Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

150 гвардейский истребительный авиационный Братиславский полк ВВС КА

[183 истребительный авиационный полк]


150th guards fighter regiment (183th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.05.1941 183 истребительный авиаполк начал формироваться в Западном Особом военном округе (г. Вилейка) (приказ НКО СССР № 0792).
       29.08.1941 Формирование закончено в Московском военном округе (аэр. Дягилево) при 1 Высшей школе штурманов ВВС КА по штату 015/174.
       10.1942-01.1943 В 20 зиап Сибирского ВО (г. Новосибирск) переформирован по штату 015/284.
       31.03.1944–26.06.1944 Переформирован по штату 015/364.
       02.07.1944 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 0178 183 иап преобразован в 150 гвардейский истребительный авиационный полк.
       06.01.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Дунай и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 150 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       07.05.1945 За отличие в боях при овладении городом Братислава приказом ВГК № 083 150 гиап присвоено почетное наименование «Братиславский».
       02.04.1960 150 гиап расформирован в 13 гиад 73 ВА ТуркВО (аэр. Чирчик) (директива МО СССР № орг/4/60690 от 16.03.1960).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
13.09.194123.09.194165 ИАДВВС Южного фронта
23.09.194118.03.1942РАГ-5 РСВГК
06.07.194212.07.1942Юго-Западный фронтНес боевое дежурство, выполняя задачи ПВО объектов ЮЗФ
13.07.194224.09.1942269 ИАД8 ВАСталинградский фронт
11.02.194323.07.1943294 ИАД4 ИАК2 ВАВоронежский фронт
23.07.194311.05.1945294 ИАД / 13 ГИАД4 ИАК / 3 ГИАК5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 6487 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 396 самолетов противника, и 17 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 22, орудия ПА – 1, орудия ЗА – 30, точки ЗА – 1, автомашины – 1563, автобусы – 6, бензоцистерны – 10, повозки – 582, паровозы – 2, вагоны – 17, переправы – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника217921467530
по аэродромам противника2525
на разведку52594422879012
на свободную охоту561244
на прикрытие войск29811301085221260961
на сопровождение11041013415657918
по радиовызову75256313950
патр-е на рубеже отсечения3838
на прикрытие аэродромов215701201510
на деблокировку аэродромов1212
на уничтожение аэростатов66
на прикрытие Дунай. флотилии4242
на штурмовку с сопровожд-ем27421460
на штурмовку с разведкой1123379
на прикрытие По-21212
на прикрытие ж/д узлов116116
Итого6487664739222916821173
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях251735799337
Истребители - уничтожено на аэродромах12102
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях128131071322
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах55
Итого396206015212539
сбито в воздушных боях379204515012539
уничтожено на аэродромах17015200
Свои потери За войну 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях6451431131
сбито зенитной артиллерией71231
уничтожено на аэродромах431
не вернулось с боевого задания40332293
Итого боевые11582156255
авиакатастрофы52111
аварии91323
списано по износу11
Итого небоевые1522533
ВСЕГО130102361288
Потери летного состава
Летчики627731152


По типам самолетов потеряно:
11 МиГ-3; 45 Як-1; 45 Як-7б; 1 Як-7в; 11 Як-9Д; 2 Як-9Т; 15 Як-3.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

29.08.1941 сформирован на самолетах МиГ-3 (две аэ).
03.1942-05.1942 в 8 запасном истребительном авиаполку Приволжского ВО (пос. Багай-Барановка Саратовской обл.) освоил истребители Як-1.
28.05.1942 передал 20 Як-1 в 296 иап.
10.1942-01.1943 в 20 зиап Сибирского ВО (г. Новосибирск) переформирован перевооружен на истребители Як-7б (три аэ).
07.1943-10.1943 в процессе боевых действий для восполнения потерь матчасти в боевой состав полка поступили самолеты Як-1.
31.03.1944–26.06.1944 пополнен самолетами Як-9 (три аэ).
Весной 1945 г. пополнен самолетами Як-3.

150 GvIAP wartime foto.
Баранов Михаил Дмитриевич у самолета Як-1.
Russian ace M.D. Baranov near the Yak-1 plane.

.
Раненый лётчик Михаил Баранов у самолета Як-1. Весна-лето 1942 г.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР.
Истребитель Як-1 «Гроза фашистов М.Д. Баранов». Увеличение фото - по клику.
The Yak-1 plane «The fear for the fascists M.D. Baranov», the left side. Click to enlarge the picture.

русский военный самолёт СССР схема боевой окраски ВВС РККА в ВОВ.
Михаил Баранов в кабине своего самолета Як-1 с бортовым номером 1.
бортовая живопись и окраска, фото ВМВ.
The Yak-1 aircraft № 1 «The fear for the fascists M.D. Baranov», the right side.

Jak-1 USSR
Герой Советского Союза М.Д. Баранов среди летчиков 183 ИАП на фоне своего Як-1. Сталинградский фронт. Лето-осень 1942 г.
Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Техник наносит победные звездочки на правую сторону фюзеляжа самолёта Як-1 М.Д. Баранова.
Profile WW2 USSR pursuit squadron airplane in action.
Реконструкция внешнего вида Як-1 № 1. Рисунок М. Быкова.

Летный состав на Воронежском фронте. Полк Обозненко.
Предположительно, летчики полка на фоне истребителя с белыми тактическими знаками. Воронежский фронт, фото 1943 г.

«воздушные рабочие войны» фотографии.
Комполка Обозненко Андрей Александрович на фоне самолетов Як.
150th GIAP commander A.A. Oboznenko aside the Yak planes.


Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Якименко Антон Дмитриевич с сослуживцами у самолета Як-3.
A.D. Yakimenko near the Yak-3 warplane in the winter camouflage.


Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 150 Гв ИАП.
Агданцев Александр Николаевич в кабине Як-3.
Soviet ace Agdantsev in the Yak-3 plane cockpit.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь 150 ГвИАП.
Лапшин Василий Григорьевич на крыле Як-3 с надписью «Маршалу Советского Союза Малиновскому от ...»
V.G. Lapshin at the Yak-3 wing. Great Patriotic war photo.


ЭБО
Герой Советского Союза, комполка Якименко (справа) с механиком старшиной Мурадымовым, 9 мая 1945 г.
Regimental markings WWII photo in combat.
Самолёт Як-3 «На Родину С победой!» командира 150 гиап Якименко А.Д., 1945 г.
The Yak-3 fighter of Yakimenko, the commander of 150 GIAP Red army airforce.

Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО. ГСС
Реконструкция внешнего вида Як-3 б/н 360. Рисунок М. Быкова.

       Командиры полка

10.05.1941 – 19.03.1943 м-р, п/п Хирный Александр Васильевич (погиб)
20.03.1943 – 28.11.1944 м-р, п/п Обозненко Андрей Александрович
28.11.1944 – 31.12.1945 п/п Якименко Антон Дмитриевич




150 гвардейский истребительный авиационный Братиславский полк ВВС КА

Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.