С 14.06.1942 г. в г. Кировабад (ныне г. Гянджа) в Азербайджане был сформирован 860-й бомбардировочный авиационный полк в составе 221-й БАД резерва Ставки ВГК. Дивизия формировалась с 09.06.1942 г. в г. Ворошиловград в составе 4-й ВА Южного фронта. В боях не участвовала.
На вооружение полк в числе первых в ВВС КА получил американские бомбардировщики А-20 «Бостон».
24.06.1942 г. 221-я БАД в составе 57-го, 745-го, 794-го, 860-го БАП прибыла из 4-й ВА в состав 8-й ВА Юго-Западного фронта.
С 23.07.1942 г. дивизия была выведена в район Тамбова на доукомплектование и по 18 сентября 1942 г. находилась в составе формируемой
1-й бомбардировочной авиационной армии РВГК, а после ее расформирования до 14.11.1942 г. числилась непосредственно в составе РВГК.
С 14.11.1942 г. 221-я БАД и 860-й БАП приступили к боевым действиям в составе 17-й ВА на Юго-Западном фронте.
С 12.02.1943 г. 860-й БАП вошел в состав 244-й БАД 17-й ВА, базируясь на аэр. Миллерово (кроме него в дивизию входили 45-й, 449-й и 861-й БАП). Этим составом дивизия приняла участие в Сталинградской битве.
В связи с большими потерями 244-я БАД была направлена на доукомплектование, а в октябре 1943 г. она вернулась в состав действующей армии (на 3-й Украинский фронт).
С 29.03.1943 г. по 03.05.1943 г. 860-й БАП дислоцировался в г. Рогово на р. Айдар.
В июне 1944 г. 244-я БАД была передана в состав 2-го гв. БАК 8-й ВА 1-го Украинского фронта.
В сентябре 1944 г. 244-я БАД вновь вернулась в 17-ю ВА 3-го Украинского фронта, а в конце того же года 860-й БАП был выведен в резерв для переформирования и перевооружения.
В январе 1945 г. 860-й БАП, вооруженный самолетами A-20 Boston, находился в резерве ВВС Московского военного округа,
базируясь в г. Луховицы Московской области. Там на базе 27-го ЗАП ВВС МВО он перевооружился и переучился на новые бомбардировщики Ту-2.
В середине мая 1945 г. в соответствии с приказом ГК ВВС на основании директивы ГШ КА №Орг/10/83813 от 16.04.1945 г. 860-й БАП передается в состав 179-й БАД 7-го БАК и направляется
на Дальний Восток для участия в войне против Японии. Весь летный состав отправился к месту назначения на самолетах, а
технический состав полка вместе с батальоном аэродромного обслуживания – по железной дороге. Перелет проходил по маршруту Казань – Свердловск – Омск - Улан-Батор.
В первых числах августа полк разместился на аэр. «Дон» в 12 км от г. Чойбалсан в Монгольской Народной Республике, войдя в состав 12-й ВА Забайкальского фронта.
С 09.08.1945 г. с началом боевых действий против Японии самолеты полка совершали боевые вылеты на бомбежку объектов Хайларского укрепрайона
японских войск и железнодорожной станции Цицикар на территории Китая. В ходе боевых вылетов полк потерь не имел.
Через два дня после капитуляции Японии (04.09.1945 г.) 860-й БАП 179-й БАД 7-го БАК перебазируется на аэр. Саншилипу в
30 км от г. Цзиньчжоу на Ляодунском полуострове. Там он вошел
в состав группировки советских ВВС, размещенных в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Китаем.
С 26.03.1950 г. на основании директив ГШ ВС СССР № 00281631 от 03.03.1950 г. и МГШ ВМС №1371134 от 31.03.1950 г.
из состава 83-го смешанного авиационного Хинганского корпуса (бывш. 7-й БАК)
860-й БАП был передан в Авиацию Порт-Артурской ВМБ (ВВС 5-го ВМФ). Место дислокации полка при этом осталось прежним - аэр. Саншилипу.
С 15.09.1950 г. 860-й БАП был переформирован в 1540-й минно-торпедный авиационный полк 589-й МТАД (бывш. 194-я БАД).
С 19.10.1950 г. в связи с размещением на аэр. Саншилипу истребительного авиационного полка 1540-й МТАП передислоцируется на аэр. Цзиньчжоу–Новый.
20.07.1953 г. в связи с перевооружением на самолеты Ил-28 полк вновь передислоцируется с аэр. Цзиньчжоу–Новый на аэр. Тученцзы,
где имелась бетонная ВПП, способная принимать тяжелые самолеты.
30.04.1955 г. 1540-й МТАП был переименован в 929-й минно-торпедный авиационный полк.
25.05.1955 г. 929-й МТАП вооруженный самолетами Ил-28 вместе с управлением 130-й МТАД (бывш. 589-я МТАД) выводится в Советский Союз и размещается на аэр. Майхэ в Приморском крае.
С 01.04.1958 г. 929-й МТАП из расформируемой 130-й МТАД передается в состав 3-й МТАД ВВС ТОФ. Там он стал
выполнять функции учебной части.
В апреле 1060 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 929-й МТАП, вооруженный самолетами Ил-28,
на аэр. Майхэ приступил к расформированию. Процесс расформирования завершился к 1 июля.
Подчиненность и участие на фронтах
860 (ближне)бомбардировочный авиационный полк ВВС КА в действующей армии:
Великая Отечественная война
14.06.1942 - 25.07.1942 (в середине июня 1942 г. полк вошел в состав 221 бад)
14.11.1942 - 10.01.1943
09.02.1943 - 02.12.1944
Советско-японская война
09.08.1945 - 03.09.1945 (участвовал в боях против Японии в на Забайкальском фронте в составе 179 бад)
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
В мае-июне 1942 г. получил в Кировабаде бомбардировщики Б-3 "Бостон".
На вооружении полка в разное время стояли самолеты А-20, Ту-2, УТБ, Ил-28.
Командиры полка
Полком командовали: майор Василий Михайлович Еркин (05.1944 - 09.1945);
П.М.Егин (1949 г. – май 1950 г.), В.И.Федоров (май 1950 г. - май 1954 г.), В.Н.Семенов (в 1954 г.), Г.Д.Буланихин (1954-55 г.г.). С.А.Маникин (1955-60 гг.).
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
Ссылки / Links.
860 ближне-бомбардировочный авиационный полк ВВС КА
(860 ближнебомбардировочный авиаполк, 860 ББАП, 860 БАП)
Благодарность за информацию - Левшов П., Харин В.
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.