Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

19 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ

боевое Знамя красное 19 Истребительного авиационного полка ТОФ боевое Знамя красное гвардейское 88 гвИАП (19 гв ИАП) ТФ


19th Guards navy fighter aviation regiment

       История полка

       К 15.03.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. на аэродромах Северная Сергеевка и Фроловка на базе эскадрилий 39-го ИАП был сформирован 19-й истребительный авиаполк с подчинением командиру формируемой 10-й БАБ ВВС ТОФ. На вооружение полк получил истребители И-16.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе 19-го ИАП насчитывалось 25/24 И-16, 3/2 И-153, 3/2 И-15бис, 3/2 УТИ-4, 1/1 УТ-2, а также несколько УТ-1 и У-2.
       26.03.1944 г. управление полка и 2-я АЭ были передислоцированы с аэр. Северная Сергеевка и Фроловка на аэр. Николаевка.
       В течение 1944 г. полк получил на вооружение истребители Як-9.
       К началу войны с Японией в августе 1945 г. 19-й ИАП, базирующийся на аэр. Николаевка, был вооружен 10/9 Як-9д и 23/23 Як-9. На это количество самолетов имелось 28 летчиков.
       Основной боевой задачей полка стало прикрытие в воздухе Пе-2 10-й АДПБ и 2-й МТАД ВВС ТОФ, наносящих удары по наземным объектам противника.
       13.08.1945 г. 12 Як-9 полка выполнили вылеты на прикрытие Пе-2 дивизии в район п. Сейсин.
       15.08.1945 г. 10 Як-9 полка прикрывали самолеты Пе-2 55-го АППБ наносящие бомбовый удар по ст. Сейсин. В конце этого же дня истребители полка прикрывали бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4 2-й МТАД, наносящие удары по ст. Комусан. Еще 12 Як-9 прикрывали Пе-2 34-го БАП, наносящих удар по железнодорожным мостам в районе Ранана. В этот день летчиками полка ст. лейтенантом В.А.Животовским и ст. лейтенантом М.Ф.Грибом в воздушных боях были сбиты два японских истребителя, идентифицированных, как Мицубиси J2M «Рейден» (по классификации союзников «Джек»).
       16.08.1945 г. 10 Як-9 полка прикрывали боевые порядки 33-го БАП, 34-го БАП и 55-го АППБ, наносящих бомбовые удары в районе Сейсина.
       17.08.1945 г. 14 Як-9 полка прикрывали боевые порядки 34-го БАП при нанесении ими удара по ст. Ранан.
       Собственные потери полка составили Як-9 и его пилот - командир звена ст. лейтенант Алтунин Иван Александрович. При возвращении с боевого задания из-за отказа двигателя летчик посадил самолет на воду возле о. Аскольд. Двое суток он держался на воде, но в условиях тумана не был найден и утонул.
       Всего за время боевых действий против Японии полк выполнил 251 боевой вылет с налетом 553 часа.
       Приказом НК ВМФ №0481 от 28.08.1945 г. «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава» 19-й ИАП был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк (в/ч 42929).
       В начале 1946 г. 19-й гв. ИАП выделяется из 10-й АДПБ ВВС ТОФ в состав 17-й САД Камчатской военной флотилии. Он должен был перебазироваться на один из аэродромов северных Курильских островов, но до окончания их строительства оставался на прежнем месте дислокации – аэр. Николаевка.
       Но уже в июне 1946 г. в связи с расформированием 17-й САД 19-й гв. ИАП был возвращен в состав 10-й АДПБ.
       С 15.12.1947 г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава.
       С 25.05.1948 г. 19-й гв. ИАП был переименован в 88-й гв. истребительный авиационный полк 89-й МТАД (бывш. 10-я АДПБ) с дислокацией на аэр. Николаевка.
       С 07.09.1948 г. полк был перебазирован с аэр. Николаевка на аэр. Унаши и перевооружился на истребители Ла-11.
       С 20.04.1949 г. полк был переведен на штат трехэскадрильного состава.
       С 01.06.1949 г. полк вновь был передислоцирован с аэр. Унаши на аэр. Николаевка.
       6 ноября 1951 г. пара истребителей Ла-11 88-го гв. ИАП 89-й МТАД пилотируемых ст. лейтенантами И.Я.Лукашевым и М.К.Щукиным в районе 33 км южнее м. Овсянкина перехватила и сбила самолет P2V-3W «Нептун» из патрульной эскадрильи PV-6 ВМС США, нарушивший наше воздушное пространство. Оба летчика были удостоены орденов Красного Знамени.
       05.08.1952 г. 88-й гв. ИАП, вооруженный Ла-11, из состава 89-й МТАД был передан в 165-ю ИАД ВВС 5-го ВМФ.
       В 1952 г. полк был перевооружен на реактивные самолеты МиГ-15, а в 1953 г. – на МиГ-17.
       29.07.1953 г. пилоты самолетов МиГ-17 капитан А.Д.Рыбаков и ст. лейтенант Ю.М.Яблоновский сбили в районе южнее о. Аскольд над своими территориальными водами американский самолет-разведчик RB-50. Обоих летчиков наградили орденами Красного Знамени. Этот инцидент следует расценивать, как адекватный ответ авиаторов-тихоокеанцев на уничтожение американскими истребителями в день наступления перемирия на Корейском полуострове – 27 июля над Китаем транспортного самолета Ил-12 593-го ОТАП ВВС 5-го ВМФ.
       С 20.04.1955 г. 88-й гв. ИАП из состава 165-й ИАД был передан в 154-ю ИАД ВВС ТОФ и с 01.06.1955 г. передислоцирован с аэр. Николаевка на аэр. Новонежино.
       15.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/13030 от 27.03.1960 г. 88-й гв. ИАП 154-й ИАД ВВС ТОФ на аэр. Новонежино был расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

       19 истребительный авиационный полк 10 авиационной Сейсинской Краснознаменной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС ТОФ в действующей армии: 09.08.1945-03.09.1945.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли самолеты И-16, УТИ-4, УТ-1, УТ-2, У-2, Як-7б, Як-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17.

прицел ОП-1 19 Гв ИАП ВВС ТФ - самолеты и эмблемы РККФ фото СССР
Личный состав полка возле И-16, аэродром Сергеевка, 1942 г. Увеличение фото - по клику.
The aviators of 19 IAP VMF near the I-16 warplane. Click to enlarge the photo.


И16 РККФ фото СССР
Летчик мл. лейтенант Я.И.Корсаков в кабине И-16, аэр. Сергеевка, 1943 г. Увеличение фото - по клику.
Kirsakov pilot in the I-16 plane cockpit. Click to enlarge the picture.


19th navy fighter aviation regiment USSR I16
Летчики на аэр. Сергеевка (справа - М.И. Бочаров), 1943 г. На И-16 установлен ФКП. Увеличение фото - по клику.
The pilots near the I-16 fighter. Click to enlarge the picture.


авиаторами боевыми товарищами РККФ фото СССР якобы 09.1942
Летчик лейтенант М.И. Бочаров с товарищами. Увеличение фото - по клику.
The pilots near the I-16 fighter. Click to enlarge the picture.


       Командиры полка

       Командиры полка: Борис Адильгереевич Тахтаров (18.02.1942-30.8.1944), Николай Аркадьевич Митюрев (с 30.08.1944 по 1946 г.), Гришин (был в 1951 г. до 1952 г.), А.Т.Кудрявцев (1952-53 гг.), П.И.Кондратьев (1956-60 гг.)





19 истребительный авиаполк 10 БАБр ТФ
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.