Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

523 Краснознаменный истребительный авиационный Оршанский орденов Суворова, Кутузова и Алексндра Невского полк


523 fighter aviation «Orsha» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       08.09.1941–25.09.1941 — 523 истребительный авиационный полк сформирован по штату 015/174 при 2 запасном истребительном авиаполку Московского военного округа (ст. Сейма Горьковской обл.).
       23.08.1942–23.02.1943 — в резерве 1 ВА переформирован по штату 015/284.
       06.07.1944 — За отличие в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша приказом ВГК № 0182 523 иап присвоено почетное наименование «Оршанский».
       23.07.1944 — За успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение столицей Советской Белоруссии городом Минск и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 523 иап награжден орденом Красного Знамени.
       12.08.1944 — За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Каунас (Ковно) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 523 иап награжден орденом Александра Невского.
       19.02.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны в Восточной Пруссии и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 523 иап награжден орденом Кутузова III степени.
       28.05.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 523 иап награжден орденом Суворова III степени.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
04.10.194127.12.1941раг-3 СВГКВВС Ленинградского фронта
26.06.194222.08.1942234 иад1 ВАВВС Западного фронт
23.02.194309.05.1945303 иадЗападный / 3 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 8325 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 114 в воздушных боях и 1 на аэродроме при штурмовке. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на прикрытие объектов4083452043
на штурмовку противника137137
на бомбардировку противника176176
на прикрытие войск7204003128
на блокировку аэр-мов прот-ка5252
на сопровождение БА3575847892161
на сопровождение ША116091921724
на разведку44671413827531679
на фотографирование442311131
на разведку погоды1044361
на перехват212461606
Итого8325554702154033832056
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях7511334252
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях38721721
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах11
Прочих типов - сбито в воздушных боях11
Итого11583441284
сбито в воздушных боях11483441283
уничтожено на аэродромах100001
Свои потери самолетовЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
погибло в воздушных боях31261661
сбито зенитной артиллерией26274112
не вернулось с боевого задания4111228
Итого боевые9842442253
авиакатастрофы10442
аварии33215106
списано по износу9454293026
Итого небоевые13774484434
Потери летного состава
Летчики6721031213

Собственные безвозвратные потери составили
235 самолетов (из них 98 - боевые потери) и 67 летчиков.

По типам самолетов потеряно:
29 ЛаГГ-3; 2 Як-9; 86 Ла-5; 23 Ла-7; 1 По-2 (без учета списанных).

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Знаком быстрого опознавания авиаполков 303 ИАД ( 9 гиап, 18 гиап, 139 гиап, 523 иап, «Нормандия» ) была большая белая молния на фюзеляже.


1. ЛаГГ-3 (22.06.1941 — 05.07.1942)
06.10.1941 : 8 ЛаГГ-3 передано в 160 иап.
07.10.1941 : в боевом составе имелось 9 исправных ЛаГГ-3.
10.10.1941 : 2 ЛаГГ-3 получено от 160 иап.
25.10.1941 : в боевом составе имелось 8 ЛаГГ-3 (из них 2 неисправных) и 6 И-16 (0).
27.12.1941 : 7 ЛаГГ-3 передано в реморганы и в 239 иап.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части в ВОВ.
Истребитель ЛаГГ-3 из 523-го ИАП на авиабазе Саваслейка.
LaGG-3 fighter № 26 of 523 iap Red army airforce.



2. И-16 (октябрь — декабрь 1941 г.)


3. Ла-5 различных модификаций (1943 г. — 1945 г.)

ЖБД wartime picture in combat
Командир 523 иап К.А.Пильщиков у истребителя Ла-5 ранней модификации.
523 IAP commander Pilshikov aside La-5 fighter.


групповое фото летчиков полка на фоне Ла5.
Летный состав 523 иап у самолета Ла-5.
La-5 warplane of 523 IAP Red army airforce.

надпись эта стандартная. 
Не может быть точной информации по персональной принадлежности этого самолёта именно Харченко.
Истребитель Ла-5 б/н 21 "От колхозников и колхозниц Горьковской области авиаторам Западного фронта". Реконструкция внешнего вида на основе групповой фотографии летчиков, зима 1942-43 годов.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Самолёт Ла-5ФН капитана А.П. Трефилова перед взлётом, Белоруссия, осень 1944 г. Слева - техник Бурлачек.
Soviet La-5FN aircraft in Great Patriotic war.


Советские Воздушные разведчики - глаза фронта.
Летчики и техники 523 иап на аэродроме в Литве, 1944 г.
523 IAP crew in 1944.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Ст. лейтенант Сморчков в кабине Ла-5. Литва, фотография лета 1944 г.
Smorchkov in the La-5 cockpit.


элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.

Regimental markings WWII photo in combat.
Поврежденный Ла-5ФН после возвращения на аэродром.
Damaged La-5FN aircraft. Great Patriotic war photo.



4. Ла-7 (ноябрь 1944 г. — май 1945 г.)

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника.
Техобслуживание самолетов Ла-7. На заднем плане - машина с бортовым номером 63. На щитке шасси ближней машины различима надпись «не становиться».
Soviet technician at the La-7 planes.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура.
Экипаж Сморчкова у истребителя Ла-7 523 иап.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Сморчков, Толкачев, Локтионов, Заморин на аэродроме в Литве осенью 1944 г.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Подметин, Трефилов, Дорошенко.
Podmetin, Trefilov, Doroshenko. Wartime picture.



5. Як-9 (в боевом составе имелось некоторое количество Як-9Р на заключительном этапе боевой работы)


       Командиры полка

_.09.1941 – _.06.1942 к-н, м-р Сереженко Александр Данилович
20.06.1942 – 20.02.1943 м-р Голубов Анатолий Емельянович
23.02.1943 – 03.09.1943 м-р Чертов Сергей Иванович
03.09.1943 – 24.12.1944 п/п Пильщиков Константин Андреевич (попал в плен)
27.12.1944 – 31.12.1945 м-р Заморин Иван Александрович




- на дивидендах и изменении курса



Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Боевой путь 523 иап. Архив: ЦАМО, Фонд: 22752, Опись: 0264641с, Дело: 0001.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.