Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

148 истребительный авиационный Режицкий полк ВВС КА



148th fighter aviation «Rezekne» regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       20.02.1940 148 истребительный авиационный полк сформирован в Московском военном округе (г. Люберцы) на основе 16 иап и 34 иап 57 истребительной авиабригады в составе 4 эскадрилий.
       08.08.1941–08.09.1941 При 1 Высшей школе штурманов ВВС КА (г. Рязань, аэр. Дягилево) переформирован по штату 015/174.
       02.1943-04.1943 Переформирован по штату 015/284 (г. Элиста).
       09.08.1944 За отличие в боях за овладение городами Даугавпилс (Двинск), Резекне (Режица) приказом ВГК № 0253 148 иап присвоено почетное наименование «Режицкий».
       В октябре 1944 г. переформирован по штату 015/364 (аэр. Ауце, Латвия).
       03.03.1947–01.05.1947 148 иап расформирован в 275 иад.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
01.03.194013.03.194059 иабрВВС 7 АрмииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194107.08.19416 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронта
13.09.194106.11.1941раг-4ВВС Юго-Западного фронта
06.11.194117.12.1941раг-4ВВС Южного фронта
17.12.194108.01.1942раг-4ВВС Брянского фронта
08.01.194210.06.1942раг-4ВВС Юго-Западного фронта
11.06.194212.07.1942269 иад8 ВАЮго-Западный фронт
12.07.194224.08.1942269 иад8 ВАЮжный фронт
20.09.194203.01.1943289 шад8 ВАСталинградский фронтполк сопровождения
03.01.194302.1943289 шад8 ВАСталинградский фронтполк сопровождения
20.04.194328.05.1943287 иад4 ВАСеверо-Кавказский фронт
09.07.194327.07.1943287 иад1 ВАЗападный фронт
27.07.194314.10.194311 САК15 ВАБрянский фронт
01.11.194328.09.194411 САК15 ВА2 Прибалтийский фронт
28.09.194401.04.1945185 иад14 ИАК15 ВА2 Прибалтийский фронт
01.04.194509.05.1945185 иад14 ИАК15 ВАЛенинградский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1120. Сбито самолетов противника – 3. Потери: летчиков – 1, самолетов – 1.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7088 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 306 самолетов противника; и 34 самолета - при штурмовках аэродромов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 27, орудия ЗА – 48, автомашины – 560, трактора – 1, повозки – 217, паровозы – 8, вагоны – 36, цистерны – 1), собраны важные разведданные.

Количество сбитых самолетов противника по типам За войну 19411942194319441945
Истребители - сбито в воздушных боях215230759117
Истребители - уничтожено на аэродромах1010
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях5197278
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах2164542
Прочие - сбито в воздушных боях615
Прочие - уничтожено на аэродромах312
Итого306284210910819
сбито в воздухе272113810210417
уничтожено на аэродромах34174742
Боевая работа: вид задания За войну 19411942194319441945
по войскам противника44220995724026
по аэродромам противника13848684
по ж/д объектам противника2020
на разведку163011427019869358
на свободную охоту27234
на перехват1271922680
на прикрытие22445062403421026130
на сопровождение2460310677332881260
Итого7088115813048192945862
Потери самолетовЗа войну 19411942194319441945
сбито в воздушных боях5741621133
сбито ЗА15123
уничтожено на аэродромах9711
не вернулось с боевого задания3395172
Итого боевые114202138287
авиакатастрофы5131
аварии2036254
списано по износу8251
Итого небоевые33611655
ВСЕГО1472632443312
Потери летного состава
Летчики77121431174

       По типам самолетов потеряно: 15 И-153; 25 МиГ-3; 38 Як-1; 3 ЛаГГ-3; 66 Як-9.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


1. И-15бис (01.03.1940 — 13.03.1940)

2. И-153 (01.03.1940 — 05.08.1941)
22.06.1941 имел в боевом составе 69 И-153 (из них 14 неисправных).

И153 Сталинские соколы фото ВОВ
Авария И-153 (серийный № 7344, тактический жёлтый № 44), замкомэска-3 старшего лейтенанта Л.Д. Смирнова. Лиепая, май 1941 года.
The I-153 biplane broken in acident, photo of May 1941.

Цветной профиль И153 действующая армия
Реконструкция внешнего вида самолёта И-153 с тактическим номером 44. Рисунок И. Злобина.

№ 53 Неисправные И.153, выстроенные в одну линию, были уничтожены и повреждены в 07-05.
Разбитые авиацией противника «Чайки». Лето 1941 г.
Destroyed I-153 planes.


Командир эскадрильи 148-го истребительного авиаполка капитан Яков Егорович Титаев
Комэск капитан Я.Е. Титаев у истребителя И-153. Рига, июнь 1941 года.
Squadron commander Titayev near the I-153 warplane.


фото ВОВ И/153 №69 на аэродроме Лиепая. На заднем плане - самолёт связи У2
Поврежденная «Чайка» № 69 на аэродроме Лиепая (Либава). На заднем плане - самолёт связи У-2.
Цветной профиль И153
Реконструкция внешнего вида самолёта И-153 с тактическим номером 69. Рисунок И. Злобина.
The I-153 fighter of 148 IAP Red army airforce.


148th fighter aviation «Rezekne» regiment
Реконструкция внешнего вида самолёта И-153 с тактическим номером 70.
The I-153 № 70 of 148 IAP at Liepaja (Libava). Drawing by T. Tuomanen.


3. МиГ-3 (13.09.1941 — 10.06.1942)
Переучивание при 1 Высшей школе штурманов ВВС КА.
11.06.1942 Передача оставшейся матчасти в 101 иад ПВО.

фото ВОВ секторально крашенный кок
Лётчики у истребителямя МиГ-3, август-сентябрь 1941 г.
Soviet pilots near the MiG-3 plane.


фото ВОВ МИГ3 камо 148 истребительный авиационный Режицкий полк
Самолёт МиГ-3 № 40 в зимнем камуфляже.
боковик МиГ-3 бн 40 из состава 148 иап 4 Резервной авиагруппы, Юго-Западный (или Брянский) фронт, зима 1941 42 гг.
МиГ-3 № 40, зима 1941- 42 гг. Художник - М. Быков.


МиГ-3 с лозунгами "За Родину", "За Сталина".

На МиГ-3, кроме надписей, должны быть еще тактические номера на рулях поворота над звездой
Командир 1-й авиаэскадрильи капитан М.Некрасов. 1942 г.
Capt. M. Nekrasov aside the MiG-3 during the battle for Kharkov in 1942.
WW2 foto MIG3 of 148 IAP Red army airforce
Военком Дорошин у МиГ-3.

The MiG-3 of the military commissar Doroshin, drawing by M.Tessitori.



Ivan I. Pavlov and parachute packer Yevgeniy Kazakov check the parachute of pilot maj. Yakov Titayev.


4. Як-1 (21.08.1942 — 28.05.1943)
26.07.1942 Получил 18 Як-1 от 265 иап.
25.08.1942 Сдал матчасть в 268 иад.
02.1943-04.1943 В полном составе перевооружен на истребители Як-1.

«воздушные рабочие войны» Сталинские соколы в бою
Лётчики полка у истребителя Як-1 с бортовым номером 24 на аэродроме Началово, фото 1942 г.
The Yak-1 aircraft bort number 24 at Nachalovo airfield .


фотография Як1 люфтваффе
Stalin's falcons picture WW2
Захваченный Як-1Б с надписью "Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова", май 1943 г. Увеличение фото - по клику.
Captured Yak-1B fighter of pilot Smirnov. Click to enlarge the picture.


действующая армия фото ВОВ СССР
Телешевский Михаил Захарович у истребителя с надписью "Сталинскому соколу Телешевскому Михаилу от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова".

Так это и есть Як-1Б - нет узкого люка в гаргроте и есть характерная прозрачная задняя кромка сдвижной крышки фонаря
Дорошин Иван Иванович у истребителя с надписью "Сталинскому соколу Дорошину Ивану от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова".

Так это и есть Як-1Б - нет узкого люка в гаргроте и есть характерная прозрачная задняя кромка сдвижной крышки фонаря
Рыбин Иван Петрович у истребителя с надписью "Сталинскому соколу Рыбину Ивану от саратовских чекистов".

5. ЛаГГ-3 (20.09.1942 — 02.1943)
25.08.1942 Пополнен самолетами ЛаГГ-3.

6. Як-9 (09.07.1943 — 05.09.1945)
29.05.1943–08.07.1943 переучивание на истребители Як-9 в Резерве СВГК в Степном ВО.

Командный состав 171 Тульского истребительного авиаполка , фото 1943 г.
Предположительно - истребитель Як из состава 148 иап.

Як-9 (или 9Д) 100 148 иап 185 иад 14 ИАК, Прибалтика, осень 1944 г. фото из Фотоальбома 148 иап
Як-9 б/н 100, Прибалтика, осень 1944 г.
Знак 11 САК ВВС КА - красный цвет обтекателя воздушного винта. Полковые знаки 148 ИАП - жёлтые "пилотка" и кольцо на коке.
The Yak-9 fighter bort number 100.


       Командиры полка

22.04.1940 – 05.04.1943 м–р, п/п Зайцев Георгий Николаевич
05.04.1943 – 14.08.1943 м-р Некрасов Михаил Павлович (погиб)
15.08.1943 – 14.10.1943 м–р Дорошин Иван Иванович
14.10.1943 – 04.06.1944 м–р Амельченко Федор Тимофеевич
04.06.1944 – 31.12.1945 м-р, п/п Шевцов Александр Григорьевич






Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - «Сталинские соколы», которые никуда не улетали.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.