Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

159 гвардейский истребительный авиационный ордена Суворова Новороссийский Краснознаменный полк ВВС КА

[88 истребительный авиаполк]


159th guards fighter «Novorossiysk» aviation regiment (88th fighter air regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       13.04.1940 88 истребительный авиаполк сформирован в Киевском Особом военном округе (г. Винница) на основе 4 отдельной истребительной авиаэскадрильи по штату 15/21.
       13.08.1941 Переформирован по штату 015/134.
       25.01.1942 Переформирован по штату 015/174.
       16.09.1943 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками по освобождению города Новороссийск и проявленные при этом мужество и доблесть приказом ВГК б/н 88 иап присвоено почетное наименование «Новороссийский».
       14.04.1944 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 55 88 иап преобразован в 159 гвардейский истребительный авиационный полк.
       10.07.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании рек Проня и Днепр, прорыв сильно укрепленной обороны немцев, а также за овладение городами Могилев, Шклов и Быхов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 159 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       20.11.1944 Переформирован по штату 015/364.
       05.04.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Остероде, Дойтш-Айлау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 159 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       Осенью 2009 года 159 гиап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

28.06.1940–09.07.1940 В составе 38 иабр ВВС 5 армии Южного фронта принимал участие в освобождении Бессарабии.

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194128.06.194144 иадВВС Юго-Западного фронта
28.06.194115.07.194144 иадВВС Южного фронта
15.07.194131.07.194144 иадВВС 12 и 6 армийЮго-Западный фронт
31.07.194109.08.194144 иадВВС Южного фронта
09.08.194117.08.194144 иадВВС 26 армииЮжный фронт
17.08.194127.08.194144 иадВВС Южного фронта
27.08.194101.09.194144 иадВВС 6 армииЮжный фронт
01.09.194107.03.194220 садВВС Южного фронта
07.03.194204.1942ВВС 56 армииЮжный фронт
04.194205.1942ВВС 18 армииЮжный фронт
05.194222.05.1942ВВС 12 армииЮжный фронт
22.05.194214.08.1942216 иад4 ВАЮжный фронт
14.08.194220.12.1942216 иад4 ВАСГВ Закавказского фронта
25.05.194320.11.1943229 иад4 ВАСеверо-Кавказский фронт
20.11.194318.04.1944229 иад4 ВАОтдельная Приморская армия
18.04.194413.05.1944229 иад4 ВА4 Украинский фронт
13.05.194424.05.1944229 иад4 ВА2 Белорусский фронт
20.06.194409.05.1945229 иад4 ВА2 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 18193 боевых вылета. Количество уничтоженных самолетов противника - 342 в воздушных боях и 74 на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 70, орудия ПА – 157, орудия ЗА – 359, пулеметные точки – 68, автомашины – 2775, тягачи – 8, повозки – 542, паровозы – 12, вагоны – 41, цистерны – 61, склады боеприпасов – 9, склады ГСМ – 2, блиндажи – 4, баркасы – 5).

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника1355414941
по аэродромам противника21437605463
на разведку228129512955366788
на свободную охоту1414
на перехват1744913674143428
на прикрытие войск3703172956680257531
на сопровождение888210162405112226691670
Итого1819344045334287437211860
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздухе1382531274411
Истребители - уничтожено на аэродромах444832
Бомбардировщики - сбито в воздухе1103744227
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах236413
Прочие - сбито в воздухе20182
Прочие - уничтожено на аэродромах761
Итого3429055698444
сбито в воздушных боях2688037697111
уничтожено на аэродромах74101801333
Свои потери самолетов Всего 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях62181217105
сбито ЗА40254533
уничтожено на аэродромах211
не вернулось с боевого задания26714131
Итого боевые130511826269
авиакатастрофы321
аварии29732143
списано по износу149221
Итого небоевые461854154
ВСЕГО1766923304113
Потери летного состава
Летчики74212018114

По типам самолетов потеряно: 92 И-16; 46 ЛаГГ-3; 38 Ла-5.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


1. И-16 (22.06.1941 — 20.12.1942)
На момент начала боевой работы полк имел в боевом составе 71 И-16 (из них 2 неисправных).
31.12.1941 полк принял 8 истребителей И-16 от 131 иап.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
В.С. Батяев и Г.Г. Волынцев у истребителя И-16 с изображением ордена Красного Знамени на фюзеляже.
Soviet pilots near the I-16 warplane.


Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 88 иап.
Авиаторы полка рядом с И-16 б/н 36.
The I-16 fighter of 88 IAP Red army airforce.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Реконструкция внешнего вида И-16 № 36 л-та Лукина А.П. Автор - М. Быков.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Кубати Карданов в кабине И-16 № 44, октябрь 1942 года, район Моздока. Другой снимок из серии - по клику.
боевое применение
Pilot K. Kardanov and his I-16 bort number 44. Click to view other photo.

Передача устаревших самолетов И-16 88-м (впоследствии 159-м гвардейским) истребительным авиаполком в связи с переходом на новую технику
Сдача устаревших самолетов И-16 в связи с переходом на новую технику, 1942 г.


2. ЛаГГ-3 (25.05.1943 — 24.05.1944)
21.12.1942-23.05.1943 освоены в 26 зиап ЗакФ.
21.04.1944 авиаполк принял 12 самолетов ЛаГГ-3 от 790 иап.

эмблему на все самолёты полка нанесла делегация
моряков Черноморского Флота, в знак особой благодарности за боевые успехи лётчиков при освобождении Новороссийска
Собин В.В. у своего ЛаГГ-3, Кубань, адр. Фонталовская, 1943 г. На руле направления истребителя военно-морская эмблема – якорь, нанесенная делегаций моряков Черноморского Флота, в знак благодарности за боевые успехи лётчиков при освобождении Новороссийска.
Pilot Sobin near his LaGG-3 plane. The anchor at the rudder is the regimental mark of 88 IAP.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР
Pilot Knyazev near the LaGG-3 aircraft № 4. Great Patriotic war photography.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска. Люк электро аккумулятора
Командир 88 ИАП Герой Советского Союза майор В.И. Максименко в кабине ЛаГГ-3, подаренного ему земляком.
Russian ftr foto WW2.
The LaGG-3 of 88 IAP commander Maksimenko.



3. Ла-5 (20.06.1944 — 09.05.1945)
25.05.1944–13.06.1944 освоены во 2 зиап Московского ВО (ст. Сейма Горьковской обл.)

Russian ftr foto WW2.
Постановка задачи авиатехникам авиаполка (с записной книжкой в руках – инженер-майор Миценмахер Рафаил Иосифович, старший инженер 229 истребительной авиадивизии 8 воздушной армии), 1944 г.


       Командиры полка

16.05.1941 – 08.08.1943 м-р, п/п Маркелов Андрей Гаврилович
09.08.1943 – 31.12.1945 м-р, п/п Максименко Василий Иванович






Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

159 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Новороссийский полк ВВС КА



История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.