4 Краснознаменный минно-торпедный авиационный полк ВВС ВМФ
4th navy mine-torpedo aviation regiment
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
С 14.05.1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0545 от 05.05.1938 г., Ком. ВВС ТОФ №0036 от 14.05.1938 г. и Ком. ТОФ №0047 от 20.06.1938 г.
на базе эскадрилий расформируемой 125-й МТАБ ВВС ТОФ (109-я МТАЭ, 26-я МТАЭ и 30-я КРАЭ) был сформирован 4-й минно-торпедный авиационный полк трехэскадрильного состава.
На момент формирования полка его эскадрильи были вооружены самолетами ТБ-1 и ТБ-3 (которые постепенно передали в транспортную авиацию), Р-5, СБ и КР-6а. Управление полка и 1-я АЭ базировались на аэр. Романовка (ТБ-1 и ТБ-3), 2-я АЭ (Р-5 и СБ) – на аэр. Новонежино и 3-я АЭ (КР-6а) на аэр. Суходол.
С 25.06.1938 г. на основании приказа НК ВМФ №0039 на аэр. Евпатория в Крыму для 4-го МТАП начала формироваться 4-я АЭ на самолетах ДБ-3. На ее укомплектование выделялись экипажи МТА от ВВС БФ, ТОФ и ЧФ, а к 10.09.1938 г. формирование полка в целом было завершено.
На 01.10.1938 г. в составе 4-го МТАП числилось:
Управление полка: 1/1 У-2 и 1/1 УТ-1;
1-я АЭ 15/12 ТБ-3, экипажей 10;
2-я АЭ 28/27 Р-5т, экипажей 22;
3-я АЭ 11/8 КР-6а, экипажей 8.
До конца 1938 г. в полку была сформирована 4-я АЭ, вооруженная торпедоносцами ДБ-3т.
В июне 1939 г. 4-й МТАП был переведен на пятиэскадрильный штат.
В течение второй половины 1939 г. 4-й МТАП полностью перевооружился на ДБ-3т.
По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе 4-го МТАП числилось:
Управление полка на аэр. Романовка – 2/2 ДБ-3, 1/1 У-2, 1/1УТ-1
1-я АЭ (Романовка) – 13/6 ДБ-3, 1/- Р-6
2-я АЭ (Новонежино) – 12/7 ДБ-3, 10/7 Р-5, 1/- КР-6, 1/1 У-2
3-я АЭ (Романовка) – 12/12 ДБ-3, 3/1 КР-6, 1/1 У-2
4-я АЭ (Романовка) – 12/9 ДБ-3, 1/- Р-6, 2/- У-2
5-я АЭ (Новонежино) – 12/11 ДБ-3, 2/2 Р-6, 1/1 У-2
С 12.05.1941 г. на основании приказа НК ВМФ №0056 от 29.03.1941 г. 2-я и 5-я АЭ полка были расформированы, а их личный состав и авиатехника обращены на формирование 1-й и 2-й МТАЭ 50-го ОСБАП ВВС ТОФ с передислокацией на аэр. Новороссия.
По состоянию на 01.06.1941 г. в боевом составе 4-го МТАП имелось 47/40ДБ-3, 5/4 У-2, 1/1 УТ-1 и 38 экипажей.
С началом Великой Отечественной войны полк был рассредоточен поэскадрильно на запасные площадки, где строились капониры и укрытия. Началась интенсивная боевая учеба и боевое дежурство экипажей.
18.07.1941 г. приказом НК ВМФ №00161 от 30.06.1941 г. в составе полка были восстановлены 2-я и 5-я АЭ по штату №30/145-Б.
10.08.1941 г. на основании постановления ВС ТОФ №11/00432 от 05.08.1941 г. для расширения зоны действия полка и ведения разведки в Татарском проливе авиазвено самолетов ДБ-3т из 3-й АЭ было перебазировано на оперативный аэродром Великая Кема. Там оно дежурило вплоть до конца декабря.
В середине октября 1941 г. экипажи эскадрильи капитана Н.М.Черняева перегнали самолеты ДБ-3 на Черноморский флот. На самолете командира звена лейтенанта М.Буркина (будущего ГСС) летел пассажиром вновь назначенный командующим ВВС ЧФ генерал-майор авиации Н.А.Остряков. Там тихоокеанские экипажи совершили по несколько боевых вылетов, а три из них по просьбе Н.А.Острякова были оставлены во 2-м МТАП.
18.01.1942 г. одна из эскадрилий полка (9 экипажей) под командованием капитана Г.Д.Поповича была направлена на Запад в состав ВВС воюющих флотов. Экипажи получили новые самолеты ДБ-3ф на авиазаводе в Иркутске и через Красноярск перелетели в Москву.
02.03.1942 г. авиагруппа полка приземлилась на одном из подмосковных аэродромов. Там эскадрилью разделили: 6 ДБ-3ф возглавляемых Г.Д.Поповичем (командиры экипажей – В.Агафонов, В.Балашов, П.Зубков, А.Сидоров, Г.Ткачев) направлялись на Северный флот, где с 23 марта вошли в состав 2-го гв. САП, а 3 ДБ-3ф (командиры экипажей – Косиченко, Перегудов и В.И.Минаков) на Черное море. Однако вскоре эти три экипажа были направлены в 35-й МТАП ВВС СФ, формируемый в это время на базе 1-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ. Но в июне их передали в 36-й МТАП ВВС ЧФ.
В марте 1942 г. приказом НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. 4-й МТАП был преобразован в трехэскадрильный. К этому времени две его эскадрильи перевооружились на самолеты ДБ-3ф. На вооружении третьей эскадрильи оставались самолеты ДБ-3т.
На базе двух эскадрилий 4-го МТАП сформировали новый 49-й МТАП ВВС ТОФ, базирующийся на аэр. Новонежино.
В мае 1943 г. в полк прибыли 2 экипажа (Ф.Козырин, И.Василенко) из состава 5-го гв. МТАП ВВС ЧФ для передачи боевого опыта авиаторам-тихоокеанцам.
09.05.1944 г. 4-му МТАП было вручено Боевое Знамя части.
20.01.1944 г. управление 4-го МТАП было передислоцировано с аэр. Новороссия на аэр. Романовка.
По состоянию на 09.08.1945 г. к началу войны с Японией в составе полка, базирующегося на аэр. Романовка, имелось 12/11 ДБ-3т, 24/23 Ил-4 (ДБ-3ф) и 34 экипажа. Боевые вылеты по своему прямому предназначению полк начал выполнять с первого дня войны.
10.08.1945 г. полк потерял Ил-4 лейтенанта Ильяшенко Григория Даниловича. Экипаж самолета попал в плен к японцам.
Вскоре он был освобожден американцами в сеульской тюрьме. 14 сентября командиру экипажа лейтенанту Ильяшенко было присвоено звание Героя Советского Союза.
В тот же день при нанесении удара по конвою противника помощник командира 4-го МТАП майор Г.Д.Попович торпедным ударом потопил фрегат №82 ВМС Японии (в донесении потопленный корабль был классифицирован как эсминец типа «Камикадзе»).
В сентябре 1945 г. за этот вылет майор Попович был удостоен звания Героя Советского Союза. В ходе налета самолеты Ил-4 пилотируемые лейтенантами Громаковым и Лазаревым были сбиты зенитным огнем кораблей (экипажи погибли).
В связи с тем, что целей для торпедоносцев в Японском море не осталось, экипажи полка были перенацелены на действия по береговым объектам противника. Так 16.08.1945 г. 16 Ил-4 наносили удар по железнодорожной станции Сейсин.
14.09.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0519 от 25.09.1945 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы
с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество 4-й МТАП был награжден орденом Красного Знамени.
С 25.12.1946 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0015 от 16.11.1946 г. и приказом командующего ТОФ №0025 от 21.12.1946 г. 4-й МТАП был
переименован в 44-й минно-торпедный авиационный полк.
С 15.12.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г. 44-й МТАП переводится на единую с ВВС СА четырехэскадрильную структуру, а в 1949 г. он вновь вернулся к испытанной временем трехэскадрильной структуре.
В сентябре и октябре 1952 г. 44-й МТАП приступил к переучиванию сразу на два типа реактивных торпедоносцев – Ту-14т и Ил-28т.
С 15.11.1952 г. на основании директивы начальника ГОУ МГШ №Орг/8/23019 от 14.08.1952 г. полк начал передислоцирование с аэр. Романовка на аэр. Западные Кневичи (фактически полк завершил перебазирование только в начале 1953 г.).
В апреле 1953 г. полк получил самолеты Ту-14т из 567-го гв. МТАП ВВС 5-го ВМФ.
01.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г.
44-й Краснознамённый минно-торпедный авиационный полк, вооруженный самолетами Ил-28 и Ту-14, был расформирован на аэр. Кневичи.
Подчиненность и участие на фронтах
Авиаполк в составе 2 мтад ТОФ принимал участие в советско-японской войне 1945 г.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли следующие типы самолетов: ТБ-1, ТБ-3, Р-5, У-2, УТ-1, КР-6а, ДБ-3т, Ил-4т, Ил-28т, Ил-28п, Ту-14т, Ил-14п.
По состоянию на 09.08.1945 на вооружении полка было 26 Ил-4.
Летчики полка на аэр. Романовка, 01.05.1941 г. Увеличение фото - по клику.
The aviators near the DB-3 plane. Click to enlarge the picture.
Экипаж: Гагиев А.М., Грызлов В.Ф., Иванов П.И. у ДБ-3т, 30.05.1942 г. Увеличение фото - по клику.
The DB-3 bomber. Click to enlarge the picture.
Авиаторы полка на фоне ДБ-3. Восьмой слева - В.И.Минаков. Увеличение фото - по клику.
The aviators near the DB-3 plane. Click to enlarge the picture.
Самолёт ДБ-3т на аэр. Романовка.
Торпедоносец Ил-4 гвардии майора Поповича. Август 1945 г.
Командир 2 МТАД гма Сучков П.И. с летчиками 4 МТАП на аэродроме Романовка. Август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The Soviet aviators at Romanovka airfield in 1945 г. Click to enlarge the picture.
Экипажи возвращаются с аэродрома Романовка после боевого вылета, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The crews of 4 MTAP 2 MTAD. Click to enlarge the picture.
Ил-4 на аэр. Романовка, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 warplane. Click to enlarge the picture.
Торпедоносец Ил-4Т на аэродроме Романовка, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The Il-4t torpedo bomber at Romanovka airfield in 1945. Click to enlarge the picture.
Подвеска торпед на самолеты Ил-4 на аэродроме Романовка (Приморский край), август 1945 года. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 planes of 4th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.
Командиры полка
Полком командовали: В.А.Шестаков (май-август 1938 г., отстранен), П.А.Семенов (август 1938 г. – декабрь 1940 г.),
Николай Никитович Ведмеденко (декабрь 1940 г. - май 1942 г., снят), М.П.Казаков (май 1942 г. - сентябрь 1943 г.),
Н.М.Черняев (сентябрь 1943 г. – был в сентябре 1945 г.), Д.В.Хибин (1949-50 гг.), Н.С.Елисеев (1948-51 гг.),
С.С.Кирьянов (1951-53 гг.), М.К.Соломинов (1953-55 гг., снят), С.С.Сафронов (1955-56 гг.), Н.С.Большаков (1956-60 гг.).
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.