Главная ИА РА ША БА СП

2 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Оршанский ордена Суворова полк

[526 истребительный авиационный полк; 23 истребительный авиационный полк]


2nd guards fighter aviation «Orsha» regiment (526th IAP)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       23 истребительный авиаполк сформирован 01.05.1938–14.05.1938.
       15.09.1941 Переименован в 526 истребительный авиационный полк.
       06.12.1941 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 348 526 иап преобразован во 2 гвардейский истребительный авиационный полк.
       06.07.1944 За отличие в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша приказом ВГК № 0182 2 гиап присвоено почетное наименование «Оршанский».
       19.02.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при выходе на реку Одер и овладение городами Милич, Бернштадт, Намслау, Карльсмаркт, Тост, Бишофсталь и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 2 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       29.12.1967 Директивой ГШ преобразован в авиаполк истребителей-бомбардировщиков.
       1979 г. Преобразован в бомбардировочный авиационный полк.
       Осень 2009 г. 2 гвардейский бап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194115.07.194115 садКОВО / Юго-Западный фронт
01.10.194117.12.1941ВВС 52 АСеверо-Западный фронт
17.12.194111.08.1942Волховский фронт
25.10.194228.12.1942215 иад2 ИАК3 ВАКалининский фронт
28.12.194228.02.194314 ВАВолховский фронт
28.02.194328.04.19433 ВАКалининский фронт
30.05.194325.06.19431 ВАЗападный фронт
11.07.194321.08.1943322 иад15 ВАБрянский фронт
17.10.194320.03.19443 ВА1 Прибалтийский фронт
20.06.194410.09.19441 ВА3 Белорусский фронт
14.11.194411.05.19452 ВА1 Украинский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7739 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 303 в воздушных боях и 24 на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.
       Собственные безвозвратные потери составили 180 (из них 130 - боевые потери) самолетов и 81 летчик.
По типам самолетов потеряно: 8 И-153; 7 И-16; 45 МиГ-3; 19 ЛаГГ-3; 83 Ла-5; 17 Ла-7; 1 Як-1 (не учтены 11 МиГ-3, 1 И-153 и 2 И-15бис, уничтоженные личным составом при отступлении в 1941 году на аэродроме из-за невозможности эвакуации).
Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника 1279 580 387 89 228
по аэродромам противника 89 8 8 38 35
на разведку 648 174 68 208 137 59
на свободную охоту 197 35 88 74
на перехват 228 69 70 66 5 18
на прикрытие войск 4039 843 974 1128 339 755
на сопровождение 1004 140 170 265 429
на спецзадание 257 68 95 94
Итого 7739 1882 1764 1804 1125 1164
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители
сбито в воздушных боях 194 21 20 68 49 36
уничтожено на аэродромах 6 4 2
Бомбардировщики
сбито в воздушных боях 91 9 18 41 17 6
уничтожено на аэродромах 18 2 1 12 3
Прочие
сбито в воздушных боях 18 12 1 4 1
Итого 327 44 39 110 86 48
сбито в воздушных боях 303 42 38 110 70 43
уничтожено на аэродромах 24 2 1 0 16 5

       Типы боевых самолетов, состоявшие на вооружении в 1941-1945 гг.

1. И-16 (июнь — июль 1941 г.)
Середина июля 1941 — все уцелевшие машины переданы в 28 иап.


2. И-153 (июнь — июль 1941 г.)
Середина июля 1941 - все уцелевшие машины переданы в 28 иап.


3. МиГ-3 (июнь 1941 г. — март 1942 г.)
Середина июля 1941 г. - все уцелевшие машины переданы в 28 иап.
Сентябрь 1941 г. - полное перевооружение на истребители МиГ-3 в 6-м запасном истребительном авиаполку.
06.11.1941 - авиаполк пополнен самолетами МиГ-3 из 169 иап.


4. ЛаГГ-3 (январь — август 1942 г.)
03.03.1942 г. - принято 13 ЛаГГ-3 от 513 иап.
10.04.1942 г. - принято 12 ЛаГГ-3 от 425 иап.


5. Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН (август 1942 г. — сентябрь 1944 г.)
Освоены во 2 ЗАП Московского военного округа.

Боевое использование
Замкомэск Александр Иванович Майоров на крыле одного из самолетов "Монгольский Арат" (животновод). Таких машин поступило 12.
La-5 fighter. Great Patriotic war photo.
ГСС Ла5ФН.
Июль 1944. В кабине самолета № 70 - заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Майоров.
wwII picture color profile
алый оранж рисунок Арарат
Реконструкция окраски истребителя Ла-5ФН с бортовым номером 70, 1944 г. Цвет надписи "Монгольский Арат", кока винта и обечайки капота - предположительный. Автор - М.Ю.Быков.

модификации версии Ла5. Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Истребители Ла-5ФН, построенные на средства трудящихся Монголии, 1944 г.
Soviet La-5FN airplanes. Click to enlarge the picture.



6. Ла-7 (ноябрь 1944 г. — май 1945 г.)

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Истребитель Ла-7 "Георгиевский путеец", перед ним слева направо: А.П.Соболев, А.С.Благовещенский, А.И.Майоров, Д.К.Бугров, А.Ф.Семёнов, А.А.Леленин.
Soviet La-7 warplane of 2nd gv.iap USSR.

identification mark.
Истребитель Ла-7 "Шилкинский старатель" командира полка А.П. Соболева.

бортовая живопись войны. Наши ястребки - Сталинские соколы
       Самолет Ла-7
Советский Самолет Ла-7 2-го гв иап. история и боевой путь части.
       Самолет Ла-7
ww2 foto pursuit squadron aircraft.
На вертикальном оперении самолета номер 81 просматривается диагональная белая полоса

wartime photo La-7 plane
       Истребитель Ла-7 бортовой номер 25
элементы быстрого опознования в воздухе - ЗБИ.
Реконструкция внешнего вида Ла-7 б/н 81, весна 1945 г.
Диагональная белая полоса на вертикальном оперении – элемент быстрой идентификации самолетов авиаполка в составе 322 иад 2 иак (одна полоса соответствует 2 гиап, две - 482 иап, три - 837 иап). Цвета носовых панелей и кока винта даны предположительно, и, вероятно, различались в зависимости от принадлежности самолета к той или иной эскадрилье полка.
Soviet La-7 fighter of 2 giap Red army airforce.
The single diagonal white stripe is the sign of 482 iap in 322 iad.

Система быстрого опознавания самолетов 2 ИАК - диагональные белые полосы на вертикальном оперении
Diagonal white lines at the tails for three regiments of each air divisions of 2 IAK
Авиадивизия - Division одна полоса / one line две полосы // two lines три полосы /// three lines
7 гиад (209 иад) - истребители Як 1 гиап (29 иап) 89 гиап (12 иап) 115 гиап (146 иап)
322 иад - истребители Ла 2 гиап (526 иап) 482 иап 937 иап










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.