34 гвардейский бомбардировочный Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ
34th Guards dive-bomber aviation regiment
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
С 14 по 30 мая 1938 г. на основании приказов Ком. ВВС ТОФ №0036 от 14.05.1938 г. и Ком. ТОФ №0047 от 20.06.1938 г. на аэр. Николаевка на базе 52-й и 53-й СБАЭ
был сформирован 34-й скоростной бомбардировочный авиационный полк четырехэскадрильного состава. Полк вошел в состав 29-й АБ ВВС ТОФ.
С 24.07.1938 г. в связи с началом боевых действий у о. Хасан 2-я и 3-я АЭ полка были перебазированы на оперативные площадки Бархатная и Сергеевка Южная, где находились до 15 августа.
К осени 1938 г. 34-й СБАП был переведен на пятиэскадрильный штат за счет включения в его состав 7-й ОАЭ СБ (бывш. 55-я КРАЭ 28-й ТБАБ).
По состоянию на 1 октября 1938 г. в составе 34-го СБАП имелось:
- Управление полка - 7/7 СБ, экипажей - 3
- 1-я АЭ - 12/7 СБ, экипажей - 12
- 2-я АЭ - 12/11 СБ, экипажей - 12
- 3-я АЭ - 11/11 СБ, экипажей - 11
- 4-я АЭ - 12/11 СБ, экипажей - 10
- 5-я АЭ - 12/9 СБ, экипажей – 12.
В июле 1939 г. в составе 34-го СБАП 29-й МТАБ ВВС ТОФ была сформирована 6-я АЭ самолетов СБ с временной дислокацией на аэр. Николаевка.
В октябре 1939 г. 2-я эскадрилья 34-го СБАП под командованием капитана Н.Е.Кияшко была выделена из состава полка и получила наименование
7-я отдельная скоростная бомбардировочная авиационная эскадрилья. Она была перебазирована в Советскую Гавань.
Во время войны с Финляндией (ноябрь 1939 г – март 1940 г.) из состава 34-го СБАП на Балтику для получения боевого опыта было направлено несколько экипажей.
На 01.12.1940 г. в боевом составе полка имелось:
- Управление полка на аэр. Николаевка - 2/2 СБ, 1/- Р-5, 2/2 У-2, 2/1 УТ-1, 1/1 УТ-2, 1/1 ТБ-1
- 1-я АЭ (Николаевка) – 16/14 СБ, 1/- Р-6, 1/- Р-5, 1/1 У-2
- 2-я АЭ (Николаевка) – 13/13 СБ, 1/1 Р-5, 2/2 У-2, 1/1 УТ-1
- 3-я АЭ (Николаевка) – 13/13 СБ, 1/1 Р-6, 2/1 Р-5, 1/1 У-2
- 4-я АЭ (Николаевка) – 13/12 СБ, 1/1 Р-6, 2/- Р-5, 1/1 У-2
- 5-я АЭ (Николаевка) – 16/14 СБ, 1/- Р-6, 1/- Р-5, 1/1 У-2.
Всего 73/68 СБ, 4/2 Р-6, 8/3 Р-5, 7/6 У-2, 3/2 УТ-1, 1/1 УТ-2, 1/1 ТБ-1.
Экипажей 1-й линии - 12, 2-й линии - 38, 2 учебных и 31 подготовленный к ночным полетам.
01.01.1941 г. 6-я СБАЭ вышла из состава полка и была переформирована в 37-ю отдельную скоростную бомбардировочную авиационную эскадрилью с перебазированием в Магадан.
К 01.06.1941 г. в боевом составе полка имелось 69/56 СБ, 1/0 ТБ-1, 6/0 Р-5, 8/7 У-2, 3/2 УТ-1, 1/1 УТ-2.
01.07.1941 г. 1-я эскадрилья полка была обращена на формирование 1-го УРАП ВВС ТОФ.
01.09.1941 г. на основании постановления Военного Совета ТОФ №11/00501 от 27.08.1941 г. в состав 34-го СБАП была включена 4-я СБАЭ 50-го СБАП, ставшая именоваться 1-й СБАЭ.
В ноябре 1941 г. в полк поступил первый самолет Пе-2. Массово эти самолеты стали поступать в 1942 г.
В марте 1942 г. 34-й СБАП был переведен на штат трехэскадрильного состава. Высвободившиеся две эскадрильи полка послужили основой для
формирования нового 33-го БАП, вооруженного самолетами СБ. Тогда же 33-й БАП из 29-й авиабригады был
передан в состав вновь формируемой 10-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ТОФ, в которую вошел и 33-й БАП.
В период с 1943 г. по июль 1945 г. 34-й СБАП был полностью перевооружен на самолеты Пе-2. С этого времени он стал именоваться
34-м бомбардировочным авиационным полком.
16.07.1945 г. 3-я эскадрилья (10/10 Пе-2) была передислоцирована на оперативный аэр. Батюково, расположенный на северо-восточном побережье Приморского края.
К августу 1945 г. в составе полка на аэр. Николаевка имелось 53/26 Пе-2 и 1/1 Ту-2.
Во второй половине 1945 г. на ТОФ с Черноморского флота поступило 10 (по другим данным 14) самолетов Ту-2, однако, к началу
боевых действий в полку их было всего два (в т.ч. один самолет в управлении дивизии) и личный состав полка еще не успел освоить новые машины.
Поэтому они в боевых действиях реально не участвовали. Имеется информация только об одном боевом вылете этого самолета 15 августа на бомбежку станции Сейсин вместе с 31 самолетом Пе-2 полка.
Объектами действия полка были порты Сейсин, Расин мосты и железнодорожные станции в Северной Корее.
«За проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава»
приказом НК ВМФ №0460 от 26.08.1945 г. 34-й ББАП был преобразован в гвардейский полк.
14.09.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом ВГК №0501от 15.09.1945 г. и приказом НК ВМФ №0519 от 25.09.1945 г.) «за образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с японскими империалистами» полк был награжден орденом Красного Знамени.
После этих награждений и преобразований полк стал именоваться
34-м гвардейский ближнебомбардировочным Краснознаменным авиационным полком.
С 25.12.1946 г. 34-й гв. ББАП был переименован в 17-й гвардейский авиационный полк пикирующих бомбардировщиков.
15.12.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г. 17-й гв. АППБ был переформирован в 567-й гв. бомбардировочный авиационный полк в составе 89-й МТАД (бывш. 10-й АДПБ).
Одновременно полк принял в свой состав вторую эскадрилью из расформированного 33-го АППБ дивизии на самолетах Пе-2. Она стала числиться 4-й АЭ.
В связи со снятием с вооружения самолетов Пе-2 в период с 15 марта по 10 июня 1952 г. личный состав 567-го гв. БАП прошел переучивание на реактивные торпедоносцы Ту-14 на аэродроме Украинка 65-й ВА ДА, а сам
полк был переформирован в 567-й гв. минно-торпедный авиационный полк. К концу года в составе полка имелось 14 Ту-14т.
В апреле 1953 г. 567-й гв. МТАП был перевооружен на торпедоносцы Ил-28т, передав самолеты Ту-14т в 44-й МТАП 3-й МТАД ВВС ТОФ.
01.07.1960 г. в связи с «дальнейшим значительным сокращением ВС СССР» 567-й гв. МТАП на аэр. Николаевка был расформирован.
В 1961 г. сформирован 867-й ОМТАП, впоследствии переформированный как 304-й ОГДРАП и получивший орден и звание от 34-го ГБАП.
Подчиненность и участие на фронтах
Советско-японская война:
09.08.1945 - 03.09.1945 (10 авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота)
Итоги боевой работы авиачасти
Всего за время боевых действий против Японии в августе 1945 г. полком было выполнено 190 боевых вылетов, в ходе которых:
потоплено 2 танкера и 3 транспорта, повреждены 4 транспорта, уничтожены склады и сооружения в портах Расин и Сейсин, разрушено 2 железнодорожных и 1 шоссейный мост, взорван завод в порту Сейсин, уничтожен бронепоезд.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли следующие типы самолетов: Р-5, Р-6, СБ, Пе-2, Ту-2, Ту-14т, Ил-28т, Ил-28а, Ил-14п.
Экипаж 53-й СБАЭ ВВС ТОФ возле Р-5. Увеличение фото - по клику.
The R-5 plane and the crew. Click to enlarge the picture.
Оружейники Смирнов и Хухарев подвешивают бомбы к СБ. Увеличение фото - по клику.
The SB bomber. Click to enlarge the picture.
Экипаж бомбардировщика СБ 34-го БАП ВВС ТОФ. Увеличение фото - по клику.
The crew of the SB. Click to enlarge the picture.
Политинформация на аэр. Николаевка 1942 г. Увеличение фото - по клику.
The crew of the SB. Click to enlarge the picture.
Экипаж Пе-2 (хвостовой номер 8, на фюзеляже - молния) перед вылетом, Николаевка, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 (tactical number 8) warplane. Click to enlarge the picture.
Герой Советского Союза гвардии лейтенант В.Г. Лоскутов.
На носу Пе-2 изображены орден Ленина и медаль Золотая звезда.
Hero of Soviet Union V.G. Loskutov aside the Pe-2 plane.
Ту-2, предположительно - 567 Гв. МТАП ВВС ТОФ в 1945-46 гг.
The Tu-2 aircraft.
Ту-2 на аэр. Николаевка.
The Tu-2 aircraft.
Командиры полка
Командиры полка: К.И.Осипов (май-ноябрь 1938 г., погиб на Балтике в 1940 г.), Ш.Б.Бидзиношвили (с ноября 1939 г., ВрИД), П.Д.Павловский (1940-41 гг.),
М.А.Курочкин (был в январе-апреле 1940 г. ВрИД), С.А.Коваленко (апрель 1941 г. - сентябрь 1944 г.), В.С.Карелин (сентябрь 1944 г. – апрель 1945 г.),
(ГСС) капитан, майор Николай Игнатьевич Друздев (апрель 1945 г. - май 1947 г.), ГСС К.С.Усенко (ноябрь 1947 г. – декабрь 1950 г.), А.А.Митрюхин (1951-56 гг.), С.Ф.Ломако (1956-59 гг., снят), П.П.Исаков (1959-60 гг.).
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.