Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

114 гвардейский дальнебомбардировочный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк

137 бомбардировочный авиационный полк ВВС КА

Боевое Знамя красное 137 Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка ТОФ ВОВ

Боевое Знамя красное 114 гвардейский дальнебомбардировочный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк ВОВ

114 Guards bomber aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Летом 1939 г. на аэродромном узле в районе Мурманска началось формирование 5-го смешанного авиационного полка четырехэскадрильного состава Ленинградского военного округа. На формирование 5-го САП была обращена 24-я ОИАЭ в полном составе. Также на укомплектование полка поступили истребительная эскадрилья 38-го ИАП (аэр. Пушкин), скоростная бомбардировочная эскадрилья 35-го САБП (аэр. Сиверская) и скоростная бомбардировочная эскадрилья 24-го САБП (аэр. Кречевицы).
       Формирование полка было завершено в сентябре того же года. По состоянию на 15.11.1939 г. в полку имелись: 1-я ИАЭ на истребителях И-15бис (в стадии перевооружения на И-153); 2-я ИАЭ на истребителях И-16; 3-я и 4-я СБАЭ на бомбардировщиках СБ. Эскадрильи полка базировались на аэродромах Ваенга, Мурмаши и Салмиярви.
       Непосредственно перед началом войны с Финляндией в ноябре 1939 г. в полку была сформирована 5-я ИАЭ. Ее основу составили летчики и техники, прибывшие из 54-й авиабригады ЛенВО (аэр. Горелово). Авиатехника для нее (И-15бис) передали из 1-й АЭ полка, которая к этому времени перевооружилась на И-153. Полк пятиэскадрильного состава (24 СБ, 15 И-15бис, 17 И-153 и 18 И-16) входил в Мурманскую авиабригаду под командованием С.А.Красовского. В ее состав позднее были включены и две ОДБАЭ (22 ДБ-3), переброшенные из Монино в период с 6 по 22 ноября 1939 г.
       С 30.11.1939 г. 5-й САП (77 боевых самолетов) базируясь на аэр. Ваенга, имея в составе 3 истребительные и 2 бомбардировочные эскадрильи, принял участие в Советско-финской войне, входя в состав Мурманской армейской группы (с середины ноября 1939 г. - 14-я армия).
       Полк действовал по 3 января 1940 г. с аэр. Ваенга и с 3 января до конца боевых действий с аэр. Луостари.
       Подразделения полка дислоцировались на аэродромах Ваенга, Мурмаши, Шонгуй. Тыловое обеспечение полка было возложено на 102-ю авиабазу ВВС.
       В войне с финнами бомбардировщики ДБ-3 полка совершали налеты на расположенные в глубине финской территории города Кеми, Кемиярви, Рованиеми и Оулу. Кроме того, частью сил 5-й САП поддерживал части РККА, наступающие из района Кандалакши на г. Кеми.
       К 09.01.1940 г. на базе истребительных эскадрилий 5-го САП был сформирован новый 147-й ИАП. Тогда же 5-й САП был переформирован в 5-й отдельный смешанный бомбардировочный авиационный полк. Вместо истребительных эскадрилий в него включили две эскадрильи дальних бомбардировщиков ДБ-3 в качестве 1-й и 2-й ДБАЭ. Еще три эскадрильи полка были вооружены самолетами СБ (одна эскадрилья этих самолетов прибыла из 31-го СБАП в декабре 1939 г.). В таком виде полк и существовал до конца Советско-финской войны.
       Базирование 5-го САП/ОСБАП в «Зимней войне»:
- 1-я АЭ, И-153, аэр. Луостари, (в январе 1940 г. обращена на сформирование 147-го ИАП);
- 2-я АЭ, И-16, оз. Сальми-Ярви/Нот-озеро (в январе 1940 г. обращена на сформирование 147-го ИАП);
- 3-я АЭ, 14 СБ, 1 УСБ, аэр. Луостари;
- 4-я АЭ, 14 СБ, аэр. Луостари;
       В январе 1940 г. на базе 3 и 4-й СБАЭ был сформирован 5-й ОСБАП;
- 5-я АЭ, 12 И-15бис, аэр. Луостари (в январе 1940 г. обращена на сформирование 147-го ИАП);
- 1-я ОДБАЭ (МВО), 12 ДБ-3, аэр. Ваенга, в ноябре вошла в состав 5-го ОСАП;
- 2-я ОДБАЭ (МВО) 11 ДБ-З, аэр. Мурмаши, в ноябре вошла в состав 5-го ОСАП;
- ОСБАЭ 31-го СБАП, в декабре 1939 г. вошла в состав 5-го ОСАП.
       За время «Зимней войны» 5-й ОСБАП выполнил 567 боевых вылетов на бомбардировку объектов в тылу противника.
       13.03.1940 г. полк перебазировался на аэр. Ваенга. В его боевом составе числилось 30 СБ и 15 ДБ-3, а также 4 ТБ-3, приданных полку из 3-го ТБАП ВВС БОВО.
       Указом ПВС СССР от 07.05.1940 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество» 5-й ОСБАП был награжден орденом Красного Знамени.
       20.05.1940 г. 5-й ОСБАП был включен в состав вновь созданной 1-й САД и переименован в 137-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооруженный бомбардировщиками СБ. Самолеты ДБ-3 были переданы в другие авиационные части.
       Перед началом Великой Отечественной войны 137-й СБАП базировался на аэр. Африканда, входя в состав 1-й САД ВВС 14-й армии. На вооружении полка имелось 35/34 самолетов СБ. После начала войны он получил еще дополнительно 18 самолетов СБ.
       С 24.06.1941 г. по просьбе командующего Северным флотом 5-я эскадрилья полка в количестве 10 СБ под командованием капитана Котова перебазировалась на аэр. Ваенга-1. Оперативно подчиняясь командующему ВВС СФ, эта эскадрилья до конца июля наносила бомбардировочные удары по транспортам в порту Петсамо, по переднему краю обороны противника на Мурманском направлении, по аэродромам Луостари и Хебуктен. К 12.07.1941 г., понеся значительные потери в авиационной технике, эскадрилья вернулась в состав своего полка.
       С 25.06.1941 г. полк в составе 4-х АЭ действовал днем с аэр. Африканда на Кандалакшском направлении. Самолеты полка наносили бомбовые удары по аэродромам Рованиеми, Кемиярви, Нампа, по ж/д станциям и по скоплениям войск противника.
       С 31.07.1941 г. 137-й СБАП во взаимодействии с 8-й СД действовал на Кестеньгском направлении.
       25.10.1941 г. полк переведен на штат военного времени в составе 2-х эскадрилий. Из наиболее подготовленного состава полностью сформирован новый 608-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков на самолетах Пе-2.
       В период с 04.11.1941 г. по 16.03.1942 г. 137-й СБАП ВВС 14-й армии с аэр. Африканда вел в основном боевые действия ночью по ж/д и населенным пунктам Рованиеми, Кемиярви, Кайрала, Сала, Алакуртти, по аэродромам противника и переднему краю обороны на Кандалакшском направлении.
       15.12.1941 г. 3 СБ под командованием капитана И.В.Сукманова перебазировались на аэр. Колежма для взаимодействия с наземными войсками 32-й армии на Медвежьегорском направлении.
       19.05.1942 г. полк перебазируется на аэр. Мончегорск и до 01.06.1942 г. в взаимодействии с наземными частями 14-й армии поддерживает наступление на Мурманском направлении, действуя по огневым позициям, опорным пунктам и живой силе противника.
       В период с 1 июня по 12 июля 1942 г. полк принимает участие в операции по проводке караванов судов союзников в Мурманский порт, активно действуя по аэродромам противника – Луостари и Хебуктен.
       С 15.06.1942 г. полк перешел в подчинение ВВС 19-й армии.
       12.07.1942. полк перебазируется на аэр. Кировск для боевой работы на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях в составе ВВС 19-й армии.
       22.10.1942 в 137 СБАП было 4 исправных Бостон-3 и 7 исправных СБ; в 608 АППБ - 10 исправных и 1 неисправный Пе-2 на аэродромах Колежма и Мончегорск.
       В ноябре 1942 г. из-за отсутствия пополнения в самолетах и летчиках командование приняло решение слить 608-й ББАП и 137-й СБАП в один полк, который стал именоваться 137-м ближнебомбардировочным авиационным Краснознаменным полком в составе 2-х эскадрилий (1-я АЭ на самолетах Пе-2, вторая – на самолетах СБ и «Бостон-III»). Он вошел в состав 260-й БАД 7-й ВА, которая была сформирована на базе управления ВВС 19-й армии. Полк в составе дивизии стал воевать преимущественно на Кандалакшском направлении.
       28.02.1943 г. при переформировании дивизий ВВС 7-й ВА в смешанные, 137-й ББАП был передан из 260-й САД в 258-ю САД (с 24.08.1943 г. – 1-я гв. САД).
       К марту 1943 г. полк сдал старую матчасть СБ и Пе-2 в части 260-й БАД и получил партию самолетов «Бостон-III» (21 ед. прибывших в Мурманский порт).
       В апреле 1943 г. полк базировался на аэр. Мончегорск. На его вооружении стояли бомбардировщики «Бостон-III» и У-2. Часть сил полка дислоцировалась на аэр. Африканда.
       Приказом НКО СССР №264 от 24.08.1943 г. и директивой ГШ РККА №514147 от 25.08.1943 г. за мужество и героизм, проявленные в боях 137-й ББАП был преобразован в 114-й гвардейский бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк 1-й гв. САД (бывш. 258-я САД) 7-й ВА Карельского фронта.
       12.09.1943 г. полк был переведен на штат 3-х эскадрильного состава. На доукомплектование полка были получены на аэр. Тушино 10 самолетов «Бостон» А-20.
       26.08.1943 г. 1-я АЭ 114-го гв. БАП (9 самолетов «Бостон-III») была перебазирована с аэр. Кица на аэр. Мончегорск. На этом аэродроме стал базироваться весь полк. 20.06.1944 г. 1-я гв. САД перебазировалась всем составом в район реки Свирь.
       В июне-августе 1944 г. 114-й гв. БАП участвовал в Свирско-Петрозаводской операции советских войск в составе 261-й САД, наносящей удары на этом направлении. За время Свирской операции полк с 21 июня по 8 августа 1944 г. произвел 65 боевых вылетов. Сброшено 200630 кг. авиабомб. Боевые потери – 3 самолета и 10 человек личного состава.
       26.06.1944 г. полк вышел из состава 261-й САД и вошел в непосредственное подчинение 7-й ВА отдельным полком армейского подчинения.
       27.06.1944 г. ВГК И.В.Сталин объявил благодарность 114-му гв. ОБАП, за успешные действия на Свирском направлении.
       С начала Великой Отечественной войны и до 01.01.1944 г. полк произвел 2222 боевых вылета, в том числе 196 ночью. По противнику сброшено 776 149 кг бомб. Уничтожено на земле: 152 самолета, повреждено 28, сбито в воздушных боях – 15. Подбито и уничтожено: танков – 20, автомашин – 216, повозок – 35, автоцистерн – 7, артбатарей – 7, отдельных орудий – 5, зенитно-полевых батарей – 4, пулеметов – 30, вагонов – 70, прожекторов – 1, складов с горючим – 12, складов с боеприпасами – 16, буксирный катер – 1, жилых домов – 110. Потери полка: 54 самолета, 112 чел. личного состава.
       30.09.1944 г. полк перебазировался на аэр. Подужемье (г. Кемь) для ведения боевых действий на Кестеньгском направлении.
       С 5 сентября по 30 сентября 1944 г. полк с аэр. Мончегорск одиночными ночными экипажами бомбардировал отходящие войска противника на Кандалакшском направлении.
       С 04.10.1944 г. 114-й гв. ОБАП участвовал в наступлении войск на Мурманском направлении. За время Петсамо-Киркенесской операции потери: самолетов – 3, экипажей – 10 человек. Произведено 119 боевых вылетов. Сброшено 68 215 кг. авиабомб. Уничтожено 3 самолета, ангар.
       В октябре 1944 г. приказом ВГК №0369 за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск 114-й гв. ОБАП получил почетное наименование «Киркенесский».
       В ноябре 1944 г. 114-й гв. ОБАП, вооруженный самолетами А-20 «Бостон», в составе 7-й ВА вывели в резерв Ставки ВГК, где он находился до мая 1945 г.
       С января 1945 г. 114-й гв. ОБАП стал именоваться 114-й гвардейский отдельным дальнебомбардировочным авиационным полком.
       К февралю 1945 г. полк сдал старую материальную часть самолеты «Бостон-III» в части 218-й БАД и получил самолеты Ту-2с (32 ед.).
       03.05.1945 г. полк вышел из подчинения 7-й ВА и перешел в подчинение ВВС Московского военного округа.
       28.05.1945 г. 114-й гв. ДБАП вышел из подчинения МВО и вместе с 10-м гв. БАП и 860-м БАП вошел в состав 179-й БАД 7-го БАК резерва СВГК.
       В середине июля в соответствии с приказом ГК ВВС в составе 179-й БАД направляется на Дальний Восток по маршруту Москва – Улан-Удэ для участия в войне против Японии.
       С 09.08.1945 г. 114-й гв. ДБАП в составе 179-й БАД 7-го БАК 12-й ВА принимал участие в боевых действиях против Японии.
       11.09.1945 г. полк перебазировался на китайский аэр. Ушили (Ляодунский полуостров).
       После окончания войны с Японией полк в составе дивизии был оставлен в Китае, базируясь на аэр. Даншахэ (Ляодунский полуостров).
       С 26.03.1950 г. на основании директивы ГШ ВС СССР № 00281631 от 03.03.1950 г. 114-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк 194-й БАД (до 1949 г. – 179-я БАД) был передан из 83-го смешанного авиационного Хинганского корпуса 54-й ВА Приморского военного округа (до 1949 г. 7-й БАК 12-й ВА) в состав Авиации Порт-Артурской ВМБ (ВВС 5-го ВМФ). В этом же году полк был перебазирован с аэр. Даншахэ на аэр. Саншилипу (Ляодунский полуостров).
       15.09.1950 г. 114-й гв. БАП был переформирован в 1535-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк 589-й МТАД (бывш. 194-я БАД).
       С 19.10.1950 г. в связи с размещением на аэр. Саншилипу истребительного авиационного полка 1535-й гв. МТАП передислоцируется на аэр. Цзиньчжоу – Новый, но уже 27 декабря того же года его передислоцируют в Советский Союз на аэр. Романовка. Покидая Китай, полк оставил там все свои самолеты Ту-2.
       В Приморье полк был включен в состав 3-й МТАД ВВС 5-го ВМФ и получил на вооружение уже видавшими виды самолеты Ил-4.
       До 1953 г. в 1535-й гв. МТАП имелось на вооружении 27 самолетов Ил-4. В том же году он перевооружился на реактивные самолеты Ил-28.
       В период с 1954 г. по 1955 г. полк был передислоцирован с аэр. Романовка на аэр. Новонежино.
       С 01.02.1955 г. 1535-й гв. МТАП перебазировался на недавно вошедший в эксплуатацию аэр. Пристань.
       30.04.1955 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/53065 1535-й гв. МТАП был переименован в 926-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (в/ч 36766), содержащийся по штату №98/316.
       31.05.1955 г. на основании директивы ГШ ВМС №ОМУ/1/53029 от 11.02.1955 г. 926-й гв. МТАП из состава 3-й МТАД снова передали в 130-ю МТАД (бывш. 589-я МТАД), только что перебазированную из Китая на аэр. Романовка.
       С 01.12.1957 г. в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/4/30250 от 20.07.1957 г. полк со штата № 98/316 переводится на штат №15/721 и числится частью второй линии.
       К 1958 г. 926-й гв. МТАП остался единственным полком в составе 130-й МТАД и 1 апреля на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/27032 от 28.01.1958 г. он был расформирован на аэродроме Пристань.
       Трое воспитанников полка были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги совершенные во время Советско-финской и Великой Отечественных войн: майор Серебряков Николай Григорьевич, командир полка, Указ ПВС СССР от 07.05.1940 г.; капитан Валентик Дмитрий Данилович, командир АЭ, Указ ПВС СССР от 05.02.1940 г.; майор Ивашкин Василий Ильич, зам.командира АЭ, Указ ПВС СССР от 22.02.1943 г. С февраля 1956 г. по 1958 г. в полку проходил службу в качестве командира звена будущий дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Губарев Алексей Александрович.

       Подчиненность и участие на фронтах

       В составе действующей армии в периоды:
30.11.1939 - 13.03.1940 (5 сап / 5 осбап)
22.06.1941 - 24.08.1943 (137 бап)
24.08.1943 - 14.11.1944 (114 гбап)
09.08.1945 - 03.09.1945 (114 гбап)

       Типы самолетов, состоявших на вооружении

       На вооружении полка в разное стояли самолеты СБ, A-20 Boston, Ту-2, УТБ, Ил-4, Ил-28, У-2.

Фото Командир 130-й МТАД ГСС С.А.Гуляев в 926-м гв. МТАП на аэр. Романовка 1955 г.
Командир 130 МТАД ГСС С.А.Гуляев в 926 ГМТАП на аэр. Романовка, 1955 г.

       Командиры полка

       Командиры полка: (ГСС) Н.Г.Серебряков, (сентябрь 1939 г. – сентябрь 1940 г.), И.Д.Удонин (сентябрь 1940 г. – октябрь 1941 г.), А.П.Спиридонов (октябрь 1941 г.), М.А.Виноградов (ноябрь 1941 г. – ноябрь 1942 г.), В.В.Котов (ноябрь 1942 г. – май 1945 г.), Каргальцев (был в мае 1945 г., ВрИД), А.Н.Володин (с мая 1945 г.), Ершов (до 1950 г.), М.Н.Пущин (в 1950 г., снят), Н.Д.Саликов (июль 1950 г. – март 1951 г.), В.Я.Любарский (1951-53 гг.), П.Я.Странников (1953-55 гг.), В.А.Рашко (1955-56 гг.).




137-й скоростной бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк, 926-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 1535-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 114-й гвардейский дальнебомбардировочный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 137-й ближнебомбардировочный авиационный Краснознаменный полк, 5-й отдельный смешанный бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк, 5-й смешанный авиаполк (137 СБП ББП 608 ПАП)

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Источники
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Сведения о состоянии ВВС, Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 493.


История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.