Главная ИА РА ША БА СП

139 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Кутузова Смоленский полк

[20 истребительный авиационный полк]


139th guards fighter «Smolensk» regiment (20th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       20 истребительный авиационный полк сформирован 05.02.1938–03.03.1938 в Белорусском Особом Военном округе (г. Смоленск) на основе 6 отдельной истребительной эскадрильи 116 авиабригады ВВС БОВО.
       Июль 1941 — в 8 запасном истребительном авиаполку Приволжского ВО (пос. Багай-Барановка Саратовской обл.) на основе 20 иап сформирован новый полка, также получивший наименование 20 иап.
       04.05.1943 — За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО СССР № 0207 20 иап присвоено почетное наименование «Смоленский».
       14.04.1944 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 55 20 иап преобразован в 139 гвардейский истребительный авиационный полк.
       10.07.1944 — За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Березина, за овладение городом Борисов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 139 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       19.02.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Тапиау, Алленбург, Ноденбург, Летцен и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 139 гиап награжден орденом Кутузова III степени.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
29.08.193916.09.19392 эскадрилья участвовала в боях на реке Халхин-Гол
22.06.194124.09.194117 садВВС КОВО / Юго-Западного фронта
12.11.194101.02.1942146 садВВС Западного фронта
01.02.194228.02.1942ВВС 10 армииЗападный фронт
28.02.194210.05.1942ВВС 50 армии
10.05.194205.07.1942203 иад1 ВА
26.07.194218.02.1943
18.02.194311.07.1944303 иадЗападный / 3 Белорусский фронт
04.10.194409.05.19453 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 10668 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 224 в воздушных боях и 25 на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 21, БРМ – 13, автомашины – 541, повозки – 142, прицепы – 3, паровозы – 11, вагоны – 12, цистерны – 5, вагоны – 15, катера – 4, баржи – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на штурмовку аэродромов14397406
на штурмовку войск96977910981
на штурмовку переправ1919
на прикрытие войск2340134146040827860
на прикрытие объектов136404520229
на блокировку аэродромов66
на сопровождение480357019417168401483
на перехват108889225371322
на разведку11047261311115284
на свободную охоту80124028
Итого1068832382004221014441792
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях1612723523128
Истребители - уничтожено на аэродромах11
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях45152451
Бомбардировщики - уничтожено на аэоодоомах242121
Прочих типов - сбито в воздушных боях1810611
Итого2497355583330
сбито в воздушных боях2245253583328
уничтожено на аэоодоомах25212002
Свои потери За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов
сбито в воздушных боях36159102
сбито ЗА221255
уничтожено на аэродромах321
не вернулось с боевого задания5221101731
Итого11350203238
Небоевые потери самолетов
авиакатастрофы4211
аварии154335
списано по износу1858311
Итого37913456
ВСЕГО150593336814
Потери летного состава
Летчики6921172254

Собственные безвозвратные потери составили
150 самолетов (из них 133 - боевые потери) и 69 летчиков.

По типам самолетов потеряно:
6 И-153; 90 Як-1; 11 Як-7б; 15 Як-9; 4 Як-9Д; 16 Як-9У.

       Типы боевых самолетов, состоявшие на вооружении в 1941-1945 гг.

       Знаком быстрого опознавания авиаполков 303 ИАД ( 9 гиап, 18 гиап, 139 гиап, 523 иап, «Нормандия» ) была большая белая молния на фюзеляже.

1. И-153 (22.06.1941 — 24.09.1941)
На 22.06.1941 в боевом составе имелось 57 И-153 (из них 5 неисправных) и 56 Як-1 (10).
30.07.1941 - принято 16 истребителей И-153 "Чайка" из 91 иап.

2. Як-1 (22.06.1941 — 05.07.1942)

3. Як-7Б (26.07.1942 — 12.07.1944)

4. Як-1Б (1944 г.)

5. Як-9 различных модификаций (1943 г. — 1945 г.)

6. Як-9У (04.10.1944 — 09.05.1945)

WWII photo Russian identification mark Yak9u.
Советские офицеры на фоне истребителя Як-9У.
Yak-9U fighter and crew of 139 giap Red army airforce.


ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части в ВОВ.
Истребитель Як-9У б/н 0 командира 139 гиап Петровца Александра Кузьмича.
Soviet Yak-9U plane board number white 0.


Боевое использование знаков бестрого опознавание в воздухе. ЭБО стрела.
Самолет Як-9У гвардии капитана А.Г. Машкина, фото 1945 г. Белая молния на фюзеляже - обозначение дивизии.
Yak-9U aircraft of Russian ace Mashkin.

WW2 color profile
Реконструция внешнего вида Як-9У с тактическим номером 20. Автор - М.Быков.



Техсостав







Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.
Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.