Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

1 гвардейский истребительный авиационный Красногвардейский Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова полк ВВС КА

29 Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС КА

1 истребительная авиационая эскадрилья РККВФ


боевое Знамя красное 1 Гвардейское авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб)

1st guards fighter air regiment (former 29th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       На основании приказа Реввоенсовета от 24 октября 1921 г. из 1 АДИ и 3 АДИ в Петрограде сформирована 1-я советская воздушная истребительная эскадрилья. Эскадрилья числилась в резерве Главного Командования.
       С августа 1922 г. часть стала именоваться 1-й отдельной эскадрильей истребителей.
       В январе 1925 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной эскадрилье было присвоено почетное наименование «эскадрилья имени В.И. Ленина», а в 1928 авиаэскадрилья за боевые заслуги в годы Гражданской войны награждена орденом Красного Знамени.
       В январе 1927 г. эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады.
       29 Краснознаменный истребительный авиаполк сформирован во 2 Особой Краснознаменной армии (ст. Поздеевка Амурской обл.) на основе 1 Краснознаменной истребительной авиаэскадрильи (приказ ВВС ОКДВА № 00115 от 05.12.1938). Вошел в состав 50 Авиабригады ВВС 2 ОКА.
       06.12.1941 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР № 347 29 иап преобразован в 1 гвардейский истребительный авиационный полк.
       09.12.1941-08.01.1942 — В 17 зап Уральского Военного округа (г. Молотов) переформирован по штату 015/134 (3 эскадрилья прибыла 03.01.1942 из 127 иап).
       25.09.1942-05.11.1942 — На аэр. Мигалово Калининской обл. переформирован по штату 015/284.
       04.05.1943 — За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО СССР № 207 1 гиап присвоено почетное наименование «Красногвардейский».
       01.1944-03.1944 — Переформирован по штату 015/364.
       26.05.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейссе и овладении городами Коттбус, Любен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 гиап награжден орденом Кутузова III степени.
       В декабре 1959 г. преобразован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб).
       В марте 1992 г. директивой ГШ ВВС переформирован в бомбардировочный полк. С января 1993 по август 1997 г. полк считался учебным бомбардировочным.
       С февраля 1998 по июнь 2001 г. полк именовался «1-й гвардейский инструкторский бомбардировочный авиационный Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознаменный полк (учебный) им. 50-летия СССР».
       2002 г. — преобразован в бомбардировочный авиаполк.
       Осень 2009 г. — 1 гвардейский бап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
12.07.194101.10.194131 садСеверо-Западный фронт
01.10.194114.11.1941Западный фронт
14.03.194215.05.1942Калининский фронт
15.05.194201.07.1942211 сад3 ВА
01.07.194215.10.1942210 иад
23.11.194231.12.1942209 иад2 ИАК
31.12.194224.02.194314 ВАВолховский фронт
24.02.194329.04.19433 ВАКалининский фронт
26.05.194328.06.19437 гиад2 ИАК2 ВАВоронежский фронт
28.06.194328.07.19431 ВАЗападный фронт
28.07.194319.08.194315 ВАБрянский фронт
16.10.194315.03.19443 ВА1 Прибалтийский фронт
20.06.194414.09.19441 ВА3 Белорусский фронт
14.11.194411.05.19452 ВА1 Украинский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 11641 боевых вылетов.
       Количество уничтоженных самолетов противника - 347 в воздушных боях и 17 на аэродромах при штурмовках. Из них 224 истребителя, 95 бомбардировщиков, 28 прочих типов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танкетки – 3, орудия ЗА – 5, автомашины – 67, бензозаправщики – 2, повозки – 35, паровозы – 5, вагоны – 12, цистерны – 10, склады – 2), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника 661 643 10 8
по аэродромам противника 78 24 54
на разведку 2176 895 153 343 785
на свободную охоту 116 68 48
на перехват 683 350 47 219 33 34
на прикрытие войск 5582 1635 1167 1390 251 1139
на сопровождение 2321 616 899 480 322 4
на блокировку аэродромов 24 24
Итого 11641 4139 2113 2252 1041 2096
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители
сбито в воздушных боях 224 24 51 95 17 37
уничтожено на аэродромах 4 2 2
Бомбардировщики
сбито в воздушных боях 95 29 16 43 3 4
уничтожено на аэродромах 13 1 12
Прочих типов
сбито в воздушных боях 28 14 6 5 3
Итого 364 67 73 143 23 58
сбито в воздушных боях 347 67 73 143 20 44
уничтожено на аэродромах 17 0 0 0 3 14

       Собственные безвозвратные потери составили 135 (из них 100 - боевые потери) самолетов и 61 (60) летчиков.
По типам самолетов потеряно: 20 И-16; 2 И-153 тип 34; 9 «Харрикейн»; 1 МиГ-3; 64 Як-1; 25 Як-7; 2 Як-9; 12 Як-3.

       Предвоенная материальная часть

       В 1921 г. на вооружение одного отряда эскадрильи поступили самолеты «SPAD», остальных - «Ньюпор».
       В мае 1922 г. на вооружение поступили истребители «Фоккер D-VII».
       В конце 1924 г. эскадрилья перевооружилась на «Фоккер D-XI». Элементыми быстрого опознавания в 1 неотдельном отряде была белая вертикальная полоса на руле направления. Во других двух авиаотрядах - белая горизонтальная полоса на руле направления и вертикальная незакрашенная полоса на белом руле направления (пренадлежность отрядам - неизвестна). Известны имена машин: «Гудок», «Владимирский текстильщик», «Архангельский рабочий», «Оренбургский рабочий», «Курский большевик», «Степан Халтурин», «Башкирия – Ильичу»...
       В 1928 г. на вооружении состояли истребители И-2бис, в дальнейшем - И-5, И-15.

1 ОИАЭ фото
Самолет Fokker C.I с личной эмблемой Кожевникова (голова сфинкса). Петроград, 1922 г.

Александр Тимофеевич Кожевников командир 1-й воздушной Советской эскадрильи истребителей у своего персонального Фоккера. его личная эмблема сфинкс
Командир эскадрильи Александр Тимофеевич Кожевников у своего персонального Фоккера с эмблемой сфинкса.

1-я советская воздушная истребительная эскадрилья
Истребитель Fokker D.VII И.П.Антошина с эмблемой стрелы.

1-я советская воздушная истребительная эскадрилья

ФД-VII ФД-7 1 ОИАЭ
Фоккеры с эмблемами. Петроград, 1923 г. Автор схемы - Юрий Ефремов. Увеличение - по клику.
The emblems of the Fokkers of 1 OIAE. Click to enlarge the drawing.


FD-VII ФД-7 1 ОИАЭ фото
Советские авиаторы у самолета ФД-7.

ФД-VII ФД-7 1 ОИАЭ РККВВФ
Аэроплан ФД-7 № 1 с эмблемой кота (2 неотдельный авиаотряд).

Группа людей у самолета на праздновании дня Красной авиации 1923 Петроград
ФД-7 № 2 с эмблемой кота на праздновании дня Красной авиации 2 августа 1922 или 1923 года. Комендантский аэродром в Петрограде. Другая фотография - по клику.
The Fokker D.VII aircraft in Petrograd. Click to view other photo.


ФД-VII FD-7 1 OIAE Soviet Russia
Самолет ФД-7 № 5 с эмблемой кота. Петроград.

ФД-VII ФД-7 1 ОИАЭ перец черенок другой РККВФ
ФД-7 № 1 с эмблемой перца (3 неотдельный авиаотряд).

Истребители Fokker D.VII 1-й отдельной истребительной эскадрильи Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота Петроград 1922
Истребитель Fokker D.VII № 3.

Истребитель Fokker D.VII Фоккер Д-7 СССР РСФСР
Самолеты ФД-7 №№ 2,4,6 с эмблемами перца. Комендантский аэродром в Петрограде.

Истребители Фоккер Fokker D.VII 1-й отдельной истребительной эскадрильи Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота Петроград 1922
Истребители Fokker D.VII №№ 1 и 4 с эмблемами перца. Петроград 1922.

Истребители Фоккер д7 1й отдельной истребительной эскадрильи Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота Петроград 1922
Истребитель Fokker D.VII № 1, 1922 г.

1-я советская воздушная истребительная эскадрилья
Истребитель Фоккер Д-7 с полосой на фюзеляже.

FD-XI ФД-11 1 ОИАЭ фотография серийным № 4761
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 № 1 "Гудок" (надпись на обоих бортах). ЭБО - белая вертикальная полоса на руле направления. 17 июня 1925 г. Комендантский аэродром Ленинграда.

FD-XI ФД-11 1 ОИАЭ фотография с серийным № 4792
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 № 1 "Степан Халтурин". ЭБО - вертикальная полоса на белом руле направления. 23 июня 1925 г. Комендантский аэродром Ленинграда.

FDXI ФД11 1 ОИАЭ фотография
Фото из аварийного акта. ФД-11 (отрядный номер 2, серийный номер 4800) "Курский большевик" (надпись на обоих бортах). ЭБО - белая горизонтальная полоса на руле направления. 24 июля 1925 г. Комендантский аэродром Ленинграда. Другая фотография - по клику.
The Fokker D.XI plane in Leningrad. Click to view other photo.


FDXI ФД11 1 ОИАЭ фотография
Фото из аварийного акта. ФД-11 (отрядный номер 2, серийный номер 4788) "Архангельский рабочий" (надпись на обоих бортах). ЭБО - вертикальная полоса на белом руле направления. Смычковский лагсбор, 6 июля 1926 года. Другая фотография - по клику.
The Fokker D.XI warplane. Click to view other photo.


FD11 ФД11 1 ОИАЭ фотография рабочий
Фото из аварийного акта. Столкновение Фоккеров Д-11 серийный № 4683 отрядный № 3 и серийный № 4790 отрядный № 5. Хорошо видны разные типы ЭБО. 4 сентября 1926 г. Троцкий аэродром.

FD11 ФД11 1-ОИАЭ фотография
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 (серийный № 4798, отрядный № 5) из 1 НАО 1 ОИАЭ. Ленинград, Комендантский аэродром, 20 июля 1925 года.

FD11 ФД11 1ОИАЭ фотография
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 (серийный № 4641, отрядный № 9). Смычковский лагсбор, 15 июля 1926 года.

FD11 ФД11 1ОИАЭ фотография рабочий
Фото из аварийного акта. Фоккер Д-11 (серийный № 4787, отрядный № 10) на лыжном шасси. 2 февраля 1926 года. Ленинград, Комендантский аэр.


Фото из аварийного акта. Истребитель И-2бис № 5 с изображением ордена Красного знамени на борту. Другая фотография - по клику.
The I-2bis fighter. Click to view other photo.

I-2-bis fighter USSR profile
Рисунок - Эрик Пилавский.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. И-16 : июль — ноябрь 1941 г.
В конце сентября 1941 г. одна эскадрилья И-16 передана в состав 127 иап ВВС Ленинградского фронта.

фотография ВОВ И16, 29-й кап.
Самолеты И-16 тип 10 (№№ 6 и 1) из 4-й эскадрильи, выполнившие вынужденные посадки в начале 1941 года.
Ditched I-16 type 10 fighters.


фотография ВОВ И16, 29-й ап.
Истребитель И-16 тип 17 (№ 9) из 1-й АЭ, разбитый в аварии весной 1941 года
Ditched I-16 type 17 plane.


фото ВОВ военный самолёт и16 хвостовой номер 10, 29-й киап ИАКП Цветной руль поворота.
Поврежденные И-16 (№№ 10 и 60) летом 1941 года.
Damaged I-16 fighters.

ЗФ ишак
Реконструкция окраски истребителя И-16 тип 24 (№ 10), Западный фронт, июль-август 1941 г. Автор - И. Злобин.

фото ВМВ и-16-17, 29-й авп. оставленный при отступлении в августе 1941 года
Истребитель И-16 тип 28 (тактический номер 7).
The I-16 type 28 aircraft.


russian identification mark photograhy I16 ftr.
Поврежденный И-16 (№ 7) из 1-й эскадрильи 29 ИАП, август 1941 года.
Damaged I-16 fighters.


Цветной профиль
Реконструкция окраски истребителя И-16 тип 17 № 8 (№172132, мотор М-25В №1910385). 17 запасной истребительный авиаполк, Саранский аэродром, Приволжский Военный округ. Машина ранее принадлежала 29 КИАП. Автор - М. Быков.
Цветной профиль
Варианты окраски истребителя И-16 тип 17 (пушки ШВАК демонтированы) № 10 (№172162). 17 запасной истребительный авиаполк, 1 эскадрилья, аэродром Фроловский, Уральский Военный округ. Машина ранее принадлежала 29 КИАП. Автор - М. Быков.
Красные соколы в бою
Бондарец Петр Романович в кабине И-16 с рисунком ордена Красного Знамени.
Bondarets Petr Romanovich in the I-16 cockpit.



2. И-153 : июль — ноябрь 1941 г.


3. "Харрикейн" (Hawker Hurricane, Великобритания) : январь-сентябрь 1942 г.
09.12.1941-08.01.1942 - переучивание в 17 зап Уральского Военного округа (г. Молотов).
05.04.1942 - дополнительно приняты самолеты «Харрикейн» от 195 иап.
1st guards fighter air regiment (former 29th fighter aviation unit) VVS
Комэск Тормозов Александр Александрович (в центре) у самолета Hurricane.

russian hurricane 2b. 1 гв иап хуррик с номером 55.
Самолеты Hurricane IIb с усиленным в СССР вооружением - английские пулеметы винтовочного калибра заменены на две пушки ШВАК и два крупнокалиберных пулемета БК.
The Hurricane № 55 airplane.

Цветной профиль хурик 2Б 1-го гиап ВВС РККА
Реконструкция окраски истребителя Hurricane IIb. Автор - М. Быков.


4. МиГ-3 : март — сентябрь 1942 г.
24.03.1942 получено 4 истребителя МиГ-3 от 10 иап.


5. Як-1 : июнь 1942 г. — август 1943 г.
Получены и освоены на фронте, не покидая действующую армию.

Советский самолет Як1 1 гв иап действующая армия
Комиссар 1-й эскадрильи Кузнецов (крайний слева) поздравляет летчиков с успешным боевым вылетом. Слева направо: И. Забегайло, В. Клименко, И. Тихонов. Снимок сделан на аэродроме Сукромля у самолета Як-1 И. Забегайло.

ww2 foto pursuit squadron plane.
Самолет Як-1 б/н 49 лейтенанта В.И. Клименко, август 1942 г. (Ржевско-Сычевская операция).
The Yak-1 warplane board number 49. Great Patriotic war photo.

рисунок ВОВ 1го гиап ВВС КА
Реконструкция окраски истребителя Як-1 с горизонтальной белой полосой на вертикальном оперении. Автор - М. Быков.


Кадры кинохроники с самолетами Як-1 №№ 15 и 33. Интересно одновременное применение диагональных и горизонтальных полос.
The Yak-1 warplanes №№ 15 and 33 in 1942.

Советский самолёт Як1 ВВС СССР.
Истребитель Як-1 № 15, лето 1942 г. Художник - М. Быков.
The Yak-1 warplane of 1st giap VVS.



6. Як-7Б : ноябрь 1942 г. — август 1943 г.
21.11.1942 в наличии 32 истребителя Як-7.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части. Фотоснимок ВОВ
В. Клименко в кабине самолета Як-7Б «Торговый работник». В ноябре 1942 года группе лётчиков 1-го ГвИАП, отличившихся в боях, были вручены истребители Як-7Б председателем ЦК профсоюза торгработников СССР.
ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.лозунг
Soviet warplane Yak-7b «Torgovy rabotnik» (the worker of trade). Drawing by A.Salimgareev.


Yak7B
Як-7Б после аварийной посадки (подбит во время операции "Искра" - прорыв блокады Ленинграда), январь 1943 г. Вид с другого борта по клику.
Ditched Yak-7B board number white 37. Click to view from other side.

insignia image
Реконструкция окраски истребителя Як-7Б с бортовым номером 37 пилота Марченко К.С. Автор - М. Быков.


7. Як-1Б : сентябрь 1943 г. - сентябрь 1944 г.


8. Як-9Д : март 1944 г. — сентябрь 1944 г.


9. Як-3 : сентябрь 1944 г. — май 1945 г.
Освоены в Резерве СВГК.
операции Багратион проводилась с 23 июня по 29 августа 1944 г., 
а первые Як-3 1 гиап получил в сентябре, т.е. фактически как раз сразу после ее окончания. 
Насчет аэродрома Микулино я не в курсе, может это и верно.
wwII photo russian nose art. soviet warplane
Горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении самолета Як-3 номер 21, аэродром Микулино, осень 1944 г.
The Yak-3 fighter of 1st giap USSR.

Як3 бн 21 из состава 1 гиап
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-3 бортовой номер 21. Автор - М. Быков.

бортовая живопись фото ВМВ. элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
Диагональная белая полоса на вертикальном оперении самолетов Як-3, аэродром Кощотково.
По системе обозначений, принятой в 7 гиад 2 иак, одна полоса соответствует 1 гиап, две - 89 гиап, три - 115 гиап.
Цветной боковик. Наши ястребки - Сталинские соколы.
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-3 бортовой номер 9. Автор - М. Быков.

ww2 picture jak-3
Пилоты Суслов А. и Рыжкин П. на истребителе Як-3, фото 15.05.1945. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet Yak-3 aircraft. Click to enlarge the picture.


Фотоснимок Советский самолет Як3 № 47 1 гвиап ВВС КА.
The Yak-3 № 47 plane of 1 giap Red army airforce.


Система быстрого опознавания самолетов 2 ИАК ВВС КА - диагональные белые полосы на вертикальном оперении
Diagonal white lines at the tails for three regiments of each air divisions of 2 IAK
Авиадивизия - Division одна полоса / one line две полосы // two lines три полосы /// three lines
7 гиад (209 иад) - истребители Як 1 гиап (29 иап) 89 гиап (12 иап) 115 гиап (146 иап)
322 иад - истребители Ла 2 гиап (526 иап) 482 иап 937 иап


       Командиры полка

15.06.1941 – 14.07.1941 м-р Лешко Дмитрий Константинович
16.07.1941 – 17.07.1942 м-р, п/п Юдаков Алексей Павлович
17.07.1942 – 10.12.1942 м-р Зотов Александр Иванович (ВрИД)
10.12.1942 – 22.01.1943 м-р Логвинов Петр Трофимович (погиб)
23.01.1943 – 24.03.1943 м-р Дзюба Иван Михайлович (ВрИД)
24.04.1943 – 27.10.1944 к-н, м-р Кайнов Илья Игнатович
27.10.1944 – 27.03.1945 м-р Зинов Владимир Иванович (ВрИД)
27.03.1945 – 30.12.1945 м-р Малиновский Иван Антонович





1 ОИАЭ РККВФ, 29 киап (иакп), 1 гкиап (гиакп)
Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Андрей Аверин - Истребитель с капризным характером (М-Хобби).
Михаил Никольский - 1-й гвардейский.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

1 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Красногвардейский орденов Ленина и Кутузова полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк. отдельная истребительная авиационая эскадрилья, истрэскадрилья, истравиаэскадрилья, авиаистрэскадрилья.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.