Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

18 гвардейский дважды Краснознаменный истребительный ордена Суворова авиационный полк

[6 истребительный авиационный полк]


18th guards fighter regiment (6th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       04.06.1938–16.11.1938 — 6 истребительный авиационный полк сформирован во 2 Особой Краснознаменной армии (аэр. Гаровка, г. Хабаровск) на основе 26 отдельной истребительной эскадрильи 33 авиабригады ВВС ОКДВА (приказ по ВВС ОКДВА № 0015 от 12.05.1938 и № 00193 от 17.11.1938).
       07.03.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 6 иап преобразован в 18 гвардейский истребительный авиаполк.
       23.10.1943 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       06.07.1944 — За проявленную храбрость, мужество и отвагу в боях по прорыву Витебского укрепленного района немцев южнее Витебска и на оршанском направлении севернее реки Днепр, а также за овладение городом Витебск приказом ВГК № 0175 18 гиап присвоено почетное наименование «Витебский».
       23.07.1944 — За успешное выполнение заданий командования в боях за овладение столицей Белоруссии городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       05.05.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ландсберг, Бартенштайн и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гиап награжден вторым орденом Красного Знамени.
       1982 год — Преобразован в истребительно-бомбардировочный авиаполк.
       Март 1993 года — Преобразован в штурмовой авиационный полк.
       09.05.1995 — 18 гшап присвоено почетное наименование «Нормандия-Неман».
       14.02.2006 — Правительством Франции полк награжден орденом Почетного легиона.
       Декабрь 2009 года — 18 гвардейский шап расформирован в ДВО в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации, все регалии полка переданы 6983 авиационной базе.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
25.07.194110.08.1941ВВС Северо-Западного фронта
10.08.194110.12.194157 садСеверо-Западный фронт
10.12.194127.12.19416 сад
27.12.194107.02.19427 садВВС 3 ударной армииКалининский фронт
23.06.194223.08.1942234 иад1 ВАЗападный фронт
22.02.194328.06.1944303 иадЗападный / 3 Белорусский фронт
27.08.194409.05.19453 Белорусский фронт
08.05.195124.02.1952303 иад64 ИАКвооруженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 12704 боевых вылета. В воздушных боях уничтожено 407 самолетов противника и 3 аэростата. Уничтожено при штурмовках: самолёты – 20, автомашины – 37, паровозы – 1, вагоны – 15, склады ГСМ – 1, лодки – 3, прожекторы – 1.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на сопровождение ША21844433921150199
на сопровождение БА16955519545653756
на разведку839356545828487
на прикрытие войск47752115998975374313
на штурмовку890314335470
на перехват1452854197183198
на сопровождение РА и КА1357659
на бомбардировку противника226226
на блокировку и штурмовку аэродромов139242293
на отсечку сам-тов пр-ка от БА3636
на обеспечение работы ША и БА206206
на свободную охоту1271198
Итого1270444201736318820681292
В число 127 боевых вылетов на свободную охоту вошли 6 вылетов, выполненных ночью.
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях29333231026570
Истребители - уничтожено на аэродромах11146
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях942536321
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах972
Разведчики - сбито в воздушных боях2034742
Итого42768631447478
сбито в воздушных боях40761631417072
уничтожено на аэродромах2070346
Свои потери самолетовВсего19411942194319441945
сбито в воздушных боях439171331
сбито ЗА207625
уничтожено на аэродромах11
не вернулось с боевого задания35781433
Итого боевые9924312789
авиакатастрофы6321
аварии143155
списано по износу413
Итого небоевые246369
ВСЕГО1233034271418

Собственные безвозвратные потери составили 123 самолета (из них 99 - боевые потери) и 73 летчика.

По типам самолетов потеряно: 30 И-16; 1 ЛаГГ-3; 6 Як-1; 39 Як-7; 21 Як-9; 23 Як-3.


       Результаты боевой работы на стороне КНДР: Совершено боевых вылетов – 4304, Проведено воздушных боев – 105, Сбито самолетов сип ООН – 96 (бомбардировщиков – 8, истребителей-бомбардировщиков – 39, истребителей – 49),
       Свои потери: летчиков – 8, самолетов – 18.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Знаком быстрого опознавания авиаполков 303 ИАД ( 9 гиап, 18 гиап, 139 гиап, 523 иап, «Нормандия» ) была большая белая молния на фюзеляже.


1. И-16 (25.07.1941 — 07.02.1942)
08.02.1942 - 8 И-16 передано в 728 иап.


2. Як-1 (23.06.1942 — 23.08.1942)
28.02.1942–15.05.1942 - освоены в 5 забр СибВО (г. Новосибирск).
18.08.1942 - принято 7 Як-1 от 91 иап.


3. Як-7б (23.06.1942 — сентябрь 1943 г.)
28.02.1942–15.05.1942 - освоены в 5 запасной авиабригаде Сибирского военного округа.

Фотоснимок ВМВ военные самолёты.
В начале февраля 1943 г. полку переданы 10 Як-7Б, построенных на средства, добровольно внесенные в фонд обороны трудящимися Советской Латвии, находившимися в эвакуации, а также воинами Латышской стрелковой дивизии.
очепятки.
К сожалению, при нанесении надписей на Яки сделаны ошибки. На одном из самолетов – неправильная (зеркальная) латинская буква «N» (LATVIESU STRELИIEKS). На другом - пропущена латинская буква «I» (LATVIESU STRELNEKS).

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Вручение летчикам 18-го Гв.ИАП истребителей Як-7Б "Латышский Стрелок", зима 1943 г.
В 1-й эскадрилье на именных машинах летали С. Сибирин, В. Запаскин, Д. Лобашев, В. Баландин и Н. Пинчук.
Як7 Боевое использование в ВОВ.
Soviet Yak-7 «Latviesu strelneks» aircraft of 6 iap Red army airforce. Drawing by A.Kazakov.


Фото снимок ВОВ - Крылатый Стрелок.
Пинчук Николай Григорьевич у Як-7Б.
Soviet Pinchuk ace near his Yak-7B.

боевая раскраска.
Реконструкция окраски истребителя Як-7Б «Latviesu strelnieks» с белым бортовым номером 12 и эмблемой молнии. Автор - М.Ю.Быков.
Yak-7B fighter of 18 giap Red army airforce.


Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Летчики 18-го Гв.ИАП играют в шахматы у истребителя Як-7Б б/н 22, лето 1943 г.
WWII photo jak-7.
Як-7Б «Латышский Стрелок» из состава 18-го Гв.ИАП на полевом аэродроме, лето 1943 г.
Soviet Yak-7B plane № 22.


ww2 foto Yak7.
Командир звена 1-й эскадрильи 18-го ГИАП лейтенант Д. Лобашев и его ведомый лейтенант Н. Пинчук. Аэродром Знаменка, фото августа 1943 г.
Lobashev and Pinchuk aces at Znamenka airdrome in august 1943.


окраска.
Будущий командир 18-го Гв.ИАП Герой Советского Союза Семен Сибирин у своего Як-7Б, лето 1943 г.
Russian ace Sibirin aside Yak-7B warplane.


18th GvIAP Jak-7B
18th Gv IAP in combat
Комполка Голубов Анатолий Емельянович и его Як-7Б.
18 GIAP commander Golubov and his Yak-7B aircraft.



4. Як-9 (сентябрь 1943 г. — 28.06.1944)


5. Як-3 (27.08.1944 — 09.05.1945)
29.06.1944–27.08.1944 - освоены в Саратове на авиазаводе № 292.

ww2 foto pursuit squadron airplane.
Soviet Yak-3 plane bort number 24. Great Patriotic war photo.


Jak-3 18th GvIAP WWII photo in combat.
Истребитель Як-3 № 17.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Як-3 с тактическим номером 12 из состава 18 гиап.

Советский 18 ГвИАП Фотоснимок ВМВ.
Истребитель Як-3 из состава 18-го Гв.ИАП, Восточная Пруссия, зима-весна 1945 г.
Цветной боковик.
Реконструкция внешнего вида Як-3 б/н 19. Рисунок Игоря Злобина.
Soviet Yak-3 board number 24 color drawing.


Фото ВОВ Наши ястребки - Сталинские соколы.
Истребители Як-3 на захваченном немецком аэродроме.
Soviet Yak-3 planes at captured German airfield.


6. МиГ-15 (08.05.1951 – 24.02.1952)


       Командиры полка

_._.1940 – 29.07.1941 п/п Аристов Борис Романович (погиб)
01.08.1941 – 28.11.1942 м-р Чертов Сергей Иванович
28.11.1942 – 17.01.1945 м-р, п/п Голубов Анатолий Емельянович
21.01.1945 – 05.11.1947 м-р, п~п Сибирин Семен Алексеевич










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР (Военно-воздушные силы Советского Союза) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.