Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

24 отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации ВВС ВМФ

[Отряд корабельной авиации ВВС ЧФ]



24th separate air squadron of ship's aviation

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Осенью 1926 г. на основании приказа по ВВС ЧМ №117 от 24.09.1926 г. командиру 5-го ОРМАО ВВС ЧМ было предписано выделить из состава отряда Корабельное авиазвено и передать его в подчинение командиру КР «Червона Україна».
       В марте 1927 г. крейсер «Червона Україна» вступил в строй МСЧМ, а в сентябре управление ВВС РККА для его оснащения выделило 3 самолета МУ-1.
       В 1929 г. еще один корабль - крейсер «Профинтерн» оборудовали для приема и базирования гидросамолетов. В формируемое авиазвено крейсера «Профинтерн» передали два самолета МУ-1.
       В начале 1930 г. было достигнуто соглашение с Германией о закупке двух пневматических катапульт типа К-3 и 12 самолетов «Хейнкель» HD.55, получивших у нас наименование КР-1 (корабельный разведчик - первый). В июле самолеты поступили на вооружение «Червоной Україны».
       К осени 1930 г. одну катапульту доставили в Севастополь. Ее установили на третью орудийную башню линкора «Парижская коммуна».
       В январе 1932 г. в боевой состав МСЧМ вошел крейсер «Красный Кавказ», оборудованный катапультой. В феврале к кораблю также приписали авиационное звено (2 КР-1).
       Все КОРАЗ подчинялись во всех отношениях соответствующим командирам кораблей, как шестая боевая часть (БЧ-6) корабля.
       По состоянию на 01.07.1933 г. в боевом составе корабельных авиазвеньев числилось:
- КОРАЗ КР «Червона Україна» - 2 КР-1;
- КОРАЗ КР «Профинтерн» - 2 КР-1;
- КОРАЗ КР «Красный Кавказ» - 2 КР-1;
- КОРАЗ ЛК «Парижская Коммуна» - 2 КР-1.
       В августе 1935 г. в корабельной авиации имелось 8/2 КР-1 и 8 экипажей. К 01.11.1935 г. в четырех корабельных авиазвеньях числилось 6 самолетов КР-1 (по штату 8 КР-1).
       В мае 1936 г. заместитель Наморси РККА флагман 1 ранга И.М.Лудри запросил заместителя НГШ РККА включить в План оргмероприятий РККА на 1936 г. формирование на Черноморском флоте Отряда корабельной авиации.
       Директивой ГШ РККА №4/3/35796 от 25.08.1936 г. это предложение было утверждено В состав отряда включались четыре КОРАЗ, содержащиеся по штатам боевых кораблей Черноморского флота, к которым они были приписаны. Управление ОКА и все четыре авиазвена дислоцировались в б. Матюшенко в Севастополе.
       В 1936 г. самолеты КР-1 на борту кораблей планировалось заменить современными корабельными разведчиками КОР-1, но их поставки от промышленности затянулись. Пришлось продолжить эксплуатацию устаревших самолетов, хотя их техническое состояние оставляло желать лучшего. На 01.02.1938 г. в боевом составе ОКА числилось 6/4 КР-1 и 6 экипажей.
       В 1939 г. самолеты КР-1 окончательно сняли с вооружения ОКА. В связи с невозможностью разместить катапульту на крейсерах «Червона Україна» и «Красный Крым» командование флота решило отказаться от базирования авиации на этих кораблях. Вместо них в авиазвенья включили самолеты берегового базирования МБР-2.
       По состоянию на 01.05.1939 г. в составе отряда корабельной авиации Черноморского флота имелось:
- КОРАЗ линкора «Парижская коммуна» 8 МБР-2 на берегу в Севастополе и 2 КР-1 на борту корабля.
- КОРАЗ крейсера «Профинтерн» 1 МБР-2 и 1 У-2 (оба самолета берегового базирования);
- КОРАЗ крейсера «Червона Україна» 3 МБР-2 (все на берегу);
- КОРАЗ крейсера «Красный Кавказ» без самолетов (сняты в ходе капремонта 1937-39 гг.).
       На находящихся в постройке крейсерах пр. 26 «Ворошилов» и «Молотов» также были сформированы корабельные авиазвенья. На вооружении этих звеньев должны были поступить КОР-1.
       В 1940 г. на вооружение корабельных авиазвеньев начали поступать самолеты КОР-1.
       С 1 по 26 апреля 1940 г. в процессе ходовых испытаний КР «Ворошилов» с его катапульты произвели 11 запусков самолета КОР-1.
       К началу Великой Отечественной войны отряд вместе с 60-й ОМРАЭ и 80-й ОМРАЭ входил в Севастопольскую авиационную группу ВВС ЧФ.
       По состоянию на 09.06.1941 г. в боевом составе ОКА имелось 5/4 самолетов КОР-1. Кроме них в составе отряда числились также 7/4 МБР-2, 2/0 КР-1, 1/1 У-2. Так как катапульты и подъемные стрелы с большинства кораблей (кроме новых крейсеров пр.26) были демонтированы, приписанные к ним авиазвенья назывались корабельными чисто номинально, а по сути, были корректировочными авиазвеньями берегового базирования.
       В ходе боев за Крым в сентябре 1941 г. самолеты КОР-1 на колесном шасси передали в состав Фрайдоровской авиационной группы ВВС ЧФ (сначала в 3-ю ИАЭ 8-го ИАП, а позднее два уцелевшие КОР-1 вошли в состав 11-го ШАП). Летающие лодки МБР-2 ОКА базировались на оз. Донузлав и совместно с самолетами 60-й и 80-й ОМРАЭ наносили бомбовые удары по немецко-румынским войскам, рвущимся через Перекоп в Крым.
       По состоянию на 18.10.1941 г. в составе ОКА имелось 8 МБР-2, которые приняли непосредственное участие в обороне Главной базы флота. Самолеты отряда корректировали огонь артиллерии крейсеров ЧФ по скоплениям войск и техники противника в районе портов Харлы и Скадовск.
       В ноябре 1941 г. в отряд корабельной авиации вернулись из 11-го ШАП два самолета КОР-1.
       По состоянию на 15.04.1942 г. ОКА дислоцировался в Геленджике. В оперативном отношении отряд подчинялся командующему эскадрой ЧФ, к крейсерам и линкору которой были приписаны самолеты.
       За период с 20.08.1941 г. по 09.06.1942 г. самолеты ОКА выполнили 150 вылетов на бомбометание, 376 вылетов на ВР, ПЛО, спецзадания без потерь в личном составе и авиатехнике.
       В конце июня 1942 г. непосредственно перед оставлением Севастополя уцелевшие самолеты МБР-2 отряда с защитниками города перелетели на аэродромы Кавказского побережья. Там они разместились на аэродромах Поти (2/1 МБР-2 и 2/2 КОР-1) и Туапсе (3/3 МБР-2), как отдельные корректировочные авиационные звенья.
       Летом 1942 г. на вооружение ВВС ЧФ поступило 4 самолета Бе-4 (КОР-2). Но, так, как о применении их с палуб кораблей флота речи в то время не шло, то все они попали в 60-ю и 82-ю ОМРАЭ. На основании указания командующего ВВС ЧФ №0853 от 11.08.1942 г. два корректировочных звена самолетов Бе-4 подлежали передаче эскадре кораблей ЧФ. Всего до конца войны на Черное море поступило 12 самолетов Бе-4.
       В связи с расформированием ОКА авиационные звенья, ранее входившие в его состав, стали относительно самостоятельными подразделениями, оперативно подчиненными командирам 82-й ОМРАЭ в Поти и 60-й ОМРАЭ в Туапсе.
       На 01.08.1942 г. в Туапсинском ОКОРАЗ числилось 4 самолета Бе-4.
       В феврале 1943 г. авиазвено из Геленджика вместе с 80-й ОМРАЭ перебазировалось на оз. Палеостоми (г. Поти).
       К 1944 г. из семи Бе-4, поставленных на ЧФ осталось в строю три самолета в составе 82-й ОМРАЭ. Еще четыре Бе-4 имелось в 60-й ОМРАЭ.
       В апреле 1944 г. корректировочная группа (так теперь назывались авиазвенья бывшего ОКА) составом 4/4 Бе-4 и 2/2 МБР-2 базировалась на оз. Палеостоми (Поти), организационно входя в состав 82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ.
       28.06.1944 г. в соответствии с приказом НК ВМФ от 01.06.1944 г. на базе отдельных корректировочных авиационных звеньев ВВС ЧФ в г. Поти и Туапсе была сформирована 24-я отдельная эскадрилья корабельной авиации, куда было выделено 8 самолетов Бе-4 из состава этих авиационных частей.
       К марту 1943 г. Великобритания поставила в СССР 143 самолета Супермарин «Спитфайр». Из них 12 самолетов было передано ВВС Черноморского флота. Первоначально они попали в 3-ю эскадрилью 7-го ИАП для обеспечения ПВО эскадры ЧФ в местах постоянного базирования (Поти, Батуми).
       В этом же году последовало решение о срочном вооружении крейсеров «Молотов» и «Ворошилов» самолетами Бе-4 и истребителями Як-9. На кораблях начались работы по повторной установке и модернизации катапульт и изготовление для них новых стартовых тележек. Однако вскоре было принято решение заменить Як-9 на английские истребители «Спитфайр» Мк.VB, которые находились к этому времени на вооружении 7-го ИАП ВВС ЧФ. В ходе переоборудования на самолетах частично заменили обшивку, перебрали шасси, перекрасили и частично заменили приборы в кабинах на советские. Кроме того, на самолетах установили специальные узлы для крепления на катапульте, а также сняли часть оборудования и вооружения.
       В конце 1943 г. на основании постановления ГКО №4093 от 12.09.1943 г. на крейсере «Молотов» вместо старой катапульты ЗК-1 установили новую модернизированную катапульту ЗК-1А (На крейсере «Ворошилов» подобное переоборудование было завершено только в 1945 г.). С нее в Батуми вплоть до октября 1944 г. осуществлялись пусковые и сдаточные испытания с использованием самолетов Бе-4 и «Спитфайр».
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе ВВС ЧФ (в 5-й АвБ) на аэр. Миха-Цхакая имелось 3/0 «Спитфайр». Еще 8/8 самолетов данного типа имелось на этом же аэродроме в 7-м ИАП ВВС ЧФ
       28.06.1944 г. в соответствии с приказом НК ВМФ №0436 от 01.06.1944 г. на базе отряда корабельных истребителей и отдельных корректировочных авиационных звеньев ВВС ЧФ в г. Поти (82-я ОМРАЭ) и Туапсе (60-я ОМРАЭ) была сформирована 24-я отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации (7 самолетов по штату). Местом дислокации эскадрильи был определен аэр. Миха-Цхакая (для колесных самолетов) и оз. Палеостоми (для летающих лодок). Эскадрилья оперативно подчинялась командующему эскадрой ЧФ.
       Кроме 8 Бе-4 (КОР-2) и 9 истребителей «Спитфайр» Мк.VB в 24-ю ОАЭ КА включили 4 самолета А-20 «Бостон», 2 По-2 и 1 УТИ-4.
       По штату эскадрилья состояла из:
- отряда истребителей «Спитфайр» для защиты кораблей в море с взлетом с катапульты и посадкой на ближайший аэродром;
- отряда самолетов КОР-2 – разведчиков и корректировщиков с взлетом с катапульты и посадкой возле корабля на воду;
- звена самолетов А-20G «Бостон» - в задачу, которых входило буксировка конусов для тренировки зенитных расчетов на кораблях и корректировка стрельбы артиллерии главного калибра кораблей эскадры флота.
       Формирование новой авиационной части проходило достаточно быстро. Уже в конце июля командир эскадрильи майор М.Я.Виноградов докладывал в штаб ВВС ЧФ о готовности к выполнению боевых задач.
       На 01.09.1944 г. в составе 24-й ОАЭ КА имелось на аэр. Миха-Цхакая 3/3 А-20G «Бостон», 1/1 А-20С «Бостон», 10/8 «Спитфайр», 2/1 У-2. Еще 9/1 КОР-2 эскадрильи базировалось на оз. Палеостоми в Поти. На все эти самолеты имелось 15 летчиков.
       К сентябрю 1944 г. в связи с переходом эскадры ЧФ из Поти в Новороссийск 24-я ОАЭ КА получила приказ перелететь в Геленджик. После перебазирования самолеты КОР-2 разместились на гидроаэродроме в Геленджикской бухте, а самолеты А-20 «Бостон» и «Спитфайры» на расстоянии 800 м на Тонком мысу, где имелась бетонная полоса.
       В конце сентября началась подготовка к катапультированию самолетов «Спитфайр» с крейсера «Молотов». Из Новороссийска в Геленджик пришла баржа, на которую, под руководством капитана Галкина началась погрузка 4 «Спитфайров». В течение двух дней они были погружены и отправлены в Новороссийск. Для катапультирования были выделены три летчика: командир истребительного отряда ст. лейтенант А.А.Пилюк, командир звена лейтенант И.И.Шевченко и мл. лейтенант Г.М.Воробьев.
       Первый запуск самолета 24-й ОАЭ КА с модернизированной катапульты крейсера «Молотов» был произведен в начале октября 1944 г. в Новороссийске. Первые взлеты выполнялись на самолете Бе-4 с инструктором – инспектором Авиации ВМФ Соколовым, а потом на «Спитфайре», который пилотировали Пилюк, Шевченко и Воробьев.
       По состоянию на 01.10.1944 г. в составе 24 ОАЭ КА числилось 26/21 самолетов и 15 экипажей, в т.ч.:
- на аэр. Миха-Цхакая – 3/3 А-20G, 1/1 «Бостон»-III, 11/8 «Спитфайр», 2/1 По-2;
- на аэр. Поти – 9/8 КОР-2.
       До конца 1944 г. эскадрилья перебазировалась в Крым и разместилась:
- гидросамолеты в б. Голландия (Севастополь),
- колесные самолеты на аэр. Альма-Тамак (ныне п. Песчаное) в 30 км от Севастополя.
       По состоянию на 01.01.1945 г. истребительный отряд (4 «Спитфайр», 3 А-20G «Бостон», 2 По-2) базировался на аэр. Альма-Тамак, а лодочный отряд (8 Бе-4, 1 PBN-1 «Номад») - в б. Голландия, Севастополь. Еще 4 самолета «Спитфайр» находились в ремонтных мастерских в Евпатории и один «Спитфайр» - в ремонтном поезде в Сарабузе.
       В июле 1945 г. в составе эскадрильи кроме других типов самолетов числилось 8 Бе-4. Из поставленных на флот 12 самолетов данного типа к этому времени было потеряно 4 самолета (2 Бе-4 составили боевые и 2 Бе-4 – небоевые потери).
       В 1946 г. по крайней мере, один самолет «Спитфайр» совместно с 3 Бе-4 использовался для взлета с катапульты на крейсере «Молотов». Эксплуатация самолетов в эскадрильи осуществлялась в течение двух лет после окончания войны, за это время три самолета вышли из строя по причине аварий.
       До мая 1947 г. летчики 24-й ОАЭ КА (13 чел.) переучивались в Ейске на летающие лодки PBN-1 «Номад» и амфибии PBY-6 «Каталина».
       19.05.1947 г. 24-я ОАЭ КА была расформирована, а оборудование для запуска самолетов на кораблях - демонтировано.

       Подчиненность и участие на фронтах

       В действующей армии:
22.06.1941 - 26.07.1942 (Отряд корабельной авиации)
28.06.1944 - 16.09.1944 (24 отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации)

       Материальная часть

       На вооружении отряда стояли Юнкерс Ju-20, Хейнкель HD.55 (КР-1), МУ-1, КОР-1 (Бе-2), КОР-2 (Бе-4), МБР-2, У-2.
       На вооружении эскадрильи стояли Spitfire Мк.VB, КОР-2, А-20 Boston, По-2 (У-2), УТИ-4.

Ju20 ОКА на КР Червона Украйна.
Гидросамолёт Ju-20 (№ 2) на крейсере Червона Украина.

КР-1 ОКА ВВС ЧФ гребцы на вёслах
Гидросамолёт КР-1 № 3.


КР-1 взлетает с катапульты линкора Парижская Коммуна.Увеличение фото - по клику.
The hydroplane KR-1 on the battleship. Click to enlarge the picture.



Подготовка к вылету КОР-1 в Севастополе.


КОР-1 (Бе-2) № 4 на колесном шасси.

на крейсере Молотов. якобы 1941
КОР-2 (Бе-4) № 2 в походном положении на палубе крейсера Молотов, 1944 г.

на крейсере Молотов
Гидросамолет КОР-2 (Бе-4) на крейсере Молотов.

На Севастопольском рейде крейсер Ворошилов
На Севастопольском рейде крейсер Ворошилов с гидросамолетом КОР-2, 1944 г.

Фото ВОВ КОР2 24 оаэка ВВС ЧФ
Лётчик ст. лейтенант Желтиков Бе4, 1944 г
Лётчик старший лейтенант Желтиков М.М. у гидроплана КОР-2.
Pilot Zheltikov near the hydroplane KOR-2. Great Patriotic war photo.


Фото ВОВ КОР2 24 оаэка ВВС ЧФ
Личный состав 24 ОАЭ КА на фоне КОР-2 (Бе-4), Севастополь 1945 г.

wwII photo sq Russian navy air ship
Катапультирование ст. лейтенанта Неверова на КОР-2 (Бе-4), 08.06.1946. Увеличение фото - по клику.
Soviet plane KOR-2 (Be-4) on the warship. Click to enlarge the picture.


Фото ВОВ 24 оаэка ВВС ЧФ
Спитфайр на крейсере Молотов.

       Командиры части

       Командиры ОКА: Н.Н.Ильин (январь 1937 г. – март 1938 г.), А.П.Власов (с августа 1938 г., был в ноябре 1939 г.), А.В.Чернов (январь 1942 г. – июнь 1943 г.), Н.В.Галкин (декабрь 1943 г. – июль 1944 г.).
       Командиры 24 оаэка: М.Я.Виноградов (июль 1944 г. - август 1945 г.), Г.И.Агафонов (август 1945 г. – май 1947 г.).




24 отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации (24 оаэка) ВВС ВМФ

морская разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, корабельный авиаотряд разведотряд, разведавиаотряд, авиаразведотряд, отдельные корабельные авиационные звенья, разведзвено, разведавиазвено, авиаразведзвено

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.