожено на аэродромах1212
Бомбардировщики - сбито в воздухе105201536295
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах421626
Итого445754712812471
сбито в воздушных боях39159471288671
уничтожено на аэродромах541600380
Свои потери За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов
сбито в воздушных боях6619142013
сбито зенитной артиллерией134135
уничтожено на аэродромах541
не вернулось с боевого задания29135641
Итого113402027206
Небоевые потери самолетов
авиакатастрофы1032131
аварии28121366
списано по износу642
Итого441534139
ВСЕГО1575523313315
Потери летного состава
Летчики913120142011

       Собственные безвозвратные потери составили 157 (из них 113 - боевые потери) самолетов и 91 (89) летчик.
По типам самолетов потеряно: 1 МиГ-1; 44 МиГ-3; 11 И-16; 2 УТИ-4; 1 УТ-1; 8 Як-1; 33 Як-7б; 42 Як-9; 15 Як-3.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. И-16 : июнь 1941 г. — февраль 1942 г.

Боевое использование ПТБ И16 в СССР. ВМВ снимок 146 иап ВВС КА
Жарин Антон Михайлович у истребителя И-16 тип 24 (тактический номер 6, серийный номер 2421792). На подвесном топливном баке - надпись «2 эск 792». Увеличение фотографии - по клику.
Soviet warplane I-16 type 24 number 6. Click to enlarge the picture.


2. МиГ-1 и МиГ-3 : 23.08.1942 — 02.03.1942
14.08.1941 - 14 МиГов сдано в 149 иап, получено 20 новых МиГ-3.
02.03.1942 - 9 МиГ-3 сдано в 16 гиап.

Wartime picture MiG3 ftr
Воентехник 2 ранга Шалыгин Семен Андреевич с сослуживцем обслуживают истребитель МиГ-3.
The technicians at the MiG-3 wing.


3. Як-1 : март — май 1942 г.
Март 1942 г. - получено и освоено на фронте 16 Як-1.
22.05.1942 - принято 7 Як-1 от 581 иап.
01.06.1942 - сдача матчасти в 248 иап.


4. Як-7Б : 13.08.1942 — 20.08.1943
06.1942–08.1942 - обучение в 3 запасной авиабригаде Приволжского ВО.

WWII photo Yak7 Tail art
Техник обслуживает истребитель Як-7б № 14.
The warplane Yak-7B white number 14.

Боевое использование. Фотографии и история 146 ИАП ВВС РККА
Филатов Григорий Иванович у Як-7Б с бортовым номером 40 и отметками побед.
кок у самолета Филатова из 146 иап Если он и цветной, то не белый, думаю, судя по другим фото. Скорее уж красный. Или синий
Реконструкция внешнего вида Як-7б б/н 40. Цвет кока - предположительный.
The aircraft Yak-7B tactical number 40 of ace pilot G.I. Filatov. Drawing by M. Sekula.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Летчики Михаил Фарофонтов и Валентин Фёдоров у Як-7Б номер 67 в 1943 г.
The Yak-7B plane bort number 67 in summer 1943.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне
Младший лейтенант Фёдоров В.Д. у Як-7Б номер 67, фото лета 1943 г.
V.D. Fedorov aside the Yak-7B warplane number 67.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Косс Александр Филиппович.
вывозной военный самолет Яшка. 3 белые полосы
Самолет Як-7В (конверсия из Як-7Б, переданого в полк в Химках зимой 1943 г.). Фотоснимок сделан 12.08.1944 на аэродроме Поцюнай в Литве. Увеличение фото - по клику.
Click to enlarge the picture. The Yak-7V (converted from Yak-7B) "Tarybu Lietuva".
Як-7У
"Советская Литва". Рисунок А.Салимгареева.

похоже, поздний Як-7Б (по-моему, виден второй УБС на носу справа, на Як-9 его не было) 
и довольно грубо перемалеванными на новый стандарт осени 1943 звездами на борту и хвосте. № 34
Предположительно, Як-7Б позднего выпуска (без гаргота) из состава 115 гиап. Белая обводка звёзд выполнена в полевых условиях.


5. Як-9 : 16.10.1943 — 11.05.1945
21.08.1943–15.10.1943 - обучение в Резерве СВГК.

WW2 foto Russian Jak in combat 115th guards fighter «Orsha» regiment (former 146th air unit)
Истребитель Як-9 с рисунком кота и отметками побед.
115-й гвардейский истребительный авиационный Оршанский орденов Кутузова и Александра Невского полк
Истребители Як-9 на взлёте. На заднем плане - машина с б/н 20.
jak-9 sovetico
Як-9 с б/н 20 и полковыми ЭБО. Рисунок А.Салимгареева.

Фото ВОВ Советский военный самолёт.
Истребители Як-9.
Soviet fighters Yak-9.

Фотоснимок ВМВ 115-й ГвИАП. Наши ястребки - Сталинские соколы
Летчики 115-го гвардейского истребительного авиаполка у истребителя Як-9Т.
The Yak-9T fighter and crew of 115th GIAP Red army airforce.


6. Як-3 : 14.11.1944 — 11.05.1945
21.08.1944–15.10.1944 - частичное перевооружение в Резерве СВГК.

ЖБД 115 гв иап - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Василий Русанов в кабине Як-3 115-го гиап на аэродроме в Праге, фото 10.06.1945.
Russian pilot Rusanov in Yak-3 bort number 36.
Боевое использование Як3 в СССР. ВМВ снимок 115 гв иап
Греков Ю.И. (4-й слева) с однополчанами, 1945 г. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet pilots near the Yak-3. Click to enlarge the picture.


Система быстрого опознавания самолетов 2 ИАК - диагональные белые полосы на вертикальном оперении
Diagonal white lines at the tails for three regiments of each divisions of 2 IAK
Авиадивизия - Division одна полоса / one line две полосы // two lines три полосы /// three lines
7 гиад (209 иад) - истребители Як 1 гиап (29 иап) 89 гиап (12 иап) 115 гиап (146 иап)
322 иад - истребители Ла 2 гиап (526 иап) 482 иап 937 иап

       Командиры полка

_.06.1941 – 14.10.1942 м-р, п/п Орлов Константин Дмитриевич
14.10.1942 – 01.08.1943 п-к Шестаков Семен Александрович (погиб)
09.08.1943 – 06.07.1944 м-р Дранко Петр Александрович
06.07.1944– 15.11.1945 м-р, п/п Косс Александр Филиппович






Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

115 гвардейский истребительный авиационный Оршанский орденов Кутузова и Александра Невского полк ВВС КА


История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.