Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
На основании приказа Реввоенсовета от 24 октября 1921 г.
из 1 АДИ и 3 АДИ в Петрограде
сформирована 1-я советская воздушная истребительная эскадрилья. Эскадрилья числилась в резерве Главного Командования.
С августа 1922 г. часть стала именоваться 1-й отдельной эскадрильей истребителей.
В январе 1925 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной эскадрилье было присвоено почетное наименование
«эскадрилья имени В.И. Ленина»,
а в 1928 авиаэскадрилья за боевые заслуги в годы Гражданской войны награждена орденом Красного Знамени.
В январе 1927 г. эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады.
29 Краснознаменный истребительный авиаполк сформирован во 2 Особой Краснознаменной армии (ст. Поздеевка Амурской обл.) на
основе 1 Краснознаменной истребительной авиаэскадрильи (приказ ВВС ОКДВА № 00115 от 05.12.1938). Вошел в состав 50 Авиабригады ВВС 2 ОКА.
06.12.1941 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой
приказом НКО СССР № 347 29 иап преобразован в 1 гвардейский истребительный авиационный полк.
09.12.1941-08.01.1942 — В 17 зап Уральского Военного округа (г. Молотов) переформирован по штату 015/134
(3 эскадрилья прибыла 03.01.1942 из 127 иап).
25.09.1942-05.11.1942 — На аэр. Мигалово Калининской обл. переформирован по штату 015/284.
04.05.1943 — За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов
приказом НКО СССР № 207 1 гиап присвоено почетное наименование «Красногвардейский».
01.1944-03.1944 — Переформирован по штату 015/364.
26.05.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейссе и овладении
городами Коттбус, Любен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов и проявленные при этом доблесть и мужество
Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
В декабре 1959 г. преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб).
В марте 1992 г. директивой ГШ ВВС переформирован в бомбардировочный полк. С января 1993 по август 1997 г. полк считался учебным бомбардировочным.
С февраля 1998 по июнь 2001 г. полк именовался
«1-й гвардейский инструкторский бомбардировочный авиационный Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознаменный полк (учебный) им. 50-летия СССР».
2002 г. — преобразован в бомбардировочный авиаполк.
Осень 2009 г. — 1 гвардейский бап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.
Подчиненность и участие на фронтах
Даты
Подчиненность
Примечание
12.07.1941
01.10.1941
31 сад
—
—
Северо-Западный фронт
01.10.1941
14.11.1941
—
—
Западный фронт
14.03.1942
15.05.1942
—
—
—
Калининский фронт
15.05.1942
01.07.1942
211 сад
—
3 ВА
01.07.1942
15.10.1942
210 иад
—
23.11.1942
31.12.1942
209 иад
2 ИАК
31.12.1942
24.02.1943
14 ВА
Волховский фронт
24.02.1943
29.04.1943
3 ВА
Калининский фронт
26.05.1943
28.06.1943
7 гиад
2 ИАК
2 ВА
Воронежский фронт
28.06.1943
28.07.1943
1 ВА
Западный фронт
28.07.1943
19.08.1943
15 ВА
Брянский фронт
16.10.1943
15.03.1944
3 ВА
1 Прибалтийский фронт
20.06.1944
14.09.1944
1 ВА
3 Белорусский фронт
14.11.1944
11.05.1945
2 ВА
1 Украинский фронт
Итоги боевой деятельности авиачасти
Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 11641 боевых вылетов.
Количество уничтоженных самолетов противника - 347 в воздушных боях и 17 на аэродромах при штурмовках.
Из них 224 истребителя, 95 бомбардировщиков, 28 прочих типов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника
(танкетки – 3, орудия ЗА – 5, автомашины – 67, бензозаправщики – 2, повозки – 35, паровозы – 5, вагоны – 12,
цистерны – 10, склады – 2), собраны важные разведданные.
Боевая работа: вид задания
За войну
1941
1942
1943
1944
1945
по войскам противника
661
643
—
10
—
8
по аэродромам противника
78
—
—
—
24
54
на разведку
2176
895
—
153
343
785
на свободную охоту
116
—
—
—
68
48
на перехват
683
350
47
219
33
34
на прикрытие войск
5582
1635
1167
1390
251
1139
на сопровождение
2321
616
899
480
322
4
на блокировку аэродромов
24
—
—
—
—
24
Итого
11641
4139
2113
2252
1041
2096
Количество уничтоженных самолетов противника по типам
За войну
1941
1942
1943
1944
1945
Истребители
сбито в воздушных боях
224
24
51
95
17
37
уничтожено на аэродромах
4
—
—
—
2
2
Бомбардировщики
сбито в воздушных боях
95
29
16
43
3
4
уничтожено на аэродромах
13
—
—
—
1
12
Прочих типов
сбито в воздушных боях
28
14
6
5
—
3
Итого
364
67
73
143
23
58
сбито в воздушных боях
347
67
73
143
20
44
уничтожено на аэродромах
17
0
0
0
3
14
Собственные безвозвратные потери составили 135 (из них 100 - боевые потери) самолетов и 61 (60) летчиков.
По типам самолетов потеряно: 20 И-16; 2 И-153 тип 34; 9 «Харрикейн»; 1 МиГ-3; 64 Як-1; 25 Як-7; 2 Як-9; 12 Як-3.
Предвоенная материальная часть
В 1921 г. на вооружение одного отряда эскадрильи поступили самолеты «SPAD», остальных - «Ньюпор».
В мае 1922 г. на вооружение поступили истребители «Фоккер D-VII».
В конце 1924 г. эскадрилья перевооружилась на «Фоккер D-XI».
Элементыми быстрого опознавания в 1 неотдельном отряде была белая вертикальная полоса на руле направления.
Во других двух авиаотрядах - белая горизонтальная полоса на руле направления и
вертикальная незакрашенная полоса на белом руле направления (пренадлежность отрядам - неизвестна).
Известны имена машин: «Гудок», «Владимирский текстильщик», «Архангельский рабочий»,
«Оренбургский рабочий», «Курский большевик», «Степан Халтурин», «Башкирия – Ильичу»...
В 1928 г. на вооружении состояли истребители И-2бис, в дальнейшем - И-5, И-15.
Самолет Fokker C.I с личной эмблемой Кожевникова (голова сфинкса). Петроград, 1922 г.
Командир эскадрильи Александр Тимофеевич Кожевников у своего персонального Фоккера с эмблемой сфинкса.
Истребитель Fokker D.VII И.П.Антошина с эмблемой стрелы.
Фоккеры с эмблемами. Петроград, 1923 г. Автор схемы - Юрий Ефремов. Увеличение - по клику.
The emblems of the Fokkers of 1 OIAE. Click to enlarge the drawing.
Советские авиаторы у самолета ФД-7.
Аэроплан ФД-7 № 1 с эмблемой кота (2 неотдельный авиаотряд).
ФД-7 № 2 с эмблемой кота на праздновании дня Красной авиации 2 августа 1922 или 1923 года.
Комендантский аэродром в Петрограде. Другая фотография - по клику.
The Fokker D.VII aircraft in Petrograd. Click to view other photo.
Самолет ФД-7 № 5 с эмблемой кота. Петроград.
ФД-7 № 1 с эмблемой перца (3 неотдельный авиаотряд).
Истребитель Fokker D.VII № 3.
Самолеты ФД-7 №№ 2,4,6 с эмблемами перца. Комендантский аэродром в Петрограде.
Истребители Fokker D.VII №№ 1 и 4 с эмблемами перца. Петроград 1922.
Истребитель Fokker D.VII № 1, 1922 г.
Истребитель Фоккер Д-7 с полосой на фюзеляже.
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 № 1 "Гудок" (надпись на обоих бортах).
ЭБО - белая вертикальная полоса на руле направления.
17 июня 1925 г. Комендантский аэродром Ленинграда.
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 № 1 "Степан Халтурин".
ЭБО - вертикальная полоса на белом руле направления.
23 июня 1925 г. Комендантский аэродром Ленинграда.
Фото из аварийного акта. ФД-11 (отрядный номер 2, серийный номер 4800) "Курский большевик" (надпись на обоих бортах).
ЭБО - белая горизонтальная полоса на руле направления.
24 июля 1925 г. Комендантский аэродром Ленинграда.
Другая фотография - по клику.
The Fokker D.XI plane in Leningrad. Click to view other photo.
Фото из аварийного акта. ФД-11 (отрядный номер 2, серийный номер 4788) "Архангельский рабочий" (надпись на обоих бортах).
ЭБО - вертикальная полоса на белом руле направления.
Смычковский лагсбор, 6 июля 1926 года.
Другая фотография - по клику.
The Fokker D.XI warplane. Click to view other photo.
Фото из аварийного акта. Столкновение Фоккеров Д-11 серийный № 4683 отрядный № 3 и серийный № 4790 отрядный № 5.
Хорошо видны разные типы ЭБО. 4 сентября 1926 г. Троцкий аэродром.
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 (серийный № 4798, отрядный № 5) из 1 НАО 1 ОИАЭ.
Ленинград, Комендантский аэродром, 20 июля 1925 года.
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 (серийный № 4641, отрядный № 9).
Смычковский лагсбор, 15 июля 1926 года.
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 (серийный № 4787, отрядный № 10) на лыжном шасси.
2 февраля 1926 года. Ленинград, Комендантский аэр.
Фото из аварийного акта. Истребитель И-2бис № 5 с изображением ордена Красного знамени на борту.
Другая фотография - по клику.
The I-2bis fighter. Click to view other photo.
Рисунок - Эрик Пилавский.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
1. И-16 : июль — ноябрь 1941 г.
В конце сентября 1941 г. одна эскадрилья И-16 передана в состав 127 иап ВВС Ленинградского фронта.
Самолеты И-16 тип 10 (№№ 6 и 1) из 4-й эскадрильи, выполнившие вынужденные посадки в начале 1941 года.
Ditched I-16 type 10 fighters.
Истребитель И-16 тип 17 (№ 9) из 1-й АЭ, разбитый в аварии весной 1941 года
Ditched I-16 type 17 plane.
Поврежденные И-16 (№№ 10 и 60) летом 1941 года.
Damaged I-16 fighters.
Реконструкция окраски истребителя И-16 тип 24 (№ 10), Западный фронт, июль-август 1941 г. Автор - И. Злобин.
Истребитель И-16 тип 28 (тактический номер 7).
The I-16 type 28 aircraft.
Поврежденный И-16 (№ 7) из 1-й эскадрильи 29 ИАП, август 1941 года.
Damaged I-16 fighters.
Реконструкция окраски истребителя И-16 тип 17 № 8 (№172132, мотор М-25В №1910385).
17 запасной истребительный авиаполк, Саранский аэродром, Приволжский Военный округ.
Машина ранее принадлежала 29 КИАП.
Автор - М. Быков.
Варианты окраски истребителя И-16 тип 17 (пушки ШВАК демонтированы) № 10 (№172162).
17 запасной истребительный авиаполк, 1 эскадрилья, аэродром Фроловский, Уральский Военный округ.
Машина ранее принадлежала 29 КИАП.
Автор - М. Быков.
Бондарец Петр Романович в кабине И-16 с рисунком ордена Красного Знамени.
Bondarets Petr Romanovich in the I-16 cockpit.
2. И-153 : июль — ноябрь 1941 г.
3. "Харрикейн" (Hawker Hurricane, Великобритания) : январь-сентябрь 1942 г.
09.12.1941-08.01.1942 - переучивание в 17 зап Уральского Военного округа (г. Молотов).
05.04.1942 - дополнительно приняты самолеты «Харрикейн» от 195 иап.
Комэск Тормозов Александр Александрович (в центре) у самолета Hurricane.
Самолеты Hurricane IIb с усиленным в СССР вооружением - английские пулеметы винтовочного калибра заменены на
две пушки ШВАК и два крупнокалиберных пулемета БК.
The Hurricane № 55 airplane.
Реконструкция окраски истребителя Hurricane IIb. Автор - М. Быков.
4. МиГ-3 : март — сентябрь 1942 г.
24.03.1942 получено 4 истребителя МиГ-3 от 10 иап.
5. Як-1 : июнь 1942 г. — август 1943 г.
Получены и освоены на фронте, не покидая действующую армию.
Комиссар 1-й эскадрильи Кузнецов (крайний слева) поздравляет летчиков с успешным боевым вылетом. Слева направо: И. Забегайло, В. Клименко, И. Тихонов.
Снимок сделан на аэродроме Сукромля у самолета Як-1 И. Забегайло.
Самолет Як-1 б/н 49 лейтенанта В.И. Клименко, август 1942 г. (Ржевско-Сычевская операция).
The Yak-1 warplane board number 49. Great Patriotic war photo.
Реконструкция окраски истребителя Як-1 с горизонтальной белой полосой на вертикальном оперении. Автор - М. Быков.
Кадры кинохроники с самолетами Як-1 №№ 15 и 33. Интересно одновременное применение диагональных и горизонтальных полос.
The Yak-1 warplanes №№ 15 and 33 in 1942.
Истребитель Як-1 № 15, лето 1942 г. Художник - М. Быков.
The Yak-1 warplane of 1st giap VVS.
6. Як-7Б : ноябрь 1942 г. — август 1943 г.
21.11.1942 в наличии 32 истребителя Як-7.
В. Клименко в кабине самолета Як-7Б «Торговый работник».
В ноябре 1942 года группе лётчиков 1-го ГвИАП, отличившихся в боях, были вручены истребители Як-7Б председателем ЦК профсоюза торгработников СССР.
Soviet warplane Yak-7b «Torgovy rabotnik» (the worker of trade). Drawing by A.Salimgareev.
Як-7Б после аварийной посадки (подбит во время операции "Искра" - прорыв блокады Ленинграда), январь 1943 г.
Вид с другого борта по клику.
Ditched Yak-7B board number white 37. Click to view from other side.
Реконструкция окраски истребителя Як-7Б с бортовым номером 37 пилота Марченко К.С. Автор - М. Быков.
7. Як-1Б : сентябрь 1943 г. - сентябрь 1944 г.
8. Як-9Д : март 1944 г. — сентябрь 1944 г.
9. Як-3 : сентябрь 1944 г. — май 1945 г.
Освоены в Резерве СВГК.
Горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении самолета Як-3 номер 21, аэродром Микулино, осень 1944 г.
The Yak-3 fighter of 1st giap USSR.
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-3 бортовой номер 21. Автор - М. Быков.
Диагональная белая полоса на вертикальном оперении самолетов Як-3, аэродром Кощотково.
По системе обозначений, принятой в 7 гиад 2 иак,
одна полоса соответствует 1 гиап, две - 89 гиап, три - 115 гиап.
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-3 бортовой номер 9. Автор - М. Быков.
Пилоты Суслов А. и Рыжкин П. на истребителе Як-3, фото 15.05.1945. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet Yak-3 aircraft. Click to enlarge the picture.
The Yak-3 № 47 plane of 1 giap Red army airforce.
Система быстрого опознавания самолетов 2 ИАК ВВС КА - диагональные белые полосы на вертикальном оперении
Diagonal white lines at the tails for three regiments of each air divisions of 2 IAK
15.06.1941 – 14.07.1941 м-р Лешко Дмитрий Константинович
16.07.1941 – 17.07.1942 м-р, п/п Юдаков Алексей Павлович
17.07.1942 – 10.12.1942 м-р Зотов Александр Иванович (ВрИД)
10.12.1942 – 22.01.1943 м-р Логвинов Петр Трофимович (погиб)
23.01.1943 – 24.03.1943 м-р Дзюба Иван Михайлович (ВрИД)
24.04.1943 – 27.10.1944 к-н, м-р Кайнов Илья Игнатович
27.10.1944 – 27.03.1945 м-р Зинов Владимир Иванович (ВрИД)
27.03.1945 – 30.12.1945 м-р Малиновский Иван Антонович
1 ОИАЭ РККВФ, 29 киап (иакп), 1 гкиап (гиакп)
Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Андрей Аверин - Истребитель с капризным характером (М-Хобби).
Михаил Никольский - 1-й гвардейский.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
1 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Красногвардейский орденов Ленина и Кутузова полк ВВС КА
История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
отдельная истребительная авиационая эскадрилья,
истрэскадрилья, истравиаэскадрилья, авиаистрэскадрилья.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.