Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

148 истребительный авиационный Режицкий полк



148th fighter aviation «Rezekne» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       20.02.1940 148 истребительный авиационный полк сформирован в Московском военном округе (г. Люберцы) на основе 16 и 34 иап 57 истребительной авиабригады в составе 4 эскадрилий.
       08.08.1941–08.09.1941 При 1 Высшей школе штурманов ВВС КА (г. Рязань, аэр. Дягилево) переформирован по штату 015/174.
       02.1943-04.1943 Переформирован по штату 015/284 (г. Элиста).
       09.08.1944 За отличие в боях за овладение городами Даугавпилс (Двинск), Резекне (Режица) приказом ВГК № 0253 148 иап присвоено почетное наименование «Режицкий».
       В октябре 1944 г. переформирован по штату 015/364 (аэр. Ауце, Латвия).
       03.03.1947–01.05.1947 148 иап расформирован в 275 иад.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
01.03.194013.03.194059 иабрВВС 7 АрмииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194107.08.19416 садВВС ПрибОВО / Северо-Западного фронта
13.09.194106.11.1941раг-4ВВС Юго-Западного фронта
06.11.194117.12.1941раг-4ВВС Южного фронта
17.12.194108.01.1942раг-4ВВС Брянского фронта
08.01.194210.06.1942раг-4ВВС Юго-Западного фронта
11.06.194212.07.1942269 иад8 ВАЮго-Западный фронт
12.07.194224.08.1942269 иад8 ВАЮжный фронт
20.09.194203.01.1943289 шад8 ВАСталинградский фронтполк сопровождения
03.01.194302.1943289 шад8 ВАСталинградский фронтполк сопровождения
20.04.194328.05.1943287 иад4 ВАСеверо-Кавказский фронт
09.07.194327.07.1943287 иад1 ВАЗападный фронт
27.07.194314.10.194311 САК15 ВАБрянский фронт
01.11.194328.09.194411 САК15 ВА2 Прибалтийский фронт
28.09.194401.04.1945185 иад14 ИАК15 ВА2 Прибалтийский фронт
01.04.194509.05.1945185 иад14 ИАК15 ВАЛенинградский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в советско-финляндской войне: совершено боевых вылетов – 1120. Сбито самолетов противника – 3. Потери: летчиков – 1, самолетов – 1.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7088 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 306 самолетов противника; и 34 самолета - при штурмовках аэродромов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 27, орудия ЗА – 48, автомашины – 560, трактора – 1, повозки – 217, паровозы – 8, вагоны – 36, цистерны – 1), собраны важные разведданные.

Количество сбитых самолетов противника по типам За войну 19411942194319441945
Истребители - сбито в воздушных боях215230759117
Истребители - уничтожено на аэродромах1010
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях5197278
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах2164542
Прочие - сбито в воздушных боях615
Прочие - уничтожено на аэродромах312
Итого306284210910819
сбито в воздухе272113810210417
уничтожено на аэродромах34174742
Боевая работа: вид задания За войну 19411942194319441945
по войскам противника44220995724026
по аэродромам противника13848684
по ж/д объектам противника2020
на разведку163011427019869358
на свободную охоту27234
на перехват1271922680
на прикрытие22445062403421026130
на сопровождение2460310677332881260
Итого7088115813048192945862
Потери самолетовЗа войну 19411942194319441945
сбито в воздушных боях5741621133
сбито ЗА15123
уничтожено на аэродромах9711
не вернулось с боевого задания3395172
Итого боевые114202138287
авиакатастрофы5131
аварии2036254
списано по износу8251
Итого небоевые33611655
ВСЕГО1472632443312
Потери летного состава
Летчики77121431174

       По типам самолетов потеряно: 15 И-153; 25 МиГ-3; 38 Як-1; 3 ЛаГГ-3; 66 Як-9.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении


1. И-15бис (01.03.1940 — 13.03.1940)

2. И-153 (01.03.1940 — 05.08.1941)
22.06.1941 имел в боевом составе 69 И-153 (из них 14 неисправных).

Сталиские соколы фото ВОВ
Авария И-153 (серийный № 7344, тактический жёлтый № 44), замкомэска-3 старшего лейтенанта Л.Д. Смирнова. Лиепая, май 1941 года.
The I-153 biplane broken in acident, photo of May 1941.

Цветной профиль И153
Реконструкция внешнего вида самолёта И-153 с тактическим номером 44. Рисунок И. Злобина.

№ 53 Неисправные И153, выстроенные в одну линию, были уничтожены и повреждены в 07-05.
Разбитые авиацией противника «Чайки». Лето 1941 г.
Destroyed I-153 planes.


WW2 foto I153 of 148 IAP Red army airforce
Комэск капитан Я.Е. Титаев у истребителя И-153. Рига, июнь 1941 года.
Squadron commander Titayev near the I-153 warplane.


фото ВОВ И153 №69 на аэродроме Лиепая. На заднем плане - самолёт связи У2
Поврежденная «Чайка» № 69 на аэродроме Лиепая (Либава). На заднем плане - самолёт связи У-2.
Цветной профиль И153
Реконструкция внешнего вида самолёта И-153 с тактическим номером 69. Рисунок И. Злобина.
The I-153 fighter of 148 IAP Red army airforce.


Сталиские соколы в ВОВ
Реконструкция внешнего вида самолёта И-153 с тактическим номером 70.
The I-153 № 70 of 148 IAP at Liepaja (Libava). Drawing by Tapani Tuomanen.


3. МиГ-3 (13.09.1941 — 10.06.1942)
Переучивание при 1 Высшей школе штурманов ВВС КА.
11.06.1942 Передача оставшейся матчасти в 101 иад ПВО.

фото ВОВ Сталиские соколы
Лётчики у истребителямя МиГ-3, август-сентябрь 1941 г.
Soviet pilots near the MiG-3 plane.


фото ВОВ МИГ3 камо
Самолёт МиГ-3 № 40 в зимнем камуфляже.

На МиГ-3, кроме надписей, должны быть еще тактические номера на рулях поворота над звездой
Командир 1-й авиаэскадрильи капитан М.Некрасов. 1942 г.
1st. Sqn Commander Capt. M. Nekrasov aside the MiG-3 during the battle for Kharkov in 1942.


4. Як-1 (21.08.1942 — 28.05.1943)
26.07.1942 Получил 18 Як-1 от 265 иап.
25.08.1942 Сдал матчасть в 268 иад.
02.1943-04.1943 В полном составе перевооружен на истребители Як-1.

«воздушные рабочие войны»
Лётчики полка у истребителя Як-1 с бортовым номером 24 на аэродроме Началово, фото 1942 г.
The Yak-1 aircraft bort number 24 at Nachalovo airfield .


фотография Як1 люфтваффе
Увеличение фото по клику ВОВ Як1
Захваченный Як-1Б с надписью "Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова", май 1943 г. Увеличение фото по клику.
Captured Yak-1B figter of pilot Smirnov. Click to enlarge the picture.


5. ЛаГГ-3 (20.09.1942 — 02.1943)
25.08.1942 Пополнен самолетами ЛаГГ-3.

6. Як-9 (09.07.1943 — 05.09.1945)
29.05.1943–08.07.1943 переучивание на истребители Як-9 в Резерве СВГК в Степном ВО.

       Командиры полка

22.04.1940 – 05.04.1943 м–р, п/п Зайцев Георгий Николаевич
05.04.1943 – 14.08.1943 м-р Некрасов Михаил Павлович (погиб)
15.08.1943 – 14.10.1943 м–р Дорошин Иван Иванович
14.10.1943 – 04.06.1944 м–р Амельченко Федор Тимофеевич
04.06.1944 – 31.12.1945 м-р, п/п Шевцов Александр Григорьевич






Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Михаил Тимин - «Сталинские соколы», которые никуда не улетали.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.