930 Краснознаменный ночной легко-бомбардировочный Трансильванский авиационный полк ВВС КА
930th night light bomber "Transilvania" regiment VVS
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
Сформирован 03.07.1942 в городе Алатыре по ходатайству Центрального Комитета комсомола.
За образцовое выполнение заданий командования по уничтожения окруженной Корсунь-Шевченковской группировки немецких войск
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.02.1944 полк награжден орденом Красного Знамени.
За отличия в боях в Трансильвании приказом ВГК полку присвоено почетное наименование Трансильванский.
В мае 1946 года на базе 930 авиационного полка ночных бомбардировщиков сформирован 374 авиационный транспортный полк, который вошел в состав 12 транспортной дивизии МВО.
В сентябре 1946 года полку возвращено прежнее наименование 930 авиационный Комсомольско-Трансильванский Краснознаменный полк.
В июне 1956 года 930 транспортно-десантный Краснознаменный Комсомольско-Трансильванский авиационный полк 12 авиационной транспортной дивизии ВДВ передан в состав ВТА ВВС.
С 1 мая 1998 г. при расформировании 930 Комсомольского-Трансильванского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка,
его боевое знамя, орден и почетные наименования переданы 110 ВТАП, который стал
именоваться 110 военно-транспортный Комсомольский-Трансильванский Краснознаменный авиационный полк.
Подчиненность и участие на фронтах
В составе действующей армии в Великой Отечественной войне: 28.07.1942 - 15.04.1943 (930 лнбап 211 нбад); 20.08.1943 - 11.05.1945 (930 лнбап 312 нбад).
В 1956 году полк составом 16 экипажей участвовал в венгерских событиях.
В период с 1979 по 1989 года экипажи полка принимали участие в боевых действиях в ДРА.
С 1982 по 1989 года эскадрилья полка постоянно базировалась на аэродроме Баграм. Именно этот полк выполнил наибольший объем перевозок на территории ДРА за что в 1988 году награжден вымпелом МО ДРА.
Особая роль принадлежит полку в снабжении отдаленных гарнизонов Севера и Дальнего Востока продуктами питания, промышленными товарами, топливом и другими средствами жизнеобеспечения.
Экипажи полка принимали участие в оказании помощи народам Вьетнама и Анголы, в ликвидации последствий землетрясения в Армении и на Сахалине, перевозке миротворческих сил и в выполнении других задач.
Итоги боевой деятельности авиачасти
Летным составом полка выполнено 9860 вылетов для уничтожения боевой силы и техники противника,
5291 вылетов в тыл для поддержки партизан; сброшено около миллиона килограмм бомб и более двух миллионов штук листовок.
Фотогалерея боевых самолетов, состоявших на вооружении
Матчасть составляли бипланы У-2 (По-2).
В августе 1942 г. получены 6 новых самолетов По-2, построенных на личные сбережения комсомольцев и молодежи Татарской АССР.
Летом 1943 года комсомольцы ТАССР передали авиаторам еще 20 самолетов По-2.
Имена дарственных самолетов:
"Кзыл Татарстан", "Комсомол Татарстана", "Казанский комсомолец", "Зеленодольский комсомолец", "Пионер Татарии",
"Комсомолец Татарии". "Пионер Татарии" (экипаж - Мосякин и Шаховцов) был сбит 07.03.1943,
вскоре комсомольцы Казани прислали в полк второй такой же самолет, с такой же дарственной надписью.
Самолет У-2 "Казанский комсомолец", 1944 год. Увеличение фото - по клику.
Soviet airplane U-2 in Great Patriotic war. Click to enlarge the photo.
Авиаторы у самолёта У-2 со знаком «КИМ» (коммунистический интернационал молодёжи).
Самолет У-2 № 9. Лётчики готовятся к боевому вылету.
У-2 "За Родину" в зимнем камуфляже. Просматривается хвостовой номер 3. Увеличение фотографии - по клику.
The U-2 plane in winter camouflage. Click to enlarge the picture.
Послевоенная матчасть
В ноябре 1957 года полк приступил к переучиванию на самолет Ил-14, а с августа 1959 года - на самолет Ан-8.
В августе 1967 года личный состав полка приступил к переучиванию на самолет Ан-12.
Командиры полка
1942-1943 - майор Еренков Михаил Дмитриевич,
1943-1946 - подполковник Чернобуров Александр Иванович,
1946-1947 - подполковник Шалухин Владимир Александрович,
1947-1948 - подполковник Бандровский Пений Антонович,
1948-1951 - подполковник Шкулепов Алексей Пантелеевич, Герой Советского Союза
1951-1955 - полковник Изнов Александр Васильевич,
1955-1956 - полковник Дворецкий Владимир Захарович,
1956-1957 - полковник Кравченко Иван Васильевич,
1957-1964 - полковник Яременко Алексей Евгеньевич,
1964-1966 - подполковник Егоров Евгений Михайлович,
1966-1969 - полковник Зубов Борис Павлович,
1969-1973 - подполковник Пронин Владимир Иванович,
1973-1975 - полковник Кудряков Владимир Николаевич,
1975 - подполковник Кривенко Владимир Петрович,
1975-1978 - полковник Сокол Виталий Григорьевич,
1978-1980 - полковник Амелькин Геннадий Васильевич,
1980-1984 - подполковник Мужаев Валерий Павлович,
1984-1987 - подполковник Камчатов Владимир Алексеевич,
1987-1989 - подполковник Овсянкин Валерий Георгиевич,
1989-1993 - полковник Калугин Евгений Алексеевич,
1993-1996 - полковник Самчкуашвили Александр Георгиевич,
1996-1998 - полковник Азаров Сергей Олегович,
Комсомольский авиаполк
930 Краснознаменный ночной легко-бомбардировочный Трансильванский авиационный полк ВВС КА
Информация:
Перечень № 12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.