114 гвардейский дальнебомбардировочный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк
137 бомбардировочный авиационный полк ВВС КА
114 Guards bomber aviation regiment VVS
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
Летом 1939 г. на аэродромном узле в районе Мурманска началось формирование 5-го смешанного авиационного полка
четырехэскадрильного состава Ленинградского военного округа. На формирование 5-го САП была обращена 24-я ОИАЭ в полном составе.
Также на укомплектование полка поступили истребительная эскадрилья 38-го ИАП (аэр. Пушкин),
скоростная бомбардировочная эскадрилья 35-го САБП (аэр. Сиверская) и скоростная бомбардировочная эскадрилья 24-го САБП (аэр. Кречевицы).
Формирование полка было завершено в сентябре того же года. По состоянию на 15.11.1939 г. в полку имелись:
1-я ИАЭ на истребителях И-15бис (в стадии перевооружения на И-153); 2-я ИАЭ на истребителях И-16;
3-я и 4-я СБАЭ на бомбардировщиках СБ. Эскадрильи полка базировались на аэродромах Ваенга, Мурмаши и Салмиярви.
Непосредственно перед началом войны с Финляндией в ноябре 1939 г. в полку была сформирована 5-я ИАЭ.
Ее основу составили летчики и техники, прибывшие из 54-й авиабригады ЛенВО (аэр. Горелово). Авиатехника для нее (И-15бис) передали из 1-й АЭ полка, которая к этому времени перевооружилась на И-153. Полк пятиэскадрильного состава (24 СБ, 15 И-15бис, 17 И-153 и 18 И-16) входил в Мурманскую авиабригаду под командованием С.А.Красовского.
В ее состав позднее были включены и две ОДБАЭ (22 ДБ-3), переброшенные из Монино в период с 6 по 22 ноября 1939 г.
С 30.11.1939 г. 5-й САП (77 боевых самолетов) базируясь на аэр. Ваенга, имея в составе 3 истребительные и 2 бомбардировочные эскадрильи,
принял участие в Советско-финской войне, входя в состав Мурманской армейской группы (с середины ноября 1939 г. - 14-я армия).
Полк действовал по 3 января 1940 г. с аэр. Ваенга и с 3 января до конца боевых действий с аэр. Луостари.
Подразделения полка дислоцировались на аэродромах Ваенга, Мурмаши, Шонгуй. Тыловое обеспечение полка было возложено на 102-ю авиабазу ВВС.
В войне с финнами бомбардировщики ДБ-3 полка совершали налеты на расположенные в глубине финской территории города Кеми, Кемиярви, Рованиеми и Оулу.
Кроме того, частью сил 5-й САП поддерживал части РККА, наступающие из района Кандалакши на г. Кеми.
К 09.01.1940 г. на базе истребительных эскадрилий 5-го САП был сформирован новый 147-й ИАП.
Тогда же 5-й САП был переформирован в 5-й отдельный смешанный бомбардировочный авиационный полк.
Вместо истребительных эскадрилий в него включили две эскадрильи дальних бомбардировщиков ДБ-3 в качестве 1-й и 2-й ДБАЭ.
Еще три эскадрильи полка были вооружены самолетами СБ (одна эскадрилья этих самолетов прибыла из 31-го СБАП в декабре 1939 г.). В таком виде полк и существовал до конца Советско-финской войны.
Базирование 5-го САП/ОСБАП в «Зимней войне»:
- 1-я АЭ, И-153, аэр. Луостари, (в январе 1940 г. обращена на сформирование 147-го ИАП);
- 2-я АЭ, И-16, оз. Сальми-Ярви/Нот-озеро (в январе 1940 г. обращена на сформирование 147-го ИАП);
- 3-я АЭ, 14 СБ, 1 УСБ, аэр. Луостари;
- 4-я АЭ, 14 СБ, аэр. Луостари;
В январе 1940 г. на базе 3 и 4-й СБАЭ был сформирован 5-й ОСБАП;
- 5-я АЭ, 12 И-15бис, аэр. Луостари (в январе 1940 г. обращена на сформирование 147-го ИАП);
- 1-я ОДБАЭ (МВО), 12 ДБ-3, аэр. Ваенга, в ноябре вошла в состав 5-го ОСАП;
- 2-я ОДБАЭ (МВО) 11 ДБ-З, аэр. Мурмаши, в ноябре вошла в состав 5-го ОСАП;
- ОСБАЭ 31-го СБАП, в декабре 1939 г. вошла в состав 5-го ОСАП.
За время «Зимней войны» 5-й ОСБАП выполнил 567 боевых вылетов на бомбардировку объектов в тылу противника.
13.03.1940 г. полк перебазировался на аэр. Ваенга. В его боевом составе числилось 30 СБ и 15 ДБ-3, а также 4 ТБ-3, приданных полку из 3-го ТБАП ВВС БОВО.
Указом ПВС СССР от 07.05.1940 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной
и проявленные при этом доблесть и мужество» 5-й ОСБАП был награжден орденом Красного Знамени.
20.05.1940 г. 5-й ОСБАП был включен в состав вновь созданной 1-й САД и переименован в
137-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооруженный бомбардировщиками СБ. Самолеты ДБ-3 были переданы в другие авиационные части.
Перед началом Великой Отечественной войны 137-й СБАП базировался на аэр. Африканда, входя в состав 1-й САД ВВС 14-й армии. На вооружении полка имелось 35/34 самолетов СБ. После начала войны он получил еще дополнительно 18 самолетов СБ.
С 24.06.1941 г. по просьбе командующего Северным флотом 5-я эскадрилья полка в количестве 10 СБ под командованием капитана Котова перебазировалась на аэр. Ваенга-1. Оперативно подчиняясь командующему ВВС СФ, эта эскадрилья до конца июля наносила бомбардировочные удары по транспортам в порту Петсамо, по переднему краю обороны противника на Мурманском направлении, по аэродромам Луостари и Хебуктен. К 12.07.1941 г., понеся значительные потери в авиационной технике, эскадрилья вернулась в состав своего полка.
С 25.06.1941 г. полк в составе 4-х АЭ действовал днем с аэр. Африканда на Кандалакшском направлении.
Самолеты полка наносили бомбовые удары по аэродромам Рованиеми, Кемиярви, Нампа, по ж/д станциям и по скоплениям войск противника.
С 31.07.1941 г. 137-й СБАП во взаимодействии с 8-й СД действовал на Кестеньгском направлении.
25.10.1941 г. полк переведен на штат военного времени в составе 2-х эскадрилий.
Из наиболее подготовленного состава полностью сформирован новый 608-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков на самолетах Пе-2.
В период с 04.11.1941 г. по 16.03.1942 г. 137-й СБАП ВВС 14-й армии с аэр. Африканда вел в основном боевые действия ночью по ж/д и населенным пунктам Рованиеми, Кемиярви, Кайрала, Сала, Алакуртти, по аэродромам противника и переднему краю обороны на Кандалакшском направлении.
15.12.1941 г. 3 СБ под командованием капитана И.В.Сукманова перебазировались на аэр. Колежма для взаимодействия с наземными войсками 32-й армии на Медвежьегорском направлении.
19.05.1942 г. полк перебазируется на аэр. Мончегорск и до 01.06.1942 г. в взаимодействии с наземными частями 14-й армии поддерживает наступление на Мурманском направлении, действуя по огневым позициям, опорным пунктам и живой силе противника.
В период с 1 июня по 12 июля 1942 г. полк принимает участие в операции по проводке караванов судов союзников в Мурманский порт, активно действуя по аэродромам противника – Луостари и Хебуктен.
С 15.06.1942 г. полк перешел в подчинение ВВС 19-й армии.
12.07.1942. полк перебазируется на аэр. Кировск для боевой работы на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях в составе ВВС 19-й армии.
22.10.1942 в 137 СБАП было 4 исправных Бостон-3 и 7 исправных СБ;
в 608 АППБ - 10 исправных и 1 неисправный Пе-2 на аэродромах Колежма и Мончегорск.
В ноябре 1942 г. из-за отсутствия пополнения в самолетах и летчиках командование приняло решение слить
608-й ББАП и 137-й СБАП в один полк, который стал именоваться 137-м ближнебомбардировочным авиационным Краснознаменным полком
в составе 2-х эскадрилий (1-я АЭ на самолетах Пе-2, вторая – на самолетах СБ и «Бостон-III»). Он вошел в состав 260-й БАД 7-й ВА,
которая была сформирована на базе управления ВВС 19-й армии. Полк в составе дивизии стал воевать преимущественно на Кандалакшском направлении.
28.02.1943 г. при переформировании дивизий ВВС 7-й ВА в смешанные, 137-й ББАП был передан из 260-й САД в 258-ю САД (с 24.08.1943 г. – 1-я гв. САД).
К марту 1943 г. полк сдал старую матчасть СБ и Пе-2 в части 260-й БАД и получил партию самолетов «Бостон-III» (21 ед. прибывших в Мурманский порт).
В апреле 1943 г. полк базировался на аэр. Мончегорск. На его вооружении стояли бомбардировщики «Бостон-III» и У-2. Часть сил полка дислоцировалась на аэр. Африканда.
Приказом НКО СССР №264 от 24.08.1943 г. и директивой ГШ РККА №514147 от 25.08.1943 г. за мужество и героизм, проявленные в боях 137-й ББАП был преобразован в
114-й гвардейский бомбардировочный авиационный Краснознаменный полк 1-й гв. САД (бывш. 258-я САД) 7-й ВА Карельского фронта.
12.09.1943 г. полк был переведен на штат 3-х эскадрильного состава. На доукомплектование полка были получены на аэр. Тушино 10 самолетов «Бостон» А-20.
26.08.1943 г. 1-я АЭ 114-го гв. БАП (9 самолетов «Бостон-III») была перебазирована с аэр. Кица на аэр. Мончегорск. На этом аэродроме стал базироваться весь полк.
20.06.1944 г. 1-я гв. САД перебазировалась всем составом в район реки Свирь.
В июне-августе 1944 г. 114-й гв. БАП участвовал в Свирско-Петрозаводской операции советских войск в составе 261-й САД, наносящей удары на этом направлении. За время Свирской операции полк с 21 июня по 8 августа 1944 г. произвел 65 боевых вылетов. Сброшено 200630 кг. авиабомб. Боевые потери – 3 самолета и 10 человек личного состава.
26.06.1944 г. полк вышел из состава 261-й САД и вошел в непосредственное подчинение 7-й ВА отдельным полком армейского подчинения.
27.06.1944 г. ВГК И.В.Сталин объявил благодарность 114-му гв. ОБАП, за успешные действия на Свирском направлении.
С начала Великой Отечественной войны и до 01.01.1944 г. полк произвел 2222 боевых вылета, в том числе 196 ночью.
По противнику сброшено 776 149 кг бомб.
Уничтожено на земле: 152 самолета, повреждено 28, сбито в воздушных боях – 15.
Подбито и уничтожено: танков – 20, автомашин – 216, повозок – 35, автоцистерн – 7, артбатарей – 7, отдельных орудий – 5, зенитно-полевых батарей – 4, пулеметов – 30, вагонов – 70, прожекторов – 1, складов с горючим – 12, складов с боеприпасами – 16, буксирный катер – 1, жилых домов – 110.
Потери полка: 54 самолета, 112 чел. личного состава.
30.09.1944 г. полк перебазировался на аэр. Подужемье (г. Кемь) для ведения боевых действий на Кестеньгском направлении.
С 5 сентября по 30 сентября 1944 г. полк с аэр. Мончегорск одиночными ночными экипажами бомбардировал отходящие войска противника на Кандалакшском направлении.
С 04.10.1944 г. 114-й гв. ОБАП участвовал в наступлении войск на Мурманском направлении. За время Петсамо-Киркенесской операции потери: самолетов – 3, экипажей – 10 человек.
Произведено 119 боевых вылетов. Сброшено 68 215 кг. авиабомб. Уничтожено 3 самолета, ангар.
В октябре 1944 г. приказом ВГК №0369 за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск
114-й гв. ОБАП получил почетное наименование «Киркенесский».
В ноябре 1944 г. 114-й гв. ОБАП, вооруженный самолетами А-20 «Бостон», в составе 7-й ВА вывели в резерв Ставки ВГК, где он находился до мая 1945 г.
С января 1945 г. 114-й гв. ОБАП стал именоваться 114-й гвардейский отдельным дальнебомбардировочным авиационным полком.
К февралю 1945 г. полк сдал старую материальную часть самолеты «Бостон-III» в части 218-й БАД и получил самолеты Ту-2с (32 ед.).
03.05.1945 г. полк вышел из подчинения 7-й ВА и перешел в подчинение ВВС Московского военного округа.
28.05.1945 г. 114-й гв. ДБАП вышел из подчинения МВО и вместе с 10-м гв. БАП и 860-м БАП вошел в состав 179-й БАД 7-го БАК резерва СВГК.
В середине июля в соответствии с приказом ГК ВВС в составе 179-й БАД направляется на Дальний Восток по маршруту Москва – Улан-Удэ для участия в войне против Японии.
С 09.08.1945 г. 114-й гв. ДБАП в составе 179-й БАД 7-го БАК 12-й ВА принимал участие в боевых действиях против Японии.
11.09.1945 г. полк перебазировался на китайский аэр. Ушили (Ляодунский полуостров).
После окончания войны с Японией полк в составе дивизии был оставлен в Китае, базируясь на аэр. Даншахэ (Ляодунский полуостров).
С 26.03.1950 г. на основании директивы ГШ ВС СССР № 00281631 от 03.03.1950 г. 114-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк 194-й БАД (до 1949 г. – 179-я БАД) был передан из 83-го смешанного авиационного Хинганского корпуса 54-й ВА Приморского военного округа (до 1949 г. 7-й БАК 12-й ВА) в состав Авиации Порт-Артурской ВМБ (ВВС 5-го ВМФ). В этом же году полк был перебазирован с аэр. Даншахэ на аэр. Саншилипу (Ляодунский полуостров).
15.09.1950 г. 114-й гв. БАП был переформирован в 1535-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк 589-й МТАД (бывш. 194-я БАД).
С 19.10.1950 г. в связи с размещением на аэр. Саншилипу истребительного авиационного полка 1535-й гв. МТАП передислоцируется на аэр. Цзиньчжоу – Новый, но уже 27 декабря того же года его передислоцируют в Советский Союз на аэр. Романовка. Покидая Китай, полк оставил там все свои самолеты Ту-2.
В Приморье полк был включен в состав 3-й МТАД ВВС 5-го ВМФ и получил на вооружение уже видавшими виды самолеты Ил-4.
До 1953 г. в 1535-й гв. МТАП имелось на вооружении 27 самолетов Ил-4. В том же году он перевооружился на реактивные самолеты Ил-28.
В период с 1954 г. по 1955 г. полк был передислоцирован с аэр. Романовка на аэр. Новонежино.
С 01.02.1955 г. 1535-й гв. МТАП перебазировался на недавно вошедший в эксплуатацию аэр. Пристань.
30.04.1955 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/53065 1535-й гв. МТАП был переименован в
926-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (в/ч 36766), содержащийся по штату №98/316.
31.05.1955 г. на основании директивы ГШ ВМС №ОМУ/1/53029 от 11.02.1955 г. 926-й гв. МТАП из состава 3-й МТАД снова передали в 130-ю МТАД (бывш. 589-я МТАД), только что перебазированную из Китая на аэр. Романовка.
С 01.12.1957 г. в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/4/30250 от 20.07.1957 г. полк со штата № 98/316 переводится на штат №15/721 и числится частью второй линии.
К 1958 г. 926-й гв. МТАП остался единственным полком в составе 130-й МТАД и 1 апреля на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/27032 от 28.01.1958 г. он был расформирован на аэродроме Пристань.
Трое воспитанников полка были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги совершенные во время Советско-финской и Великой Отечественных войн:
майор Серебряков Николай Григорьевич, командир полка, Указ ПВС СССР от 07.05.1940 г.;
капитан Валентик Дмитрий Данилович, командир АЭ, Указ ПВС СССР от 05.02.1940 г.; майор Ивашкин Василий Ильич, зам.командира АЭ, Указ ПВС СССР от 22.02.1943 г.
С февраля 1956 г. по 1958 г. в полку проходил службу в качестве командира звена будущий дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Губарев Алексей Александрович.
Подчиненность и участие на фронтах
В составе действующей армии в периоды:
30.11.1939 - 13.03.1940 (5 сап / 5 осбап)
22.06.1941 - 24.08.1943 (137 бап)
24.08.1943 - 14.11.1944 (114 гбап)
09.08.1945 - 03.09.1945 (114 гбап)
Типы самолетов, состоявших на вооружении
На вооружении полка в разное стояли самолеты СБ, A-20 Boston, Ту-2, УТБ, Ил-4, Ил-28, У-2.
Командир 130 МТАД ГСС С.А.Гуляев в 926 ГМТАП на аэр. Романовка, 1955 г.
Командиры полка
Командиры полка: (ГСС) Н.Г.Серебряков, (сентябрь 1939 г. – сентябрь 1940 г.), И.Д.Удонин (сентябрь 1940 г. – октябрь 1941 г.), А.П.Спиридонов (октябрь 1941 г.), М.А.Виноградов (ноябрь 1941 г. – ноябрь 1942 г.), В.В.Котов (ноябрь 1942 г. – май 1945 г.), Каргальцев (был в мае 1945 г., ВрИД), А.Н.Володин (с мая 1945 г.), Ершов (до 1950 г.), М.Н.Пущин (в 1950 г., снят), Н.Д.Саликов (июль 1950 г. – март 1951 г.), В.Я.Любарский (1951-53 гг.), П.Я.Странников (1953-55 гг.), В.А.Рашко (1955-56 гг.).
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Источники
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Сведения о состоянии ВВС, Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 493.
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.